Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья icon

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья



НазваниеГосударственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Дата конвертации25.01.2013
Размер244.86 Kb.
ТипДокументы

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад№1»


Организация и содержание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья


из опыта

работы


Благодарный, 2010


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Л.К. Любителева, директор учреждения;

Л.Б.Попова, заместитель директора;

Г.В.Каркачева, учитель-дефектолог;

Н.Н.Ильясова, педагог-психолог;

Н.А.Соловьева, воспитатель по физической культуре;

Е.Н.Жигалова, музыкальный руководитель.


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

^ Н.А. Палиева, доктор педагогических наук, профессор, заместитель министра образования Ставропольского края;

Е.С. Слюсарева, кандидат психологических наук, доцент;

^ В.А. Подколзина, ведущий специалист отдела специального образования и защиты прав детей;

М.Н.Слюсарева, ведущий специалист отдела специального образования защиты и прав детей.


«Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями

Все воспринять и снова воплотить»

Максимилиан Волошин


Свою миссию педагогический коллектив видит в создании воспитательно- образовательного пространства, способствующего всестороннему развитию воспитанников и обучающихся, достижению современного качества образования и воспитания на основе использования современных педагогических технологий; в создании целостной системы работы с дошкольниками и младшими школьниками на основе единства диагностики и коррекции с учетом специфики обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

В своей деятельности педагогический коллектив руководствуется принципами гуманизма и демократии, общедоступности, открытости образования. Задачи учреждения мы определяем как удовлетворение образовательных потребностей воспитанников, учащихся и их родителей.





В настоящее время чрезвычайно актуальны проблемы ранней комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и со зрительной патологией.
Одной из важнейших задач коррекционного образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад» является реализация принципов преемственности и обучения, непрерывности учебно-воспитательного процесса.

Наше учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, изданной в 2004 году. Программа является усовершенствованным вариантом программы 1985 года, дополненным новым научно обоснованным и проверенным опытом содержанием. Программа подготовлена с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования. В новом варианте программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, раскрывающая индивидуальность ребенка, обеспечивающая становление его личности.

Наряду с данной программой мы используем в работе коррекционные программы Л.И.Плаксиной, включающие в себя 4 раздела: «Программы детского сада», «Коррекционная работа в детском саду», «Программы начальной школы», «Коррекционная работа в начальной школе». Эти программы созданы на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие детей с нарушением зрения.

^ Концептуальными основами организации работы нашего учреждения являются обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания дошкольников и младших школьников. Анализ результатов работы специалистов и воспитателей показывает, что основными принципами организации и содержания раннего коррекционно-педагогического и воспитательного процессов являются:

  • комплексный (психолого-педагогический, клинико-физиологический) подход к коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

  • учет индивидуальных и специфических особенностей развития детей с нарушением зрения;

  • педагогика сотрудничества, в процессе которой реализуется «субъект - субъектный» подход;

  • дифференцированный подход к детям в зависимости состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми.


Коррекционное образовательное учреждение для детей с нарушением зрения «Начальная школа – детский сад» имеет свои особенности.

Во-первых, это реализация не только базовой программы, но и специальных коррекционных программ, предусматривающих специальные коррекционные занятия с тифлопедагогом, гимнастику для глаз, а также проведение воспитателями, учителями в ходе занятий и уроков коррекционно-компенсаторной работы (упражнение для снятия зрительного напряжения, фиксация взора, для развития зрительной аккомодации, прослеживающей функции глаза).

Во-вторых, переход ребенка из детского сада в начальную школу происходит безболезненно, так как дети еще в подготовительной группе знакомятся с будущим учителем, периодически посещающим занятия в детском саду; участвуют в совместных мероприятиях.

Непрерывное образование понимается нами как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения детей).


^ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА


У детей нашего учреждения неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. И это не может не сказываться на развитии воспитанников и обучающихся. Ведь зрительная система ребенка играет уникальную роль в познании окружающего мира. Она является основной воспринимающей системой, существенно влияющей на психическое и двигательное развитие ребенка. Зачастую дети с нарушением зрения не могут по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как их ровесники. Кроме того, в результате недостаточной двигательной активности мышц рук, они у них часто вялые или слишком напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности и моторной готовности руки к письму. Поэтому на общеобразовательных занятиях воспитатели и специалисты учреждения используют приемы осязательного восприятия объектов, способствующие формированию умения выполнять действия, в которых участвуют зрительные и тактильно двигательный анализатор.




^ МОДЕЛЬ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ



Постановка проблемы: организация коррекционной направленности общеразвивающих занятий




^ Цель: создание единых благоприятных условий при организации коррекционно-педагогического процесса.

Методы и приемы, направленные на успешность коррекционно-педагогической деятельности

^ Методическое обеспечение педагогических кадров

Педагогический всеобуч: «Определение уровня профессиональной подготовки педагогов по данной проблеме».

Рекомендации по совместной работе педагогов с учителем дефектологом.

Метод авансирования личности

Метод персональной исключительности

Метод общественной оценки деятельности ребенка

Проведение открытых коррекционных занятий учителем-дефектологом

^ Консультации по использованию коррекционных игр и упражнений на занятиях

Семинар «Творческий подход к содержанию и методике организации коррекционной работы на занятиях»

^ Педсовет: «Система работы по обеспечению коррекционной направленности занятий

Метод действий по жестовой инструкции, по подражанию

Метод перевода заданий на наглядно-действенный уровень

Метод дозированной помощи



При организации занятий и уроков педагоги учитывают, что дети с нарушениями зрения плохо воспринимают перспективное изображение, поэтому используют пособия с пространственным изображением предметов. И в детском саду, и в школе индивидуальный иллюстрированный материал рассматривается детьми с расстояния не менее 30-35 сантиметров. Огромное значение имеет правильное распределение оборудования и материалов на занятиях, исключающее отвлекающие и раздражающие факторы.

Устные инструкции педагогов подкрепляются зрительной стимуляцией, кроме того, как в работе с дошкольниками, так и младшими школьниками делается акцент на создание мотивационной окрашенности занятия (на основе использования игр со специальным интересом и занимательного дидактического материала, экспрессивных средств педагога). Широко применяются условные обозначения, такие, как маркировка, ориентиры, цвет.






Коррекционно-компенсаторный процесс в нашем учреждении максимально сближен с образовательной работой. При организации проведения уроков и занятий педагоги используют коррекционные упражнения, игры, минутки, связанные с тематикой данного занятия. Это позволяет детям не отвлекаться от темы, а проводимая коррекционная работа является естественным продолжением занятия. Для воспитателей нашего учреждения разработана модель системы организации коррекционной направленности занятий, которая помогает педагогам четко планировать свою работу в данном направлении.

В течение трех лет в учреждении ведутся «Карты индивидуального развития ребенка», где отражаются все показатели физического, психического, интеллектуального развития ребенка, зрительный диагноз, а также индивидуальные и специфические особенности. Карта заполняется воспитателем, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физическому воспитанию. В дальнейшем использование карт в работе с детьми подготовительной к школе группы помогает учителю найти нужный подход к каждому ребенку, наметить план работы по коррекции отклонения в развитии, оказать действенную помощь ребенку в реализации его потенциальных возможностей.

Во всех возрастных группах ведутся тетради взаимоработы учителя-дефектолога (тифлопедагога) с воспитателями, куда вносятся рекомендации тифлопедагога по расположению детей на занятии в зависимости от зрительного диагноза по критериям предлагаемого раздаточного материала (размер, форма, цвет).

Ежемесячно учителем-дефектологом проводится «Педагогический всеобуч» по организации наиболее эффективных форм коррекционной работы как с воспитателями и учителями, так и со специалистами учреждения.

Для повышения эффективности коррекционной работы тифлопедагогом организованно проведение интегрированных занятий, в просмотре которых участвуют не только воспитатели и специалисты, но и учителя начальной школы.

Дети с недостаточным зрением плохо рисуют. Это происходит потому, что они не отчетливо видят краски и линии на бумаге, недостаточно знают о тех предметах, которые изображают, так как плохо их себе представляют. В связи с этим, занятия по изобразительной деятельности в нашем учреждении строятся таким образом, что первую часть, рассматривание изображения, выделение пространственных свойств предмета и т.п. проводит тифлопедагог, а воспитатель проводит вторую часть занятия, непосредственно связанную с выполнением задания. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Такая последовательность определяется тем, что правильный результат может быть получен только тогда, когда специалистом отработаны основные моменты подготовки ребенка с нарушением зрения к созданию заданного образа. На всех занятиях используются индивидуальные фланелеграфы определенного цвета в зависимости от зрительного диагноза ребенка, фонированная бумага.





^ ОБЩИЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Вырабатывание и закрепление бинокулярного зрения.

  • Развитие форморазличительности объемных форм.

  • Повышение остроты зрения.

  • Развитие цветоощущения.

  • Развитие аналитического восприятия.

  • Развитие глазомера.

  • Развитие тактильного, зрительного анализатора.

  • Развитие моторики мелкой мускулатуры рук.

  • Развитие динамики зрительных функций глаза.

  • Развитие и закрепление зрительного внимания, памяти.

  • Развитие глазодвигательной функции глаза.

  • Развитие фиксации взора.

  • Учить пользоваться остаточным зрением.

  • Учить пользоваться всеми сохранными анализаторами.

  • Повышать динамику развития предметных представлений.

  • Улучшать состояние общей моторики.



^ ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

У детей со зрительной патологией наблюдается неустойчивое внимание, память, они быстро забывают только что усвоенный материал, им свойственна быстрая утомляемость. Поэтому воспитатель в течение дня, а иногда и нескольких, использует различные элементы прошедшего занятия для повторения в играх, в индивидуальной работе, развлекательных мероприятиях, ненавязчиво предлагая ребенку вновь возвращаться к изученному материалу, закрепляя его, уточняя детали, нюансы. При этом педагоги побуждают детей использовать полученные знания в интересных для них занятиях, экспериментах, что способствует развитию ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, апробование разных способов действий, решение проблемных ситуаций.

При проведении общеразвивающих занятий с детьми с нарушением зрения мы используем следующие методы и приемы, направленные на оптимальное усвоение программного материала:

  • метод дозированной помощи (стимулирующий, направляющий, обучающий);

  • метод перевода заданий на наглядно-действенный уровень;

  • метод действий по жестовой инструкции, по подражанию;

  • метод общественной оценки деятельности ребенка.



Образовательная работа с детьми строится нами на полисенсорной основе, что означает обучение познанию окружающего мира и совершенствование навыков ориентировки в нем с помощью развития нарушенного зрения и сохранных анализаторов: тактильного, слухового, двигательного, вкусового, обонятельного.

У большинства детей с нарушением зрения наблюдается задержка речевого развития, вербализм речи, недостаточный словарный запас. Дети испытывают затруднения при описании предмета при составлении последовательных рассказов. Все эти особенности учитываются нами при планировании и проведении занятий по обучению грамоте, развитию связной речи, ознакомлению с художественной литературой. Педагоги используют на занятиях элементы моделирования, схемы, планы. Для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению предложений и рассказов мы разработали знаки – символы, которые используем уже на протяжении нескольких лет. Систематическое применение их в практике работы с детьми дает положительные результаты:

-развивается наглядно-образное и логическое мышление старших дошкольников;

-совершенствуется умение составлять распространенные предложения и небольшие рассказы;

-развиваются фантазия и творческое воображение детей.


С учетом специфики нашего учреждения, в процессе проведения общеразвивающих занятий и уроков, педагоги, специалисты используют специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж, а также работу со штампами, задания с использованием шаблонов и трафаретов, штриховку.





^ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГОУ


Для повышения остроты зрения у детей, проводится комплексное лечение, включающее в себя плеоптические и ортопто-плеоптические занятия, инстилляцию лекарственных средств по назначению врача с учетом нозологической формы.

Офтальмологические исследования включают в себя:

  • проверку зрения,

  • внешний осмотр,

  • офтальмоскопию,

  • офтальмометрию,

  • исследования на синоптофоре, цветотесте, макулотестере.

Дважды в год определяется рефракция на фоне циклоплегии. Поставленная задача офтальмологической службы нашего учреждения - вовремя выявить обнаружение снижения зрения, предполагаемые факторы и своевременно назначить правильное лечение.

^ Сравнительный анализ показателей остроты зрения за прошедший год



Зрительная

динамика

2007г.

99 чел

2008г.

98 чел

2009г.

94 чел

С ухудшением

5

5,1%


6

6,1%

3

3,1%

С улучшением

63


63,6%


64

65,3%

69

73,4%

Стабилизация

процесса

31

31,3%

28

28,6%

22

23,4%





Из общего количества детей на конец года нуждалось в очках и обеспечено ими 13 человек.


Формирование и комплектование групп для детей с нарушением зрения осуществляется врачом окулистом нашего учреждения, который обследует детей в среднем раз в 10 дней, ведет установленную медицинскую документацию,



знакомит родителей с задачами и принципами лечения.





Весь процесс развития ребенка зависит от того, как сумеют врач, педагоги и родители организовать его жизнедеятельность, с тем, чтобы были учтены все стороны его здоровья и психического состояния.


^ Для полноценного обеспечения лечебно-коррекционного процесса в учреждении используется современный программный комплекс «Окулист», рекомендованный к применению министерством здравоохранения. Это комплекс компьютерных программ для индивидуальных занятий с детьми, страдающими амблиопией, косоглазием, миопией. Данный комплекс предусматривает работу с детьми врача-офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

Комплекс позволяет:

  • значительно повысить эффективность функционального лечения,

  • объективно контролировать результаты лечения,

  • расширить диагностические возможности кабинета без приобретения дополнительной аппаратуры.






^ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основные и наиболее востребованные направления психологической службы учреждения – организационная, консультативно-просветительская, диагностическая, коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, обучающимися. Организационно-методическую работу педагог-психолог осуществляет работая с личными делами вновь прибывших детей, совершенствует анкеты, тесты, диагностики с целью более глубокого изучения личности детей. Проводит беседы, лекции, родительские собрания, разрабатывает рекомендации, оказывает своевременную консультативную помощь воспитателям, учителям, родителям, учащимся, администрации по запросу. Для раскрытия природы особенностей психического развития воспитанников, обучающихся педагог-психолог использует диагностические методики с учетом возраста и зрительного диагноза детей. Коррекционно-развивающая и компенсаторная работа направлена на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер, двигательной активности, формирование зрительных функций (цвето-и формовосприятия, глазомера, аккомодации, глазодвигательной функции, фиксации взора).

Нарушение зрения, изменяя характер некоторых потребностей, видоизменяет эмоциональность переживаний и усиливает или снижает степень положительных и отрицательных эмоций. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Для психологического здоровья необходимо сбалансированность эмоций. Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справляться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для коррекции эмоционально-волевой сферы психологом разработана и применяется в работе программа коррекционно-развивающих занятий «Удивительный мир эмоций и чувств» для слабовидящих детей. Цель программы: научить детей понимать эмоциональное состояние свои и окружающих их людей; дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. При планировании занятий использован принцип постоянного, поэтапного усложнения правил, заданий, вариантов. Занятия способствуют развитию воображения, творчества. Они помогают в решении коррекционных задач, так как в содержание занятий включены проблемы, которые волнуют детей, способствуют свободному самовыражению, выполняют компенсаторную функцию, устанавливая позитивную окрашенность отношений детей с нарушением зрения с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи.




Педагогом-психологом разработан и успешно применяется воспитателями в работе с детьми перспективный план по подготовки руки ребенка к письму (старшая группа).

Составленная совместно с тифлопедагогом «Программа психофизиологического сопровождения детей инвалидов» представляет собой попытку обеспечить обновление содержания коррекционной работы с детьми, исходя из особенностей детей – инвалидов, с целью облегчения вхождение ребенка в обычную социальную среду. Основная работа на двигательных методах, включает в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксация, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами. Упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребенка о собственном теле, развивают внимание, интеллект, мышление, память, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.

Для подготовки дошкольников к школьному обучению педагогом-психологом проводятся занятия по развитию и активизации зрительно-моторной координации в специальных рабочих тетрадях с графическими заданиями, при выполнении которых у ребенка совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит развитие зрительной операции и умений.




Организация тренинговых занятий для учащихся начальных классов способствуют эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.





^ КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Физическое воспитание.

Развитие ребенка дошкольного возраста независимо от состояния его здоровья происходит в различных видах деятельности. Как и здоровые дети, дети с нарушением зрения должны заниматься физической культурой. Воспитатель по физической культуре строит свои занятия с учетом коррекционно-развивающей направленности по рекомендациям врача-офтальмолога. При подготовке и планировании групповых занятий учитывается разная степень подвижности детей, дифференцированно подходит к дозировке физических упражнений, индивидуально регулирует нагрузку за счет варьирования сложности упражнений, количества повторений, темпа, интервалов отдыха. Для решения комплекса задач физического воспитания детей использует основные традиционные средства физического воспитания: общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры. Внесение комплексов коррекционных упражнений в основную часть занятий позволяет снизить заболевание опорно-двигательного аппарата, так как укрепление мышечного корсета приводит к улучшению состояния здоровья, а комплексы профилактических дыхательных упражнений позволяют снизить уровень сезонных заболеваний. На занятиях используются элементы логоритмики, которые позволяют формировать движения с участием речи. На физкультурных занятиях наряду с традиционным оборудованием используется нестандартное. Для старших групп разработан комплекс общеразвивающих упражнений с сегментарным модулем, который позволяет детям фиксировать внимание, синхронно выполнять упражнения; многофункциональные мягкие модули четырех цветов с липучками на концах, мягкие кирпичики, коррекционные дорожки разных типов. Во всех возрастных группах на физоборудовании, физкультурной форме детей присутствуют зрительные ориентиры. Дети заинтересовано относятся к выполнению упражнений с музыкальным сопровождением. Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя по физкультуре позволяет эффективно организовывать работу по оздоровлению детей.








Музыкальное воспитание

Работа музыкального руководителя и учителя музыки в нашем учреждении строится также на полисенсорной основе: речевой, слуховой, музыкально-двигательной.

Учитывая недостатки детей в развитии пространственной ориентировки и координации движений, музыкальный руководитель в основу занятий с детьми берет музыкально-ритмические движения, игры и упражнения. Основная цель: научить детей воспринимать музыку, передавать ее содержание в движениях, формировать, закреплять и совершенствовать двигательные навыки, способствовать развитию чувства ритма, координации, ориентировки и двигательной подготовки ребенка.

Отсюда вытекают коррекционные цели:

  • движения в танцах показываются вблизи, повторяются несколько раз или изображаются схематично, графически;

  • в занятия включаются коррекционные упражнения с предметами ярких тонов;

  • при показе игрушек закрепляются представления о форме, величине и цвете;

  • к каждому ребенку с ослабленным зрением осуществляется индивидуальный подход;

  • при проведении игр включаются упражнения на фиксацию взора;

  • очень большое внимание уделяется развитию чувства ритма.



Музыкальным руководителем проведена

большая предварительная работа: диагностика музыкальных и танцевальных способностей дошкольников и младших школьников, подбор игр и упражнений, наиболее подходящих для решения коррекционных задач. Затем игры и упражнения были разделены на три типа:

  • сами по себе содержащие элементы коррекции и не нуждающиеся в дополнении;

  • дополненные коррекционными задачами;

  • специально-разработанные для целей коррекции.

Танцевальные движения и музыкально-ритмические упражнения оформляются музыкальным руководителем графически и схематично. Это помогает воспитанникам ритмично и выразительно двигаться, развивать чувство ритма, согласовывать движения с характером музыки, работать над образными движениями, формирует музыкально-творческие способности.





Проводимая коррекционная работа является естественным продолжением на уроках музыки в начальных классах.

Регулярное использование на музыкальных занятиях и уроках музыки коррекционных игр и упражнений дает положительные результаты и обеспечивает позитивность в показателях развития детей и способствует более высокому эффекту лечения.





^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В нашем образовательном учреждении проводится работа по повышению качества образовательного процесса на основе использования ИКТ в рамках реализации программы информатизация детского сада – школы.











Созданы условия для использования ИКТ:


Оборудован кабинет ИТ согласно нормам СанПина;

  • Все педагоги ГОУ прошли кратковременные курсы повышения квалификации по теме «информационные технологии в деятельности работника образовательного учреждения»;

  • Использование ресурсов Интернета.




Информатизация начальной школы – детский сад расширяет дидактические возможности занятий и уроков, ускоряет выполнение заданий, делает обучение более наглядным.

На данный момент разработана и применяется технология мультимедийного сопровождения образовательного и познавательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов, более 50 мультимедийных презентаций, подготовлена медиотека наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям; более 30 занятий и уроков с использованием информационных технологий. Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе; свой электронный адрес. Реализуя программу информатизации мы с уверенностью говорим, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение, и всесторонне развивать ребенка.


^ РАБОТА С СЕМЬЕЙ


Важная роль в воспитании ребенка с нарушением зрения отводится семье. Семья, где растет и воспитывается ребенок со зрительной патологией, требует особой заботы и внимания, так как травмирующее влияние болезнь оказывает не только на ребенка, но и на его родителей. В ходе анкетирования и опроса родителей мы решаем проблему поиска путей помощи семье по вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения. Современная семья требует профессионального, строго дифференцированного подхода в работе с ней. Такая задача под силу тифлопедагогу и педагогу-психологу. В нашем учреждении ими продумана и выстроена система взаимодействия с семьями воспитанников, которая включает следующие основные направления:


  • глубокая социальная диагностика с целью изучения особенностей внутрисемейного воспитания;

  • разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи собственному ребенку;

  • просвещение родителей и других членов семьи с целью расширения представлений об особенностях развития детей со зрительной патологией и методами коррекционно-развивающей работы с ними.


Мы ищем любые способы вовлечения родителей в процесс реабилитации детей. Такая нетрадиционная форма общения с семьей, как «Родительская почта» предоставляет возможность с помощью короткой записки высказать замечания, предложения, пожелания коллективу, поделиться радостью или сомнениями, обратиться за помощью к конкретному специалисту. С нашей точки зрения, это скромная на первый взгляд форма дает хорошие результаты в становлении доверительных отношений с семьей.


Совместно с семьей мы стремимся развить в детях заложенное в физиологии чувство общности, избавиться от чувства неполноценности, усилить чувство реальности, ответственности, доброжелательности, готовности жить в согласии с собой и окружающими, адаптации и социализации в современном обществе.


^ Благодаря правильному режиму, своевременному обследованию и коррекционной работе с детьми всех служб осуществляется успешное интегрирование детей в среду здоровых сверстников через посещение учреждений дополнительного образования и культуры.

Данная система работы позволила нам добиться значительных результатов. В течение трех последних лет повышается уровень развития дошкольников по основным видам деятельности: развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, развитию осязания мелкой моторики.



Результативность индивидуальной коррекционной работы во многом зависит от времени выявления дефекта и своевременного включения ребенка в коррекционный процесс.





Значительную роль в познании окружающего играет развитие осязания и мелкой моторики. Бисенсорное обследование помогает созданию целостного образа объекта. Поэтапное усложнение обучению приемов осязания дает положительную динамику.


Дети идут в начальную школу хорошо подготовленными, уверенными в себе, и процесс адаптации проходит без осложнений, так как практически вся подготовительная группа переходит в первый класс, будущие первоклассники хорошо знают друг друга, и учителя. За последние три года процент обученности составил 100%, процент качества – 82%. Достигнутый уровень обучения сохраняется и после перехода детей в среднюю школу.

Только в тесной взаимосвязи детского сада и начальной школы, продолжении коррекционно-компенсаторной работы, начатой в раннем детстве и продолженной в школе, залог успешности гармоничного развития и здоровья наших воспитанников, сохранения и укрепления зрения.

Только в таком учреждении, как наше, возможна преемственность в полном смысле этого слова: не растерять, а преумножить, довести до совершенства зрительные возможности каждого ребенка, помочь преодолеть комплексы, связанные со зрительной депривацией, научить использовать для этого все средства коррекции и компенсации зрительной недостаточности.

Перспективу дальнейшей работы мы видим в совершенствовании скоординированной работы всех специалистов и педагогов учреждения в реализации триединой задачи: развитие, воспитание, обучение плюс коррекция имеющихся отклонений в здоровье воспитанников и обучающих





Похожие:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья iconГосударственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья iconГосударственное задание
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья iconОткрытый урок в 9 классе на тему: «Наречие»
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья iconМуниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья iconМуниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья iconПоложение о ведении личных дел обучающихся
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья icon«Здоровье всему голова»
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья iconПредмет: изобразительное искусство 2
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья iconПредмет русский язык 2
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья iconПаспорт антитеррористической защищенности
Государственное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов