Рабочая программа по природоведению для 5 класса моу «В(с)ош №5» г. Магнитогорска на 2011-2012 учебный год icon

Рабочая программа по природоведению для 5 класса моу «В(с)ош №5» г. Магнитогорска на 2011-2012 учебный год



НазваниеРабочая программа по природоведению для 5 класса моу «В(с)ош №5» г. Магнитогорска на 2011-2012 учебный год
страница1/3
Дата конвертации01.11.2012
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «В(с)ОШ № 5»

______________ Г.А. Васильев

«____» сентября 201____




СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

____________ ____________

«____» сентября 201____



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению

для 5 класса

МОУ «В(с)ОШ № 5» г. Магнитогорска

на 2011-2012 учебный год


Составил: учитель биологии А.А. Сенькин

Пояснительная записка


1. Предназначение рабочей программы.

Настоящая рабочая программа разработана для преподавания природоведения в основной школе (5 класс).

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Настоящая рабочая программа разработана для применения в Муниципальном Общеобразовательном Учреждении «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 5» г. Магнитогорска, расположенном на территории Федерального Бюджетного Учреждения Исправительная Колония № 18, для обучения осуждённых к отбыванию наказания в колонии строгого режима (при ФБУ ИК-18), для обучения осуждённых к отбыванию наказания в колонии общего режима (при ФКУ СИ-74/2), для обучения подозреваемых и обвиняемых несовершеннолетних (при ФКУ СИ-74/2).


^ 2. Основа рабочей программы.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (сайт МОиН РФ, 2005) и авторской программы по природоведению основного общего образования В.В. Пасечника (М.: Дрофа, 2009).



^ 3. Количество учебного времени.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.

В соответствии с Учебным планом рабочая программа составления для очной формы обучения. Заочная и индивидуально-групповая формы обучения в текущем учебном году не предусмотрены.

Расчёт количества учебного времени




Форма обучения

Очная

Заочная

Индивидуально-групповая

5 класс

72







^ 4. Практическая часть программы

Рабочая программа предусматривает выполнение практической части образовательного стандарта в соответствии с авторской программой по природоведению (УМК авторского коллектива В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова и др.) и в соответствии с примерной программой по природоведению (Сайт МОиН РФ).


Изменения практической части авторской программы даны в приложении 1.

Программой не предусмотрено проведение тестов, контрольных работ и зачётов. Для проведение контроля в Рабочей программе выделено время на зачёты.

Практическая часть программы содержит:

^ Виды работ

Количество

Лабораторных работ

15

Практических работ

9

Экскурсий

3

Зачётов

3

^ 5. Объём национально-регионального компонента.

Рабочая программа в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ предусматривает выделение не менее ^ 10% учебного времени на региональный компонент содержания образования. Содержание регионального компонента распределено на уроках таким образом, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.





Очная форма об.

Минимальный объём НРК, мин

315’

^ 6. Учебно-методический комплект:




Перечень компонентов УМК

Компоненты УМК

1

Базовый (основной) учебник

    1. Пакулова В.М., Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Учебник для общеобр. Учреждений /В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. – М.: Дрофа, 2008

2

Учебные пособия для обучающихся




3

Дополнительная литература для учителя

Энциклопедии, словари, справочники, ресурсы Internet.

4

Дополнительная литература для учащихся

Энциклопедии, словари, справочники.

5

Методическая литература для учителя

5.1. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007.

5.2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

6

Оборудование и приборы

6.1. Микроскоп и набор микропрепаратов

6.2. Комплект гербариев, комнатные растения

6.3. Коллекции насекомых, живые животные

6.4. Объёмные модели органов человека

6.5. Таблицы

7

Перечень компьютерных программ, используемых в образовательном процессе

7.1. Ресурсы Internet (сайты и пр.), презентации.

8

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

8.1. ПК учителя, м/м проектор.

8.2. Видеоматериалы, записанные с учебных фильмов 1970-х гг.

8.3. Видеоматериалы, записанные с телепрограмм центрального телевидения

^ 7. Требования к уровню подготовки (компетенции) обучающихся.

Класс

Компетенции

5

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.



^ 8. Критерии оценивания.

8.1. Оценивание устных и письменных работ

Отметка «5» ставится, если в ответе обучающийся показывает знания основных теорий, законов, понятий; логично излагает основные положения и принципы закономерностей, признаки объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь; конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами, составляющими основу выводов, обобщений и доказа­тельств, демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать объекты и процессы и на основе этого делает выводы.

^ Отметка «4» ставится, если в ответе обучающийся не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает неточности, негрубые ошибки.

^ Отметка «3» ставится, если обучающийся имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках, об особенностях строения различных объектов, неверно трактует понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления.

^ Отметка «2» ставится, если в ответе обучающийся допускает грубые ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует.

^ Отметка «1» ставится, если обучающийся отказывается выполнять письменную работу или отвечать на вопрос учителя без уважительной причины.


8.2. Оценивание практических работ (лабораторных работ и экскурсий)

Практические работы могут проводиться двух видов – обучающие и закрепляющие. При оценивании обучающих работ выставляются только отметки «4» и «5», отметка «3» выставляется по усмотрению учителя, отметка «2» не выставляется. При оценивании закрепляющих работ отметка выставляется всем присутствующим на уроке обучающимся.

^ Отметка «5» ставится, если в ответе обучающийся показывает знания о признаках объектов; о сущности процессов. Наряду с освоенными знаниями обучающийся демонстрирует умение объяснять роль различных объектов в природе, их взаимосвязь, необходимость защиты окружающей среды.

^ Отметка «4» ставится, если в ответе обучающийся демонстрирует освоение знаний, допустив при этом незначительные погрешности и неточности, недостаточно четко владеет умениями распознавать, устанавливать взаимосвязи, анализировать объекты, процессы, явления.

^ Отметка «3» ставится, если обучающийся неверно раскрывает сущность процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять, описывать, распознавать, анализировать объекты и явления.

^ Отметка «2» ставится, если в ответе обучающийся допускает грубые ошибки, не демонстрирует владение общеучебными и практическими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы учителя или не дает ответа на предложенный вопрос.

^ Отметка «1» ставится, если обучающийся отказывается выполнять работу без уважительной причины.


8.3. Критерии выставления итоговой отметки за учебный период (полугодие)

Итоговая отметка за учебный период ставиться как среднее арифметическое всех текущих отметок с округлением в пользу обучающегося.


^ 8.4. Критерии выставления итоговой отметки за учебный год

Итоговая отметка за учебный период ставиться как среднее арифметическое всех итоговых отметок за учебные периоды (полугодия) с округлением в пользу обучающегося.


Приложение 1


^ Внесение изменений в практическую часть программы


В связи с тем, что формулировки практических работ в примерной программе и лабораторных работ в авторской программе частично совпадают, в рабочей программе общее число работ уменьшено.

Порядок проведения работ указан в соответствии с порядком изложения материала в учебнике.


Класс

Тема по программе

В.В. Пасечника

Практические работы по примерной программе

Лабораторные работы по программе

^ В.В. Пасечника

Пр.р. в рабочей программе (полная формулировка)

Пр.р. в рабочей программе (краткая формулировка)

5

Введение

^ Практические работы:

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.

Конструирование простейших измерительных приборов.




Пр.р. 1 Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

Пр.р. 2 Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Конструирование простейших измерительных приборов.

Пр.р. 1 Оборудование и справочники

Пр.р. 2 Приборы и измерения

Вселенная

^ Практические работы:

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

Работа с подвижной картой звездного неба.

Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.

^ Лабораторные работы

Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Север­ного полушария.

Ориентирование на местности с помощью ком­паса, Полярной звезды и местных признаков.

Пр.р. 3 Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

Л.р. 1 Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Север­ного полушария.

Л.р. 2 Ориентирование на местности с помощью ком­паса, Полярной звезды, расположения Солнца и местных признаков.

Пр.р. 3 Движения Солнца и звезд.

Л.р. 1 Работа с картой

Л.р. 2 Ориентирование на местности

Строение и свойства вещества

^ Практические работы:

Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ.

Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.).

^ Лабораторная работа Определение физических свойств твердых, жид­ких и газообразных тел.

Пр.р. 4 Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ.

Л.р. 3 Определение физических свойств твердых, жид­ких и газообразных тел.

Пр.р. 5 Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.).

Пр.р. 6 Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

Пр.р. 4 Признаки веществ.

Л.р. 3 Свойства тел.

Пр.р. 5 Физич. явления

Пр.р. 6 Хим. реакции

Воздух

^ Практические работы:

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.

Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

^ Лабораторные работы

Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

Описание погоды за месяц и сезон.

Л.р. 4 Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

Пр.р. 7 Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Л.р. 5 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. Описание погоды за месяц и сезон.

Л.р. 4 Местонахождение гор

Пр.р. 7 Погода и самочувствие.

Л.р. 5 Описание погоды


Вода




Экскурсия Результаты работы текущих вод и ветра.

Экск. 1 Результаты работы текущих вод и ветра.

Экск. 1 Выветривание.

Горные породы




^ Лабораторные работы

Описание минералов и горных пород (по 3-4 при­знакам) и определение их свойств.

Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физиче­скими свойствами.

Л.р. 6 Описание минералов и горных пород (по 3-4 при­знакам) и определение их свойств.

Л.р. 7 Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физиче­скими свойствами.

Л.р. 6 Минералы и горные породы

Л.р. 7 Полезные ископаемые

Почва













Организмы




Экскурсия Разнообразие организмов. Относительная при­способленность организмов к условиям внешней среды.

Экск. 2 Разнообразие организмов. Относительная при­способленность организмов к условиям внешней среды.

Экск. 2 Разнообразие организмов

Растения

^ Практические работы:

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

Определение названий растений с использованием различных источников информации.


^ Лабораторные работы

Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

Определение названий растений с использованием различных источников информации.

Постановка опытов по выявлению влияния тем­пературы, воздуха и влажности на прорастание се­мян культурных растений.

Экскурсия

Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядо­витых).

Л.р. 8 Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

Л.р. 9 Постановка опытов по выявлению влияния тем­пературы, воздуха и влажности на прорастание се­мян культурных растений.

Л.р. 10 Определение названий растений с использованием различных источников информации.

Экск. 3 Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядо­витых).

Л.р. 8 Органы растения

Л.р. 9 Прорастание се­мян

Л.р. 10 Определение растений

Экск. 3 Распознавание растений

Грибы




^ Лабораторная работа Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

Л.р. 11 Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

Л.р. 11 Узнавание грибов

Животные

^ Практические работы:

Определение названий животных с использованием различных источников информации.


Лабораторная работа Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядо­витых) с использованием коллекций, чучел, рисун­ков, муляжей.

Л.р. 12 Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядо­витых) с использованием различных источников информации

Л.р. 12 Узнавание животных

Ваши любимые растения и животные




^ Лабораторная работа Составление рекомендаций по уходу за комнат­ными растениями и домашними животными.

Л.р. 13 Составление рекомендаций по уходу за комнат­ными растениями и домашними животными.

Л.р. 13 Составление рекомендаций по уходу

Природа едина

^ Практические работы:

Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения.





Пр.р. 8 Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения.

Пр.р. 8 Экологические проблемы местности

Человек, его здоровье и безопасность жизни

^ Практические работы:

Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.).

Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.

^ Лабораторные работы

Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возраст­ными нормами.

Л.р. 14 Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возраст­ными нормами.

Л.р. 15 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

Пр.р. 9 Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.).


Л.р. 14 Показатели возраст­ного развития

Л.р. 15 Первая помощь

Пр.р. 9 Самочувствие

  1   2   3




Похожие:

Рабочая программа по природоведению для 5 класса моу «В(с)ош №5» г. Магнитогорска на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по математике для 8 класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета математики для 8 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса моу «В(с)ош №5» г. Магнитогорска на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по математике для 7 класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета математики для 7 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса моу «В(с)ош №5» г. Магнитогорска на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по математике для 10 класса (профильный уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель
Рабочая программа учебного предмета математика для 10 класса (профильный уровень) моу дятьковская средняя общеобразовательная школа...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса моу «В(с)ош №5» г. Магнитогорска на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по математике для 10 класса (базовый уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель
Рабочая программа учебного предмета математика для 10 класса (базовый уровень) моу дятьковская средняя общеобразовательная школа...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса моу «В(с)ош №5» г. Магнитогорска на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по математике для 6 класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета математики для 6 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса моу «В(с)ош №5» г. Магнитогорска на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по алгебре для 8 класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета алгебры для 8 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области составлена...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса моу «В(с)ош №5» г. Магнитогорска на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета геометрии для 8 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса моу «В(с)ош №5» г. Магнитогорска на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса на 2011/2012 учебный год разработчик программы
Программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся 7 класса, работающих по учебнику авторов: М. Т. Баранов,...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса моу «В(с)ош №5» г. Магнитогорска на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по математике для 1 класса 2011 2012 учебный год Разработана учителем начальных классов

Рабочая программа по природоведению для 5 класса моу «В(с)ош №5» г. Магнитогорска на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по русскому языку для учащихся 9 класса на 2010-2011 учебный год. Учитель Климова Т. Г
Рабочая учебная программа по русскому языку составлена для 9 класса на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов