Планы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения тема Конституционное право России как отрасль права и как наука 4 часа 1 icon

Планы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения тема Конституционное право России как отрасль права и как наука 4 часа 1



НазваниеПланы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения тема Конституционное право России как отрасль права и как наука 4 часа 1
Дата конвертации06.11.2012
Размер270.74 Kb.
ТипПланы семинарских занятий

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ

И ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ


Тема 1. Конституционное право России как отрасль права и как наука – 4 часа1


1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. Дискуссия о предмете конституционного права.

2. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды.

3. Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты, объекты.

4. Система конституционного права, конституционно-правовые институты.

5. Источники отрасли конституционного права.

6. Место и роль конституционного права в системе права.

7. Конституционно-правовая ответственность.

8. Тенденции развития конституционного права на современном этапе.

9. Предмет, система, источники и методы науки конституционного права.


Практические задания


1. Приведите по три примера императивных и диспозитивных норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации. Укажите соответствующие статьи Конституции (часть, пункт).


2. Выпишите из Конституции Российской Федерации вопросы, по которым должны быть приняты, но пока отсутствуют федеральные конституционные законы. Укажите соответствующие статьи Конституции (часть, пункт).


3. Приведите два примера принятых за последний год федеральных законов, которые являются источниками конституционного права России. Укажите полное наименование такого закона, его дату и номер.


4. Приведите по одному примеру публикаций по конституционному праву России из числа опубликованных в текущем году в юридических журналах "Государство и право", "Журнал российского права", "Конституционное и муниципальное право".


Тема 2. Конституция Российской Федерации – 4 часа


1. Понятие и сущность конституции.

2. Юридические свойства конституции. Неизменность конституции: социальное благо или препятствие для развития общества?

3. Структура Конституции Российской Федерации.

4. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок и внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации.

5. Правовая охрана и толкование Конституции Российской Федерации.

6. История развития российской конституции. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.

7. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации.


Практические задания


1. Сформулируйте и обоснуйте своё мнение в отношении порядка формирования Конституционного Собрания, который предусматривается в проектах федерального конституционного закона об этом органе.


2.
На примере одного из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации укажите, в чём заключалась неопределённость содержания конституционной нормы, ставшая причиной запроса; какой способ толкования применён в этом случае; в чём заключается содержание конституционной нормы с учётом толкования.


3. В Законодательном Собрании одной из областей прорабатывается вопрос о переименовании этой области (предполагается установить наименование, широко известное в прошлом). Ссылаясь на Федеральный закон "О наименованиях географических объектов", депутаты-инициаторы готовят проект постановления Законодательного Собрания о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о переименовании области. Одна из статей законопроекта предусматривает: "Включить новое наименование субъекта Российской Федерации – ……………… область в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации вместо наименования ………………… область". Дайте юридическую оценку такому законопроекту.

Справка. Согласно статье 1 Федерального закона от 18 декабря 1997 г. №152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5718) республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, районы, города и другие поселения относятся к числу географических объектов. В статье 9 указанного Федерального закона установлено, что переименование республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также городов Российской Федерации осуществляется федеральным законом по представлениям субъектов Российской Федерации.


Электронные ресурсы

http://www.constitution.ru – сайт, посвящённый Конституции Российской Федерации.

http://constitution.garant.ru – Интернет-проект "Конституция России".


Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации – 6 часов


Занятие первое – 4 часа

1. Понятие конституционного строя и его основ.

2. Народовластие как основа демократического характера российского государства.

3. Непосредственная и представительная формы демократии: понятие, социальная ценность, соотношение.

4. Референдум в Российской Федерации: виды, порядок назначения, проведения и определения результатов. Ограничение круга вопросов, выносимых на референдум.

5. Иные институты непосредственной демократии.

6. Общественная палата Российской Федерации: цели и задачи деятельности, порядок формирования, основные формы работы.

7. Разделение властей как основополагающий принцип демократической организации государства. Место президентской власти в системе разделения властей.

8. Принцип политического многообразия. Экстремистская деятельность: понятие, меры противодействия. Проблема законодательного определения экстремистской деятельности.

9. Правовой статус политических партий: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации. Членство в политических партиях лиц, замещающих государственные должности, и лиц, находящихся на государственной службе.


Практические задания


1. Граждане Российской Федерации выдвинули предложение об образовании инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации уведомила Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о том, что в полученном ходатайстве о регистрации региональной подгруппы указан следующий вопрос референдума: "Согласны ли вы с тем, что в Российской Федерации должна быть отменена смертная казнь?". Соответствует ли данный вопрос референдума требованиям Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации"? Аргументируйте ответ.


2. Проводя проверку численности политической партии, уполномоченный государственный орган обязал представить списки членов партии и их заявления о вступлении в неё. Соответствующие документы были представлены, однако при подсчёте количества членов политической партии не учитывались те граждане, которые в личной беседе не подтвердили своё членство в данной политической партии или отказались отвечать на такой вопрос. Правомерны ли действия уполномоченного государственного органа?


3. После определения результатов выборов депутатов Государственной Думы политическая партия "Партия мира и единства" была допущена к распределению депутатских мандатов. Через шесть месяцев по заявлению Федеральной регистрационной службы Верховный Суд Российской Федерации принял решение о ликвидации указанной политической партии. В качестве основания для ликвидации было указано, что по результатам проведённой проверки у политической партии подтверждено наличие только 45 тысяч членов. Законно ли решение суда?


4. В Государственную Думу внесен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Авторы законопроекта предусмотрели возможность создания региональных политических партий (партий, имеющих одно или несколько, т.е. менее, чем в половине субъектов Российской Федерации) региональных отделений. Предложите аргументы для экспертной оценки законодательной инициативы.


^ Занятие второе – 2 часа

1. Правовое государство, его характерные черты и особенности в Российской Федерации.

2. Федеративное устройство как одна из основ конституционного строя Российской Федерации.

3. Суверенитет Российской Федерации, его гарантии. Реальный суверенитет в условиях глобализации.

4. Экономическая основа конституционного строя Российской Федерации. Многообразие форм собственности как основа формирования гражданского общества.

5. Социальная основа конституционного строя Российской Федерации. Россия – социальное государство.

6. Принцип идеологического многообразия: конституционное закрепление и гарантии реализации. Ограничение идеологического многообразия: основания и пределы.

7. Российская Федерация – светское государство. Правовой статус религиозных объединений.


Практические задания


1. Приведите примеры правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, связанных с определением юридического содержания категории "социальное государство".


2. В ряде субъектов Российской Федерации были приняты законы о дополнении регионального компонента государственных образова­тельных стандартов общего образования курсом "Православная культура". Приведите аргументы к дискуссии о соответствии указанных законов субъектов Российской Федерации конституционному принципу светского государства.


3. В одном из городов Центральной России отремонтированное здание для размещения мирового судьи по просьбе городского руководства было освящено православным священником. Во время процедуры торжественного открытия представитель православной церкви передал в дар мировому судье икону с изображением мучеников, пострадавших от неправедного суда. По мнению жителя города гражданина Ахмедова, в данном случае был нарушен конституционный принцип светского государства. Ахмедов обратился к юристу за консультацией. Оцените ситуацию, поставив себя на место юриста.


Тема 4. Основы правового статуса личности.

Гражданство Российской Федерации – 2 часа


1. Понятие основ правового статуса личности.

2. Принципы правового статуса человека и гражданина.

3. Равенство прав мужчины и женщины: содержание и проблемы реализации.

4. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

5. Двойное гражданство: причины возникновения, особенности правового регулирования.

6. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.

7. Прекращение гражданства Российской Федерации.

8. Порядок изменения гражданства детей.

9. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве.


Практические задания


1. Какие документы должен представить иностранный гражданин, обратившийся в полномочный государственный орган с заявлением о приёме в гражданство в общем порядке?


2. Укажите, на каком основании вы приобрели (можете приобрести) гражданство Российской Федерации.


3. Иностранный гражданин Н. был принят в гражданство Российской Федерации. Через некоторое время в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке была принята иностранная гражданка К. на основании того, что она состояла в браке с гражданином Н. В дальнейшем судом было установлено, что, обращаясь с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации, Н. представил подложные документы, в связи с чем решение о приобретении гражданства в отношении Н. было отменено. Существуют ли основания для отмены решения о приобретении гражданства в отношении К.?


Тема 5. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина – 4 часа


1. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина.

2. Личные (гражданские) права и свободы.

3. Политические права и свободы.

4. Экономические и социальные права и свободы, проблемы их реализации. Права и свободы в области культуры.

5. Основные обязанности.

6. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.

7. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: компетенция и организационные формы деятельности.

8. Основания правомерного ограничения прав и свобод. Чрезвычайное положение. Меры и ограничения, применяемые в условиях правового режима контртеррористической операции.

9. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

10. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Основные направления миграционной политики в Российской Федерации.


Практические задания


1. Группа граждан Российской Федерации направила в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомление о проведении демонстрации, где было указано, что публичное мероприятие приурочено к одному из государственных праздников. Однако глава органа исполнительной власти, выступив в средствах массовой информации, объявил, что он принял решение запретить данное публичное мероприятие, так как в процессе подготовки к демонстрации в городе распространялись листовки, разжигающие, по его мнению, социальную рознь. Организаторы публичного мероприятия приняли решение проводить демонстрацию, несмотря на решение органа исполнительной власти. Правомерны ли действия должностного лица и организаторов публичного мероприятия?


2. В призывную комиссию от гражданина Н. поступило заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в связи с тем, что несение военной службы противоречит его убеждениям. На заседании призывной комиссии гражданина Н. попросили разъяснить содержание его убеждений. Однако гражданин Н. сослался на часть 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации и отказался отвечать на данный вопрос. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия приняла решение об отказе в такой замене. В решении было указано, что изученные данные не соответствуют доводам гражданина Н. о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям. Правомерно ли решение призывной комиссии?


3. Телефонная сеть небольшого города начала распространение бесплатного справочника, в котором указывались фамилия, имя, отчество и адрес проживающих в городе граждан. Группа граждан обратилась в телефонную сеть с требованием прекратить распространение справочника, так как считает это нарушением права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Однако гражданам было сообщено, что исключение указанных данных из справочника невозможно, поскольку при подготовке его к изданию от них не поступало соответствующих заявлений. Для разрешения спора граждане обратились в суд. Каким должно быть его решение?


Электронные ресурсы

http://ombudsman.gov.ru – Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.


Тема 6. Федеративное устройство – 4 часа


1. Становление и развитие федерализма в России: история и современные тенденции.

2. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства. Обеспечение государственной целостности: проблемы и перспективы.

3. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Особенности конституционно-правового статуса автономных округов, входящих в состав края или области.

4. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Меры федерального вмешательства и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за нарушение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

6. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации. Тенденция "укрупнения" субъектов Российской Федерации: проблема оптимальных критериев образования нового субъекта.

7. Формы национально-культурного самоопределения граждан Российской Федерации. Национально-культурная автономия.


Практические задания


1. Автономия в составе иностранного государства, провозгласившая независимость, обратилась к Российской Федерации с предложением о начале переговоров о принятии её в состав Российской Федерации. Какими могут быть действия уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации?


2. Гражданин Веселов, начальник отделения связи в одном из посёлков, по случаю свадьбы единственной дочери вывесил в субботу государственный флаг Российской Федерации на принадлежащем ему жилом доме и на здании отделения связи, все работники которого были приглашены им на свадьбу в качестве гостей. Во второй половине дня в воскресенье начальник отделения милиции Крутов, с которым Веселов поссорился за неделю до событий на совместной рыбалке, составил в отношении Веселова протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.10 КоАП (незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации), мотивируя это тем, что суббота и воскресенье, в течение которых государственный флаг был установлен на упомянутых доме и здании, не являлись днями государственных праздников Российской Федерации.

В понедельник Веселов приехал на приём к начальнику РОВД Основину. Какое решение, на ваш взгляд, должен принять Основин?


3. Три местных национально-культурных автономии одного из субъектов Российской Федерации обратились в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти с документами о регистрации региональной национально-культурной автономии. Однако территориальный орган отказал в регистрации, ссылаясь на то, что в данном субъекте Российской Федерации уже была ранее образована региональная национально-культурная автономия граждан соответствующей национальности. Правомерен ли такой отказ?


4. В Государственную Думу поступил проект федерального закона, предусматривающий изменение принципов разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. Так, в отношении субъектов Российской Федерации, имеющих значительный дефицит бюджета и получающих дотации из федерального бюджета, предполагается установить особый режим: принятие бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год будет осуществляться федеральными органами государственной власти. Выскажите вашу оценку такой законодательной инициативы.


Тема 7. Система государственных органов

в Российской Федерации – 2 часа


1. Понятие государственного органа.

2. Система и виды государственных органов в Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации, федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

4. Иные федеральные государственные органы (прокуратура, Счётная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия и др.).

5. Система государственных органов субъектов Российской Федерации.

6. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти.


Практическое задание

Проанализируйте понятия "орган государственной власти" и "государственный орган". Приведите примеры использования данных понятий в нормативных правовых актах.


***

При подготовке к семинарскому занятию следует использовать правовые акты, отнесённые к теме 18 программы (федеральные законы "О Счётной палате Российской Федерации" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. №98), а также правовые акты, отнесённые к иным темам:

федеральные конституционные законы "Об арбитражных судах в Российской Федерации", "О судебной системе Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (к теме 24 программы);

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (к теме 19);

Положение о Государственном совете Российской Федерации, Положение об Администрации Президента Российской Федерации (к теме 20);

указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 20 мая 2004 г. №649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации (к теме 22);

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации (к теме 23).


Электронные ресурсы

http://www.gov.ru – "Официальная Россия" (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://genproc.gov.ru – сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

http://www.oprf.ru – официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации.


Тема 8. Избирательная система – 4 часа


1. Понятие избирательной системы и избирательного права. Основные направления развития избирательного законодательства.

2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации. Проблема явки избирателей при добровольном и свободном участии граждан в выборах.

3. Система и статус избирательных комиссий. Порядок формирования и полномочия.

4. Регистрация (учёт) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков.

5. Основные стадии избирательного процесса по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

а) Назначение выборов.

б) Выдвижение и регистрация списков кандидатов. Статус кандидатов.

г) Информационное обеспечение выборов.

д) Финансирование выборов.

е) Голосование и определение результатов выборов.

6. Особенности проведения выборов депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.

7. Обжалование нарушений избирательных прав и ответственность за нарушение законодательства о выборах. Законодательные гарантии обеспечения честных выборов.


Практические задания


1. Кандидат А. на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации обратился в суд с требованием отменить регистрацию кандидата Б. В обоснование своих требований кандидат А. привел сведения о том, что во время избирательной кампании кандидат Б. размещал рекламу руководимого им промышленного предприятия (с указанием своей фамилии), причем оплата за размещение рекламы производилась не из избирательного фонда, а из неизвестных источников. Какое решение примет суд?


2. Гражданин Петров обратился в участковую избирательную комиссию с жалобой на нарушение правил предвыборной агитации (в день голосования в его почтовый ящик положили агитационные листовки). Однако председатель избирательной комиссии объяснил Петрову, что участковая комиссия не вправе принимать жалобы от граждан и посоветовал ему обратиться в суд. Не удовлетворившись разъяснением, Петров обратился к юристу за консультацией. Какую правовую оценку ситуации вы дали бы на месте юриста?


3. В отношении гражданина Н. было возбуждено уголовное дело и выбрана мера пресечения – заключение под стражу. В это же время он был зарегистрирован избирательной комиссией в качестве кандидата. Препятствует ли заключение под стражу осуществлению прав кандидата? Должны ли быть предоставлены лицу, находящемуся под стражей, равные с другими кандидатами возможности по осуществлению предвыборной агитации?


4. В день голосования в помещение участковой избирательной комиссии не был допущен наблюдатель, назначенный зарегистрированным кандидатом. Аргументируя принятое решение, председатель комиссии пояснил, что кандидат не предоставил заранее список назначенных им наблюдателей, а представленное наблюдателем направление не было заверено нотариусом. Правомерны ли действия председателя участковой избирательной комиссии? В каком порядке его действия могут быть обжалованы?


Электронные ресурсы

http://www.cikrf.ru – сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.


Тема 9. Президент Российской Федерации – 2 часа


1. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации.

2. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации как главы государства.

3. Полномочия Президента Российской Федерации. Понятие "скрытых полномочий" Президента Российской Федерации.

4. Правовые акты Президента Российской Федерации.

5. Администрация Президента Российской Федерации. Совещательные и консультативные органы при Президенте Российской Федерации.

6. Основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации.

7. Совершенствование законодательства о Президенте Российской Федерации: основные направления и перспективы.


Практические задания


1. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации внёс на её рассмотрение проект постановления об отказе в регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации. В качестве оснований отказа в проекте было указано, что: а) данный кандидат был выдвинут на съезде политической партии, в котором принимали участие делегаты не от всех региональных отделений политической партии; б) кандидат обращался в консульство иностранного государства за получением вида на жительство. Какое решение следует принять Центральной избирательной комиссии?


2. Вам предложили подготовить концепцию проекта федерального закона "О порядке досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия". Кем, на ваш взгляд, должно приниматься решение о наличии такой стойкой неспособности?


3. Президент Российской Федерации повторно внёс кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, которая была уже отклонена Государственной Думой в порядке, предусмотренном статьёй 111 Конституции Российской Федерации. Однако Государственная Дума отказалась рассматривать данную кандидатуру, мотивировав это тем, что принятое ею постановление в отношении данной кандидатуры продолжает действовать и является обязательным для Президента Российской Федерации.

К вам обратился корреспондент одной из газет с просьбой прокомментировать возможные последствия спора между Президентом и Государственной Думой. Проанализируйте положения статьи 111 Конституции с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.


4. В отношении Председателя Центрального банка Российской Федерации было возбуждено уголовное дело. Президент Российской Федерации издал указ о временном отстранении Председателя Центрального банка от должности. Вправе ли Президент принять такое решение? Аргументируйте ответ.


5. В связи с досрочным прекращением полномочий Президента Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации приступил к исполнению полномочий главы государства. Как долго (сколько месяцев, дней) может длиться период функционирования исполняющего обязанности Президента? Из каких временн`ых отрезков состоит этот период, какова их продолжительность?

Для нахождения ответа изучите Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации".


6. Государственная Дума повторно, в течение трёх месяцев после первого вотума, выразила недоверие Правительству Российской Федерации. К этому времени ещё не истёк один год после её избрания. Как может поступить Президент Российской Федерации, соблюдающий Конституцию, если нужно одновременно применять и часть 3 статьи 117, и часть 3 статьи 109 Конституции? Вправе ли Президент не отправлять Правительство в отставку, сославшись на такое понимание Конституции, согласно которому положение части 3 статьи 117 применяется в обязательном порядке лишь при наличии выбора из двух вариантов?


***

При подготовке к семинарскому занятию помимо правовых актов, отнесённых к теме 20 программы, следует использовать Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (см. описание к теме 22 программы).


Электронные ресурсы

http://www.kremlin.ru – сайт Президента Российской Федерации.

http://www.scrf.gov.ru – сайт Совета Безопасности Российской Федерации.

http://www.rost.ru – приоритетные национальные проекты.


Тема 10. Федеральное Собрание

Российской Федерации – 4 часа


1. Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации.

2. Двухпалатная структура Федерального Собрания: роль палат, особенности их формирования и вопросы ведения. Дискуссия об оптимальном порядке формирования Совета Федерации.

3. Внутреннее устройство и порядок работы палат Федерального Собрания.

4. Законодательный процесс.

5. Акты палат Федерального Собрания.

6. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.


Практические задания


1. Законодательный орган субъекта Российской Федерации избрал своего представителя в Совете Федерации, приняв соответствующее постановление. Однако по истечении четырёх месяцев со дня избрания этого представителя Совет Федерации так и не рассмотрел вопрос о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации. Депутаты законодательного органа считают, что их решение не нуждается в утверждении Советом Федерации и что оно намеренно "саботируется". Дайте правовой анализ ситуации и предложите способы разрешения конфликта.


2. После того, как законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении, юристы обратили внимание на то, что в тексте законопроекта содержатся существенные противоречия, устранение которых невозможно без внесения поправок. На заседании ответственного комитета обсуждается вопрос о порядке дальнейшей работы над законопроектом. Сформулируйте ваше предложение.


3. Президент Российской Федерации вернул принятый федеральный закон в Совет Федерации без рассмотрения, указав, что Регламент Совета Федерации не соответствует установленным Конституцией Российской Федерации требованиям к порядку принятия федеральных законов. Правомерны ли действия Президента Российской Федерации?


4. Определите дату вступления в силу Федерального закона от 5 января 2006 г. №10-ФЗ "О внесении изменений в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Справка. Указанный Федеральный закон не содержит специальной статьи о его вступлении в силу. Он опубликован в "Российской газете" за 11 января 2006 г., в "Парламентской газете" – за 13 января 2006 г., в "Собрании законодательства Российской Федерации" – в выпуске, датированном 9 января 2006 г. (№2. Ст.175).

Для нахождения ответа следует, в частности, изучить правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в постановлении от 24 октября 1996 г. №17-П (пункт 6 мотивировочной части; СЗ РФ. 1996. №45. Ст.5202).


Электронные ресурсы

http://www.duma.gov.ru – официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

http://asozd.duma.gov.ru – Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности.

http://www.council.gov.ru – официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


Тема 11. Правительство Российской Федерации – 2 часа


1. Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.

2. Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации.

3. Полномочия Правительства Российской Федерации.

4. Организация деятельности Правительства при реализации его полномочий.

5. Отставка Правительства Российской Федерации и сложение им своих полномочий.

6. Акты Правительства Российской Федерации.

7. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.


Практические задания


1. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации совмещает свою должность с должностью председателя совета директоров открытого акционерного общества, одним из основных акционеров которого является государство. Соответствует ли такое совмещение должностей законодательству Российской Федерации?


2. Дайте характеристику нынешнего состава Правительства Российской Федерации. Какова общая численность Правительства? Сколько заместителей имеет Председатель Правительства? Кто из числа других членов Правительства не возглавляет федеральное министерство? Сколько в Правительстве федеральных министров?


3. Министерство юстиции Российской Федерации внесло в Правительство Российской Федерации проект постановления об изменении одного из пунктов Регламента Правительства Российской Федерации. Требуется ли рассмотрение этого вопроса на заседании Правительства?


4. 17 ноября 2006 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла обращение Государственной Думы к Председателю Правительства Российской Федерации по вопросу, связанному с учреждениями дополнительного профессионального образования в системе агропромышленного комплекса, и парламентский запрос Государственной Думы Председателю Правительства Российской Федерации о мерах, принимаемых Правительством для решения проблем, связанных с оказанием дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан и обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации (постановления №3767-4 ГД и №3768-4 ГД; опубликованы в "Парламентской газете" 24 ноября 2006 г.).

В какой срок и кем должны быть даны ответы на обращение палаты и на парламентский запрос?

Сопоставьте относящиеся к этому вопросу положения Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Регламента Правительства Российской Федерации.


Электронные ресурсы

http://www.government.ru – Интернет-портал Правительства Российской Федерации.


Тема 12. Конституционное правосудие

в Российской Федерации2 часа


1. Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля.

2. Состав и порядок образования Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

5. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Общие правила производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

7. Решения Конституционного Суда Российской Федерации и их исполнение.

8. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.


Практические задания


1. Гражданин Сидоров обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод. В жалобе Сидоров указал, что его конституционные права как обвиняемого по уголовному делу нарушены постановлением Государственной Думы об амнистии. Будет ли жалоба принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации?


2. Из обращения гражданина Егорова Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации сделал вывод о наличии оснований для оспаривания конституционности отдельных положений федерального закона, применённого в деле Егорова. Вправе ли Уполномоченный обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым в упомянутом деле?

Имеет ли такое право в аналогичной ситуации Генеральный прокурор Российской Федерации?

Аргументируйте свой ответ.


Электронные ресурсы

http://www.ksrf.ru – официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации.


^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


1-е семинарское занятие – 4 часа

(перед экзаменационным зачётом)


Тема 1. Конституция Российской Федерации


1. Понятие и сущность и юридические свойства конституции.

2. Структура Конституции Российской Федерации.

3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок и внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации.

4. Правовая охрана и толкование Конституции Российской Федерации.

5. История развития российской конституции. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.

6. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации.


Тема 2. Основы конституционного строя

Российской Федерации


1. Понятие конституционного строя и его основ.

2. Народовластие как основа демократического характера российского государства.

3. Непосредственная и представительная формы демократии.

4. Референдум в Российской Федерации: виды, порядок назначения, проведения и определения результатов. Ограничение круга вопросов, выносимых на референдум.

5. Иные институты непосредственной демократии.

6. Разделение властей как основополагающий принцип демократической организации государства. Место президентской власти в системе разделения властей.

7. Принцип политического многообразия. Экстремистская деятельность: понятие, меры противодействия.

8. Правовой статус политических партий: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации. Членство в политических партиях лиц, замещающих государственные должности, и лиц, находящихся на государственной службе.


Правовые акты и литература

См. перечень источников к разделам II, III программы курса.


2-е семинарское занятие4 часа

(перед экзаменом)


Тема 1. Президент Российской Федерации


1. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации.

2. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации как главы государства.

3. Полномочия Президента Российской Федерации.

4. Правовые акты Президента Российской Федерации.

4. Администрация Президента Российской Федерации. Совещательные и консультативные органы при Президенте Российской Федерации.

5. Основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации.


Тема 2. Федеральное Собрание Российской Федерации


1. Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации.

2. Двухпалатная структура Федерального Собрания: роль палат и вопросы их ведения.

3. Порядок выборов депутатов Государственной Думы.

4. Порядок формирования Совета Федерации.

5. Внутреннее устройство и порядок работы палат Федерального Собрания.

6. Законодательный процесс.

7. Акты палат Федерального Собрания.

8. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.


Правовые акты и литература

См. перечень источников к темам 20, 21 программы курса, а также Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (к теме 19).



1 Количество часов указано для очной формы обучения (всего – 40). В рамках очно-заочной (вечерней) формы обучения для проведения семинарских занятий отведено на 8 – 10 часов меньше (т. е. 30 – 32 часа).




Похожие:

Планы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения тема Конституционное право России как отрасль права и как наука 4 часа 1 iconПланы семинарских занятий по муниципальному праву России для студентов очной формы обучения (Институт правоведения, Институт прокуратуры, Институт мчп, Институт банковского права. Институт адвокатуры) 2010-2011 учебный год
Содержится в сборнике Методических материалов по курсу «Муниципальное право Российской Федерации»
Планы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения тема Конституционное право России как отрасль права и как наука 4 часа 1 iconПрактическая работа №1
«Грузоведение». Методическое указание может быть использовано как задание для семестрового контроля знаний студентов. Предназначено...
Планы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения тема Конституционное право России как отрасль права и как наука 4 часа 1 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Право социального обеспечения» для студентов очной и заочной форм специалитета и бакалавриата
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневной и заочной форм обучения юридического факультета
Планы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения тема Конституционное право России как отрасль права и как наука 4 часа 1 iconТема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная

Планы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения тема Конституционное право России как отрасль права и как наука 4 часа 1 iconПланы семинарских занятий для студентов дневного, мэф и вечернего отделений Тема понятие финансовой деятельности российской федерации
Понятие финансов в материальном смысле и как общественных отношений. Их особенности и функции
Планы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения тема Конституционное право России как отрасль права и как наука 4 часа 1 iconПрограмма курса "конституционное право российской федерации" Раздел I конституционное право в системе права российской федерации. Наука конституционного права
Понятие и предмет конституционного права как отрасли права Российской Федерации. Характерные черты общественных отношений, составляющих...
Планы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения тема Конституционное право России как отрасль права и как наука 4 часа 1 iconСистемное программирование
Курс лекций предназначен для студентов заочной формы обучения специальности 22. 02 «Автоматизированные системы обработки информации...
Планы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения тема Конституционное право России как отрасль права и как наука 4 часа 1 iconПланы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине «история» для студентов всех специальностей
Ильюхов А. А., Костриков С. П. Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента по учебной дисциплине “История” для студентов...
Планы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения тема Конституционное право России как отрасль права и как наука 4 часа 1 iconМетодические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для студентов и магистрантов очной и заочной форм обучения
Приложение а образец оформления титульного листа реферата
Планы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения тема Конституционное право России как отрасль права и как наука 4 часа 1 iconПрограмма курса «Социология» 7 Планы семинарских занятий 13 Тема История становления и развития социологии 13 Тема Методы прикладных социологических исследований 17
После каждой темы студент должен изучить словарь основных терминов. Термины, представленные в данной работе, выделены в планах семинарских...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов