Совесть (сценарий классного часа для 5 8 классов) Автор: Адаменко О. К. Сведения об icon

Совесть (сценарий классного часа для 5 8 классов) Автор: Адаменко О. К. Сведения об



НазваниеСовесть (сценарий классного часа для 5 8 классов) Автор: Адаменко О. К. Сведения об
Адаменко О. К
Дата конвертации08.09.2012
Размер219.01 Kb.
ТипСценарий


Муниципальный орган управления образованием

Таборинского муниципального района

Кузнецовская основная общеобразовательная школа


« Драгоценное слово - СОВЕСТЬ»

(сценарий классного часа для 5 - 8 классов)




Автор:

Адаменко О. К.


Сведения об авторе





Адаменко Ольга Кондратьевна – учитель русского языка и литературы и классный руководитель Пальминской основной общеобразовательной школы Муниципального органа управления образованием Таборинского муниципального района. Родилась 2 ноября 1964 года в посёлке Новосёлово Таборинского района Свердловской области. Имеет высшее педагогическое образование. Учитель 1-ой квалификационной категории. Педагогический стаж – 23 года.

С 12. 11. 2006 г. по 19. 05. 2007 г. повышала свою квалификацию в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт развития регионального образования Свердловской области» по образовательной программе «Духовные основы образования». На уроках русского языка и литературы, на классных часах воспитывает в детях такие добродетельные понятия, как милосердие, совесть, честность, патриотизм, трудолюбие, доброта, отзывчивость и др. Занимается активной общественной работой. Является депутатом Таборинской районной Думы. Член политической партии «Единая Россия».


^ Обоснование выбора темы для классного часа

«Жизнь без нравственного усилия есть сон» - слова сказаны Львом Толстым много лет назад, но они не утратили своего значения и в наши дни. Именно у подростков 11 – 14 лет начинается бурная борьба за самого себя как личности, его нравственные искания. В годы ранней юности молодые люди «поворачиваются» к себе, думают, кем они станут, какими они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе. Нравственные идеалы и принципы предполагают не только доброту и трудолюбие, честность и порядочность, совесть, справедливость, принципиальность и т. д., но и выработку потребности и умения отстаивать свои взгляды и убеждения, свою честь и достоинство, честь своей страны, стремясь принести максимум пользы другим людям. Отсюда освоение нравственных понятий означает не просто понимание их смысла, а подлинное «освоение» умом и сердцем. На пути саморазвития и самовоспитания подростки испытывают потребность в разумном совете, дружеской помощи. Такую помощь и советы они получают от близких людей и от нас, классных руководителей.



^ Цель мероприятия

Помочь учащимся сформулировать, осмыслить и понять нравственное понятие СОВЕСТЬ; развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя истинные ценности, умение анализировать свои поступки и поступки других с точки зрения морали.

^ Подготовительная работа



  • Познакомить учащихся с темой будущего классного часа, обсудить форму и время проведения. Подбор стихотворений по данной теме.

  • Продумать ответы на вопросы: Что такое «СОВЕСТЬ»? Объясни выражения: «ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ», «СОВЕСТЬ ЗАЕЛА».

  • Подготовить рисунки на тему: «Поступить по – совести».

  • Подготовить кабинет для проведения классного часа.

  • Индивидуальное задание 2-3 учащимся: « Определить и сформулировать главные, на ваш взгляд, Законы совести».

  • Индивидуальное задание 2-3 учащимся, владеющими навыками работы с компьютером: «Подготовить наглядное оформление Законов совести» (после классного часа в школе оформляется стенд).



Форма проведения – КРУГЛЫЙ СТОЛ

(возможна беседа или диспут)


Оформление кабинета.



  1. Запись на доске: «Драгоценное слово – СОВЕСТЬ».

  2. Выставка рисунков учащихся.

  3. Оформленные иллюстрации по теме с изображением жизненной ситуации.

  4. Наглядно оформленные Законы совести.

  5. Плакаты с высказываниями:




    • «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».

(И. Гёте)


    • «Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется» (Л. Н. Толстой)




    • «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек» (В. А.Сухомлинский)




    • «Собственная нравственная нечистоплотность – это знак презрения к самому себе» (Апулей)




    • «Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить всё дело» (А. П. Чехов)




    • «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают» (Л. Н. Толстой)




    • «У кого много пороков, у того много и повелителей» (Ф. Петрарка)



^ ХОД КЛАССНОГО ЧАСА


Учитель: В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть ещё:

Совесть,

Честь…

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова!

«НЕ ТОЛЬКО СЛОВА» (А. Яшин).


Далее ребята (4 чел) друг за другом читают стихи Ю. Кима «Диалог о совести»:


  1. – Я недавно сделал открытие:

Открыл я недавно словарь –

Оказывается, «совесть –

Это нравственная категория,

Позволяющая безошибочно

Отличать дурное от доброго».


  1. – Но как же быть, когда идёт игра,

Партнёры лгут, блефует кто как может,

И для победы правды и добра

Тебе солгать необходимо тоже –

И как же быть тогда?


1. – Я понимаю…Я только говорю, что совесть –

Это нравственная категория…


  1. – Но как же быть, когда идёт борьба

За идеал и лучшие надежды?

Ну, а в борьбе нельзя без топора,

А где топор – там щепки неизбежны.

И как же быть тогда?


  1. – Да-да, конечно… Я только говорю, что совесть –

Это нравственная категория…


  1. – Но если все охвачены одним

Безумием – не на день, а на годы?

Идёт потоп – и он неудержим

И увлекает целые народы!

Так что же может сделать слабый человек

В кошмаре, чей предел непредсказуем?

Что может он, когда безумен век?

И кто повинен в том, что век безумен?

Кого судить?

Кому судить?

За что судить?


  1. – Я не знаю…Я только знаю, что совесть –

Это нравственная категория,

Позволяющая безошибочно

Отличать дурное от доброго!


Учитель: Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь (Б. Окуджава).


- Совесть, благородство и достоинство…Такие привычные и знакомые слова… Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов – основа человеческого бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века.

«…Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста», - утверждала Маргарита Наваррская.

«Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое», - читаем у Г. Р. Державина.

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», - вторит ему А. С. Пушкин.

Так что же такое совесть?

(выступления учащихся)

…………………………………………………………………………………………….

(Учащиеся: читают свои определения «СОВЕСТИ».

(Смотри приложение № 1)


Учитель:

- А теперь заглянем в словарь. СОВЕСТЬ – понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение. Совесть – выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

ДОСТОИНСТВО – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

БЛАГОРОДСТВО – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

У каждого человека своя система ценностей, свой взгляд на жизнь и мнение обо всём. Каждый из нас самостоятельно делает выбор и определяет для себя степень значимости этих понятий.

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться (Н. Рыленков).


Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека. Нельзя автоматически стать злым или добрым. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. А между ними и нашей совестью существует прочная причинно-следственная связь.


Не сталью –

Кровью сталь багрима,

Не дверью, что прочней щита,

Лишь чистой совестью хранима

Живое чудо –

Доброта (Л. Татьяничева.)


Учитель:

- Ребята, вы часто слышите выражения: «нужно быть добрыми, милосердными». Что же это такое - МИЛОСЕРДИЕ? Давайте послушаем сообщение ……. (имя ученика).


Ученик:

- В наши дни многим людям вокруг живется плохо. По всем окраинам нашей большой страны прокатились жестокие войны, многие люди погибли, многие остались инвалидами, многие потеряли родных. Иные потеряли работу. Многие не доедают, некоторые не имеют жилья. Иные болеют и ищут деньги на лечение. Все они нуждаются в помощи. И милосердный человек всегда стремится оказать помощь таким людям. Он не проходит мимо просящего на улице, он накормит голодного, даст пить жаждущему, посетит больного, утешит печального, оденет нуждающегося. Таким образом, милосердным можно назвать такого человека, который совершает добрые дела.

Милосердие есть плод настоящей любви, связанный с ней как теплота с огнем. Как огонь теплоту, так и любовь милость издает.

«Боже! Милостив будь мне грешному» - часто просим мы у Бога. Но не дерзко ли с нашей стороны просить у Бога себе милости? Ведь прежде чем просить, мы должны сами оказать милость ближним нашим, так как Господь говорит: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6,36); только «милостивые помилованы будут».


Учитель:

- «Я стою…я смотрю. Всем хорошо. Все спокойны. Значит, и я спокоен тоже!» - помните? Этими словами Тимура заканчивается повесть Аркадия Гайдара о ребячьем благородстве. Незаметная и бескорыстная помощь тем, кто в ней нуждается, помогает Тимуру и его команде становиться сильными, мужественными и благородными людьми. Если вы, ребята, научитесь ценить то, что возвышает человека и поднимает его в собственных глазах, вы будете на правильном пути. А если вы уже сейчас прикидываете: « А что я с этого буду иметь?» - вам есть над чем серьёзно задуматься. Попробуйте сделать что-то доброе раз, потом ещё раз, и вы увидите, как это здорово!

- До седин людям свойственно стремиться к самопознанию и самосовершенствованию. Чем больше человек об этом задумывается и работает над собой, тем богаче становится его духовный мир, тем добрее и красивее его поступки. Так было, есть и так будет всегда.

Что об этом говорят классики и что они нам советуют?

…………………………………………………………………………………………….


(учащиеся читают высказывания выдающихся людей, написанные на плакатах, и объясняют их смысл – смотри выше)


Учитель:

- Я хочу познакомить вас с двумя реальными случаями из нашей жизни. Послушайте их, а затем ответьте на вопрос: правильно ли поступили герои данных историй? Эти истории по-разному иллюстрируют проявление этого морального качества – совести.


Текст № 1.


…Восемь новеньких учебников географии лежали на столе.

Ольга Петровна сказала:

- Распределите сами как хотите. Устраивайте снова лотерею или придумайте что-нибудь другое.

Встала Нина Овчаренко, тряхнув золотистой чёлкой:

- По-моему, эти книги надо раздать тем, кто прошлый раз получил меньше всего новых учебников. Вот Люба, она такая невезучая, у неё все учебники оказались старые, кроме английского, а их всем дали.

- Ну и неправильно! – закричал с места Саша Пономарёв. – У Алёшки все новые, ему отец достал. И многим родители купили. Нет, не надо лотерею.

Нарезали 39 полосок и на восьми написали «60 рублей» - цена книги. Ребята быстро расхватали бумажки – и вот выигравшие запрыгали, закричали, побежали к столу Ольги Петровны и быстро расхватали учебники.

У стола стояла Лена Иванцова, она была копушей и на всех раздачах оказывалась последней. Она растерянно смотрела на стол, где уже не лежало ни одной географии, и молча протягивала классной руководительнице листок, на котором было написано «60 рублей».

Ольга Петровна с недоумением наморщила лоб:

- Ничего не понимаю. Ты что, действительно вытащила этот билет?

Глаза Лены наполнились слезами.

- Конечно, я самая первая вытащила, - еле слышно прошептала она.

- Как же это получилось? Ребята, все, кто получил новые «Географии», подойдите ко мне! – попросила Ольга Петровна.

Восемь человек окружили её стол, лена была девятой.

- Вышло недоразуменее. Вероятно, вы случайно вместо восьми бумажек с выигрышем сделали девять. И Лене не хватило книги. Как нам теперь быть?

- Нет, мы сделали ровно восемь, - уверенно заявил Саша.

Гена Варыгин, самый маленький в классе и вечно рвущийся в драку, быстро выбежал из класса. В коридоре заливался звонок. Гена чувствовал себя необыкновенно ловким и смекалистым. И вдруг за его спиной Сергей Енютин пропел:

- А я знаю, кто получил чужую «Географию». Да ты не боись, я никому не скажу, но не бесплатно, гони десятку.

- Ты трюхнулся, где я возьму?

- А я у тебя видел, новенькая такая десяточка.

Гена вспомнил, что действительно мать утром дала 10 рублей на хлеб.

- А что я матери скажу? – угрюмо спросил он Сергея.

- А ты уж придумай, ты же у нас такой сообразительный. Вон как ловко к столу, и билет в кармане. А Ольга-то тебя в любимчиках держит.

Гена, не глядя на Сергея, сунул руку в карман и достал деньги.

- Другое дело, - дурашливо прогнусавил Сергей. Его нагловатые глаза с откровенной издёвкой смотрели на Гену. Снова прозвенел звонок. На уроке безнадёжные, путаные мысли мучили мальчика.

«Проклятая «География», и зачем она мне понадобилась? Я же просто так схватил этот билет, просто Ольга Петровна отвернулась, а он лежит. Вот, думаю, здорово, сейчас получу учебник, и никто даже не узнает, как он мне достался. Да провались он. Что я, без учебника остался бы, что ли. А что, если я его выброшу? Не было никакой «Географии» - и всё тут!»

Не будет учебника, и сразу всё исчезнет: переживания, гнусная ухмылка Сергея и омерзительное жжение от слова «вор». Гена ободрился, но вдруг вспомнил, что учительница видела у него новый учебник, и понял, что выхода нет. Новая мысль: так тебе и надо, запутался совсем, одно дело тянется за другим, как цепь тяжёлая тянет ко дну…Что же делать? Признаться? Отдать учебник Ленке, у неё глаза ещё на мокром месте?

Прозвенел звонок, кто0то заглянул в класс и крикнул: «Варыгина в учительскую!»

В комнате сидел угрюмый Сергей со своим отцом, который сердито посмотрел на Гену и спросил, кивнув на сына:

- Зачем дал ему деньги? Полдня добивался, откуда деньги, а вот зачем он ему дал, так и не узнал.

- Сейчас узнаем, - спокойно пообещала завуч и повернулась к Гене: - Так как было дело?

А в коридоре шумела обычная школьная жизнь…


( Учащиеся рассуждают на поставленные выше вопросы.)

……………………………………………………………………………………………..


Текст № 2.


…Авария произошла в начале второй смены. Виктор увидел, как к цистерне с ацетоном катится вагонетка, - и тут же стремительный бросок Николая, пытавшегося её остановить. Он успел положить под колёса брусок, вагонетка упала, придавив Николая к стене. Взрыв был предотвращён. Николай получил открытый перелом бедра, ему нужна срочная операция.

Страшная мысль пронзила Виктора. Ведь это ему вчера мастер велел закрепить вагонетку, а он ничего не сделал, соврал, что поставил её на тормоз. И теперь самый близкий друг в больнице, и врачи говорят, что он может лишиться ноги. Виктор физически ощутил острую боль вины. Зачем он пил в тот день? Но ведь раньше ничего не случалось. Чувство вины очень медленно начало переплавляться в какое-то новое чувство. Он не мог понять своего состояния. Раньше он ничего не замечал, а теперь впервые заметил, что зимний лес красив, а снег – какой он белый!

Николаю стало лучше, врачи сохранят ему ногу. Но только ли этому радуется Виктор? Вчера он решительно отверг приглашение «дружков» выпить после получки. Сегодня он тщательно подмёл пол вокруг станка и убрал все обрезки, не оставляя их сменщику-старику. На днях пошёл в детский сад строить там теремок… А уж то, что он принёс домой матери всю зарплату, наполнило его таким приятным, доселе неизвестным чувством, что он даже казался выше ростом. Он не услышит больше никогда этого страшного слова «бессовестный»…

В больнице он подолгу сидел возле кровати друга. Там он познакомился с хирургом Зворыкиным. Это он поставил Николая на ноги. Много они говорили. И о том, что такое совесть, - тоже. «Совесть – это твой взгляд, твоя оценка самого себя, своих поступков, отношения к окружающим. В совести правда жизни, смысл жизни, - так говорил хирург.- Чистая совесть возвышает, нечистая заставляет прятаться, уходить в себя, скрывать свои мысли и поступки».

Сейчас Виктор словно выбрался из-под какой-то тяжести. Дал слово6 если Николай выздоровеет, то он начнёт новую жизнь. Хирург говорил, что нельзя жить без чувства ответственности за то, что ты делаешь, как сохраняешь то, что сделано до тебя, за то, что передашь своим детям.


(Учащиеся отвечают на поставленные выше вопросы.)

…………………………………………………………………………………………….

Учитель:

- Сегодня мы часто слышим лозунг «Хочешь жить – умей вертеться!» и афоризм вроде «Победителей не судят!». Многие не задумываются над этими словами и считают их правильными. Но подобными суждениями люди оправдывают свои безнравственные поступки. Снижение уровня общей культуры, равнодушие к истории страны, засорение языка и оскудение речи россиян, падение нравов и безнаказанность, провоцирующая рост преступности и пороков, - вот приметы нашего времени. Состояние нравственности современной России не может не вызвать тревогу.


Ученик: Свет изначально праведнее мглы.

Пускай сегодня больно нам и жёстко –

Такое время:

Острые углы

Повыперли, как рёбра у подростка.

Не в том резон, что умолкает медь,

Когда приходит истина

Нагая,

Как трудно вновь учиться быть и сметь,

В самом себе

Раба превозмогая!

Не отступай,

Над истиной потей,

Пойми, что нет всему единой меры

Во избежанье худшей из потерь –

Потери век (В. Кирюшин).


Учитель:

- Безусловно, вы можете возразить, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха. Но ведь многое зависит от того, как понимать жизненный успех. Успех – это не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека. История знает много примеров, когда успешные внешне люди пускали себе пулю в лоб, не вынеся мук совести – «ада внутри себя». А те, чья жизнь по всем житейским меркам сложилась неудачно, считали себя счастливыми, благодаря чувству выполненного долга и убеждению, что их совесть чиста.

«Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья», - так говорил немецкий философ Иммануил Кант. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ?

(Учащиеся высказывают своё мнение.)

…………………………………………………………………………………………….


Учитель: Мы все несём одну большую ношу,

Взбираясь потихоньку в гору с ней,

И если я свой край нелёгкий брошу,

То всем немножко станет тяжелей (П. Сергеев).

- Совесть – это своего рода внутренний стержень, который не позволяет нам отклониться в сторону зла, стрелка компаса, указывающая верный путь. Ежедневно. Ежечасно. Ежесекундно.

Вот, например, в стихотворении современного поэта Юрия Корса есть такие строки:


В метро, где немеют плечи,

Где лиц багровеет медь,

Насколько всё-таки легче

Стоять, чем сидеть.

Мерзко, болезненно-остро –

Толкаться и отжимать.

Насколько всё-таки проще

Места не занимать…


- Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед выбором: дома, в стенах школы, в общественных местах, наедине с собой и т. п. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжёлую сумку в маминых руках или старушку, которая не может перейти дорогу. Можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым протиснуться к прилавку или в автобус, подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котёнка. Можно прочитать чужое письмо, промолчать на собрании, анонимно отправить оскорбительную эсемеску. Можно не вступиться за товарища, спрятаться за чью-то спину, а можно в ущерб себе, поступить честно. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблаговидные поступки, мы идём на сделки со своей совестью, разрушаем свою личность.

--- Давайте рассмотрим ваши рисунки и иллюстрации по нашей теме и ответим на вопрос: где герои поступили правильно, а где неправильно? (см. Приложение № 2)

(учащиеся рассматривают рисунки и рассуждают)

……………………………………………………………………………………………..


Ученики читают стихотворение Б. Окуджавы:


  1. Чувство собственного достоинства –

Вот загадочный инструмент:

Созидается он столетьями,

А утрачивается в момент

Под гармошку ли, под бомбёжку ли,

Под красивую ль болтовню,

Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.


  1. Чувство собственного достоинства –

Вот загадочная стезя,

На которой разбиться запросто,

Но обратно свернуть нельзя,

Потому что без промедления,

Вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится

Человеческий образ твой.


Учитель: Возможно, кто-то из вас хочет высказаться. Пожалуйста.

(возможные выступления учащихся)

…………………………………………………………………………………………….


Учитель:

- Заканчивая сегодняшний разговор, я надеюсь, что тема не оставила вас равнодушными. Главные выводы предстоит сделать каждому самостоятельно. В одной очень мудрой книге, которая называется «Закон Божий», написано: «Только человек живёт повсюду на земле и над всем царствует. Бог наделил его разумом и бессмертной душою. Он дал человеку особое, великое назначение: познать Бога, уподобляться Ему, то есть становиться всё лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную». Вдумайтесь в эти строки. Чему они нас учат?

(выступления учащихся)

…………………………………………………………………………………………….


Ученики читают стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя»:


  1. Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.



  1. Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.


  1. Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.


  1. Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.


Учитель:

… И тот, кто веком этим умудрён,

И тот, кто в нём не понял и полслова, -

Мы станем ждать на стыке двух времён

Великого, высокого, земного…

А в январе всё так же будет снег,

На все снега январские похожий…

Промолвит кто-то: «Был ужасный век!» -

А кто-то скажет: «Век прекрасный прожит!» (Е.Обоймина).


Учитель:

- Да, у каждого из нас свой путь исканий, но чтобы этот путь был правильным, нужно соблюдать Законы совести. Каковы же они? Давайте послушаем, какие Законы нам предлагают ребята.


Ученики: (первая группа учащихся объявляет Законы совести, вторая – показывает оформленные литы законов). (см. Приложение № 3)


^ ЗАКОН «ПРАВДЫ»: Правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям!

Будь правдив!

ЗАКОН «ДОБРА»: Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе!

Будь добр!

^ ЗАКОН «ЛЮБВИ»: Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств!

Цени любовь!

ЗАКОН «МИЛОСЕРДИЯ»: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его

к окружающим тебя людям! Помни об интересах,

нуждах, потребностях ближнего!

Будь милосерден!


^ ЗАКОН «ЧЕСТИ»: Помни о своей духовной силе, долге, благородстве и достоинстве!

Береги честь!

ЗАКОН «СМЕЛОСТИ»: Вчера ты струсил, но сегодня ты в коллективе!

Будь смел!

^ ЗАКОН «ЭКОЛОГИИ»: Природа – твоя прародительница и помощница!

Охраняй природу!

ЗАКОН «ОТЦОВ И ДЕТЕЙ»: Предки уважаемы у всех народов. Чти родителей своих

и сохраняй всё сотворённое ими!

Родителям почёт и уважение!

^ ЗАКОН «ПАТРИОТИЗМА»: Народ, забывший свою историю, умрёт!

Будь патриотом!

ЗАКОН «СВОБОДЫ»: Все рождаются свободными. Живёт свободно только тот,

кто находит радость в исполнении своего долга!

Помни: не тебе должны, а ты должен!

КТО? – если не ТЫ?


Учитель:

- Большое спасибо вам, ребята, за проделанную работу! Как вы думаете, должны мы следовать этим законам, стараться их соблюдать?

………………………………………………………………………………………………………...

(рассуждения учащихся)


Ученик: Не надо бояться густого тумана,

Не надо бояться пустого кармана.

Не надо бояться быть честным и битым,

А надо бояться быть лживым и сытым.

Сумейте всем страхам в лицо рассмеяться,

Лишь собственной глупости надо бояться.


Не надо бояться тяжёлой задачи,

А надо бояться дешёвой удачи,

Не надо бояться ни горных потоков,

Ни топей болотных, ни грязных подонков.

Сумейте всем страхам в лицо рассмеяться,

Лишь собственной трусости надо бояться.


Учитель: Давайте проведем разминку для души. Чувствует ли она добро и зло? Выйдите из-за столов и встаньте кружком. Разминка пройдет в форме игры "Добро и зло". Я буду называть различные слова. Некоторые из них вы услышите впервые. Если слово доброе, хорошее - вы поднимаете руки вверх, если означает что-то плохое, недоброе - опускаете руки вниз. Начнем: МИЛОСЕРДИЕ, МАЛОДУШИЕ, ПОСЛУШАНИЕ, ГОРДЫНЯ, ЧИСТОСЕРДЕЧНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, САМОЛЮБИЕ, ГНЕВ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ (дети опускаются все ниже и ниже), ПЬЯНСТВО, КУРЕНИЕ, СКВЕРНОСЛОВИЕ (дети встают на четвереньки).

  • Что с нами произошло? "Опустились", встали на четвереньки.

  • На кого мы стали похожи? На животных. Так и бывает в жизни - творя все то, из-за чего мы опустились, человек перестает быть похожим на человека.

  • Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми.

Помогайте мне и называйте слова, которые поднимут нас: ТЕРПЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, СМИРЕНИЕ, РАДОСТЬ, МИР... , ЛЮБОВЬ (детские руки взлетают вверх).


- Русский педагог В. А. Сухомлинский писал: « Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжёлых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие – одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный – это душевно слепой человек».

- Я хочу вам, ребята, пожелать быть совестливыми людьми. Я хочу, чтобы каждый из вас был Человеком в полном смысле этого слова, Человеком с большой буквы!


Учитель исполняет песню «ПОСВЯЩЕНИЕ»:

Мальчишки, девчонки России моей,

Вы в жизни большой будьте только сильней.

Вы добрыми будьте, развейте печаль.

Дарить всем улыбки пусть будет не жаль!

- Пусть Бог вам поможет,

Укажет вам путь,

С тропинки заветной

Не даст вам свернуть! – 2 раза.


Родителей чтите, гордитесь страной.

Дружите, любите всё с чистой душой.

Пусть Ангелы счастья спасут от беды,

Помогут исполнить все ваши мечты!

- Пусть звёздочка с неба

Вам светит всегда!

От жажды спасёт вас

Святая вода! – 2 раза.


Мальчишки, девчонки, вы дети Земли.

Хочу, чтоб дорогу свою вы нашли.

Свободными будьте, как птицы, всегда, -

И злобы не будет у вас никогда.

- Пусть Вера с Надеждой

Всех слабых спасёт!

Молитва поможет,

И счастье найдёт. – 2 раза.

(О. К. Адаменко)


ЛИТЕРАТУРА



  1. Алексеева А., Стреляный А. Азбука для несовершеннолетних. – М.: Молодая гвардия, 1985.

  2. Боброва Л. Классные часы, нетрадиционные уроки и школьные праздники. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  3. Окуджава Б. Сост. Л. Быков. – Екатеринбург: У-Фактория, 1998.

  4. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий (для семьи и школы). – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

  5. Стихи этого года. Поэзия молодых. Сборник. – М.: Советский писатель, 1988.

  6. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. Избранные педагогические сочинения. Т. 3, М., 1981.



Приложение № 1

Мини-сочинения учащихся на тему «Что такое СОВЕСТЬ?»


Приложение № 2

Рисунки учащихся и иллюстрации на тему классного часа


Приложение № 3

«Законы СОВЕСТИ»





Похожие:

Совесть (сценарий классного часа для 5 8 классов) Автор: Адаменко О. К. Сведения об iconТема классного часа: «Мой класс и его проблемы»
Место в воспитательной системе: данная разработка может быть использована для проведения организационного классного часа в начале...
Совесть (сценарий классного часа для 5 8 классов) Автор: Адаменко О. К. Сведения об iconСценарий классного часа «Учимся жить в мире» Подготовила и провела классный руководитель 6 б класса
И сегодня мы собрались для того, чтобы научиться правилам общения, соблюдая которые можно жить в дружбе и согласии Давайте назначим...
Совесть (сценарий классного часа для 5 8 классов) Автор: Адаменко О. К. Сведения об iconМоу кузнецовская основная общеобразовательная школа (для учащихся 5 – 9-ых классов) Автор: Адаменко О. К
Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям...
Совесть (сценарий классного часа для 5 8 классов) Автор: Адаменко О. К. Сведения об iconДиректорам школ Факсограмма в рамках реализации Государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан 2015»
«Саламатты Қазақстан 2015» просим организовать проведение единого классного часа в школах района в рамках декадника приуроченного...
Совесть (сценарий классного часа для 5 8 классов) Автор: Адаменко О. К. Сведения об iconСценарий классного часа к 23 февраля Тема: «Наши классные защитники» Форма проведения: Конкурсы для мальчиков
Оборудование: проектор, презентация, листочки с заданиями, тарелки, карточки с продуктами, одежда, медали
Совесть (сценарий классного часа для 5 8 классов) Автор: Адаменко О. К. Сведения об iconСценарий классного часа «Коррупция: выигрыш или убыток?»
«невыгодность» коррупционного поведения для каждого члена общества; выявить наиболее эффективные пути противодействия различным формам...
Совесть (сценарий классного часа для 5 8 классов) Автор: Адаменко О. К. Сведения об iconСценарий классного часа «Сказка ложь, да в ней намек…»
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса благоприятные, естественные условия для...
Совесть (сценарий классного часа для 5 8 классов) Автор: Адаменко О. К. Сведения об iconСценарий классного часа (7 класс)
Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях...
Совесть (сценарий классного часа для 5 8 классов) Автор: Адаменко О. К. Сведения об iconСценарий последнего классного часа в 11-м классе: "Память за собою позови!"
Цель: оживить в памяти интересные моменты школьной жизни, с теплотой вспомнить всех учителей, сказать "спасибо" родителям и учителям,...
Совесть (сценарий классного часа для 5 8 классов) Автор: Адаменко О. К. Сведения об iconДеньги плохой хозяин или хороший слуга? (Методическая разработка классного часа)
Целью проведения классного часа является формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами как части...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов