Доклад «Современные подходы взаимодействия учреждения и семьи» icon

Доклад «Современные подходы взаимодействия учреждения и семьи»



НазваниеДоклад «Современные подходы взаимодействия учреждения и семьи»
Дата конвертации11.05.2013
Размер94.79 Kb.
ТипДоклад

Представлено на педсовет

от 30.03.2011г.


ДОКЛАД

«Современные подходы взаимодействия учреждения и семьи».


Подготовила

педагог-психолог

Ильясова Н.Н.


А. С. Макаренко писал: "Наши дети это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

Воспитание именно в семье - это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение - дополнительная шлифовка, не более.

Личный пример родителей - это основное условие воспитания. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно пере несет во взрослую жизнь. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь образовательных учреждений.

"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

  • преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

  • достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

  • узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

  • быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.


Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, взаимная связь двух явлений; взаимная поддержка. Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его выпуска из начальной школы, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи. Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников, и имеющее возможность оказывать определенное влияние на семью. Именно здесь начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Приоритетной задачей работы нашего учреждения является совершенствование совместной работы учреждения и семьи по формированию представлений у обучающихся и воспитанников роли семьи в жизни человека, ценностного отношения к семейным традициям, воспитания любви к родному дому, родителям, близким. На основе трех «китов» держатся наши главные принципы работы;

  • терпение;

  • cозидательная любовь;

  • сотрудничество.

В учреждении накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями воспитанников, активно используются такие формы взаимодействия с родителями, как родительские собрания, педагогические беседы (индивидуальные, групповые), консультации специалистов, открытые занятия, уроки; дни открытых дверей, опросы, анкетирование, наглядная информация, музыкально-спортивные досуги и развлечения, информационные проспекты для родителей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. В начале года в каждой возрастной группе, классах проходят собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения воспитанников на данный год. В мае для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью проводится анкетирование. Согласно полученных данных составляется планирование на следующий год. Наиболее активным родителям по итогам года на общем родительском собрании, торжественной линейке вручаются благодарственные письма от администрации ГОУ.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. Одной из наиболее востребованных является оформление наглядной агитации в виде стендов и уголков. К информационно-просветительским формам относятся: информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки (литературы, фото, детских работ), доска объявлений. С их помощью родители получают важную информацию о воспитании детей, теоретическая помощь, поздравления с праздником, рекомендации специалистов, советы врача, информация о жизни учреждения. Информационные стенды постоянно обновляются, материалы отвечают эстетическим требованиям. Для привлечения внимания родителей к стендам, выставкам, папкам-передвижкам, их размещаем в тех местах, где постоянно бывают взрослые: в холле, коридоре, раздевалке. Такой метод освещения образовательного процесса весьма эффективен и актуален.

В последние годы отмечается возросший интерес родителей детей, вновь поступивших в детский сад, к системе дошкольного образования, их доверие к педагогу. Первым шагом в организации взаимодействия является экскурсия по детскому саду, встречи в неформальной обстановке со специалистами, демонстрация фотоматериалов касающихся жизни детей в учреждении. Такая форма работы позволяет молодым родителям составить представление о среде, психолого-педагогических кадрах, направлениях развития и воспитания детей. При поступлении в детский сад родители заполняют анкеты, по данным анкетирования выясняем, что от учреждения родители хотели бы получить, узнаем максимально полную информацию о ребенке, оказываем практическую помощь в решении проблем адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Систематически проводятся дни открытых дверей (презентация ГОУ). В ходе таких встреч родители могут понаблюдать за своими детьми, оценить условия, созданные для развития, ознакомиться с деятельностью специалистов и организацией педагогического процесса. Открытые занятия, уроки – важное условие практического освоения родителями приемов воспитания и развития детей. День открытых дверей завершается показом мультимедийной презентации интересных моментов из жизни воспитанников, выступлениями родителей.

Положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей является организация детско-родительских музыкально-спортивных праздников и досугов, способствующих неформальному общению участников педагогического процесса. Родители обычно с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях. При этом важно, что совместный досуг, праздник выполняет не просто развлекательную функцию, но и способствует духовному обогащению взрослых. Все мероприятия размещаются на страницах сайта учреждения.

Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной к школе группы в «Клубе будущих школьников». Проводятся групповые родительские собрания с выступлением всех специалистов детского сада, совместно с учителем начальных классов, выпускается информационная газета «Скоро в школу», выставляется «Почтовый ящик» куда родители опускают свои вопросы, в мае стартует «Материнская школа».

Интересной и полезной формой сотрудничества между родителями и педагогами является ежедневное непосредственное общение, неформальные беседы о детях, обсуждение достигнутых успехов, проблем, когда родители приводят или забирают детей. Такая форма взаимодействия способствует эмоциональному сближению воспитателей, родителей и детей, обеспечивает большую открытость в общении, помогает вести диалог.

Как преодолеть безразличие родителей к школьным делам, воспитать потребность к совместному труду и отдыху с детьми, создать союз родителей и детей? Эти вопросы не дают покоя многим учителям. В их решении учителя начальной школы видят в единстве учитель-ученик-родитель. Педагогика сотрудничества предполагает дружелюбные, товарищеские отношения между ними, которые нужно специально налаживать.

Для того чтобы родители получше узнали своих детей и самих себя, учителя проводят анкетирование на разные темы. Эта форма работы заставляет родителей и детей жить общими интересами.

Родительские собрания это одна из форм педагогического просвещения родителей и взаимодействия школы и семьи. В последнее время прослеживается проведение родительских собраний в нетрадиционной форме - это деловые игры, семинары-практикумы, семейные гостиные, устные журналы, родительские практикумы, тренинги. На таких различных по содержанию собраниях они находят ответы на волнующие их вопросы, ставят проблемы, требующие незамедлительного решения, учатся правильно обращаться со своими детьми, адекватно реагировать на их поступки. А школа и классный руководитель имеют возможность оценить ситуацию в семье, уточнить социальный заказ и утвердиться в правильности шагов по организации учебно-воспитательного процесса.

Совместные классные часы родителей, учеников и классного руководителя духовно сближают всех членов коллектива, развивает у родителей педагогическую наблюдательность, которая позволяет им лучше узнать своего ребенка как члена школьного коллектива. Важно, что мамы и папы стали принимать активное участие в родительских собраниях, беседах, конкурсах, различных мероприятиях. Это положительно сказывается на укреплении семьи.

Рассмотренный опыт продуктивной деятельности общения учреждения и семьи отражает лишь часть возможных форм совместной работы. В перспективе, в рамках реализации психолого-педагогической поддержке планируется круглый стол для пап «Роль отца в семейном воспитании», т.к. тесное общение с папой положительно влияет на общее развитие детей, чтобы папы были не просто кормильцами семьи, но и активными участниками воспитания собственных детей. Так же одним из путей налаживания тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и педагогическим коллективом видим в создании информационного издания для родителей в виде газеты. Через газету педагоги получат реальную возможность показать результаты своего труда, делиться опытом с коллегами и родителями, что, несомненно, является стимулом к профессиональному самосовершенствованию и росту. Очень полезной и необходимой формой работы с семьей в школе являются родительские чтения. Это очень своеобразная форма работы с родителями даст им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме, родители смогут высказывать свое собственное понимание вопроса, полемизировать с другими родителями по данному вопросу, отстаивать свои убеждения.

Родители воспитанников ощущают искреннюю заинтересованность руководства учреждения в создании благоприятных условий, заботу педагогов о воспитании детей и становятся активными участниками специально организованных мероприятий

Взрослые проявляют инициативу и интерес к деятельности учреждения, все больше приобщаются к сотрудничеству с педагогами на благо своих детей.

Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения со специалистами, направленного на взаимную помощь и поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ


(раздаточный материал)


ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.


Традиционные

Нетрадиционные

  • Родительские собрания

  • Конференции

  • Круглый стол

  • Педагогические беседы

  • Заочное консультирование

  • Выставки детских работ

  • Папки-передвижки

  • Информационные стенды

  • Социологические срезы

  • Опросы

  • Анкетирование

  • Почтовый ящик

  • Семинары-практикумы

  • Педагогический брифинг

  • Устные педагогические журналы

  • Информационные проспекты для родителей

  • Выпуск газеты

  • Организация мини-библиотек




Похожие:

Доклад «Современные подходы взаимодействия учреждения и семьи» iconПрограмма взаимодействия школы и родителей обучающихся «семья»
Сегодня одна из основных социально-образовательных проблем отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи, семьи...
Доклад «Современные подходы взаимодействия учреждения и семьи» iconСеминар для заместителей руководителей оу по вр «Современные подходы к организации воспитательной работы в школе»

Доклад «Современные подходы взаимодействия учреждения и семьи» iconНазвание курсов по аннотированному перечню
Модуль Современные подходы к литературному чтению и развитию речи в вариативном начальном образовании
Доклад «Современные подходы взаимодействия учреждения и семьи» iconНа 2012- 2016 годы бабугент содержание
Современные подходы к процессу образования предлагают принципиально новые модели учебно-воспитательного процесса
Доклад «Современные подходы взаимодействия учреждения и семьи» iconПубличный доклад общеобразовательного учреждения (далее Доклад) является важным средством обеспечения информационной открытости и прозрачности
Доклад утверждается Советом образовательного учреждения, подписывается совместно
Доклад «Современные подходы взаимодействия учреждения и семьи» iconПубличный доклад директора школы
Обеспечивая информационную открытость нашего образовательного учреждения посредством публичного доклада, мы надеемся на увеличение...
Доклад «Современные подходы взаимодействия учреждения и семьи» iconВоспитатель: Ерохина Г. А
В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Обновление системы дошкольного образования,...
Доклад «Современные подходы взаимодействия учреждения и семьи» iconДоклад Воронцовой Веры Михайловны учителя информатики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 р п. Татищево»
Тема: «Современные образовательные технологии – как фактор повышения качества знаний учащихся на уроках информатики и икт»
Доклад «Современные подходы взаимодействия учреждения и семьи» iconС. В. Романюк Положение о публичном доклад
Доклад утверждается Советом образовательного учреждения, подписывается совместно директором общеобразовательного учреждения и председателем...
Доклад «Современные подходы взаимодействия учреждения и семьи» iconПлан работы методического совета мбоу арефинской сош 2012 2013 учебный год
Тема работы методсовета: Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов