Методические рекомендации «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в доу» icon

Методические рекомендации «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в доу»



НазваниеМетодические рекомендации «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в доу»
Дата конвертации09.11.2012
Размер255.04 Kb.
ТипМетодические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в ДОУ»

разработана старшим воспитателем ГДОУ детский сад № 3 Колпинского района Санкт-Петербурга Смирновой Еленой Вячеславовной

Краткое описание методических рекомендаций:


Данная «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в ДОУ» разработана для использования с детьми дошкольного возраста.


Цель:


Формирование у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.


Задачи:


  • охрана и укрепление здоровья;

  • воспитание культурно-гигиенических навыков;

  • формирование знаний о своём организме;

  • формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.


Блоки:


1. Что я знаю о себе

2. Личная гигиена

3. Здоровый образ жизни

1.1 Изучаем свой организм

2.1О навыках личной гигиены

3.1 О ценностях здорового образа жизни

1.2 Прислушиваемся к своему организму




3.2 О профилактике заболеваний

1.3 Поговорим о болезнях




3.3 Забота о здоровье окружающих

1.4 Инфекционные болезни




3.4 О роли лекарств и витаминов

1.5 Различие полов




3.5 Правила оказания первой помощи

1.6 Мои чувства




3.6 Врачи –наши друзья




Методы и приёмы работы (с учётом интеграции с различными образовательными областями):


  • Рассматривание иллюстраций.

  • Наблюдение.

  • Ситуативные разговоры с детьми;

  • Решение проблемных ситуаций.

  • Комплексы закаливающих процедур (воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам, полоскание горла, гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная), использование приемов самомассажа и др.)

  • Рассказы, беседы.


  • Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг о здоровье и здоровом образе жизни человека.

  • Игровые задачи и проблемные ситуации.

  • Дидактические игры.

  • Специальные оздоровительные (коррекционно-оздоровительные) игры, ЛФК.

  • Проектная деятельность на темы: «Я расту», «Рецепты здоровья», «Кладовая витаминов», «Мы все такие разные» и др.

  • Создание коллажей, тематических выставок о ЗОЖ. здоровом образе жизни человека.

  • Цикл игр-занятий «Мои чувства», «Поговорим о болезнях», «Прислушаемся к своему организму», «О ценностях здорового образа жизни» и т.п.

  • Тематические досуги: «В гостях у Айболита»; «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».

  • Сюжетно-ролевые игры «Доктор», «Больница».

  • Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ (совместные проекты «Наш выходной», «Папа, мама, я – спортивная семья»; игротренинги «Навстречу друг другу» с детьми и родителями; круглые столы «Лечебная физкультура при нарушениях осанки у детей» и т.п.).


Интеграция с различными образовательными областями:


«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и жизни человека).

«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в обществе).

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья).

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и жизни человека).

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).

«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда).

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).


Перечень методических материалов:


1. Тематическое планирование по валеологическому сопровождению детей дошкольного возраста. (приложение 1)

2. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка I младшей группы. (приложение 2)

3. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка II младшей группы. (приложение 3)

4. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка средней группы. (приложение 4)

5. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка старшей группы. (приложение 5)

6. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка подготовительной группы. (приложение 6)

7. Перечень детской художественной литературы по проблеме «Валеологи-ческое образование дошкольников». (приложение 7)

8. Мониторинг представлений детей по образовательной области «Здоро-вье». (приложение 8)

Приложение 1

Тематическое планирование по валеологическому сопровождению детей дошкольного возраста

Раздел

Примерные темы

Программно-методическое. обеспеч.


^ 1.Что я знаю о себе

    1. Изучаем свой организм




«Как устроено тело человека»

«Как устроено ухо»

«Почему я вижу»

«Как я распознаю запахи»

«Руки, ноги –мои помощники»

«Как мы дышим и зачем»

«Как работает сердце»

«Органы пищеварения»

«Чтобы зубы были крепкими»

«Я расту»

«Красивая осанка»

«Чтобы кожа была здоровой»

«Как я думаю»

«Мои органы чувств», «Я жи-вой», «Моё тело», «Я человек»

«Наши руки»

«Осанка-красивая спина»

«Приятного аппетита»

«Мои умные помощники»

«Как устроено наше тело»

«Великий труженик и волшеб-ные реки»(система кровообращ

«В стране Легких, или Путеше-ствие воздушных человечков»

«Об удивительных превраще-ниях пищи в организме человека»

Д/и о строении тела

«Если хочешь быть здоров»

«Органы чувств человека, Тело человека, Внутренние органы» (иллюстративный материал)

Иллюстративный материал –

«Об удивительных превраще-ниях пищи в нас», «Полезная и вредная пища», «Мой организм

«Мои органы чувств», «Моё тело», «Живой», «Я Человек»

«Руки людей», «Для чего лю-дям нужны ноги»

Игры «БОС-ЗДОРОВЬЕ»


Авдеева Н. «Безопасность»

Тихомирова Л. «Упражнения на каждый день:уроки здоровья для детей 5-8лет»

Рылеева «Как помочь дошкольнику найти своё я»

Волчкова «Конспекты занятий в ст.гр.д/с»

Шипицына «Азбука общения»

Шукшина С. «Я и моё тело»

Вахрушев «Здравствуй, мир»

Козлова С. «Я и моё тело» тематический словарь в картинках

Рабочая тетрадь 2 «Безопасность»

Козлова «Мой мир»

Рылеева «Как помочь дошкольнику найти своё Я»

Рылеева «Как помочь дошкольнику най-ти своё место в мире людей»

Сметанкин А. «Будь здоров малыш», издательство «Питер», 2008г

1.2 Прислушиваемся к своему организму

1.3 Поговорим о болезнях

«Откуда берутся болезни»

«Правила поведения во время болезни»

«Осторожно грипп»

«Отношение к больному чело-веку», «Микробы и вирусы»

«Таня простудилась»

«Откуда берутся болезни»,«Как вести себя во время болезни»


Тихомирова Л. «Упражнения на каждый день:уроки здоровья для детей 5-8лет»

Волчкова «Конспекты занятий в ст.гр.д/с»

Авдеева Н. «Безопасность»

Шипицына «Азбука общения»

Зайцев Г. «Уроки Айболита»

1.4 Инфекционные болезни

1.5 Различие полов


«Кто я»

«Мальчик и девочка»

«Мы разные»

«Кто мы? Какие мы?»

«Пол и возраст людей»


Тихомирова Л. «Упражнения на кажд..»

Шипицына «Азбука общения»

Вахрушев «Здравствуй, мир»

Рылеева «Как помочь дошкольнику най-ти своё место в мире людей»

1.6 Мои чувства



«Я и моё настроение»

«Что такое страх»

«Настроение»

«Мои чувства и настроения»

«Путешествие в мир эмоций»

«Мои чувства и настроения»,

«Я самый-самый»


Горбатенко О. «Комплексные занятия »

Авдеева Н. «Безопасность»

Шипицына «Азбука общения»

Рылеева «Как помочь…»

Рылеева «Вместе веселее» - демонстрационный материал

Рылеева «Как помочь дошкольнику найти своё Я»


^ 2. Личная гигиена

2.1О навыках личной гигиены


«Правила ухода за полостью рта и зубами»

«Подружись с зубной щёткой»

«Личная гигиена»

«Правила гигиены»

«Девочка чумазая»

«Мы моем свои расчёски»

«Умоем куклу Таню»


Тихомирова Л. «Упражнения на каждый день:уроки здоровья для детей 5-8лет»

Волчкова «Конспекты з-тий в ст.гр.д/с»

Авдеева Н. «Безопасность»

Шипицына «Азбука общения»

Петерина «Воспитание культуры поведения»


^ 3.Здоровый образ жизни

3.1 О ценностях здорового образа жизни


«Закаливание»

«Виды спорта летом, зимой»

«Сохрани своё здоровье сам»

«Спорт-это здоровье»

«Режим дня», «На воде,на солнце», «Спорт»

«Дурные привычки»

«Быстрей, сильней и выше»


Тихомирова Л. «Упражнения на каждый день:уроки здоровья для детей 5-8лет»

Волчкова «Конспекты занятий в ст.гр.д/с»

Авдеева Н. «Безопасность»

Шипицына «Азбука общения»

Рылеева «Как помочь дошкольнику най-ти своё место в мире людей»

3.2 О профилактике заболеваний

«Самомассаж»

«Почему заболели дети(о снеге, об одежде не по сезону»

«Одежда и здоровье»

Игры «БОС-ЗДОРОВЬЕ»

Тихомирова Л. «Упражнения на каждый день:уроки здоровья для детей 5-8лет»

Авдеева Н. «Безопасность»

Сметанкин А. «Будь здоров малыш», издательство «Питер», 2008г.

3.3 Забота о здоровье окружающих

«Если хочешь быть здоров»

Игры «БОС-ЗДОРОВЬЕ»

Вахрушев «Здравствуй, мир»

Сметанкин А. «Будь здоров малыш», издательство «Питер», 2008г

3.4 О роли лекарств и витаминов


«Лекарства друзья и враги»

«Лекарственные растения»

«Витамины укрепляют организ

«Витамины полезные про-дукты и здоровый организм»

«Осторожно-лекарство»


Тихомирова Л. «Упражнения на каждый день:уроки здоровья для детей 5-8лет»

Волчкова «Кон-ты з-тий в ст.гр.д/с» с.66

Авдеева Н. «Безопасность»

Зайцев Г. «Уроки Айболита»

3.5 Правила оказания первой помощи

«Если случилась беда»

Зайцев Г. «Уроки Айболита»

3.6 Врачи –наши друзья

«С врачами надо дружить»

«Кто лечит нам зубы»

«Если хочешь быть здоров»


Тихомирова Л. «Упражнения на кажд..»

Горбатенко О. «Комплексные з-тия с детьми ср. и ст. д/в»

Вахрушев «Здравствуй, мир»
^ РАБОТА РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Здоровый образ жизни

«Поиграем с носиком», «Поиг-раем с ручками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками»

«Я и моё тело», «В мире сказок и приключений»,

«Зачем ножки малышам», «За-чем носик малышам», «Малыши-крепыши», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Путешествие в страну «Неболейка»

Подвижные игры

Игры «БОС-ЗДОРОВЬЕ»

Береснева «Здоровый малыш»

Муллаева «Конспекты-сценарии занятий по физич. культуре»

Галанов «Игры, которые лечат»

Сметанкин А. «Будь здоров малыш», издательство «Питер», 2008г



 


Приложение 2

^ Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка I младшей группы

Примечание:1 раз в месяц проводится 1 игровое занятие и 1-2 раза в месяц планируется совместная деятельность в виде рассматривания картинок, проведения подвижных и дидактических игр, рассматривание коллажей и т.п.


месяц

занятия

Совместная деятельность педагога с детьми

Сентябрь

«Умоем куклу Таню»

  • «Правила гигиены»

  • «Подружись с зубной щеткой» игра-подражание

Октябрь

«Я- мальчик, я- девочка»

  • «Девочка чумазая» дидактическая игра

  • «Я вырасту, буду сильным» рассматривание картинок

Ноябрь

«Мои умные помощники» (для чего нужны руки, ноги)

  • «Ручки-ножки» подвижная игра

  • «Мы разные» (рассматривание цвета глаз, волос и тп.)

Декабрь

«Почему заболели дети»

(о снеге, об одежде не по сезону)

  • «Таня простудилась» дидактическая игра

  • «Витамины укрепляют организм» » рассмат-ривание картинок

Январь

«Зимние забавы»

(рассматривание картины)

  • «Одежда и здоровье» рассматривание картинок

  • Спорт зимой» рассмат-ривание картинок

Февраль

«Откуда берутся болезни»

  • «Доктор» сюжетно-ролевая игра

  • «Осторожно-лекарство»

Март

«Как я устроен»

  • «Мы разные» (рассматривание друг друга: рост, величина ладошек итп

Апрель

«Режим дня»

  • «Что мы делаем утром, вечером»-подвижная игра

  • Рассматривание картинок

Май

«Если хочешь быть здоров»

  • «Витамины, полезные продукты и здоровый организм»

  • «На воде, на солнце»

  • Подвижные игры Галанова



Приложение 3

Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка II младшей группы


Примечание: 1 раз в месяц проводится 1 игровое занятие (или как часть занятия по ОБЖ) и 2 раза в месяц планируется совместная и/или самосто-ятельная деятельность в виде рассматривания картинок. Проведения под-вижных и дидактических игр, составление коллажей. Разгадывания крос-свордов и т.п.


месяц

занятия

Совместная деятельность педагога с детьми

Сентябрь

«Умоем куклу Таню»

  • «Осторожно лекарство»

  • «Я расту»

Октябрь

«Я- мальчик, я- девочка»

  • «Девочка чумазая»

  • «Подружись с зубной щеткой»

Ноябрь

«Почему заболели дети»

(о снеге, об одежде не по сезону)

  • «Таня простудилась»

  • «Витамины укрепляют организм»

Декабрь

«Как устроено тело человека»

  • «Откуда берутся болезни»

  • «Правила гигиены»

Январь

«Если случилась беда»

(правила оказания первой помощи)

  • «Я самый-самый»

  • «Для чего нужны руки, ноги»

Февраль

«Я и моё настроение»

  • «Мои органы чувств»

  • «Приятного аппетита»

Март

«Быстрей, сильней,выше»

  • «Режим дня»

  • «Одежда и здоровье»




Апрель

«С врачами надо дружить»

  • «Отношение к больному человеку»

  • «Кто мы? Какие мы?»

Май

«Виды спорта летом»

  • «Витамины, полезные продукты и здоровый организм»

  • «На воде, на солнце»

  • Подвижные игры Галанова



Приложение 4

Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка средней группы


Примечание: 1 раз в месяц проводится 1 игровое занятие (или как часть занятия по ОБЖ) и 2 раза в месяц планируется совместная и/или самосто-ятельная деятельность в виде рассматривания картинок. Проведения под-вижных и дидактических игр, составление коллажей. Разгадывания крос-свордов и т.п.


месяц

занятия

Совместная деятельность педагога с детьми

Сентябрь

«Я - расту»

  • «Осторожно лекарство»

  • «Я расту»

Октябрь

«Я- мальчик, я- девочка»

  • «Девочка чумазая»

  • «Подружись с зубной щеткой»

Ноябрь

«Как устроено тело человека»

  • «Откуда берутся болезни»

  • «Правила гигиены»

Декабрь

«Почему заболели дети»

(о снеге, об одежде не по сезону)

  • «Таня простудилась»

  • «Витамины укрепляют организм»

Январь

«Если случилась беда»

(правила оказания первой помощи)

  • «Я самый-самый»

  • «Для чего нужны руки, ноги»

Февраль

«Мои чувства и мысли»

  • «Мои органы чувств»

  • «Приятного аппетита»

  • «Наши эмоции»

Март

«Быстрей, сильней и выше»

  • «Режим дня»

  • «Одежда и здоровье»




Апрель

«Если хочешь быть здоров»

  • «Отношение к больному человеку»

  • «Кто мы? Какие мы?»

Май

«Здоровый образ жизни»

  • «Витамины, полезные продукты и здоровый организм»

  • «На воде, на солнце»

  • Подвижные игры Галанова



Приложение 5

Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка старшей группы

Примечание: 1 раз в месяц проводится 1игровое занятие (или как часть занятия по ОБЖ) и 2 раза в месяц планируется совместная и/или самостоятельная деятельность в виде рассматривания картинок, проведения подвижных и дидактических игр, составление коллажей, разгадывания кроссвордов и т.п.


месяц

занятия

Совместная деятельность педагога с детьми

Сентябрь

«Какой я?»

  • «Мои чувства и эмоции

  • «Мы разные» (рассматривание цвета глаз, волос и тп.)

Октябрь

«Как устроено тело человека»

  • «Режим дня»



Ноябрь

«Я и моё настроение»

  • «Что такое страх»

  • «Я самый- самый»

Декабрь

«Мои органы чувств»

  • «Закаливание»(профилактика заболеваний лор-органов)

  • «Как мы дышим и зачем»

Январь

«Откуда берутся болезни»

  • «Сохрани своё здоровье и здоровье окружающих»

  • «Профилактика заболеваний»

Февраль

«Органы пищеварения»

  • «Чтобы зубы были крепкими»

  • «Дурные привычки»

Март

«Кто нас лечит»

  • «Лекарства друзья и враги»

  • «Кто лечит нам зубы»

Апрель

«Зачем надо двигаться»

  • «Если хочешь быть здоров»-коллаж

  • «Одежда и здоровье»

Май

«Сохрани своё здоровье сам»

  • «Мои умные помощники»»

  • Подвижные игры Галанова



Приложение 6

^ Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка подготовительной группы


Примечание: 1 раз в месяц проводится 1игровое занятие (или как часть занятия по ОБЖ) и 2 раза в месяц планируется совместная и/или самостоятельная деятельность в виде рассматривания картинок. Проведения подвижных и дидактических игр, составление коллажей. Разгадывания кроссвордов и т.п.


месяц

занятия

Совместная деятельность педагога с детьми

Сентябрь

«Как устроено тело человека»

  • «Руки, ноги- мои помощники»

  • «Кто мы ? Какие мы»

Октябрь

«Чтобы зубы были крепкими»

  • «Приятного аппетита»

  • «Кто лечит нам зубы»

Ноябрь

«Красивая осанка»

  • «Осанка- красивая спина»

  • «Сохрани своё здоровье сам»

Декабрь

«Откуда берутся болезни»

  • «Закаливание»

  • «Дурные привычки»

Январь

«Я и моё настроение»

  • «Что такое страх»

  • «Я самый- самый»

Февраль

«Почему я вижу»

  • «Органы чувств человека»

  • «Сохрани своё здоровье и здоровье окружающих»

Март

«Об удивительных превращениях пищи»

  • «Витамины укрепляют организм»

  • «Если случилась беда»

Апрель

«С врачами надо дружить»

  • «Если хочешь быть здоров»

  • «Осторожно – лекарство»

Май

«Спорт – это здоровье»

  • «Самомассаж»

  • «Режим дня»

  • Подвижные игры Галанова



Приложение 7

Перечень детской художественной литературы по проблеме «Валеологическое образование дошкольников»


направление

перечень литературы

источник

ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ

-Основа Т. Ужасная неприятность»

-Основа Т. Что может быть» -стих.

-Шварцбах Е. «Господин доктор»

-Благинина Е. «Обедать»

-«Знай своё тело», «Микробы и мыло»

Сеф Р. «Таракан», , «Совет», «Ещё одно эхо»

-«Светлячок».Чтение для малышей, Курск, 1997.

Благинина Е. «Наша Маша рано встала

Шукшина С. «Я и моё тело» М., 2004

^ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Тувим Ю. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

Капутикян С. Куп-куп», «И меня»

Чуковский К. «Мойдодыр», «Федорино горе»

Александрова З. «Купание»

Хармс Д. Иван Иваныч самовар»

Барто А. «Девочка чумазая», «Купание»

Потешки«Водичка-водичка» и

др.


Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет, М., 2005

Капутикян С «Первый шаг» М., 1984

Чуковский К. «У меня зазвонил телефон»

Александрова З. «Мой мишка» М., 05г

Хармс Д «Стихи для малышей»

Барто А. Стихи

Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома: 3-4 лет, М., 2005

^ ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ

Михалков С. «Грипп», «Про мимозу», «Про девочку, которая плохо кушала», «Про девочку. Которая сама себя вылечила», «Чудесные таблетки», «Травма»

Крылов А. «Как лечили петуха»

Синявский П. «Зелёная аптека»

Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»

«Чудесные таблетки»

Милн А. «Воспаление хитрости»

«Ковалёв И. «Мокрый снег»

Багрян Е. «Маленький спортсмен»

Михалков С «Любимые стихи» М., 1997г.

Крылов А. «Как лечили петуха» М., 2004

Синявский П «Стихи для малышей»

Маяковский В Стихи. М., 2003

Тихомирова Л. «Упражнения на каж-дый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет» Ярославль 2003


Приложение 8

Мониторинг представлений детей по образовательной области«Здоровье»

^ (ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

параметры

сентябрь

май

1. Что ты знаешь о строении своего тела? Из чего оно состоит?(могут быть перечислены: голова, ноги, руки, туловище, пальцы, живот)

^ Записывать названия




2. Представь себе, что у тебя есть волшебная подзорная труба, с помощью которой можно посмотреть, что находится у тебя внутри. Что ты там увидишь? Для чего они нужны? (могут быть перечислены:

-скелет, держать мышцы и органы, ходить;

- мозг, думать;

- сердце, перекачивать кровь;

-желудок ,переваривать пищу,

- лёгкие дышать;

- почки, печень)







3. Зачем нужна человеку голова? Что находится на голове? Зачем они нужны? Как за ними надо ухаживать?

(могут быть перечислены:

-думать ,говорить, смотреть;

-глаза, смотреть, не смотреть долго телевизор,

если болят- носить очки и т.п.;

-уши, слушать, не засовывать предметы. Не кричать громко на ухо, одевать шапку, когда холодно и т.п.;

-зубы, жевать, чистить, не пить холодную воду, лечить когда болят, есть фрукты и овощи;

-кожа ,защищает, мыть, не царапать;

-нос, дышать нюхать, чистить, закапывать, когда болит;)







4. Что ты знаешь о полезных и вредных продуктах?

(могут быть перечислены:

-полезные: овощи, фрукты, правильно приготовленная пища, витамины, соки.

-вредная: много сладкого, копченые продукты, жареная пища, лимонады.

-нельзя переедать, есть на ночь, есть незнакомую пищу







5. Что ты должен делать, как вести себя, чтобы:

-быть здоровым и никогда не болеть;

-не причинять боли другим людям, не стать причиной их болезням.







6. Как ты думаешь, люди все одинаковые или разные? Чем они отличаются? (могут быть перечислены: мужчины и женщины; младенцы, дети, подростки, молодые люди, пожилые люди)







Методика проведения:

Воспитатель задаёт детям вопросы, можно использовать для подсказки картинки из книг «Моё тело», «Безопасность-2», «Органы чувств человека» (можно использовать и другие, подходящие картинки)

Записывает ответы детей, затем, анализируя их определяет уровень освоения программы и планирует задачи работы на следующий период времени.
^
Уровни освоения программы:

Н и з к и й:

Ребенок называет части тела. Знает, что у него есть глаза, уши, нос, рот и зачем они нужны. Знает, что внутри организма что-то есть, но не может точно назвать. Говорит, что чтобы быть здоровым надо хорошо себя вести и много кушать. Чтобы быстрее вырасти.

С р е д н и й:

Знает как устроен организм, но затрудняется ответить, как он работает. Знает, что у него есть глаза, уши, нос, рот и для чего они нужны. Как за ними ухаживать рассказывает с помощью взрослого. Знает, что внутри организма что-то есть, но называет неточно или с помощью. Понимает, что вредно делать и почему (много кушать, долго смотреть телевизор, много есть сладкого). Полезных и вредных продуктов называет мало. Перечисляет некоторые признаки того, чтобы быть здоровым. Имеет представления о различии полов и возрастных особенностей людей.

В ы с о к и й:

Ребенок знает, как устроен его организм, как работает, что для него вредно, что полезно. Знает, что у него есть глаза, уши, нос, рот и зачем они нужны. Рассказывает как за ними надо ухаживать. Знает, какие органы находятся у него внутри. Хорошо рассказывает, что полезно делать для здоровья, а что плохо. Знает ,что некоторые продукты лучше не есть- это вредно. Знает, что должен делать, как вести себя, чтобы быть здоровым и никогда не болеть, не причинять боли другим людям, не стать причиной их болезням. Имеет представления о различии полов и возрастных особенностей людей. Понимает, для чего надо следить за чистотой дома, реки, леса, земли.


Мониторинг представлений детей по образовательной области«Здоровье»

^ (ДЛЯ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

параметры

сентябрь

май

1. Что ты знаешь о строении своего тела? Из чего оно состоит?(могут быть перечислены: голова, ноги, руки, туловище, шея)

^ Записывать названия частей тел




2. Представь себе, что у тебя есть волшебная подзорная труба, с помощью которой можно посмотреть, что находится у тебя внутри. Что ты там увидишь?

(могут быть перечислены: мозг, сердце, желудок, лёгкие, почки, печень. Для детей младшей гр. можно предложить рассмотреть картинку из тетради Безопасность –2 с.20-21)







3. Как ты думаешь, для чего человеку нужна голова?

(могут быть перечислены: думать, говорить)







4. Что находится на голове? Зачем они нужны? Как за ними надо ухаживать? (могут быть перечислены:

-глаза, смотреть, не смотреть долго телевизор,

если болят- носить очки и т.п.;

-уши, слушать, не засовывать предметы. Не кричать громко на ухо, одевать шапку, когда холодно и т.п.;

-зубы, жевать, чистить, не пить холодную воду, лечить когда болят, есть фрукты и овощи;

-кожа (в ср.гр.),защищает, мыть, не царапать;

-нос, дышать нюхать, чистить, закапывать, когда болит;)







5. Как надо укреплять свой организм, своё здоровье?

(могут быть перечислены: заниматься спортом, бегать, прыгать, делать зарядку, есть полезные продукты, закаляться, лечиться и т.п.)








Методика проведения:

Воспитатель задаёт детям вопросы, используя для подсказки картинки из книг «Моё тело», «Безопасность-2», «Органы чувств человека» (можно использовать и другие, подходящие картинки)

Записывает ответы детей, затем, анализируя их определяет уровень освоения программы и планирует задачи работы на следующий период времени.
^
Уровни освоения программы:

Н и з к и й:

Ребенок не знает, что такое организм, просто называет отдельные части тела. Знает, что у него есть глаза, уши, нос и зачем они нужны. Что относится к здоровью - надо хорошо себя вести и много кушать. Чтобы быстрее вырасти.


С р е д н и й:

Знает. Как устроен организм, но затрудняется ответить, как он работает. Знает, что у него есть глаза, уши, нос, рот и для чего они нужны. Не всегда может рассказать, как за ними ухаживать. Знает, что внутри организма что-то есть, но не может точно назвать. Понимает, что вредно делать и почему (много кушать, долго смотреть телевизор, много есть сладкого). Полезных продуктов называет мало , вредных не знает.

В ы с о к и й:

Ребенок знает, как устроен его организм, как работает, что для него вредно, что полезно. Знает, что у него есть глаза, уши, нос, рот и зачем они нужны. Рассказывает как за ними надо ухаживать. Предполагает, какие органы находятся у него внутри. Хорошо рассказывает, что полезно делать для здоровья, а что плохо. Знает ,что некоторые продукты лучше не есть- это вредно. Отличает неряшливого ребенка от аккуратного и понимает, для чего надо следить за чистотой дома, реки, леса, земли.


^ ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Стеркиной Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

2. Вахрушев А.А. Здравствуй мир. Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей., М.: «Баласс»,2001.

3. Галанов А.С. Игры, которые лечат., М.: «Сфера»,2004.

4 Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду./ Под

ред. Т.И. Бабаевой, СПб.: «Детство-Пресс», 2000.

5. Козлова С.А. Мой организм.- М., 2001.

6. Козлова С.А Я – человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру.- М.: 2003:

7. Шипицина Л.М. Азбука общения (основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками ( для детей от 3 до 6 лет) СПб.: «Детство-Пресс», 1998.









Похожие:

Методические рекомендации «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в доу» iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся
Педагогическое сопровождение – процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся и систему корректирующих...
Методические рекомендации «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в доу» iconМетодические рекомендации учителя логопеда родителям детей с речевыми недостатками общие методические рекомендации: Покажите ребёнка врачам-специалистам
Родителей, недооценивающих серьёзность положения, следует убедить в важности логопедической работы, показав например, тетради с выраженной...
Методические рекомендации «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в доу» iconМетодические рекомендации по организации работы методических комиссий Методические рекомендации по организации работы методических комиссий в гбоу спо «Дзержинский индустриально-коммерческий техникум»
Одним из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое организует и осуществляет методическую работу по обучению...
Методические рекомендации «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в доу» iconПсихологическая готовность детей к обучению в школе
Были разработаны рекомендации родителям по сопровождению ребенка в период кризиса 7 лет и развитию необходимых навыков и способностей,...
Методические рекомендации «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в доу» iconДокументи
1. /Анкеты/Определение готовности ребенка к школе.doc
2. /Анкеты/для...

Методические рекомендации «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в доу» iconСистема закаливающих и физкультурно – оздоровительных мероприятий
Доу проводятся индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, во время которых выясняются условия жизни, режима, питания,...
Методические рекомендации «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в доу» iconДокументи
1. /ФГОС/Анкеты/Определение готовности ребенка к школе.doc
2. /ФГОС/Анкеты/для...

Методические рекомендации «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в доу» iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в доу» iconМетодические рекомендации по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства и формированию
Методические рекомендации предназначены для применения организациями различных организационно-правовых форм, выполняющими проектно-изыскательские...
Методические рекомендации «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в доу» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работЫ №3 по курсу
Общие методические указания по изучению курса математики и правила выполнения контрольных работ
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов