Тема: «этико-нравственное воспитание ребёнка» icon

Тема: «этико-нравственное воспитание ребёнка»



НазваниеТема: «этико-нравственное воспитание ребёнка»
Дата конвертации12.09.2012
Размер92.74 Kb.
ТипДокументы





ШКОЛА

ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


ТЕМА: «ЭТИКО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА»


АНАЛИЗ

творческого опыта по теме

«Сценарии кукольных спектаклей и инсценировок как обеспечение мероприятий обучающего и досугового характера»


воспитателя МОУ прогимназии «Радость»

Натальи Викторовны Блиновой


24.11.2011


Анализ


творческого опыта по теме

«Сценарии кукольных спектаклей и инсценировок как обеспечение мероприятий обучающего и досугового характера»


^ Цель: сообщение на ШПО педагогов ДОУ г. Серпухова по теме «Этико-нравственное воспитание»


Воспитатель: Блинова Наталья Викторовна.


В течение нескольких лет с 2005 по 2010 г. педагоги прогимназии «Радость» сообща сосредоточили свои творческие силы и вдохновение на создание воспитательной системы ОУ. Тема программы развития прогимназии этих лет: «От воспитательной работы детского сада и начальной школы до воспитательной системы прогимназии «Радость».

В рамках данной темы каждый педагог выбирал наиболее близкое ему направление. Не может вызывать сомнения актуальность нравственно-этического развития детей. Это – становление характера, это – взаимоотношения, это – важная составляющая часть формирования личности в целом.


В чем же проблема? Как нигде больше, чем в нравственном развитии, присутствует множество факторов влияния. Что такое – «хорошо» и что такое «плохо»? На этот вопрос пытаются ответить детям родители (и порой позиции самих родителей не совпадают), стараются объяснить педагоги, психологи, внушают и зачастую навязывают им СМИ и компьютерная сеть, вносят свои коррективы друзья, сверстники, улица.


НО! Дети в определенном возрасте будут делать выбор самостоятельно – выбор нравственных оценок,

правил,

критериев.

В результате этого выбора и того, как он будет реализовываться, сформируется личность – личность гражданина, и общество получит этого гражданина. Именно он или они (поколение) будут способствовать либо дальнейшему совершенствованию и процветанию данного общества, либо – его деградации, либо этот гражданин вообще не сформируется как личность, а спокойно «поплывет по течению», не оказывая никакого влияния на происходящее.


Что же в данном случае могут педагоги? Каков наш арсенал воздействия? Можно утверждать, что у нас есть собственные преимущества влияния:


- профессиональный подход к пониманию целей и постановке задач нравственно-этического воспитания;


- тщательно разработанные и апробированные методики данного направления развития личности ребенка;


- богатый педагогический опыт работы и возможность видеть и анализировать получаемые результаты, внося в дальнейшем необходимые коррективы в свою работу.


Помимо данной педагогической базы мы имеем в своем арсенале важнейшее средство воздействия – детский коллектив. Именно здесь особенно активно осуществляется процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях постоянного общения и совместной деятельности, происходит становление и социализация личности.


Хотелось бы подчеркнуть, что особенно привлекательно в разработке творческой темы по нравственно-этическому воспитанию. Это возможность использования ярких привлекательных образов, ситуаций, жизненных контекстов, «завуалированных» под игры – всего, что может:


- вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка;

- повлиять на его представления;


- создать или изменить его настроение;


- глубоко запечатлеться в сознании и оставить след в памяти.


Не постоянным многословным назиданием, а путем деятельностного подхода можно дать детям положительные нравственные примеры и ориентиры.


На творческом отчете нашего учреждения в апреле текущего года блок «Нравственно-этическое воспитание» был представлен темами нескольких педагогов: патриотическое воспитание в сюжетах физкультурных занятий, нетрадиционное построение нравственно-этических бесед, библейские истории для детей, нравственные уроки в спектаклях-миниатюрах, дальнейшее решение поставленных задач в начальной школе. Среди них – и моя творческая тема.


Хотелось бы отметить, что проблема нравственно-этического развития интересовала меня постоянно. Серия этических бесед была разработана как один из предыдущих творческих отчетов. Но всегда присутствует стремление пополнять и совершенствовать свои материалы, искать новые способы решения поставленных задач.


Среди многообразия методов и приемов, используемых в данном направлении воспитания детей, мое внимание привлекли возможности театра. Детский театр в том или ином варианте (спектакли, сценки, театр игрушек, кукольный, перчаточный, настольный и др.) находит широкое применение в жизни детей, помогает решать воспитательные и развивающие задачи, преподносит уроки нравственности, этики, этикета. Важно понимать, что театр, как один из видов культурно-досуговой деятельности, носит компенсационный характер, сменяющий однообразную жизнь детей в быту и учебе.

Обобщая опыт, полученный на занятиях, развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические, духовные, творческие способности и наклонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе.

По моему мнению, возможности детского театра как одного из средств педагогического воздействия на ребенка, на детский коллектив в целом, далеко не исчерпаны.


Чаще всего театральная деятельность осуществляется в период подготовки к праздникам, досугам, развлечениям и представляет собой «взрослый спектакль» с эпизодическим использованием небольших «детских ролей». Несомненно, что красочное, профессионально подготовленное представление наполняет эмоциями детские сердца, оставляет яркие впечатления. Такие мероприятия проводятся не часто, так как требуют достаточно длительного времени при тщательной подготовке.


Так же, как показывают мероприятия по обмену опытом, педагоги, заинтересованные в том, чтобы включать в свой воспитательный процесс разнообразные виды детской деятельности, отводят определенное место «детскому театру». Дети разучивают небольшие сценки, драматизируют сказки, показывают концерты, используют в играх настольный театр, пальчиковых и перчаточных кукол. Педагоги отмечают, что, играя в театр, ребенок в какой-то мере освобождается от своих детских забот, тревог и переживаний, ощущает эмоциональный подъем, получает возможность открыто выражать свои чувства.


С другой стороны, театр может быть хорошей основой обучения детей. Здесь они закрепляют умения и навыки, полученные на занятиях в интересной и увлекательной форме, возрастает потребность познания нового, расширяется кругозор, приобретаются знания об окружающем мире, осуществляются совместные действия и возникают совместные переживания.

Хотелось бы рассмотреть особенные возможности кукольного театра. Кукольный театр – искусство синтетическое. Он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра используется и художественное слово, и наглядный образ – кукла, живописное декоративное оформление, музыка и пение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.


Дошкольники и младшие школьники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомых и любимых кукол: дедушку, бабушку, забавных зверюшек. Они «оживают», двигаются, говорят, становятся особенно привлекательными и интересными.


Однако разумно рассматривать кукольный театр не только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. Ведь именно в дошкольном детстве и младшем школьном возрасте активно формируется осознанное отношение к окружающему миру, характер, интересы, Именно

в этом возрасте дети имеют возможность на ярком эмоциональном уровне усвоить примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Увиденные с помощью кукольного образа лентяи, зазнайки, хитрецы помогают различать эти негативные черты человеческого характера в реальной действительности.


Условность кукольного театра близка детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в увлекательный мир. Кукольный театр доставляет детям большую радость.

В условиях детского сада вряд ли получится большой, сложный спектакль, который по силам профессиональным театрам. Как показывает опыт, лучше это будет маленькая сценка, сказка, простая в подборе персонажей, изготовлении оформления и показе. Она никогда не утомит детей, но, напротив, создаст атмосферу эмоционального комфорта. Для нее несложно выбрать время и место, ее привлекательность поможет ребенку безболезненно переключиться с одного вида восприятия или деятельности на другой.

Однако проводить эту работу надо качественно, на достаточно высоком педагогическом и исполнительском уровне. Большое значение имеет целенаправленность, то есть постановка и решение тех или иных нравственно-этических и других задач воспитания и образования детей. Перспективное планирование работы над спектаклями и их показов, четкое и последовательное систематизирование деятельности детей и взрослых – участников театра – служит залогом наиболее полного достижения желаемых результатов.


Одним из важных условий успешного осуществления данного вида деятельности можно считать использование педагогом своих собственных творческих ресурсов: литературных, режиссерских, актерских, музыкальных, умения создавать декорации, шить и изобретать.


Обладая некоторыми литературными способностями, я часто сочиняю стихи для детей, рассказы, маленькие сказочные истории, сценки, адаптирую авторские тексты. Не редко это происходит по запросу моих коллег, приурочивается к различным мероприятиям: праздникам, досугам, беседам, городским смотрам. Этот практический материал постоянно пополняется, систематизируется соответственно тематической направленности и возрасту детей, используется применительно к решению

тех задач нравственного и этического развития детей, которые решаются на данном этапе педагогического процесса.

Основная цель проводимой работы: расширить репертуар «детского театра» и повысить его роль в нравственном воспитании детей и развитии их творческих способностей.


Постоянно изучая литературу по избранной теме, я ищу новые возможности исследования вопроса. В 2010 – 2011 году я окончила обучение на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического Университета «Первое сентября». Тема курса: «Моральное и нравственное развитие дошкольников». Автор курса Смирнова Елена Олеговна – доктор психологических наук, профессор, заведующей лабораторией психологии детей дошкольного возраста, член Международной ассоциации детских психиатров и психологов.


С большим интересом я познакомилась с описанием и обоснованием нового авторского подхода к нравственному воспитанию дошкольников, который основан на формировании гуманных межличностных отношений детей. Создана авторская программа, направленная на воспитание нравственных чувств и доброжелательного отношения к сверстникам.


В своей творческой работе я не ставила цели подготовить программу, разработать нетрадиционную методику или предложить новые педагогические подходы. Мною была поставлена конкретная задача практического содержания – пополнить «копилку» детского театрального репертуара, с помощью которого увеличить возможности воспитательного процесса по одному из его направлений.


На данном этапе творческой темы можно сделать некоторые выводы:


- проведенные досуги и развлечения значительно способствуют созданию обстановки эмоционального благополучия, т.к. дают детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления;

- данное направление работы позволяет осуществлять нравственное развитие детей, решает целый ряд задач этического содержания;

- в процессе активной деятельности формируется желание детей участвовать в культурно-досуговых мероприятиях (спектаклях, досугах, развлечениях), в театрализованной деятельности, развиваются их творческие способности;

- происходит успешное привлечение родителей к этим мероприятиям, они видят конкретные результаты своего участия.


В связи с тем, что разработанные материалы носят в основном практический характер (сценарии спектаклей, инсценировок, досугов и развлечений), они вариативно используются педагогами нашего учреждения в различных видах деятельности, включаются в мероприятия, как образовательного, так и досугового характера. Опыт работы был представлен на город: курсы «Всеобуч» для педагогов г.Серпухова, конкурсы «Педагог года», «Педагог дополнительного образования», «Моя прекрасная няня», на творческом отчете прогимназии «Радость». Сценарии находят свое применение и в работе с родителями: на родительских собраниях и мероприятиях совместного характера, в которых участвуют и родители, и дети.


Творческое создание сценариев в дальнейшем будет продолжено, так как является составляющей частью воспитательной системы учреждения в целом и способствует успешному решению целого ряда педагогических задач.




Похожие:

Тема: «этико-нравственное воспитание ребёнка» iconТема: «этико-нравственное воспитание ребёнка»
«Библейские истории, как источник русской культуры и основа нравственного воспитания ребёнка дошкольника»
Тема: «этико-нравственное воспитание ребёнка» iconТема: «этико-нравственное воспитание ребёнка»
Содействовать созданию эмоционально – положительного климата в детском коллективе
Тема: «этико-нравственное воспитание ребёнка» iconТема: «этико-нравственное воспитание ребёнка»
Преемственность в системе образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения...
Тема: «этико-нравственное воспитание ребёнка» iconТема: «этико-нравственное воспитание ребёнка»
Цель создания спектакля: повысить уровень эмоционального восприятия мероприятий нравственно-этического содержания, включая кукольный...
Тема: «этико-нравственное воспитание ребёнка» iconТема «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в оу»
Духовно-нравственное воспитание в образовательных стандартах нового поколения. Планирование воспитательной работы с классом в рамках...
Тема: «этико-нравственное воспитание ребёнка» iconДоклад деятельность классного руководителя по духовно нравственному воспитанию
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Тема: «этико-нравственное воспитание ребёнка» iconОписание передового педагогического опыта
Тема: «Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного исторического наследия»
Тема: «этико-нравственное воспитание ребёнка» iconПодвижные игры и игровые упражнения
Также характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка. В игре одновременно...
Тема: «этико-нравственное воспитание ребёнка» icon«Духовно-нравственное воспитание и развитие в рамках стандартов второго поколения». 2 октября 2012 года на базе школы №8 прошла работа площадки областного семинара-совещания «Духовно-нравственное воспитание и развитие в рамках стандартов второго поколения»
«Школа – центр духовно-нравственного воспитания», которая направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания,...
Тема: «этико-нравственное воспитание ребёнка» iconДуховно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности Черных Н. В., Маслова И. Д
Духовно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы