Пояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана icon

Пояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана



НазваниеПояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана
Дата конвертации28.11.2012
Размер295.47 Kb.
ТипПояснительная записка



Пояснительная записка


1.      Нормативно-правовая основа формирования учебного плана.

Учебный план МОУ СОШ № 4 р.п. Сосьва на 2010-2011 учебный год сформирован на основе:

- Закона РФ «Об образовании» (п.1,2 статьи 15).

- Приказа Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 года № 1312.

- Приказа Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089.

- Приказа министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и внедрении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

- Постановления Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. №15-ПП «О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) образования Свердловской области» (с дополнениями и изменениями).

- Типового положения об общеобразовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 31.08.94 г. № 1008 в редакции постановлений Правительства РФ от 09.09.96 г. № 1058 и от 15.01 97 года № 38.

Санитарных правил:

1) «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждений», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и номативов СанПиН 2.4.2.1178-02».

2) Письма Минобразования РФ от 01.06.2001г. № 22-06-770 « О соблюдении Законодательства РФ при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях».


^ 2. Организация учебного процесса.

Учебный план школы разработан в преемственности с планом 2009/2010 учебного года.

МОУ СОШ № 4 является общеобразовательной, работает в режиме пятидневной учебной недели для 1,5,6,7 классов, шестидневная рабочая неделя предусмотрена для учащихся 2,3,4, 8-11 классов.

Срок освоения образовательных программ:

  1. начального общего образования – четыре года,

  2. основного общего – пять лет,

  3. полного общего – два года.

Продолжительность учебного года составляет:

  1. для 1 класса – 33 учебные недели,

  2. для 2 – 11 классов – не менее 34 учебных недель.

Продолжительность урока:

- для учащихся 1 класса – 35 минут.

- для 2-11 классов – 40 минут (пп. 2.9.1, 2.9.3. – 2.9.5. СанПиН 2.4.2. 1178 – 02).

Обязательная аудиторная учебная нагрузка учающихся не превышает предельно допустимой аудиторной нагрузки.


^ 3. Содержание учебного процесса.

Учебный план составлен с учетом годового и недельного распределения часов, что позволяет перераспределить нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

^ 3.1. Начальная школа.

Учебный план для 1 класса составлен на основе ФГОС, вариант 1.

На первой ступени обучения учебный план дополнен внеурочной деятельностью: кружки, секции, студии, практикумы, экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Направления внеурочной деятельности определены согласно социальному заказу. Данные направления реализуются на базе школы в сотрудничестве с социумом поселка: ДДТ, РКСК.

В учебный план внесены часы дополнительного образования по направлениям:

^ 1. Спортивно-оздоровительное (секция «Культура здоровья») для решения задач:

- приобретение учащимися необходимых знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии в объеме государственного стандарта;

- формирование умений и приобретение навыков по организации физкультурно- и спортивно-оздоровительной деятельности;

- укрепление здоровья учащихся и формирование ЗОЖ;

- воспитание волевых качеств, культуры поведения, движений, потребности в физическом совершенствовании.

Данное направление выбрано потому, что с резкой сменой деятельности с игровой на учебную, у младших школьников происходит снижение двигательной активности, что чаще всего, по анализу прошлых лет, вызывает ухудшение состояния здоровья учащихся. Введение данного направления с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий и учётом питания будет способствовать физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.


^ 2. Художественно-эстетическое (Театральная студия) направлено:

– на воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;

– на овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

– на развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.

Данное направление способствует развитию личности в разностороннем плане, что соответствует требованиям времени и также отражено в образовательной программе школы. Наряду с этим введение данного направления помогает в воспитании художественно-эстетического вкуса у учащихся и прививает им чувство прекрасного.

^ 3. Общественно-полезная деятельность (общественно-полезный практикум «Энциклопедия полезных привычек) направлена:

– на освоение технологических знаний на уровне государственных стандартов;

– воспитание технологической культуры, добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека;

– формирование навыков культуры труда;

– овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации.

Работа по данному направлению должна способствовать развитию навыков самообслуживания у учащихся.

^ 4. Проектная деятельность (экскурсии с поисковой исследовательской работой «Я – исследователь»):

- введение данного направления способствует развитию у учащихся логического мышления, учит работе с дополнительной литературой и другими информационными источниками, знакомит с современными компьютерными технологиями.

^ 5. Военно-патриотическая деятельность (кружок «История родного края») направлена:

- на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- на воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- на воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

^ 6. Научно-познавательная деятельность (практикум «Словесное творчество») направлена на:

- умение воспринимать художественную литературу как вид искусства;

- формирование умений осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственные суждения;

- умение осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- умение определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

- умение доказывать и подтверждать фактами собственное суждение;

- умение творчески передавать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

- умение создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

- умение работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценки, проекты;

-овладение способами написания изложения, сочинения.

Для ^ 2-4 классов учебный план составлен на основе ГОСа, который предусматривает продолжительность урока 40 минут, при 6 дневной учебной неделе. Продолжительность учебного года – 34 учебные недели. Федеральный компонент выводится в 5 дневную неделю, а предметы национально-регионального компонента образовательного учреждения выносятся на шестой (развивающий день) это курсы: «Художественный труд», «Культура здоровья», «Компьютер для начинающих». Развивающие курсы определены запросом участников образовательного процесса и возможностями образовательного учреждения.

На преподавание предмета «Физическая культура» на 1 ступени образования отведен дополнительный третий час из регионального компонента учреждения. Образовательная область «Физическая культура» - предмет «Культура здоровья», а в первом классе дополнительный час физической культуры компенсируется спортивно-оздоровительным направлением – секция «Культура здоровья».


^ 3.2. Основная и полная (средняя) школа.

Учебный план второй ступени составлен в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Учебный план состоит из предметов инвариантного, вариативного национально-регионального и школьного компонентов. Благодаря этому возможно дать оптимальный уровень общей нагрузки учащихся.

Базисный компонент включает учебные дисциплины, позволяющие заложить фундамент знаний по основным предметам, обеспечить уровень, соответствующий стандарту образования.

Учебный план для 5-х – 11-х классов ориентирован на освоение государственных образовательных программ. Продолжительность учебного года – 34 учебные недели. Продолжительность урока – 40 минут, при 5 – дневной учебной недели в 5-х, 6-х,7-х классах и 6-дневной учебной недели в 8-х, 9-х, 10-х, 11-х.

В учебном плане соблюдено соотношение между федеральным, региональным и школьным компонентами. Федеральный компонент сохранен в полном объеме.

На преподавание предмета «Физическая культура» на 2 и 3 ступени образования отведен дополнительный третий час из регионального компонента учреждения. Образовательная область «Физическая культура» - предмет «Культура здоровья».

При проведении учебных занятий по иностранному языку, информатике и ИКТ, практических и лабораторных занятий по химии и физике в 5-11 классах, а также физической культуры в 10-11 классах, осуществляется деление на группы при условии наполняемости классов 25 человек. На занятия по «Культуре здоровья» учащиеся 10 «а» и 10 «б» классов делятся на две группы (мальчики/девочки) для более четкого осуществления образовательного процесса с учетом половозрастных особенностей.

Также для более полного осуществления ГОСа, учитывая половозрастные особенности школьников, по запросу учащихся и заказу родителей (законных представителей) деление на группы (мальчики/девочки) происходит при проведении учебных занятий по технологии в 5-11 классах.

В основной и средней (полной) школе в 2010-2011 учебном году предметы «Всеобщая история» и «История России» объединены в одну дисциплину «История».

За счет школьного компонента в 5-7 классах введен предмет «Основы информатики»; в 8 классе введены курсы – «Практическая информатика», «Черчение», «Краеведение», «Подросток и закон», «Проектная деятельность»; в 9 классе – «Технология», «Черчение», «Краеведение», для подготовки учащихся к итоговой аттестации введены курсы – «ГИА. Математика» и «ГИА. Русский язык».

В связи с переходом на профильное обучение, в 2010 -2011 учебном году продолжается проведение эксперимента на школьном уровне по организации и проведению предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Для изучения социального заказа со стороны родителей (законных представителей) и обучающихся в апреле 2010 года было проведено анкетирование среди учащихся 8 класса. В соответствии с анализом анкет разработана тематика курсов по выбору учебных предметов предпрофильной подготовки (элективные учебные предметы: «Основы правоведения», «История в лицах: от Рюрика до Путина», «Применение ИКТ в повседневной жизни», «Элементы биофизики») для учащихся 9-х классов. Данные анкет показали востребованность профилей в 2011 – 2012 учебном году (прогноз): социально-гуманитарный и информационно-технологический.

На третьей ступени обучения совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана. В 2010 – 2011 учебном году учебный план третьей ступени разбит на модули: модуль профильных предметов федерального компонента, модуль базовых предметов федерального компонента, модуль базовых (совмещенных) предметов федерального компонента, и модуль образовательного учреждения. Набор профильных предметов определен образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Главной составляющей профильного обучения являются профильные общеобразовательные предметы, позволяющие на повышенном уровне изучать материал, в котором отражена направленность профилей:

  • Социально-гуманитарный, с выделением профильных предметов: русский язык, литература, обществоведение;

  • Информационно-технологический, с выделением профильных предметов: математика, информатика и ИКТ.

Базовые предметы – история, физика, биология, химия, география, ОБЖ, Мировая художественная культура, выполняются в соответствии с федеральным компонентом и совмещены в параллели 10-х классов, так как на их изучение отводится одинаковое количество часов в каждом профиле, и являются обязательными для всех учащихся. Совмещены и предметы модуля НРК – Культура Урала.

В компонент образовательного учреждения включены элективные курсы в соответствии с запросом участников образовательного процесса, а именно курсы подготовки к ЕГЭ по математике и русскому языку направлены на удовлетворение познавательных потребностей учащихся разных профилей и способствуют успешной сдаче экзаменов. В прошлом учебном году среди учащихся и родителей было проведено анкетирование по выбору предметов для дополнительного изучения, по результатам анкетирования в социально-гуманитарном профиле введены курсы: «WEB-дизайн», «Профессиональные графические редакторы», «Основы Российского законодательства», «История России в датах и лицах», а в информационно-технологическом курсы: «Риторика», «Методы решения физических задач», «Общая цитология. Наследственность и здоровье», «Технология», «Углубленное изучение органической химии», «Черчение». Наличие разнообразных курсов позволяет ученикам самостоятельно строить индивидуальные образовательные траектории.

Введение профильного обучения способствует созданию образовательного пространства, обеспечивающего условия для успешной социализации и адаптации выпускников в обществе.

Учебный план для детей находящихся на индивидуальном обучении составлен на основании: Постановления правительства Свердловской области «Об утверждении Положения о порядке финансирования расходов, связанных с организацией начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей на дому». В начальной школе ведутся все предметы федерального компонента с максимальной нагрузкой 11 часов в неделю. В средней (полной) школе также ведутся все предметы, входящие в федеральный компонент, с максимальной нагрузкой 16 часов в неделю.

Реализация данного учебного плана предоставляет возможность получения стандарта образования всеми учащимися, позволяет достигнуть целей образовательной программы школы, удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы учащихся.


^ 1 ступень. 1 класс.


Учебные предметы


Классы

Количество часов в неделю

1 класс

^ Федеральный компонент /инвариантная часть/

Русский язык

5

Литературное чтение

4

Математика

4

Окружающий мир

2

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Технология

1

Физическая культура

2

^ Итого по федеральному компоненту

20




^ Внеурочная деятельность

Направления

Название курса

1 класс

Спортивно-оздоровительное

Культура здоровья

2

Художественно-эстетическое

Театральная студия

2

Общественно-полезная

Энциклопедия полезных привычек

1

Военно-патриотическое

История родного края

2

Научно-познавательное

Словесное творчество

2

Проектная деятельность

Юный исследователь

1

Итого




10



^ 1 ступень. 2-4 классы.


Учебные предметы


Классы

Количество часов в неделю

2 класс

3 класс

4 класс

^ Федеральный компонент /инвариантная часть/

Русский язык

5

5

5

Литературное чтение

4

3

3

Иностранный язык

2

2

2

Математика

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

Изобразительное искусство

1

1

1

Музыка

1

1

1

Технология

1

2

2

Физическая культура

2

2

2

^ Итого по федеральному компоненту

22

22

22

Национально-региональный компонент образовательного учреждения

Художественный труд

1

1

1

Культура здоровья

1

1

1

Элективный курс «Компьютер для начинающих»

1

1

1

^ Максимальная нагрузка

25

25

25



* Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 3 – 4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология».


^ 2 ступень. 5-9 классы.

Учебные предметы

Количество часов в неделю

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

^ Федеральный компонент

Русский язык

6

6

4

3

2

Литература

2

2

2

2

3

Иностранный язык (английский)

3

3

3

3

3

Математика

5

5

-

-

-

Алгебра

-

-

3

3

3

Геометрия

-

-

2

2

2

Информатика и ИКТ

-

-

-

1

2

История

2

2

2

2

2

Обществознание (включая экономику и право)

-

1

1

1

1

География

-

1

2

2

2

Природоведение

2

-

-

-

-

Физика

-

-

2

2

2

Химия

-

-

-

2

2

Биология

-

1

2

2

2

Искусство

-

-

-

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

-

-

Музыка

1

1

1

-

-

Технология

2

2

2

1

-

Основы безопасности жизнедеятельности

-

-

-

1

-

Физическая культура

2

2

2

2

2

^ Итого по федеральному компоненту

26

27

29

30

29

Национально-региональный и компонент образовательного учреждения

Основы информатики

1

1

1

-

-

Практическая информатика

-

-

-

1

-

Технология

-

-

-

-

2

Основы технологии /черчение/

-

-

-

1

0,5

Краеведение

-

-

-

0,5

0,5

Элективные курсы: - «ГИА. Математика»

« ГИА. Русский язык»

«Основы правоведения/История в лицах: от Рюрика до Путина »

«Примиенение ИКТ в повседневной жизни/ Элементы биофизики»

«Подросток и закон»

«Проектная деятельность»

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

0,5

0,5

0,5

0,5/0,5

0,5/0,5

Культура здоровья

1

1

1

1

1

^ Максимальная нагрузка

28

29

31

35

35


3 ступень.10 класс.

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Социально-гуманитарный профиль

^ I. Модуль профильных учебных предметов (11 часов)

Информационно-технологический профиль

I. Модуль профильных учебных предметов (10 часов)

Русский язык

3

Алгебра и начала анализа

4







Геометрия

2

Литература

5

Информатика и ИКТ

4

Обществоведение

3







^ II. Модуль базовых учебных предметов (8 часов)

II. Модуль базовых учебных предметов (9 часов)

Иностранный язык (английский)

3

Русский язык

1

Алгебра и начала анализа

2

Литература

3

Геометрия

2

Иностранный язык

3

Право

1

Обществознание (включая экономику и право)

2

^ III. Модуль базовых (совмещенных) учебных предметов (11 часов)

Учебные предметы

Количество часов в неделю

История

2

Физика

2

Биология

1

Химия

1

География

1

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Мировая художественная культура

1

Физическая культура

2

^ IV. Модуль образовательного учреждения (1,5 часа)

История Урала

0,5

Культура здоровья

1

^ V. Модуль образовательного учреждения (4,5 часа)

V. Модуль образовательного учреждения (4,5 часа)

Элективный курс: - «ЕГЭ. Математика»

0,5

Элективный курс: - «ЕГЭ. Русский язык»

1

WEB-дизайн

1

Риторика

0,5

Основы Российского законодательства

1

Методы решения физических задач /Общая цитология. Наследственность и здоровье/черчение

1/1/1

История России в датах и лицах

2

Технология/ «Углубленное изучение органической химии»

2/2

^ Максимальная нагрузка

36

Максимальная нагрузка

36


3 ступень.11 класс.


Учебные предметы

Количество часов в неделю

Социально-гуманитарный профиль

^ I. Модуль профильных учебных предметов (11 часов)

Русский язык

3

Литература

5

Обществоведение

3

^ II. Модуль базовых учебных предметов (19 часов)

Иностранный язык (английский)

3

Право

1

История

2

Мировая художественная культура

1

Алгебра и начала анализа

2

Геометрия

2

Физика

2

Биология

1

Химия

1

География

1

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Физическая культура

2

^ III. Модуль образовательного учреждения (6 часов)

Математика «ЕГЭ»

0,5

Русский язык «ЕГЭ»

0,5

Профессиональные графические редакторы

1

Культура здоровья

1

Основы Российского законодательства

1

Культура Урала

1

Риторика

1

^ Максимальная нагрузка

36

Индивидуальное обучение

I ступень. 1-3 классы.


Учебные предметы


Классы

Количество часов в неделю

1 класс

2 класс

3 класс

^ Федеральный компонент /инвариантная часть/

Русский язык

3

3

3

Литературное чтение

2

2

2

Иностранный язык

---

0,25

0,25

Математика

3

3

3

Окружающий мир

1

1

1

Искусство

1

1

1

Технология

0,5

0,5

0,5

Физическая культура

0,5

0,25

0,25

^ Итого по федеральному компоненту

11

11

11



III ступень. 10 класс.


Учебные предметы


Классы

Количество часов в неделю

10 класс

^ Федеральный компонент /инвариантная часть/

Русский язык

3

Литературное чтение

2

Иностранный язык

0,5

Алгебра и начала анализа

2

Геометрия

1

История

1

Обществознание

1

География

1

Физика

1

Биология

0,5

Химия

1

Основы безопасности жизнедеятельности

0,5

Информатика

1

Физическая культура

0,5

Итого по федеральному компоненту

16







Похожие:

Пояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана iconПояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана
Учебный план моу сош №4 р п. Сосьва на 2010-2011 учебный год сформирован на основе
Пояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана iconПояснительная записка к учебному плану ноо на 2012-2013 учебный год (1 и 2 классы)
Нормативно-правовая база учебного плана муниципального общеобразовательного учреждения мкоу сош п. Зерновой
Пояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана iconА. П. Лагода С. В. Белякова 2012 г. Протокол пед. Совета №1 от 20. 08. 12
В основе формирования Учебного плана использована следующая нормативно-правовая база
Пояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана iconПояснительная записка к учебному плану учащихся 4 класса мбоуоош с. Большой Умыс на 2013 2014 учебный год Нормативно-правовой основой формирования учебного плана является: Закон «Об образовании»
Типовое положение об образовательном учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения...
Пояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана iconПояснительная записка Настоящая пояснительная записка включает: необходимые разъяснения к школьному компоненту разъяснения особенностей учебного плана по ступеням образования
Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №441 от 20. 05. 2011 «Об утверждении регионального базисного...
Пояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана iconПояснительная записка к учебному плану
Учебный план разработан на основе базисного учебного плана образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего...
Пояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана iconНормативно-правовая база – основа деятельности образовательного учреждения

Пояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана iconПояснительная записка к учебному плану Марковской нош на 2011 2012 учебный год
Цель: модернизация учебного плана на основе введения в его школьный компонент предметов общеобразовательного характера с целью формирования...
Пояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана iconДокументи
1. /нормативно-правовая база по тестированию/ЗАКОН Краснодарского края от 25_10_2005 N 937-КЗ...
Пояснительная записка Нормативно-правовая основа формирования учебного плана iconПояснительная записка к учебному плану моу привольненской основной общеобразовательной школы на 2009 – 2010 учебный год
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений рф, нового федерального буп, утверждённого приказом мо РФ от 09. 03. 2004...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы