Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора Поспелова Антонина Васильевна воспитатель мбдоу «Детского сада»Сказка» icon

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора Поспелова Антонина Васильевна воспитатель мбдоу «Детского сада»Сказка»



НазваниеРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора Поспелова Антонина Васильевна воспитатель мбдоу «Детского сада»Сказка»
страница1/2
Дата конвертации24.10.2012
Размер0.54 Mb.
ТипСказка
  1   2

Поспелова Антонина Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области


Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора


Поспелова Антонина Васильевна

воспитатель МБДОУ «Детского сада»Сказка»

с. Беленихино


с. Беленихино 2012


Содержание:

Информация об опыте ….....................................................2

Технология опыта ….............................................................7

Результативность опыта......................................................12

Библиографический список................................................14

Приложение к опыту............................................................15


^ Информационный раздел



    1. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора».

    2. Автор опыта: Поспелова Антонина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детского сада «Сказка» с. Беленихино, работаю в детском саду с 1982 года. Педагогический стаж — 24 года, образование среднее специальное.

^ 1. Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта.

Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца...

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих детей. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое, потому что весь опыт человечества в целом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях.

Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Дети являются носителями этого огромного багажа, дабы передать его новым поколениям.

Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.

Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят.

Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста более 8 лет, пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру — занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившегося малыша и т. д. мне помогают потешки, прибаутки, колыбельные, создавшиеся русским народом в течении веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.

^ Актуальность опыта

В наши дни произведения устного народного творчества (колыьбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные.

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь.

Огромную роль на этом этапе играет обогащение словаря ребенка., который зависит от условий жизни и воспитания.

Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте. Существуют барьеры возможностей речевого развития, связанные с физиологическим созреванием нервных центров. В возрасте около трех лет заканчивается в основном анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. В этом и состоит актуальность опыта.

^ Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей моего опыта стала педагогика сотрудничества и сотворчества. Которая является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные процессы в образовании и воспитании. Важное место в ней занимают отношения «педагог — воспитанник». Традиционное обучение и воспитание основаны на положении педагога а качестве субъекта, а воспитанника — объекта педагогического процесса.

^ Длительность работы над опыто

Накопление опыта работы проходило в ходе педагогического процесса с детьми 5 лет, начиная с сентября 2008 года. Начальный период предполагал обнаружение проблемы. На формирующем этапе была проведена апробация программы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры». Создана развивающая среда, подобран материал для работы. В нашем детском саду для занятий с детьми создан уголок русской избы. В нем есть предметы быта (оригиналы), лавки со столом, прялка, старинная посуда, кровать в старинном убранстве, рушники и многое другое. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной проблемы.

^ Диапазон опыта

Работу по формированию активного словаря детей осуществляю через разные формы работы: занятия, игры, самостоятельная творческая продуктивная деятельность, элементы театральной игры, досуги, календарные праздники, режимные моменты.

^ Теоретическая база

Период овладения речью, особенно «от двух до пяти», вызывает изумление: на протяжении всего 2-3 лет ребенок, не имеющий опыта интеллектуальной деятельности, не зная ни каких правил и не испытывая в них никакой нужды, овладевает сложнейшей системой грамматики родного языка, склоняет и спрягает безошибочно, образует новые слова и словосочетания, почти не делая ошибок в согласовании и управлении, строит простейшие варианты всех основных типов предложений. К. И. Чуковский совершенно справедливо назвал детей «гениальными лингвистами».

Восприятие речи окружающих взрослых всегда опережает собственную речь детей. К. Д. Ушинский писал: «Дитя усвояет язык подражанием». Действительно, роль имитации в усвоении языка значительная, но это не слепое подражание, оно касается лишь формы, а содержание речи вытекает из жизненного опыта ребенка, его потребностей, из игровой, познавательной, бытовой и трудовой деятельности.

Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте. Существуют барьеры возможностей речевого развития, связанные с физиологическим созреванием нервных центров. В возрасте около трех лет заканчивается в основном анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования.

Дети в возрасте от двух до пяти лет - самые разговорчивые. А. К. Маркова отмечала, что в этот период дошкольники обладают двумя видами речи: «для нас» и «для себя». Речью «для нас» ребенок пользуется, когда говорит со взрослым, речью «для себя», когда самостоятельно играет и разговаривает со своими игрушками. На этом этапе ребенок испытывает недостаток словарного материала. Его необходимо пополнять.

А. Н. Гвоздев также отмечал особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты. По данным А. Н. Гвоздева, до трех лет отмечается усвоение только суффексов уменьшительности, ласкательности, унижительности и увеличительности. Самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого «языкового чутья».

^ Новизна опыта

Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов.

В работе использовались нетрадиционные формы и методы: стимулирующие детей к использованию малых фольклорных форм, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям.

В результате это послужило базой для развития речи детей. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.

^ 2.Технология опыта

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

  • расширение, обогащение и активация словаря;

  • воспитание звуковой культуры речи;

  • формирование правильной разговорной речи;

  • развитие связной речи.

Свою практическую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста строю на следующих основных принципах: на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала; интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видам деятельности детей (Развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); активного включения детей.

Применяю такие приемы обучения, как: динамический акцент на фрагментах текста, действительное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого использую потешки для сна, кормления, прогулки и др. Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их слышать и запомнить. Малыши слушают их, просят повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствует и особая ритмическая организация, которая играет определенную роль в создании психологического комфорта.

Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные методические и игровые приемы.

  • «Доскажи словечко»



^ Это куколка, Акулька,

У нее кроватка - … (люлька).

В печку слазить очень рад,

А зовут его... (ухват).

У нее доска и палка-

Это бабушкина... (прялка).

Кашу варит всем дружок,

Круглобокий... (чугунок).

  • «Словесное лото или Кому что»

Карточки с картинками (бабушка, прялка, люлька, хозяйка, ухват, чугун, коромысло, ведро, младенец и др.).

Важным условием успешной работы над словарем детей является единство развития словаря с развитием познавательных процессов.

Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них:

^ Направо пойдешь -клад найдешь,

Налево пойдешь — коня потеряешь,
Прямо пойдешь — сам пропадешь.


Утро вечера мудренее.

Не по дням, а по часам.

От мала до велика.

Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее я пыталась решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики брала народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил»,. «Этот пальчик —


дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

Солнышко, появись!

Красное нарядись!

Чтобы год от года была у нас погода!

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.

^ Тише, куры, не шумите,

Мово Ваню не будите,

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия. Постоянно используя этот жанр фольклора в работе собрался практический материал.

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

^ Пошел медведь к броду — бултых в водй!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду -
Бултых в воду!


Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, и многое другое.

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Звучание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло детям освоить вопросительную интонацию «Курочка — рябушечка».

Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.

Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:

«Солнышко!

Ведрышко!

Выйди поскорей!

Будь к нам добрей!»

Большое влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей влияют русские народные словесные игры, как их еще называют, игры с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.

Игра «Девица — девица».

Участники: девица — водящий и группа детей.

^ Дети: . Девица — девица, сходи по водицу!

Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!

Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется — голова трясется!

Девица. Поймаю вас всех сейчас! (Ловит, дети убегают.)

Чем чаще дети играли в эту игру, тем сильнее проявлялись эмоции и мимика. Если в начале они прости проговаривали текст, то позднее в их речи появился оттенок насмешки, интонационная выразительность. Девица проговаривала текст капризным тоном, появилась ответная реакция на насмешку, которая выразилась в мимике и интонации.

К этой игре можно добавить и ряд других, которые окажут воспитателю неоценимую помощь в развитии интонационной выразительности речи детей. Например: «Кисонька — мурысеька», «Кривой петух», «Трух — трух», «Я — хитрая лисица».

Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети.

Регулярно провожу с детьми народные праздники: осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети. При разработке сценария праздника особое внимание уделяю подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, интересные и доступные детям.

Насыщенность народного праздника сюрпризными моментами, творческими импровизациями, стимулируют интерес детей, усиливают их впечатления и переживания, обеспечивают естественное приобщение детей к национальным традициям.

^ 3. Результативность опыта

Диагностика развития речи детей в младшей группе

Уровни развития

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2010-2011 учебный год

Высокий

8

33

18

36

22

44

Средний

50

59

37

55

67

56

Низкий

42

8

45

19

11

-



Результативность использования фольклора в процессе развития речи можно увидеть из диагностической таблицы. Для анализа работы взяты результаты диагностики детей за три учебных года.

Дети общительны, эмоциональны, с радостью и удовольствием используют в своей речи присказки, потешки, заклички, прибаутки.

Убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности.


Библиогрфический список

1. Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, №8, 2008. -С. 20-23

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Князева О. Л.Парциальная программа. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. - Спб.: Акцидент, 1997.

4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.

5. Селиванов Ф. М. Хрестоматия по фольклору. - М.: Просвещение, 1972.


Приложение


  1. Приложение № 1 Конспект развлечения в младшей группе. Весна на бабушкином дворе.




  1. Приложение №2 Конспект развлечения в младшей группе. Пришла зима — снег и радость принесла.




  1. Приложение №3 Конспект прогулки в младшей группе.




  1. Приложение №4 Комплекс утренней гимнастики.




  1. Приложение № 5 Конспект занятия. Сорока — ворона.




  1. Приложение №6 Доклад на педагогическом совете.




  1. Приложение № 7. Конспект занятия. Огуречик, огуречик!




  1. Приложение № 8. Конспект занятия. Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» с. БЕЛЕНИХИНО


^ РАЗВЛЕЧЕНИЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ВЕСНА НА БАБУШКИНОМ ПОДВОРЬЕ


Из опыта работы воспитателя

Поспеловой Антонины Васильевны


с. Беленихино 2011 г.

  1   2




Похожие:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора Поспелова Антонина Васильевна воспитатель мбдоу «Детского сада»Сказка» iconЭстетическое развитие детей через театрализованную деятельность Белик Надежда Григорьевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14 «Сказка»
Требования к уровню подготовки детей младшего дошкольного возраста
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора Поспелова Антонина Васильевна воспитатель мбдоу «Детского сада»Сказка» iconПлан работы гмо для воспитателей младших групп Тема: «Конструирование детей младшего дошкольного возраста»
«Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора Поспелова Антонина Васильевна воспитатель мбдоу «Детского сада»Сказка» iconПротокол № от 20 г детского сада п. Пограничный
Нормативно – правовой основой данного Положения является Закон РФ «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательном учреждении...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора Поспелова Антонина Васильевна воспитатель мбдоу «Детского сада»Сказка» iconРазвитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр через русскую народную сказку
В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным,...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора Поспелова Антонина Васильевна воспитатель мбдоу «Детского сада»Сказка» iconПрограмма развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка»
Охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и учитывает основные (инвариантные)...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора Поспелова Антонина Васильевна воспитатель мбдоу «Детского сада»Сказка» iconПротокол № от 20 г. Утверждаю заведующий мдоу детского сада
Охватывает детей младшего, среднего и старшего возраста
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора Поспелова Антонина Васильевна воспитатель мбдоу «Детского сада»Сказка» iconРазвитие связной речи детей
Теории и методики развития речи и обучения родному языку детей дошкольного возраста
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора Поспелова Антонина Васильевна воспитатель мбдоу «Детского сада»Сказка» iconПубличный доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тип – образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вид – прогимназия
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора Поспелова Антонина Васильевна воспитатель мбдоу «Детского сада»Сказка» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад п. Пограничный
Единый урок, посвященный 65-летию со дня Победы в ВОВ «Подвигу народа жить в веках», участие в котором приняли все учащиеся школы,...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора Поспелова Антонина Васильевна воспитатель мбдоу «Детского сада»Сказка» iconАбрамова Наталья Васильевна, старший воспитатель 1-ой квалификационной категории. 50 55 Открытие семинар
«Использование интегративно проектных технологий для формирования информационной компетентности и креативных способностей детей дошкольного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов