«Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной» icon

«Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной»



Название«Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной»
Дата конвертации18.02.2013
Размер71.3 Kb.
ТипУрок

Разработка урока:
Урок- путешествие по теме:
«Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной»
Цель урока:
обобщение и закрепление знаний по решению задач с помощью уравнений с одной переменной;
активизация мыслительной деятельности у учащихся.
Средства обучения:
компьютер;
медиапроектор, колонки;
иллюстрации исторических мест, архитектурных памятников города Куйбышева;
карта Новосибирской области.
Ход урока:
1. Организационный момент. (слайд 1-2)

Учитель: - Здравствуйте ребята! Сегодня мы хотим начать наш урок словами интересного человека, поэта – Михаила Ферулева.
Я люблю тебя город на Омке.
Год от года растёшь и цветёшь.
Слышу голос твой сильный и звонкий,
Ты счастливо сегодня живёшь.

Наша малая Родина – это город Куйбышев Новосибирской области. Сегодня все решаемые задачи будут связаны с родным городом, в котором расположена наша школа № 9. Путешествуя по городу, мы будем решать задачи на составление уравнений, на составление пропорций, на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
2. Устный счёт. (слайд 3)
Учитель: Итак, путешествие начинается. Задачи решаем устно, ответы записываем в тетради. Если ответы правильные, то вы узнаете второе название города Куйбышева Новосибирской области.
Задача 1. (слайд 4)
На карте расстояние от столицы Сибири – Новосибирска до города Куйбышева равно 39 см, используя масштаб карты 1:800 000, определите это расстояние в километрах.
Решение:
(39 см = 390 мм, 390×800 000=312 000 000 мм. =31200000см=3120000дм= =312000м=312 км.)
Задача 2. (слайд 5)
За сколько часов может проехать расстояние 312 км. автобус, двигаясь со скоростью 52 км/ч?
Решение:
(t = s : v, t=312 : 52 = 6 (ч))
Задача 3. (слайд 6)
В 2008 году городу Куйбышеву исполнилось 286 лет. В каком году был основан город?
(Решение: 2008-286= 1722г)
Учитель: Куйбышев – это город памятник. Памятник времени. Даже название – это память той самой эпохи, когда свято верили в скорое торжество коммунизма и расстреливали в подвалах.
Задача 4. (слайд 7)
До Октябрьской революции в городе было 6 храмов. В настоящее время они составляют 50% от их количества. Сколько действующих храмов?
(Решение: 50% =0,5; 0,5 6=3 храма)
Задача 5. (слайд 8)
Во дворце культуры имени В.В.Куйбышева 25 коллективов художественной самодеятельности, в которых занимаются 800 человек. Какова средняя наполняемость одного коллектива?
(Решение: 800:25=32 человека)
(слайд 9)
Учитель: Мемориальный дом – музей имени В.В. Куйбышева.
Большинству жителей нашего города знаком этот уютный дом, он принадлежал семье Мовшович, которая держала квартирантов. Квартирантами преимущественно были политические ссыльные. Одним из них был В.В. Куйбышев. Он отбывал ссылку в 1907-1909 гг. Находясь в ссылке, В.В.
Куйбышев принимал участие в культурной жизни города – был членом драматического общества.
Задача 6.
В каком году был построен дом-музей имени В.В.Куйбышева, если это произошло 1,1 века назад?
(Решение: 1 Век -100лет, 1,1 века от 100 лет это 1,1×100 = 110 лет, 2008-110 = 1898 год)
(слайд 10)
Учитель: Проверьте решение устных задач, заменив ответы соответствующими буквами. Узнаете второе название города Куйбышева.
Учитель: Расстояние от Новосибирска до города Куйбышева 312 км.
Учитель: Расшифруем,.
312 - К
6 - А
1722 - И
3 - Н
32 - С
1898 - К
(слайд 11)
Учитель: В 1782году населённый пункт получил статус города и название Каинск, которое носил до 1935года, когда был переименован в Куйбышев в честь русского революционера Валериана Куйбышева.
3. Решение задач основных типов (слайд 12)
Учитель: Теперь мы решим конкретные задачи, в текстах которых дана небольшая историческая справка о городе Куйбышеве.
(слайд 13)
Учитель: Продолжаем путешествие по городу. Остановимся у моста, соединяющего берега реки Омки.
Ученик: До 1927 года берега реки Омки соединялись наплывным мостом на бочках.
В октябре 1927 года сдали в эксплуатацию деревянный мост на сваях. По нему шли и тяжёлые машины. В 1960 году был построен железобетонный мост. Он соединяет улицы Чехова и Войкова. Современный мост состоит из проезжей части для транспорта, тротуаров для пешеходов и ограждений.
(слайд 14)
Задача. Ширина всего моста 10,4м., а ширина тротуаров по обе стороны занимает в раза меньше проезжей части и на 2,8 метра больше ширины ограждений моста. Сколько метров занимают тротуары?
Решение:
Пусть х м – занимает ширина тротуаров, тогда х(м) – занимает ширина проезжей части, а (х-2,8) м – ограждения моста. Так как по условию задачи ширина всего моста 10,4 м, то составим уравнение: х+ х+(х-2,8)=10,4.
Решение уравнения. (слайд 15)
х+ х+(х-2,8)=10,4
2х+ х=10,4+2,8
=10,4+2,8
16х+17х=13,2 8
33х=105,6
х=105,6:33
х=3,2
Ответ: 3,2 метра.
(слайд 16)
Учитель: Отправляемся дальше.
Используя данные статистики, решите следующую задачу.
Задача. (слайд 17)
По статическим данным переписи населения в 1989 году в городе проживало 52 100 человек, в 2002 году – 48 974. Найти изменение численности населения в процентах.
(показ текста задачи, что-нибудь историческое, где есть люди)
Решение: (слайд 18)
Составим пропорцию
52 100 - 100%
48 974 - х
х= (%) – составляют 48974 человек.
100% - 94% =6%
Ответ: численность населения на 6 % уменьшилась.
(слайд 19)
Учитель: Путешествие продолжается.
(слайд 20)
Барабинская ТЭЦ (в городе Каинске) была расположена северо-восточнее города между рекой Омью и Московским трактом. Пробный пуск первого турбогенератора был осуществлён 15 декабря 1953 года. В настоящее время территория Барабинской ТЭЦ находится в черте города.
Задача.
Барабинская ТЭЦ (в г. Каинске) при пуске в эксплуатацию имела первый эксплутационный штат 30 человек и имела мощность 5000 кВт. Оборудование ТЭЦ постоянно совершенствовалось и её мощность уже через год составляла 75 000 кВт. На сегодняшний день за счёт модернизации турбин, генераторов и трансформаторов мощность станции стала 215 000 кВт и штат работников увеличился до 600 человек.Какую часть составляет первый штат работников от современного?
Во сколько раз возрасла мощность станции через год, в настоящее время?
Решение: (слайд 21)
(75000 : 5000=75 : 5=15 (раз))
(215000 : 5000=215:5=43 (раза))
Ответ: в 15 раз, в 43 раза.
(слайд 22)
Учитель: Следующая остановка – кинотеатр в Куйбышеве.
(слайд 23)
Задача.
В каком году в городе Куйбышеве появился первый кинотеатр?
- если на дворе был 20 век;
- сумма всех цифр года равна 16, одна из которых не относится ни к положительным, ни к отрицательным цифрам;
- сумма двух последних цифр равна 6;
-каждая вторая больше предыдущей.
Решение: (слайд 24) т.к. 20 век то 19** год, т.к., одна из 2-х последних цифр равна 0 т.к не относится ни к положительным, ни к отрицательным, а т.к каждая вторая больше предыдущей, то 0 будет стоять после 9, т.е 190*, а т.к сумма двух последних цифр равна 6, то последняя цифра и будет – 6, получили – 1906г;
4. Домашнее задание
В качестве домашнего задания хотим, ребята, предложить вам задачу.
(слайд 25)
Учитель: Семью Шкроевых в городе уважали, и не даром. Суров был купец, но справедлив, работники на него не жаловались. Деловая репутация была доброй в торговых и финансовых кругах. Щедр был купец. Благотворительность – дело святое, как не помочь тем, кто нуждается, если есть с чего.
Задача.
Иван Васильевич Шкроев нажил состояние на общую сумму1 275 000 рублей: винокуренный завод; деньги; товар. Сколько стоил завод, товар и сколько было денег у купца, если: продать два завода, то можно купить его товар , а если продать четыре завода и добавить 50 000 рублей, то получится сумма имеющихся у него денег.
Решение:
Пусть (х) тысяч рублей стоил винокурный завод, тогда товар стоил (2х) тысяч рублей, а наличных денег было (4х + 50 ) тысяч рублей. Составим уравнение:
х + 2х + 4х + 50 = 1275,
7х = 1275 – 50,
7х = 1225,
х = 1225 : 7,
х = 175 (тысяч рублей) – стоимость завода;

2 175 = 350 (тысяч рублей) – стоимость товара;
4 175 + 50 = 750 (тысяч рублей) – наличные деньги.
Ответ: 175 тысяч рублей; 350 тысяч рублей; 750 тысяч рублей.
(слайд 26-38)
5. Итог урока:
Учитель: наше путешествие подошло к концу. Мы не только познакомились с достопримечательностями города, но и решили много задач: на составление пропорций, уравнений, на движение; вспомнили, как найти дробь от числа и число по значению дроби; находили расстояние, пользуясь масштабом.
(Выставление оценок) Спасибо за работу!

Описание компонентов:
1.Извлеките из архива.
2. Запустите файл: Урок - путешествие.pps
3. Начнётся презентация урока - путешествия по городу Куйбышеву Новосибирской области. Урок начинается с небольшого вступления учителя о городе. Далее идёт устный счёт, после прочтения задания учителем, ученику отводится на решение задачи 10-12 секунд, слайды переключаются автоматчески. После этого ученик должен сопоставить получившиеся ответы с предложенными буквам, если ответы правильные, то получится старое название города Куйбышева - КАИНСК. (запускается пробелом). При решении далее предложенных задач время не ограничивается. Ученик имеет возможность ознакомиться с правильным решением задачи, нажав кнопку решение. Переход к следующему слайду осуществляет ученик. В конце урока предлагается домашнее задание (задача о благотворительности купца И.В.Шкроева) и небольшое путешествие по улицам города(переход осуществляется автоматически).

Пояснительная записка:
Разработка урока по теме «Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной» для учащихся 6 класса.
Использован УМК:
1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика» 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. – 20-у изд., стереотип.- М.: Мнемозина, 2007. – 288с.:ил.
Литература:
1. Региональный научно-методический журнал Сибирский учитель» № 3, 2004.
2. Гусаченко В.Л. Каинск исторический. – Новосибирск: научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия, 1995. – 80с.
В курсе изучения математики 6 класса согласно программе, рекомендованной Департаментом образовательных программ стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. М.: Дрофа, 2007
в разделе «Обыкновенные дроби» изучаются темы:
1. Нахождение дроби от числа – 5 часов
2. Нахождение числа по его дроби – 3 часа
3. Отношение – 3 часа
4. Пропорции – 3 часа
5. Прямая и обратная пропорциональность – 2 часа
6. Масштаб – 2 часа.
7. Решение задач с помощью уравнений – 3 часа.
При изучении каждой из перечисленных тем большое внимание уделяется решению задач.
В процессе предлагаемого урока решаются задачи, охватывающие все перечисленные темы.
Нетрадиционный тип урока: урок - путешествие
Цель урока:
обобщение и закрепление знаний по решению задач с помощью уравнений с одной переменной;
активизация мыслительной деятельности у учащихся.
Задачи урока:
совершенствовать и закреплять навык выполнения действий с обыкновенными дробями, дроби от числа, составление пропорций, масштаб;
развивать математическую речь, логическое мышление, интерес к предмету;
расширять знания по истории родного города, воспитывать бережное отношение к историко-культурному наследию.
Средства обучения:
компьютер;
медиапроектор, колонки;
иллюстрации исторических мест, архитектурных памятников города Куйбышева;
карта Новосибирской области.
Методы обучения:
методы организации учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования и мотивации;
методы контроля и самоконтроля.
На уроке реализуются следующие принципы обучения:
• научности, связь с жизнью, с практикой;
• направленность обучения на комплексное решение задач;
• доступность обучения;
• стимулирование положительного отношения учащихся к учению.
Основными факторами успешного занятия являются:
• комплексность в достижении практических, образовательных и воспитательных целей, а также наличие межпредметных связей;
• выбор оптимальных методов и приёмов обучения, которые обеспечивают активное участие каждого ребёнка в решении задач.
При решении текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной учащиеся приобретают дополнительные сведения об истории родного города, о памятниках, о людях, которые строили город. Этот урок расширит кругозор школьников, научит использовать математические знания в реальной жизни, способствует развитию умений работать с дополнительной литературой.

Особенноти презентации:
Весь урок сопровождается голосом учителя, перед задачами идёт неболшая историческая справка. Все математические задачи составлены согласно архивным данным города Куйбышева. Путешествие совершается на автобусе. В процессе решения задач звучит споконая приглушённая музыка, которая не мешает сосредоточиться учащимся. В конце урока исполняется песня о городе, сопровождающаяся фотографиями достопримечательностей города.




Похожие:

«Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной» iconУрока алгебры и информатики «система счисления. Решение задач с помощью квадратных уравнений»
Цель : Повторить теоретические знания учащихся по теме решение квадратных уравнений по формуле
«Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной» iconРешение задач с помощью уравнений. Цели урока Повторить решение уравнений Развить у учащихся память, внимание, логику, познавательный интерес к предмету
На ее основе сооружались храмы и дворцы. Математика использовалась а астрономии, в географии и в мореплавании. Она учила производить...
«Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной» iconУрока: Решение уравнений Цели: повторение приёмов решения линейных уравнений; применение линейных уравнений при решении задач
Мы изучили с вами тему «Уравнения», научились решать задачи с помощью уравнений. Сегодня на уроке мы с вами не только повторим и...
«Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной» iconДокументи
1. /9 кл. задания математика/9 кл. алг.. экстерн. на год/1. сентябрь/Кр ь1 Функции и их свойства.doc
«Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной» iconДокументи
1. /9 кл. задания математика/9 кл. алг.. экстерн. на год/1. сентябрь/Кр ь1 Функции и их свойства.doc
«Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной» iconУрок- сказка с презентацией по теме: 5 класс
Цель: Систематизация и коррекция знаний учащихся в применении распределительного закона при упрощении выражений, решении уравнений...
«Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной» iconРешение текстовых задач
Цель урока: совершенствовать навык составления уравнения и систем уравнений по условию задачи, умения проверять соответствие найденного...
«Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной» iconУрок учителя математики Глазневой Елены Викторовны
Тема «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени (способом подстановки)»
«Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной» iconДокументи
1. /самостоятельные работы/6 Самостоятельные работы/Оглавление с.р..doc
2. /самостоятельные...

«Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной» iconДокументи
1. /самостоятельные работы/6 Самостоятельные работы/Оглавление с.р..doc
2. /самостоятельные...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов