Лечебная физическая культура при компрессионных переломах позвоночника icon

Лечебная физическая культура при компрессионных переломах позвоночника



НазваниеЛечебная физическая культура при компрессионных переломах позвоночника
Дата конвертации26.11.2012
Размер354.48 Kb.
ТипДокументы

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПРИ КОМПРЕССИОННЫХ ПЕРЕЛОМАХ ПОЗВОНОЧНИКА.


Компрессионные переломы позвоночника у детей относятся к тяжелым формам повреждений опорно-двигательного аппарата и при неправильном лечении очень часто ведут к инвалидности больного.

Среди всех травм у детей компрессионные переломы позво-| ночника занимают от 1,5 до 3% [Дамье Н. Г., 1960; Гориневская Т. П., 1962; Распопина А. В., 1962; Немсадзе В. П., 1971]. Общеизвестно, что функциональный метод лечения занял ведущее место в лечении не осложненных компрессионных переломов позвоночника. Данные литературы свидетельствуют о том, что этот метод лечения дает возможность значительно сократить сроки восстановления здоровья и обеспечить в более короткий срок трудоспособность пострадавшего.

Функциональный метод является наиболее эффективным методом лечения не осложненных компрессионных переломов тел позвонков у детей, он включает длительное вытяжение, систематическую тренировку мышц, поддерживающих позвоночник, общее укрепление организма. Вынужденный покой или резкое ограничение двигательной активности ребенка всегда крайне неблагоприятно отражается на его общем состоянии и на течении болезненного процесса. С помощью данного метода удается обеспечить разгрузку и физиологическое положение' позвоночника, нормализовать тонус мышц в области травмы, улучшить кровообращение в поврежденной области и тем самым способствовать более быстрому заживлению перелома. Параллельно с этим достигается максимальное укрепление мускулатуры, поддерживающей позвоночник, предупреждаются вторичные изменения в межпозвоночных суставах.

Восстановительный период у детей после травмы значительно короче, чем у взрослых, поэтому неправильно полностью переносить на детей методику лечебной физической культуры, разработанную Е. Ф. Древинг и В. В. Гориневской (1954) для взрослых.

Необходимо учесть, что процесс регенерации костной структуры в губчатом веществе позвонка происходит значительно медленнее, чем в трубчатых костях. Кортикальное вещество тела позвонка лишь тонким слоем охватывает губчатое вещество, из которого в основном и состоит тело позвонка. Вследствие тонкого строения губчатая ткань при компрессионном переломе подвергается глубоким разрушениям. Костный мозгу лежащий среди раздавленных костных балочек, размятый и пропитанный кровью, некротизируется, теряет способность к регенерации, и восстановительный процесс протекает медленно,

В связи с тем что регенерация костной ткани при переломах тел позвонков происходит медленно, больные длительное время лишены возможности активно двигаться, что ведет к отрицательным последствиям, вызванным нарастающей гиподинамией, в том числе и значительно выраженной атрофией мышц спины. При длительном и настойчивом применении лечебной гимнастики восстанавливаются нормальные изгибы позвоночника, укрепляются длинные мышцы спины, мышечные группы туловища, восстанавливается нормальная подвижность и гибкость позвоночника, создается естественный «мышечный корсет», способный удерживать позвоночник в правильном положении. Лечение, не обеспечивающее разгрузки позвоночника, ведет к нарушению процесса образования костной мозоли и к вторичной деформации тела позвонка.

Методы лечения компрессионных переломов позвоночника у детей доступны любому хирургу. Поэтому совсем не обязательно во всех случаях отправлять больных с такими повреждениями в специализированные учреждения. Основная задача при лечении компрессионных переломов заключается в возможно ранней и полной разгрузке переднего отдела позвоночника. При этом достигается некоторое исправление клиновидной деформации поврежденного тела позвонка и вследствие отсутствия давления предупреждается дальнейшая его деформация, а спинной мозг предохраняется от сдавления. Такая разгрузка легко достигается соответствующим положением туловища и применением вытяжения.

Больного укладывают на спину на плоскую постель (под матрац подкладывают деревянный щит), головной конец кровати с помощью подставок приподнимают на 25—30 см. В обе подмышечные ямки подводят кожаные или марлево-ватные лямки, к которым за капроновую леску фиксируют груз и перебрасывают через блоки, укрепленные у головного конца кровати. Вследствие смещения больного вместе с матрацем по наклонной плоскости щита создается вытяжение позвоночного столба, который удлиняется и распрямляется.

Одновременно с вытяжением проводится реклинация путем подкладывания под выступающие остистые отростки мешочка с льняным семенем. Давление мешочка на угловой кифоз способствует созданию лордоза с веерообразным расхождением тел позвонков. В тяжелых случаях используется реклинационный аппарат Каплана (ЦИТО). Этим устраняется давление на деформированные позвонки. Кроме того., полученное в этом положении растяжение передней продольной связки позвоночника до известной степени содействует некоторому уменьшению деформации поврежденных позвонков. Вытяжение за лямки, пропущенные через подмышечные области, эффективно лишь для переломов в нижне- и среднегрудном, а также поясничном отделах позвоночника. Если повреждается шейная или верхнегрудная часть позвоночника, то производится вытяжение с помощью петли Глиссона, фиксируемой на голове за подбородок и затылочный бугор.

Реклинация с вытяжением имеет целью освободить от давления деформированные позвонки; она продолжается до момента, когда явления регенерации в поврежденном позвонке начинают значительно преобладать над резорбцией. С целью наблюдения за интенсивностью регенеративного процесса в динамике, производятся контрольные спондилограммы.

Больным с переломом позвоночника назначают строгий постельный режим. Им не разрешается сидеть, сгибать корпус вперед, а также лежать на боку, так как это может нарушить иммобилизацию. Своеобразная психика детей, особенности переломов и их течение требуют специального подхода как к самому ребенку, так и к проведению лечебной гимнастики.

Методика лечебной гимнастики при компрессионных переломах позвоночника у детей основана на тех же принципах, которые были предложены Е. Ф. Древинг и В. В. Гориневской (1954). Однако в этой методике учтены особенности организации и выполнения физических упражнений применительно к детскому возрасту.

После всестороннего обследования ребенка хирургом и невропатологом, при отсутствии противопоказаний, на 2—3-й день назначают лечебную гимнастику. Длительность занятий лечебной гимнастикой, повторяемость их и нагрузка индивидуализируются в зависимости от общего состояния ребенка, физического развития, возраста и особенностей повреждения позвоночника. Средняя продолжительность занятия лечебной гимнастикой 5—15 мин в начале курса и 40—50 мин в конце.

Повышенная реактивность детского организма требует очень внимательного отношения к дозировке физических упражнений. Особо важно уметь регулировать эмоциональный фактор. Больные дети быстро утомляются. Во время занятий физическими упражнениями, особенно когда такие занятия проводят интересно, весело, утомление может наступить незаметно/для ребенка. Это обстоятельство нужно учитывать.

Соответственно клиническому течению болезни методика лечебной гимнастики разделена на 4 периода.

Первый период применения лечебной гимнастики (первые 6—8 дней после травмы) клинически проявляется острыми последствиями травмы, кровотечением из поврежденных сосудов в окружающие ткани, образованием -гематомы, нарастанием посттравматического отека, который может сдавливать нервные корешки спинного мозга, с появлением радикулярных опоясывающих болей. К концу первого периода происходит рассасывание гематомы, уменьшение отека в тканях поврежденной области,

В этом периоде физические упражнения имеют общетонизи-рующую направленность, что способствует снижению отрицательного влияния гипокинезии. Применяются преимущественно' дыхательные и общеукрепляющие упражнения, которые сопровождаются движениями малой амплитуды верхних и нижних конечностей. Необходимо строго соблюдать принцип создания покоя для поврежденной области. Для поддержания тяжести поднятой руки или ноги с одновременным проведением движения требуется напряжение мышц пояса верхних или нижних конечностей, мышц передней брюшной стенки и спины. Однако в начале занятий с ослабленными больными желательно избегать этих напряжений и назначать движения нижними конечностями, не отрывая ступни от плоскости постели.

С первых дней занятий с детьми школьного возраста следует приучать их четко выполнять упражнения с заданной силой и амплитудой. Дыхательные упражнения обычно включают в середину занятий, как момент активного отдыха, время от времени вводят минуты полного отдыха.

Для детей дошкольного возраста упражнения подбирают в виде отдельных интересных для ребенка заданий имитационного характера. Например, для того чтобы выполнить «потягивание», детям предлагается показать, какими они вырастут большими; для того чтобы они наклонялись в стороны, изобразить, как качаются деревья; для прогибания спины подражать кошке и т. д.

Координация движений у детей дошкольного возраста, особенно у трех- и четырехлетних, еще не совершенна, поэтому не следует требовать от них абсолютной точности выполнения упражнений. Важно, чтобы ребенок правильно выполнял основные элементы движений, выражая ими сущность того или иного двигательного акта.

Дозировка упражнений имеет исключительно важное значение, так как дети младшего возраста быстро устают и могут потерять интерес к занятиям. Число повторений упражнений не должно превышать 5—6 подряд. Необходимо начинать с минимальной дозировки упражнений и всегда следить за тем, чтобы ребенок, увлекаясь, не переходил доступных ему границ и не переутомлялся.

При занятиях с детьми младшего дошкольного возраста не следует добиваться сознательной регуляции дыхания и согласования его с движениями. Оно всегда должно быть произвольным и свободным. Важно обращать внимание лишь на то, чтобы ребенок никогда не задерживал дыхания. У детей надо воспитывать естественную привычку дышать носом. Учитывая быструю утомляемость дошкольников, после трудных упражнений нужно делать кратковременные паузы для отдыха (30—60 с). В конце первого периода больному разрешается часть времени лежать на животе, кроме того, занятия дополняются упражнениями для мышц—разгибателей туловища.

По указанию инструктора лечебной физкультуры дети из положения лежа на спине перемещаются на край кровати: рука, расположенная ближе к середине кровати, вытягивается вдоль туловища, другой рукой, которая лежит на краю кровати, больной захватывает спинку кровати и поворачивается на живот. В первый раз инструктор должен помочь ребенку повернуться и руководить больным. При тяжелых переломах, даже без нарушений функции нервной системы, поворот на живот разрешается производить не ранее чем через 2 нед после перелома, так как движение при повороте может быть болезненным. При этом положении достигается хорошая реклинация позвоночника и предотвращается возможное развитие деформации. Положение выгодно и с функциональной точки зрения: группа мышц разгибателей спины, на которые следует направить главное внимание, находится при таком положении больного в состоянии некоторого активного напряжения, что предупреждает вялость мускулатуры и возможную атрофию. Дети в этом положении реже нарушают постельный режим, так как имеют возможность играть и читать, не вставая с постели.

Положение на животе для детей с переломами позвоночника оказывает благоприятное воздействие, когда позвоночник находится в разогнутом положении. Для этого под грудь и плечи, подкладывают обыкновенную перовую подушку, однако так, чтобы нижние ребра, подложечная область и весь живот находились на постели. Больной не должен ложиться на подушку животом, потому что в этом случае сгибается позвоночник. Подушка поддерживает плечи, и больной может обхватить ее руками, держать в руках книгу, игрушку, принимать пищу и пр. Для отдыха больной может положить голову на подушку.

Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей дошкольного возраста с компрессионными переломами позвоночника (I период)

Продолжительность занятия 5—15 мин.

1. Лежа на спине, спокойное дыхание 4—6 раз при полном расслаблении. Инструктор говорит ребенку: «Солнышко светит, солнышко греет. Полежим на солнышке, погреемся».

2. Лежа на спине. «Проснулись». Поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 2—• 3 раза. При выдохе произносить долгий звук «ух-х-х».

3. Положение то же. «Походим». Поочередное сгибание и разгибание ног со скольжением пятками по постели. Повторить 4—6 раз. Темп медленный, дыхание произвольное.

4. Лежа на спине. «Мельница». Поочередное поднимание выпрямленных рук вверх. Повторить 4—6 раз. Темп медленный.

5. Лежа на спине. «Барабан». Руки на животе. Глубоко вдохнуть, приподнимая живот, «тугой барабан», нажимая на живот, медленно выдыхать, произнося при этом звук «др-р-р». Повторить 2—3 раза. Дыхание произвольное.

6. Поворот на живот.




7. Лежа на животе. «Рыбка». Руки согнуть в локтях и приподняться вдох, опуститься — выдох. Повторить 2—3 раза. Темп медленный.

8. Лежа на животе, голова приподнята. Упор на предплечья. Сгибание и разгибание ног в коленных суставах («похлопаем ножками по водичке»). Повторить 4—6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

9. Лежа на животе. Поворот на спину.

10. Лежа на спине. Сжимание и разжимание пальцев рук. Повторить 4-6 раз. Дыхание произвольное.

11. Повторение 1-го упражнения.

Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с компрессионными переломами позвоночника (I период)

1. Лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1—2, не отрывая рук от постели, развести их в стороны, вверх—глубокий вдох; на счет 3—4 руки че-фез стороны опустить вдоль туловища — выдох. Повторить 3—4 раза. Темп медленный.

2. Лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1 сжать пальцы рук — вдох, на счет 2—3 разжать их — выдох. Повторить 6—8 раз. Упражнение делать с напряжением мышц рук, в среднем темпе. Дыхание произвольное.

3. Лежа на спине, руки согнуты, локти опираются о постель, пальцы сжа-\ ты в кулак. На счет 1 согнуть одновременно стопы и пальцы рук—вдох; на счет 2—3 разогнуть их — выдох. Повторить 5—8 раз. Средний темп с напряжением мышц рук и ног.

4. Лежа на спине, руки согнуты, локти опираются о постель, пальцы сжаты в кулак. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. Повторить 6— 8 раз. Темп средний.

5. Лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу. Круговые движения локтевыми суставами. На счет 1—2 вдох, на счет 3—6 выдох. Повторить 5 раз в обе стороны. Темп средний. Лопатки от постели не отрывать (рис. 70,1).

6. Лежа на спине, руки вдоль туловища; на грудь и живот положены легкие надувные подушечки. Глубокое дыхание 3—4 раза. Темп медленный. Следить за одновременным подниманием и опусканием подушечек.

7. Лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1—3 согнуть одну ногу в коленном и тазобедренном суставах, не отрывая пятку от плоскости щита, — выдох; на счет 4—5 вернуться в исходное положение—вдох. Повторить 3— 4 раза каждой ногой. Темп медленный (рис. 70,3).

8. Лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони вверх. На счет 1—3 отвести одну ногу в сторону—вдох, на счет 3—5 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 3—4 раза каждой ногой. Темп медленный. Ног от постели не отрывать.

9. Лежа на спине, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак. Вращение в лучезапястных и голеностопных суставах. Повторить по 10 движений в разные стороны. Темп средний. Делать с напряжением мышц рук и ног. Дыхание произвольное.

10. Лежа на спине, руки разведены в стороны, согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак. Производя вдох, разогнуть левую руку в сторону, разжать пальцы, повернуть голову налево и посмотреть на них. Принять исходное положение — выдох. Повторить 5 раз каждой рукой. Темп средний.

11. Лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах. На счет 1—2, опираясь на локти, голову и плечи, прогнуться в грудной части позвоночника, не-поднимая таз, — вдох; на счет 3—4 удержаться в этом положении; на счет 5— 6 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 3—4 раза. Темп медленный. Прогибаясь, лопатки соединить вместе.

12. Лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони вверх. На счет 1—2 произвести тыльное сгибание в голеностопных суставах, руки согнуть в локтевых. суставах, пальцы сжать в кулак — вдох; на счет 3—5 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 5—6 раз. Темп средний. Делать с напряжением мышц рук и ног.

13. Лежа на спине. Поворот на живот.

14. Лежа на животе, руки перед грудью, подбородок лежит на кистях. На» счет 1 согнуть одну ногу в коленном суставе—вдох; на счет 2—3 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 5—6 раз каждой ногой. Темп средний. В момент сгибания напрягать ягодичные мышцы (рис. 70,10).

15. Положение то же. На счет 1 напряжение ягодичных мышц—вдох; на» счет 2—3 расслабление — выдох. Повторить 6—8 раз. Темп средний.

16. Лежа на животе. Поворот на спину.

17. Лежа на спине, одна рука лежит на груди, другая—на животе. На счет 1—2 глубокий вдох; на счет 3—5 выдох. Повторить 3—4 раза. Следить затем, чтобы при вдохе обе руки одновременно двигались вверх, а при выдохе -— вниз.


Второй период применения лечебной гимнастики (с 7:— 9-го по 21—35-й день после травмы) является основным в4 формировании естественного «мышечного корсета». В этот период продолжаются активные репаративные процессы в костной ткани,—происходит первичная консолидация поврежденных тел позвонков. Движения должны выполняться с большей силой и амплитудой. Подбираются упражнения для мышц, поддерживающих позвоночник, для мышц всего туловища, мышц пояса верхних и нижних конечностей. Упражнения выполняются со значительным мускульным напряжением. Особое внимание уделяют подбору упражнений для мышц—разгибателей спины. Основной задачей лечебной гимнастики является создание позвоночнику надежной мышечной опоры путем развития и укрепления мышц спины и живота. Это достигается медленным выполнением упражнений, многократным повторением одного и того же движения, варьированием исходных положений и кратковременным изометрическим напряжением мышц в различных статических позах.

При построении занятий надо начинать с менее сложных,, затем переходить к более трудным упражнениям. При движениях, легко воспринимаемых больными, надо следить за согласованием дыхания с движением. Свободное дыхание и минуты полного отдыха должны чередоваться с движениями.

К концу второго периода количество упражнений для дошкольников доводится до 14—16 в одно занятие, с повторением каждого упражнения 3—5 раз для школьников—до 20— 25 упражнений, с повторением каждого 6—10 раз. На 21— 25-й день после травмы можно применить функциональную пробу для определения силы и выносливости мышц спины. Эта проба заключается в удержании больным положения «ласточка» в течение 1—1 1/2 мин (рис. 71). При хорошем выполнении пробы и отсутствии противопоказаний больному назначается лечебная гимнастика по третьему периоду.

Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей дошкольного возраста с компрессионными переломами позвоночника (второй период)

Продолжительность занятий 15—30 мин.

1. Лежа на спине. «Проснулись». Поднять руки вверх, потянуться—вдох, опустить руки вниз—выдох. Повторить 3—4 раза. При выдохе произносится долгий звук «ух-х-х».

2. Положение то же. «Жучок». Делать движения ногами и руками, подражая жуку, перевернувшемуся на спину. Повторить 6—8 раз. Темп медленный, дыхание произвольное.

3. Лежа на спине, руки согнуты в локтях. «Мостик». Прогнуться в грудном отделе позвоночника с бпорой на локти и таз — вдох, вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 2—3 раза. Темп медленный.

4. Лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Глубоко подышать. Повторить 3—4 раза. Темп медленный. Следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно двигались вверх, а при выдохе — вниз.

5. Лежа на спине. «Велосипед». Движение ногами, имитирующее езду на велосипеде. Повторить 8—10 раз. Темп средний. Дыхание произвольное.

6. Лежа на спине, руки в стороны. Круговые движения прямыми руками. Повторить 8—10 раз.

7. Повторить упражнение 4.

8. Лежа на спине. Поворот на живот.

9. Лежа на животе. «Поплывем по реке». Вытянуть руки вперед, затем в стороны, согнуть в локтях и прижать к плечам ладонями вперед. Повторить 3—4 раза. Темп медленный, дыхание произвольное.

10. Лежа на животе, руки вдоль туловища, между стопами небольшой мяч. Немного приподнять небольшой мяч, удерживая его прямыми ногами,—вдох, опустить мяч на постель—выдох. Повторить 3—4 раза. Темп медленный.

11. Лежа на животе. Глубоко подышать. Повторить 3—4 раза. Темп медленный.

12. Лежа на животе, в вытянутых руках небольшой мяч. Приподнять мяч, не сгибая рук,—вдох, опустить—выдох. Повторить 3—4 раза. Темп медленный.

13. Лежа на животе, руками взяться за спинку кровати. Разведение и сведение приподнятых ног. Повторить 3—4 раза. Темп медленный. Дыхание произвольное.

14. Лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Глубоко подышать. Повторить 3—4 раза. Следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно двигались вверх, а при выдохе — вниз.

15. Лежа на спине. «Натрем ножками пол». Поочередное сгибание и разгибание ног со скольжением пятками по постели. Повторить 4—5 раз. Темп медленный, дыхание произвольное.

Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с компрессионными переломами позвоночника (по второму периоду) (см. рис. 70,1—12)

1. Лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1—2 руки запрокинуть за голову—глубокий вдох; на счет 3—6 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 5—6 раз. Темп медленный.

2. Лежа на спине, руки разведены в стороны. Небольшие круговые движения вытянутыми руками в плечевых суставах. Повторить 8—10 раз в каждую сторону. Темп медленный, с напряжением мышц рук и спины. Дыхание произвольное (рис. 70,2).

3. Лежа на спине. Вращательные движения в голеностопных суставах. Повторить 8—10 раз. Темп средний, с напряжением мышц ног. Дыхание произвольное.

4. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекрещивающиеся движения приподнятыми ногами. Повторить 8—10 раз. Темп средний, дыхание не задерживать (рис. 70,9).

5. Лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах. На счет 1—2 поднять туловище с опорой на локти, таз и голову — вдох; на счет 3—4 задержаться на счет 5—8 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 6—8 рах Темп медленный (рис. 70,5).

6. Лежа на спине, одна рука лежит на груди, другая — на животе. На счет 1—2 глубокий вдох, на счет 3—6 выдох. Повторить 5—6 раз. Темп медленный, Следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно двигались вверх, а при выдохе — вниз.

7. Лежа на спине. Поворот на живот.

8. Лежа на животе, руки перед грудью, подбородок на кистях. Поочередное сгибание ног в коленных суставах с одновременным тыльным сгибанием стоп. Повторить 8—10 раз каждой ногой. Темп средний. Выполнять упражне-ния с напряжением мышц ног (рис. 70,10).

9. Лежа на животе, руками взяться за спинку кровати. На счет 1 приподнять прямую ногу назад; на счет 2 отвести ее в сторону — вдох; на счет 3—• 6 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 8—10 раз каждой ногой. Темп средний.

10. Лежа на животе, руки на поясе. На счет 1—2 приподнять голову и плечи — вдох; на счет 3—4 задержаться; на счет 5—8 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 6—8 раз. Темп медленный.

11. Лежа на животе, руками взяться за спинку кровати. На счет 1—2 поднять прямые ноги — вдох; на счет 3—4 задержаться; на 5—8 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 6—8 раз. Темп медленный.

12. Лежа на животе, руки вдоль туловища, за спиной в руках гимнастическая палка. На счет 1—2 поднять голову, плечи и палку вверх—вдох; на счет 3—4 задержаться; на счет 5—8 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 6—8 раз. Темп медленный.

13. Лежа на животе, руки с мячом вытянуты вперед. На счет 1—2 поднять руки с мячом вверх и прогнуться в грудном отделе позвоночника — вдох; на счет 3—4 задержаться, на счет 5—8 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 6—8 раз. Тем медленный.

14. Лежа на животе. Поворот на спину.

15. Лежа на спине, одна рука лежит на груди, другая—на животе. На' счет 1—2 глубокий вдох. Повторить 5—6 раз. Темп медленный. Следить за тем,. чтобы при вдохе обе руки одновременно двигались вверх, а при выдохе — вниз.

16. Лежа на спине, руками взяться за спинку кровати над головой. Ног» приподнять до угла 45° и делать поочередные перекрещивающиеся движения («ножницы») в течение 5—10 с, постепенно удлиняя время. Темп средний. Дышать глубоко и ритмично через нос.

17. Лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1—2, опираясь на голову, предплечья и ноги, прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, сделать «мостик»—вдох; на счет 3—4 задержаться; на счет 5—8 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 6—8 раз. Темп медленный (рис. 70,5).

18. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередное сгибание рук в локтевых суставах и одновременно тыльное сгибание одноименных стоп. Повторить 8—10 раз. Темп средний. Упражнение делать с усилием. На счет 1—2— вдох, на счет 3—5 — выдох.

19. Лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1—2 поднять прямые руки через стороны вверх — глубокий вдох; на счет 3—6 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 5—6 раз. Темп медленный.

20. Положение то же. Тыльное и подошвенное сгибание в голеностопных суставах. Повторить 10—12 раз. Темп средний, с напряжением мышц ног. Дышать глубоко и ритмично через нос.

21. Положение то же. Приподнять обе ноги и поочередно сгибать и разгибать их в коленных и тазобедренных суставах (имитация езды на велосипеде) в течение 5 с, постепенно удлиняя время. Темп средний. Дышать глубоко и ритмично через нос (рис. 70,7).

22. Положение то же. На счет 1 поднять ноги до угла 45°; на счет 2 раз* вести их в стороны; на счет 3 соединить — вдох; на счет 4—6 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 6—8 раз. Темп средний.

23. Положение то же. Наклоны туловища влево и вправо с одновременным скольжением рук вдоль туловища («насос»). Повторить по 5 раз в обе стороны. Темп медленный.

24. Лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1—2 развести руки в стороны, прогнуться — вдох; на счет 3—6 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 5—6 раз. Темп медленный.

Третий период применения лечебной гимнастики проводят с 22—26 и по 35—45-й день после травмы. Консолидация перелома в этот период продолжается. Не исключена возможность развития остеопороза, появления умеренных мышечных болей в икроножных мышцах, поясничной области и др. В этом периоде можно переходить к более сложным упражнениям, требующим хорошей координации движений и значительного силового напряжения. Вводят упражнения для развития гибкости позвоночника, в частности боковые наклоны и вращение позвоночника по продольной оси. Напряженные выгибания делаются в большом объеме и с отягощением: с отведением одновременно рук в сторону, сопровождая выгибания движением рук и т. д. Применяют некоторые упражнения в коленно-ладонном и коленно-локтевом положениях, способствующие развитию гибкости позвоночника, а к концу периода—движения, стоя на коленях. Упражнения в исходном положении стоя на коленях подготавливают больного к переходу в вертикальное положение и адаптируют детей к постепенно возрастающей нагрузке на позвоночник. Необходимо в занятия вводить паузы со спокойным дыханием после каждого упражнения, требующего напряжения, пульс выравнивается обычно в течение 1—2 мин.

Физические упражнения способствуют нормализации нарушений, возникающих при гиподинамии, — вестибулярных, координационных и др.; вводят упражнения для укрепления мышц нижних конечностей.

В третьем периоде целесообразно применять лечебный массаж для мышц спины и нижних конечностей по общепринятой методике.

Давно известно, что лечебный массаж при переломах костей способствует скорейшему заживлению перелома. Массаж поддерживает нормальный тонус тканей, улучшает циркуляцию крови, действует болеутоляюще.

Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей дошкольного возраста с компрессионными переломами позвоночника (третий период)

Продолжительность занятий от 20 до 40 мин.

1. Лежа на спине. «Походим». Поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, имитируя ходьбу. Повторить 4—6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

2. Лежа на спине. «Велосипед». Поочередное сгибание и разгибание ног, подражая движениям велосипедиста. Повторить 4—6 раз. Темп средний. Дыхание произвольное.

3. Лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулак. Круговые движения прямых рук, повторить 4—6 раз. Дыхание произвольное.

4. Лежа на спине, одна рука на животе, другая на груди. Глубоко подышать. Повторить 3—4 раза. Следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно двигались вверх, а при выдохе — вниз.

5. Лежа на животе, руки в стороны. Слегка приподнимая голову и туловище, похлопать ладонями по постели. Повторить 3—4 раза. Темп средний. Дыхание произвольное.

6. Лежа на животе, руки согнуть под подбородком ладонями вниз. «Поплаваем». Разгибать руки вперед, отводить в стороны и снова сгибать, подражая движениям- пловца. Повторить 4—6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

7. Лежа на спине, глубоко подышать. Повторить 3—4 раза. Дыхание—как в упражнении 4.

8. Лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища. Прогибаясь, согнуть ноги и захватить их вытянутыми назад руками за нижнюю часть голеней. Повторить 2—3 раза. Темп медленный. Дыхание произвольное.

9. Лежа на животе, вытянув руки с палкой вперед. Инструктор поднимает палку от постели вверх, а ребенок продолжает за нее держаться и прогибается. Повторить 2—3 раза. Темп медленный. Дыхание произвольное.

10. Лежа на животе, глубоко подышать. Повторить 3—4 раза. Дыхание—как в упражнении 4.

11. Коленно-ладонное положение. «Мишка косолапый». Поднять правую руку в сторону с поворотом туловища и посмотреть на пальцы — вдох, вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 2—3 раза каждой рукой. Темп медленный. Дыхание произвольное.

12. Положение то же. «Покажи потолок». Поднять руку и голову вверх и, поворачивая туловище, показать пальцем на потолок. Повторить 3—4 раза. Темп медленный.

13. Положение то же. «Кошка прогибает спину». Поднимая голову и вытягивая руки вперед, прогнуть спину, подражая кошке. Повторить 2—3 раза. Темп медленный.

14. Положение то же. «Собачка». Ходить по постели, подражая собачке В течение 20—30 с. Темп средний. Дыхание произвольное.

15. Положение то же. «Бычок». Ходить по постели, поворачивая голову направо и налево, протяжно произнося звук «му-у, му-у», в течение 15—20 с. Темп средний.

16. Стоя на коленях, руками взяться за спинку кровати. Поочередное отведение прямых рук в стороны с поворотом головы. Повторить 4—5 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание произвольное.

17. Положение то же. Присесть на пятки—выдох, встать—вдох. Повторить 4—5 раз. Темп медленный. Спину не сгибать.

18. Стоя на коленях, палка в руках впереди. Поднять палку вверх, потянуться — глубокий вдох, вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 3—5 раз. Темп медленный. Спину не сгибать.

19. Лежа на спине, руки в стороны. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. Повторить 4—6 раз. Темп средний. Дыхание произвольное.

20. Лежа на спине, руки в стороны. Повторение упражнения 4.

Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с компрессионными переломами позвоночника (третий период) (см. рис. 70,12—19)

1. Лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1—2 руки поднять через стороны вверх, потянуться — глубокий вдох; на счет 3—5 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 5—6 раз. Темп медленный.

2. Лежа на спине, руки поднять вперед, пальцы сжаты в кулак. Небольшие круговые движения в плечевых суставах, на счет 1—2 вдох, на счет 3—5 вы- I дох. Повторить 10—12 раз в каждую сторону. Темп средний. С напряжением мышц рук и спины

3. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Тыльное и подошвенное сгибание в голеностопных суставах. Повторить 10—12 раз. Темп средний, с напряжением мышц ног. Дыхание произвольное.

4. Лежа на спине. Руки вдоль туловища, пальцы сжаты в кулак. Поочередное сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. Повторить 10—12 раз. Темп средний, с напряжением мышц рук.

5. Лежа на спине, руками взяться за спинку кровати над головой. Одно-временное сгибание и разгибание ног в коленных суставах. При разгибании — вдох, при сгибании—выдох. Повторить 8—10 раз.

6. Лежа на спине, руки к плечам. Круговые движения в плечевых суставах. На счет 1—2 вдох, на счет 3—6 выдох. Повторить 8—10 раз в обе стороны. Темп средний, с напряжением мышц рук и спины.

7. Лежа на спине, руками взяться за спинку кровати над головой. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, подражая движениям велосипедиста, в течение 5—10 с, постепенно удлиняя время.. Темп средний. Дышать глубоко и ритмично, через нос.

8. Лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах. На счет 1—2 опираясь на голову, плечи, локти, прогнуться в грудном отделе позвоночника (таз> не поднимать) —вдох; на счет 3—4 задержаться; на счет 5—8 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 6—8 раз. Темп медленный.

9. Лежа на спине, одна рука лежит на груди, другая — на животе. На счет 1—2 глубокий вдох; на счет 3—6 выдох. Повторить 4—5 раз. Темп медленный» Следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно двигались вверх^ а при выдохе—вниз. , 10. Лежа на спине, поворот на живот.

11. Лежа на животе, руки перед грудью, подбородок лежит на кистях, Одновременное встречное сгибание и разгибание ног в коленных суставах. На счет 1—2 вдох, на счет 3—6 выдох. Повторить 10—15 раз. Темп средний, с напряжением мышц ног.

12. Лежа на животе, руки на затылке. На счет 1—2 прогнуться назад, локти отвести в стороны—вдох; на счет 3—4 удержаться в этом положении; на счет 6—8 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 8—10 раз. Темп медленный.

13. Лежа на животе, руками взяться за спинку кровати. Поочередное приподнимание прямых ног назад и разгибание головы. Приподнимаясь — вдох,» опускаясь—выдох. Повторить 8—10 раз каждой ногой. Темп средний, с напряжением мышц ног (см. рис. 70,12).

14. Лежа на животе, руки вдоль туловища, ладонями вниз. На счет 1— 2 прогнуться назад, приподняв верхнюю часть туловища, развести руки в стороны — вдох; на счет 3—4 удержаться в этом положении; на счет 5—8 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 6—8 раз с интервалами в 5 с. Темп медленный.

15. Лежа на животе, руки перед грудью, подбородок лежит на кистях. Напряжение и расслабление ягодичных мышц. Повторить 10—12 раз. Темп средний.

16. Лежа на животе, руки вдоль туловища, пальцы сжаты в кулак. На счет 1—2 прогнуться назад, приподняв голову, плечи и руки (свести лопатки вместе), и одновременно поднять правую (левую) ногу назад—вдох; на счет 3— 4 удержаться в этом положении; на счет 5—8 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 5—6 раз с паузами в 5 с. Темп медленный.

17. Лежа на животе, глубокое дыхание. Повторить 4—5 раз. Темп медленный.

18. Коленно-ладонное положение. На счет 1 поднять левую (правую) прямую ногу вперед; на счет 2 отвести ее в сторону и повернуть туда же голову — вдох; на счет 3—6 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 10— 12 раз каждой рукой. Темп средний. Спину не сгибать (см. рис. 70,15).

19. Коленно-ладонное положение. На счет 1—2 поднять прямую левую (правую) руку вперед, вверх и одновременно поднять голову — вдох; на счет 3—6 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 10—12 раз каждой рукой. Темп средний.

20. Положение то же. На счет 1—2 поднять прямую левую (правую) ногу назад—вдох; на счет 3—6 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 10—12 раз каждой ногой. Темп средний (см. рис. 70,14).

21. Положение то же. На счет 1—2 одновременно поднять прямую левую (правую) руку вперед и правую (левую) ногу назад — вдох; на счет 3—4 задержаться; на счет 5—8 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 8—10 раз, чередуя движения руками и ногами. Темп медленный (см, рис. 70,16).

22. Положение то же. Передвижение по постели вперед — назад. Повторить 5—6 раз. Темп средний. Спину не сгибать! Дышать глубоко и ритмично через нос.

23. Коленно-локтевое положение. Упор на предплечья с одновременным подниманием прямой ноги назад. Повторить 6—8 раз, чередуя движения ногами. Темп медленный. Спину не сгибать! Дыхание произвольное.

24. Коленно-локтевое положение. Встать на колени.

25. Стоя на коленях, руками взяться за спинку кровати. Переступание на коленях вперед, назад, вправо, влево в течение 10—15 с. Темп средний. Дыхание не задерживать! Спину держать прямо!

26. Положение то же. На счет 1—2 отвести прямую левую (правую) руку в сторону ладонью вверх и повернуть туда же голову — вдох; на счет 3—4 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 10—12 раз в каждую сторону. Темп средний. Смотреть на пальцы рук.

27. Положение то же. На счет 1—2 сесть на пятки и опустить руки—выдох; на счет 3—5 вернуться в исходное положение—вдох. Повторить 10— 12 раз. Темп медленный. Спину не сгибать.

28. Лежа на спине. На счет 1—2 глубокий вдох; на счет 3—6 выдох. Повторить 5—6 раз. Темп медленный.

29. Лежа на спине. На счет 1 повернуть голову в сторону — вдох, на счет 2—3 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 8—10 раз в каждую сторону. Темп медленный.

30. Лежа на спине. На счет 1—2 поднять руки вперед, вверх—вдох; на счет 3—6 опустить их через стороны — выдох. Повторить 6—8 раз. Темп медленный.

Четвертый период применения лечебной гимнастики — с 36—46-го дня болезни до выписки ребенка из стационара. Консолидация поврежденного позвонка завершается, В результате слабости связочно-мышечного аппарата во время ходьбы, как правило, появляются мышечные боли в нижних конечностях, поясничной области и др. В этот период применяют упражнения в исходных положениях лежа на спине и на животе, в коленно-ладонном и коленно-локтевом положениях, на коленях, при которых производится развитие и укрепление мышц туловища, но с непременным условием разгрузки позвоночника по оси. Основной задачей четвертого периода является постепенный переход больного в вертикальное положение. Показанием для этого надо считать отсутствие болей в области перелома при движениях, перкуссии и пальпации; хорошее развитие естественного «мышечного корсета» как визуально, так и по данным электромиографии, миотономстрии, функциональным пробам на силу и выносливость мышц спины и живота.

Переводить больного в вертикальное положение (на ноги) желательно следующим образом. В положении лежа на животе больной передвигается на край постели, опускает ногу, которая лежит на краю, и ставит ее на пол. Опираясь на руки, выпрямляется и опускает другую ногу. При подъеме с постели не рекомендуется садиться. В первые 2—3 дня больной поднимается с посторонней помощью.

Детей не следует поднимать слишком быстро, так как первый подъем на ноги может вызвать головокружение и дажеор-тостатический коллапс.

В первые дни могут появляться небольшие боли в области перелома, тянущие боли в пояснице и боли в стопе. Обычно эти ощущения быстро проходят.

После того как дети смогут вставать и ходить, они обязательно должны продолжать заниматься лечебной гимнастикой в исходных положениях лежа на спине, животе, коленно-ладонном и коленно-локтевом положении, на коленях и стоя на полу. Больному разрешается вначале находиться -на ногах в течение 5—10 мин в сутки. В дальнейшем рекомендуется вставать для ходьбы 3—4 раза в день и оставаться на ногах в течение 15— 30 мин, затем ребенок отдыхает лежа. Чем меньше возраст ребенка, тем быстрее происходит переход от одного к другому периоду.

Больным, поступившим в больницу в более поздние сроки после травмы, методика лечебной гимнастики определяется соответственно их состоянию. Например, при отсутствии болей в области повреждения упражнения первого и второго периодов применяются на 2—3-й день поступления больного в стационар.

Постепенно увеличивая нагрузку, при показаниях можно переходить к упражнениям, целью которых является полное восстановление функции позвоночника. В этот период занятия можно проводить уже в кабинете или зале лечебной физкультуры, где используют имеющееся оборудование (гимнастическая лестница, стенка, бассейн, медицинболы, палки, булавы, гантели и др.).

В результате восстановительного лечения у больных к концу пребывания в больнице наступает первичная консолидация места перелома, вырабатывается прочный естественный «мышечный корсет», способный надежно удерживать позвоночник в прямом положении, восстанавливается нормальная подвижность позвоночника.

Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей дошкольного возраста с компрессионными переломами позвоночника (по четвертому периоду)

Продолжительность занятий 30—50 мин (см. рис. 70, 20—27)

1. Лежа на спине. «Походим». Поочередное сгибание и разгибание ног со" скольжением пятками по постели. Повторить 4—6 раз. Дыхание произвольное. Темп медленный.

2. Лежа на спине. «Мельница». Поочередное поднимание выпрямленных рук вверх. Повторить 6—8 раз. Темп средний. Дыхание произвольное.

3. Лежа на спине, руки согнуть в локтях. «Мостик». С опорой на локти и таз прогнуться в грудном отделе позвоночника — вдох, вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 3—4 раза. Темп медленный.

4. Лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Глубоко подышать. Повторить 3—4 раза. Темп медленный. Следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно двигались вверх, а при выдохе — вниз.

5. Лежа на животе. «Поплывем по реке». Вытянуть руки вперед, затем в стороны, согнуть в локтях и прижать к плечам ладонями вперед. Повторить 5—6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

6. Лежа на животе, руками взяться за спинку кровати. «Похлопаем ногами по воде». Приподнять ноги и делать поочередные движения ими вверх и вниз, не опуская на постель. Повторить 5—6 раз. Темп средний. Дыхание произвольное.

7. Лежа на животе, вытянуть руки с палкой вперед. Инструктор поднимает палку от постели вверх, а ребенок продолжает за нее держаться и прогибается. Повторить 4—5 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

8. Лежа на животе, глубоко подышать. Повторить 3—4 раза. Темп медленный.

9. Коленно-ладонное положение. «Кошка прогибает спину». Поднимая голову и вытягивая руки вперед, прогнуть спину, подражая кошке. Повторить 4—5 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

10. Коленно-ладонное положение. «Собачка». Ходить по постели, подражая собачке, в течение 15—20 с. Темп средний. Дыхание произвольное.

11. Стоя на коленях, руками взяться за спинку кровати. Сесть на пятки, встать. Повторить 5—6 раз. Темп средний. Руки не отрывать. Спину не сгибать.

12. Положение то же. Отвести правую' руку в сторону и посмотреть на пальцы — вдох, вернуться в исходное положение — выдох. То же левой рукой. Повторить 4—5 раз каждой рукой. Темп средний.

13. Положение то же. Встать на пол.

14. Стоя на полу, руками взяться за спинку кровати. Ходьба на месте, не отрывая носков ног от пола в течение 30—60 с. Темп средний. Дыхание произвольное. Следить за осанкой (см. рис. 70,21).

15. Положение то же. «Насос». Наклониться вправо и влево со скользящим движением рук по бокам туловища. Повторить 5—8 раз в каждую сторону. Темп средний.

16. Стоя, заложить гимнастическую палку за спину и удерживать ее на сгибе рук. Повороты с палкой. Держа палку за спиной на углах лопаток, поворачивать корпус вправо и влево. Повторить 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание произвольное. Следить за осанкой.

17. Стоя, ноги слегка расставить, на голове небольшой мешочек с песком, руки на поясе. Приседания. Повторить 3—4 раза. Темп медленный. Дыхание произвольное. Голову и спину держать прямо, чтобы не упал мешочек. Смотреть перед собой.

18. Стоя, в руках, впереди гимнастическая палка. Потягивание с палкой. Взяв палку немного шире плеч, медленно, с глубоким вдохом поднимать ее вверх над головой, вытягивая все тело, вернуться в исходное положение-выдох. Повторить 4—6 раз. Темп медленный.

19. Стоя, руки согнуть в локтях. «Паровоз». Ходьба по палате, сгибая и разгибая руки в плечевом и локтевом суставах, с произнесением звуков «ш-ш-ш» и «ту-ту» в течение 20—30 с. Темп средний. Дыхание произвольное.

20. Стоя, слегка расставить ноги, руки опущены. «Зайчик». Приседания, сгибая руки к плечам, ладонями вперед, подражая зайчику, становящемуся на задние лапки. Повторить 5—7 раз. Темп средний.

21. Стоя, ноги врозь, руки в стороны. «Деревья качаются». Наклоны влево -и вправо, не опуская рук. Повторить 4—6 раз.

22. Стоя, гимнастическая палка за спиной, удерживается на сгибе рук. Ходьба по палате в течение 20—30 с.

23. Стоя, в руках флажки. Ходьба по палате, поднимая флажки по команде вперед, в стороны, вверх в течение 20—30 с.

Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с компрессионными переломами позвоночника (по четвертому периоду) (см. рис. 70)

1. Лежа на спине, руками взяться за спинку кровати с боков ее. На счет 1 поднять прямые ноги до угла 45° (носки на себя) —вдох; на счет 2 развести их; на счет 3 соединить; на счет 4—6 опустить — выдох. Повторить 5—6 раз. Темп медленный.

2. Лежа на спине, ноги согнуть, ступни ног опираются на постель, руки согнуты в локтях. На счет 1—2, опираясь на локти, стопы, голову и плечи, поднять таз — вдох; на счет 3—4 задержаться в этом положении; на счет 5—8 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 5—6 раз. Темп медленный (см. рис. 70,5).

3. Лежа на спине, руками взяться за спинку кровати. Поднять левую (правую) прямую ногу (носок на себя) и изобразить пяткой в воздухе цифры от О до 10. Повторить 3—4 раза каждой ногой. Темп медленный. Дышать глубоко и ритмично через нос.

4. Лежа на спине, одн^ рука лежит на груди, другая—на животе. На счет 1—2 глубокий вдох, на счет 3—6 выдох. Повторить 3—4 раза. Темп медленный. Следить за одновременным подниманием и опусканием рук.

5. Лежа на спине, поворот на живот.

6. Лежа на животе, руки развести в стороны. На счет 1—2 приподнять верхнюю часть туловища — вдох; на счет 3—6 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 8—10 раз. Темп медленный.

7. Лежа на животе, взяться за спинку кровати с боков ее. На счет 1—2 поднять левую (правую) прямую ногу назад, преодолевая при этом сопротивление, оказываемое инструктором, — вдох; на счет 3—6 опустить — выдох. Повторить 8—10 раз. Темп медленный.

8. Лежа на животе. На счет 1—2 развести руки в стороны, ноги приподнять назад и прогнуться — вдох, «ласточка»; на счет 3—4 задержаться; на счет 5—8 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 8—10 раз. Темп медленный, с напряжением мышц спины и ног.

9. Лежа на животе, встать в коленно-ладонное положение.

10. Коленно-ладонное положение. На счет 1—2 согнуть руки в локтях, опуститься на предплечья и одновременно выпрямить левую (правую) ногу — выдох; на счет 3—6 вернуться в исходное положение—вдох. Повторение 10— 12 раз каждой ногой. Темп медленный. Носки ног не сгибать!

11. Положение то же. На счет 1—2 поднять левую (правую) руку вперед, в сторону, повернуть туда же голову — вдох; на счет 3—6 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 10—12 раз каждой рукой. Темп средний. Смотреть на пальцы рук (рис. 70,15).

12. Положение то же. Передвижение по постели по кругу вправо и влево в течение 10—20 с. Темп средний. Дыхание не задерживать! Спину не сгибать.

13. Стоя на полу, руками взяться за спинку кровати. Имитация ходьбы, не отрывая носков от пола, в течение 5—10 мин. Темп средний. Дыхание не задерживать. Голову держать прямо и смотреть вперед (рис. 70,21).

14. Стоя на полу, руками взяться за спинку кровати. Ходьба на месте в течение 5 мин, постепенно удлиняя время на 5—10 мин ежедневно. Темп средний, следить за правильной осанкой. На счет 2—3 вдох, на счет 3—5 выдох.

15. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счет 1—2 локти отвести назад, соединить лопатки, прогнуться и приподняться на носках — вдох; на счет 3—6 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 10—12 раз. Темп средний, с напряжением мышц спины.

16. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Боковые наклоны туловища («насос»). Повторить 10—12 раз в каждую сторону. Темп средний. При накло-.не делать выдох, при выпрямлении — вдох. Позвоночник не сгибать <рис. 70,27).

17. Положение то же. На счет 1—2 поднять руки вперед, вверх, а левую .(правую) ногу отставить назад, прогнуться—вдох, на счет 3—6 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 10—12 раз. Темп медленный. Голову не опускать.

18. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. На счет 1—2 поднять руки через стороны вверх, подтянуться, посмотреть на пальцы рук—глубокий вдох; на счет 3—6 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 5—6 раз. Темп медленный. Следить за осанкой!

19. Стоя, руками взяться за спинку кровати. На счет 1—2 сделать полуприседание — выдох; на счет 3—6 вернуться в исходное положение — вдох. Повторить 5—6 раз, постепенно увеличивая число полуприседаний. Темп медленный. Спину держать прямо (рис. 70,23).

20. Стоя, руки опущены, палка в руках впереди. На счет 1—2 поднять палку вверх, прогнуться, посмотреть на нее и отставить назад левую (правую) ногу—вдох; на счет 3—6 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 10—12 раз. Темп средний.

21. Стоя лицом к гимнастической стенке, руками взяться за рейки на уровне плеч. На счет 1—3 согнуть руки в локтях, прислониться грудью к стенке и поднять прямую левую (правую) ногу назад—выдох; на счет 4—6 вернуться в исходное положение—вдох. Повторить 6—8 раз. Темп средний. Спину держать прямо.

22. Стоя спиной к гимнастической стенке, руками взяться за рейку на уровне бедер. На счет 1—2 сделать левой (правой) ногой шаг вперед, разогнуть туловище — вдох; на счет 3—4 задержаться; на счет 5—8 вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 8—10 раз. Темп средний, с напряжением мышц спины!

23. Стоя, руки опущены, в руках гантели или булавы. На счет 1 развести руки в стороны; на счет 2 поднять руки вверх, посмотреть на гантели или булавы—вдох; на счет 3—5 опустить—выдох. Повторить 8—10 раз. Темп сред-«ий. Стоять прямо. Масса гантелей от 250 г до 1 кг и больше (подбирать индивидуально).

24. Стоя, руки к плечам. Круговые движения в плечевых суставах вперед и назад. На счет 1—2 вдох, на счет 3—6 выдох. Повторить по 10—15 раз. Темп средний, с напряжением мышц рук и спины.

25. Стоя, руки опущены, пальцы сжаты в кулак. На счет 1 сделать шаг левой (правой) ногой вперед, отвести руки назад, прогнуться — вдох; на счет 2—3 задержаться; на счет 4—6 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 10—15 раз. Темп средний, с напряжением мышц рук и спины.

26. Стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч. Боковые наклоны туловища («насос»). Повторить 10—15 раз в каждую сторону. Темп средний. Позвоночник не сгибать! При наклоне выдох, при выпрямлении вдох.

27. Стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Небольшие наклоны вперед с прогнутым позвоночником. При наклоне выдох, при выпрямлении вдох. Повторить 10—12 раз. Темп средний. Колени не сгибать.

28. Стоя, руки опущены. На счет 1—2 поднять руки в стороны, вверх, посмотреть на них, потянуться — вдох, на 3—5 вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 5—6 раз. Темп медленный.

29. Стоя. Ходьба по палате в течение 10—15 мин, ежедневно увеличивая время ходьбы на 5—10 мин. Темп средний. Следить за осанкой. Дышать глубоко и ритмично через нос.

В результате занятий лечебной гимнастикой у больных детей поддерживается бодрость, хорошее настроение. За период лечения, как правило, у детей формируется правильная осанка, воспитываются физкультурные навыки. Занятия гимнастикой становятся постоянной потребностью, а впоследствии бытовой привычкой. Мы рекомендуем придерживаться следующих указаний.

1. Для оценки функционального состояния позвоночника мышц спины и живота, а также с целью контроля за эффективностью лечения всем больным перед выпиской нужно проводить рентгенографию позвоночника, а также, если есть возможность, электромиографию, миотонометрию мышц спины и живота, функциональные пробы на силу и выносливость мышц, спины и передней брюшной стенки.

2. Критерием хорошего функционального состояния длинных мышц спины может служить функциональная проба в виде упражнения «ласточка» (способность удерживать это положение от 1 до 2 Уз мин в зависимости от возраста детей).

3. В целях профилактики возможной вторичной деформации позвоночника всем больным, у которых имелось повреждение одного поясничного или двух нижнегрудных позвонков, а также трех и более позвонков любой локализации, к концу пребывания ребенка в стационаре применять съемный полужесткий корсет.

4. После выписки из клиники всем детям необходимо рекомендовать продолжение занятий лечебной гимнастикой в кабинете лечебной физкультуры детской поликлиники по месту жительства, а также занятия гимнастикой дома под руководством родителей или самостоятельно по рекомендованным гимнастическим комплексам. Систематические занятия специальной гимнастикой должны продолжаться менее года.

5. Первые 2 нед после выписки из больницы больным рекомендуется чаще лежать (на ровной плоскости); в течение этого же периода больные должны приучаться к ходьбе: ходить по комнате и ежедневно совершать 2—3 прогулки по 20—30 мин. После ходьбы необходим отдых лежа. Сидеть разрешается только через 2,5—3 мес после травмы, начиная с 5—10 мин,. ежедневно увеличивая продолжительность на 5 мин. При этом учитывается возраст детей и характер перелома. Школьное обучение до этого времени проводится дома в положении лежа на животе и стоя, на коленях на стуле перед столом.

6. Спать на щите после выписки из больницы рекомендуется в течение 10—12 мес. Посещение школы разрешается спустя 21/2—3 мес после травмы. Сроки ношения корсета зависят от количества поврежденных позвонков, степени компрессии и уровня повреждения, что определяется лечащим врачом.

7. Врач лечебной физкультуры и врач-ортопед, наблюдающие детей в районной поликлинике, обязаны установить контакт со школами для того, чтобы учителя в процессе школьных занятий учитывали особенности режима дня детей, перенесших компрессионный перелом позвоночника, обращали внимание на их жалобы, осанку, регулировали их двигательный режим.

В течение года после травмы дети должны быть освобождены от занятий физической культурой по школьным программам. Желательна организация для них занятий в специальной группе типа лечебной физической культуры.

8. Детям, перенесшим компрессионный перелом позвоночника, на длительное время запрещаются участие в спортивных соревнованиях, игры в футбол, хоккей, прыжки, езда на велосипеде, настольные игры (шашки, шахматы и др.), при которых приходится много сидеть с согнутым позвоночником.

9. Рекомендуются лечебное плавание в бассейне, ходьба на лыжах по ровной местности, ближний туризм.



Похожие:

Лечебная физическая культура при компрессионных переломах позвоночника iconЛечебная физическая культура при воронкообразной грудной клетке
Врожденная воронкообразная деформация грудной клетки у детей является одним из тяжелых ортопедических заболеваний
Лечебная физическая культура при компрессионных переломах позвоночника iconДокументи
1. /Лечебная физическая культура. Часть 2. Остроушко С.В., Иванова А.Ю. Код 0055.doc
Лечебная физическая культура при компрессионных переломах позвоночника iconДокументи
1. /Лечебная физическая культура. Часть 1. Остроушко С.В., Иванова А.Ю. Код 0054.doc
Лечебная физическая культура при компрессионных переломах позвоночника iconОбразовательная область «Физическая культура» Начало года
«Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Музыка», «Физическая...
Лечебная физическая культура при компрессионных переломах позвоночника iconЛ. р. №6 (№3) «Первая помощь при переломах, растяжениях и вывихах» Цель
Цель: приобрести навыки наложения фиксирующих повязок при вывихах и растяжениях, а также наложения шин при переломах
Лечебная физическая культура при компрессионных переломах позвоночника iconПрограмма по предмету «Физическая культура»
«Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление...
Лечебная физическая культура при компрессионных переломах позвоночника iconПеречень специальных упражнений первой серии использующихся при функциональном методе лечения неосложненных компрессионных переломов грудного и поясничного отделов позвоночника
Исходное положение (ИП) лежа на спине, руки лежат вдоль тела: отведение рук в сторону под углом в 45°, не поднимая их от плоскости...
Лечебная физическая культура при компрессионных переломах позвоночника iconДокументи
1. /Физическая культура - 07.12.2010г/Для_орг.физическая_культура 16122009.doc
2....

Лечебная физическая культура при компрессионных переломах позвоночника iconРекомендации по организации и проведению обязательного зачета по предмету «Физическая культура» для учащихся 4 и 10 классов общеобразовательных учреждений области в 2011-2012 учебном году
Обязательный зачет по предмету «Физическая культура» проводится в общеобразовательных учреждениях в 4-х и 10-х классах
Лечебная физическая культура при компрессионных переломах позвоночника iconПояснительная записка физическая культура — обязательный учебный курс в обще­образовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура»
Она включает в себя мотивацию и потребность в систе­матических занятиях физической культурой и спортом, овладе­ние основными видами...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы