Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области Экологическое воспитание дошкольников посредством использования игры Чернова Раиса Юрьевна воспитатель, icon

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области Экологическое воспитание дошкольников посредством использования игры Чернова Раиса Юрьевна воспитатель,



НазваниеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области Экологическое воспитание дошкольников посредством использования игры Чернова Раиса Юрьевна воспитатель,
страница1/4
Дата конвертации24.10.2012
Размер0.63 Mb.
ТипСказка
  1   2   3   4


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с.Беленихино Прохоровского района Белгородской области


Экологическое воспитание дошкольников посредством использования игры


Чернова Раиса Юрьевна воспитатель,

МБДОУ «Детский сад «Сказка» с.Беленихино


Беленихино 2012 г.

Содержание:

Информация об опыте …………………….3

Технология опыта …………………………7

Результативность опыта …………………..11

Библиографический список ……………… 14

Приложение к опыту ……………………...15


^ I . УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА


МБДОУ «Детский сад «Сказка» с. Беленихино расположен по адресу: Белгородская область Прохоровский район с. Беленихино ул. Ватутина 5. Учебно-воспитательный процесс осуществляется с 1959 года. Детский сад ежегодно выпускает от 6 до 17 будущих первоклассников.

Педагогическая деятельность коллектива детского сада направлена на совершенствование содержания образования и воспитания, обеспечение уровня знаний дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Детский сад, объединяя общей задачей детей, их родителей, воспитателей и представителей общественности стал вместе со школой центром воспитания и культуры на селе.

Цель работы педагогического коллектива - постоянный творческий поиск форм и методов воспитания, направленных на формирование самостоятельной личности, разностороннее укрепление и развитие физического и психического здоровья. В достижении этой цели важную роль играет экологическое воспитание.

^ ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ОПЫТА

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.
Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Актуальность опыта обусловлена развитием двух параллельных процессов – усугублением экологических проблем планеты и их осмыслением населением Земли.

За последние десятилетия в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического воспитания, формируется концептуальное видение этого направления (С.Н. Глазычев, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, Б.Т. Лихачев, И.В. Цветкова, Г.А. Ягодин).

Признается всеми – начальным звеном системы экологического образования является сфера дошкольного воспитания, т.к. именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

Решая задачи экологического воспитания, у детей формируются система знаний о природе, учатся понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Одним из залогов успешного экологического воспитания, является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном детстве, как известно, является игра, как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

Именно игра позволяет чувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым» и значимым. В игре дети создают вымышленные ситуации, легко перевоплощаются в животных, сказочных и фантастических персонажей. Именно поэтому, по мнению известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна, игровую деятельность дошкольника можно сравнить лишь с «очарованием высших форм творчества».

Известным детским психологом Д.Б. Элькониным было установлено, что игра в дошкольном возрасте особенно сензитивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений. Основным содержанием игр дошкольников является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу.

В результате проведенной работы с детьми по экологическому воспитанию, выяснилось, что игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке детей к школе. Это связано с тем, что в игре дети сами определяют замысел и воплощают его в сюжете, по своему усмотрению вносят коррективы в игровые планы. А это влияет на умственное и эмоционально-волевое развитие детей, формирование инициативности и самостоятельности.

Педагог, участвуя в играх детей учит детей устанавливать равные отношения с детьми, проявлять творческие способности в изобретении новых игр, ролей. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых – они становятся теплее, ближе.

Проводимые экологические игры помогли детям увидеть неповторимость и целостность не только живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

^ ТЕОРИТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней, человека и природы. Экологические связи отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется попросту невозможным полноценное экологическое воспитание детей.

«Чтобы такое воспитание осуществлять, отмечала С.Н. Николаева, нужно решить, по крайней мере, три задачи:

  1. Доказать детям, что в природе все взаимосвязано.

  2. Помочь понять им, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы и для человека). Зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно.

  3. Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Н.А. Рыжова говорила о том, что «Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, ведет приспособленность к определенным элементам среды обитания. Через познание живого происхождения одухотворения бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром». Ее программа «Наш дом – природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Сочи).

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов – понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного возраста.

В соответствии с этим определились следующие принципы:

  • Поэтапное формирование экологических умений и навыков;

  • Создание морально-психологического климата;

  • Ситуация психологического внутреннего комфорта каждого дошкольника.

^ НОВИЗНА ОПЫТА

Опыт работы можно определить как – репродуктивно-рационализаторский.

В основе технологии лежат идеи Л.А. Венгер. А.П. Усовой, А,В. Запорожец, М.М. Марковской, А.И. Сорокиной.

^ ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ:

Формирование экологических знаний на основе идеи «учение без принуждения» (по К. Роджерсу).

II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

  1. Ненавязчивое обучение дошкольников приемам и операциям, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально-окрашенное, практическое взаимодействие с ними.

  2. Сформировать систему знаний о природе, учить понимать и устанавливать существующие в ней связи и взаимосвязи, действовать в соответствии с полученными знаниями.

В работе используются следующие методы и приемы: метод сопереживания, метод наблюдений, игровой прием «Здравствуй, мир», поощрение.

^ МЕТОД СОПЕРЕЖИВАНИЯ

Исследования показывают, что сопереживания и сострадания появляются у детей раньше, чем они начинают осознавать независимое от них существование других живых существ, в первую очередь людей.

Мысли и чувства неразрывно связаны, они влияют на поведение людей. Поэтому если взрослые хотят установить с детьми хорошее отношение, то должны знать, что только понимание чувств и мыслей, умение сопереживать детям в радостях и огорчениях, постигать их мысли и стимулировать их творческие порывы могут обеспечить успех.

Дети учатся видеть и ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слушать чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды.

Все это способствует развитию доброты, сопереживания всему живому, стремлению и готовности оберегать природу.

Общение с растениями и животными помогают снять стресс, восстановить эмоциональный комфорт.

Чтение произведений К.Паустовского «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко», «Теплый хлеб», В.Бианки «Синичкин календарь», «Снежная книга», Н.Сладков « Иду я по лесу».

Этот метод позволил лучше понять детей, их состояние, уровень развития, настроение, их желания и стремления, а также дать возможность построить общение таким образом, чтобы оно способствовало их развитию.

^ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место в ее работе отводится наблюдениям.

Например, наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся с функциями органов растений: корнями растение удерживается в земле, всасывает воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу) идут к листьям, цветам, плодам. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена –это будущие новые растения.

Наблюдая за растениями и животными, дети приобщаются к природе, получают знания о функциях отдельных организмов растений, о взаимосвязи работы живого организма в целом.

ПООЩРЕНИЕ

Находясь в детском саду, вдали от родителей, ребенок хочет быть независимым и защищенным одновременно, он хочет от взрослых понимания и ласки. И понимание, и ласку не обязательно выражать словесно. Несловесный метод намного важнее: подбадривающий взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание – скажут больше слов.

Слова одобрения и похвала взрослых являются для детей стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях.

^ ИГРОВОЙ ПРИЕМ

Игра, как известно, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые еще не освоили экологическую культуру.

Лучше всего для этой цели подходят образы первых сказок «Курочка ряба» и «Колобок». Дед, вырастивший в своем огороде большую репку, «приходит» на занятие с фруктово-овощной тематикой, знакомит дошкольников в разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и вообще доброжелательно относится к детям.

Игра «Угадай, какой ты зверь» -закрепляет знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде, учит классифицировать животных.

Игра «Хищник – добыча» - упражняет детей в установлении связи – хищник-добыча.

Игра «Пищевые цепочки» - закрепляет знания детей о связях и зависимости между явлениями и объектами природы, подводит к пониманию невозможности извлечения отдельных элементов природы без нарушения целостности экосистемы.

Игра «Загадочная тропинка» - подводит детей к установлению взаимосвязи между особенностями внешнего вида объектов природы и приспособлением к окружающей среде (защитная окраска и маскировка).

Игра «Лисы и зайцы» - уточняет и закрепляет представления об особенностях образа жизни и повадках животных, подводит к установлению взаимосвязи между образом жизни и внешним видом, питанием и средой обитания.

Этот прием позволил научить детей практическим умениям, сблизил детей. У детей выработались у детей положительные черты характера, способствующие лучшему пониманию в процессе общения.

^ ПРИЕМ ВОССОЗДАНИЕ ПО ПАМЯТИ

При помощи этого приема удалось активизировать, «оживить» воспоминания прошлого чувственного опыта. Поэтому после наблюдений за пробуждающейся природой детям дается задание: сделать зарисовки почек в определенные периоды их развития у деревьев и кустарников разных пород, цветов кустарников и травянистых растений. Дети выполняют задания в рабочих тетрадях, альбомах.

В результате у детей воспитывается усидчивость – залог успешного обучения в школе.

^ ПРИЕМ «ЗДРАВСТВУЙ, МИР»

Утро в группе начинается с того, что педагог предлагает детям потянуть руки к Солнцу, поздороваться с ним: «Здравствуй, солнышко – колоколышко. Приходи к нам в гости».

Потом дети ловят солнечный луч, прижимают ладошки к груди, рассказывая при этом, где живет луч, а также учатся говорить с Землей-матушкой, с Ветром-батюшкой.

Дети начинают понимать происходящие в природе изменения, а также перемены в собственном настроении.

Опыт работы способствовал усвоению знаний у дошкольников о природе, сформировал понятия, выработал умения сравнивать, анализировать, обобщать, логично отвечать на поставленные вопросы. У детей возник интерес к знаниям и эмоциональной отзывчивости на красоту природы.

Система познавательных игр не только дала возможность реализовать индивидуальный подход к детям, предполагающий совместное эмоционально-творческое «проживание» периода дошкольного детства, но и сформировал такие отношения между взрослыми и дошкольниками, которые стимулируют их познавательную активность.

^ III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Поэтапность, системность и вариативность использования программ, методов и приемов, опыт лучших педагогов позволили добиться значительных результатов: 91 % выпускников из года в год имеют высокий и средний уровень развития. Дети активны, стремятся к общению, эмоционально воспринимают все, с чем их знакомят, проявляют большой интерес к окружающему миру.

В результате дети приобрели познавательные и речевые умения, они научились:

- использовать наблюдение – как способ познания;

- принимать цель наблюдения и ставить ее самостоятельно;

- делать выводы;

- использовать элементарную поисковую деятельность.

^ Трудовые навыки и умения

Дети умеют:

- поливать растения, рыхлить почву, очищать листья от пыли, используя известные способы и учитывая особенности растений;

- размножать растения семенами: луковицами, черенками, рассадой;

- с помощью воспитателя чистить клетку, заботиться о животных, кормить, поить, менять подстилку. Подкармливать птиц осенью и зимой, собирать для них семена сорных трав.

^ Отношение к природе.

Дошкольники проявляют:

- любознательность, стремление глубже познать явления природы, интерес к овладению способами познания;

- гуманное отношение к живому (друг другу, взрослым, старшим людям, к растениям, птицам, животным);

- стремление создать благоприятные условия для жизни и существования, выполнение правил поведения в природе.

Главным результатом освоения детьми экологических знаний явилось заботливое отношение к природе, которое проявилось в ответственности за жизнь живых существ, тревоге и сочувствии, страдании и стремлении оказать помощь.



в среднем по группе

9,5

С

9,0

С

10,4

С

11,1

С

9,5

С

9,9

С

Вадим Б.

13

В

10

С

13

В

13

В

12

С

12,2

С

Марина П.

12

С

13

В

13

В

13

В

14

В

13,0

В

Галя И.

7

Н

8

С

8

С

9

С

7

Н

7,8

С

Катя У.

7

Н

9

С

7

Н

10

С

8

С

8,2

С

Миша А.

13

В

10

С

13

В

13

В

13

В

12,4

С

Олег С.

9

С

8

С

11

С

11

С

10

С

11,8

С

Петя М.

10

С

8

С

9

С

10

С

8

С

9,0

С

Вова К.

7

Н

5

Н

8

С

8

С

6

Н

6,8

Н

Эльвира М.

9

С

9

С

10

С

11

С

9

С

9,6

С

Катя Ш.

8

С

10

С

12

С

13

В

8

С

10,2

С

Имя ребёнка

Уровень сформированности экологических представлений

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Общая оценка

Общий уровень


Задание 1


Задание 2



Задание 3



Задание 4



Задание 5




в среднем по группе

10,5

С

9,8

С

11,4

С

12,1

С

10,6

С

10,9

С

Вадим Б.

14

В

11

С

13

В

15

В

13

В

13,3

В

Марина П.

13

В

14

В

15

В

13

В

14

В

13,8

В

Галя И.

9

С

9

С

10

С

10

С

8

С

9,2

С

Катя У.

7

Н

9

С

7

Н

10

С

8

С

8,2

С

Миша А.

13

В

10

С

14

В

15

В

14

В

13,2

В

Олег С.

9

С

9

С

12

С

12

С

11

С

11,0

С

Петя М.

9

С

10

С

12

С

12

С

10

С

11,0

С

Вова К.

7

Н

6

Н

8

С

8

С

7

Н

7,2

Н

Эльвира М.

10

С

10

С

13

В

13

В

11

С

10,8

С

Катя Ш.

10

С

10

С

10

С

13

В

10

С

11,2

С

Имя ребёнка

Уровень сформированности экологических представлений

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Общая оценка

Общий уровень


Задание 1


Задание 2



Задание 3



Задание 4



Задание 5



Библиографический список


1.Маневцова Л.М. « Листок на ладони» - СПб.: «ДЕТСТВО -ПРЕСС»     2004г.

2. Кондратьева Н.Н. и др. «Мы» программа экологического образования

детей» - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2000г.

3. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет »- Воронеж. ТЦ- Учитель. 2004г.

4. В.В. Маркова, Л.В. Шинкарева, А.П. Пролысина, С.Н. Шаповалова, Н.С.Татаренко.


Приложение к опыту

Приложение 1. Конспект занятия в младшей группе. Знакомимся с обитателями леса 2009 г.

Приложение 2. Конспект занятия в младшей группе. Чистая вода нужна всем и всегда 2009 г.

Приложение 3. Осенний праздник 2010 г.


Приложение 4. Доклад на родительском собрании Игра – важное средство формирования экологической направленности личности дошкольников 2010 г.

Приложение 5. Конспект занятия в средней группе Весна. Признаки весны 2010 г.


Приложение 6. Конспект занятия в старшей группе Труженик села и плодородная земля – кормилицы народа 2011 г.

Приложение 7. Конспект развлечения в старшей группе

Осенины-именины 2011 г.


Приложение 8. Конспект игрового занятия-викторины в старшей группе

Знаешь ли ты зимующих лесных птиц 2011 г.

  1   2   3   4




Похожие:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области Экологическое воспитание дошкольников посредством использования игры Чернова Раиса Юрьевна воспитатель, iconРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора Поспелова Антонина Васильевна воспитатель мбдоу «Детского сада»Сказка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области Экологическое воспитание дошкольников посредством использования игры Чернова Раиса Юрьевна воспитатель, iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. БеленихиноПрохоровского района Белгородской...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области Экологическое воспитание дошкольников посредством использования игры Чернова Раиса Юрьевна воспитатель, iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Ездочное Белгородской области. Спортивный праздник 23 февраля для второй младшей группы Воспитатель: Ковердяева М. З
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Ездочное Белгородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области Экологическое воспитание дошкольников посредством использования игры Чернова Раиса Юрьевна воспитатель, iconОбщая характеристика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» общеразвивающего вида расположен по адресу: 309572,...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области Экологическое воспитание дошкольников посредством использования игры Чернова Раиса Юрьевна воспитатель, iconКонтактные телефоны: 8(242) 4-21-62
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. БеленихиноПрохоровского района Белгородской...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области Экологическое воспитание дошкольников посредством использования игры Чернова Раиса Юрьевна воспитатель, iconОбщие сведения Полное наименование Учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Ивушка»
«Детский сад №3 «Ивушка» п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области Экологическое воспитание дошкольников посредством использования игры Чернова Раиса Юрьевна воспитатель, iconВоспитатель
Схема Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Звездочка» с. Большое Чернянского района Белгородской...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области Экологическое воспитание дошкольников посредством использования игры Чернова Раиса Юрьевна воспитатель, icon1. общие положения настоящая редакция Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка»
Беленихино Прохоровского района Белгородской области (далее – Учреждение) разработана в целях приведения его в соответствие с законодательством...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области Экологическое воспитание дошкольников посредством использования игры Чернова Раиса Юрьевна воспитатель, iconАнализ работы мБдоу «детский сад №3 «Ивушка» п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области» по итогам 2011 2012 учебного год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Ивушка» начало функционировать в 1984 году. В 2007...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области Экологическое воспитание дошкольников посредством использования игры Чернова Раиса Юрьевна воспитатель, iconУстав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» общеразвивающего вида с. Ездочное Чернянского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов