Рабочая программа по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год icon

Рабочая программа по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год



НазваниеРабочая программа по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год
Дата конвертации10.11.2012
Размер314.98 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Самсоновская средняя общеобразовательная школа

Шипуновского района, Алтайского края


«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УВР Директор

____________ Е.Н.Аммас _____________ В.Н.Маскалёв

Приказ №___ от

«___» ____________2011 г.


Рабочая программа

по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень.


на 2011-2012 учебный год


Рабочая программа составлена на основе программы для образовательных учреждений. География. 6-11 классы.-Дрофа, 2009 год


Составитель: Е.Н. Аммас

учитель географии высшей квалификационной категории.


С. Самсоново


^ Пояснительная записка

Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (6-7 классы)\Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный план , учебный план Самсоновской СОШ. Примерные программы по географии. –М.: Дрофа, 2008 год.

  2. Климанова О.А., Климанов В.В. Землеведение. 6 класс. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. – М.: Дрофа,2009.

Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа, практических работ – 10, из них оценочных -7.

^ Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний и умений:

В ходе изучения землеведения предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения.

Первый раздел программы направлен на изучение Земли как планеты и ее места в Солнечной системе и является переходным от изученного ранее школьниками материала по естествознанию к собственно географическим знаниям. Включение этого раздела в программу обусловлено необходимостью создания у учащихся представления о месте Земли как части более масштабного и значимого объекта, как единого целого в системе координат всей Вселенной.

Базовым для содержания основной части курса является покомпонентный подход к изучению природы Земли, направленный на формирование у учащихся целостных знаний о каждом из компонентов природной среды и их влиянии на человека. Каждый из изучаемых природных компонентов тесно связан со всеми остальными, поэтому результирующей частью курса является изучение географической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, а также человек, являющийся и агентом влияния на природные комплексы, и жертвой воздействия на него природной среды.


В основе изучения географической оболочки в рамках курса лежат общие принципы системного подхода, то есть акцент делается на изучение оновных географических закономерностей, являющихся логическим следствием существования географической оболочки как новой географической системы. Как сложные для восприятия учащимися из тематики курса исключены вопросы, затрагивающие иерархию и организацию природных комплексов. Географическая оболочка рассматривается не столько как самый крупный природный комплекс, но как место проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды.

Исходя из все более расширяющегося кругозора современных школьников в программу включены новые элементы, касающиеся путешествий и их картографических изображений, нацеленные на приобретение учащимися как привычных практических навыков ориентирования на местности и по карте, так и столь же необходимых навыков грамотного географического наблюдения. Приобретение собственных навыков в этом вопросе поможет учащимся более полно осознать историю открытия и освоения нашей планеты. Содержание этого раздела может быть видоизменено в зависимости от базовой подготовки учащихся, например, в случае изучения специального курса по истории географических открытий в предыдущие годы.

Важно отметить, что в теме «Путешествия и их географическое отражение» план местности и географическая карта являются не только объектом изучения, но и средством для разрешения конкретных географических ситуаций.

Предлагаемые практические работы нацелены на формирование у учащихся первоначальных навыков работы с картой – основным источником географической информации, а также рисунками и профилями. При работе с картами основное внимание уделяется первому этапу в работе с картографическими материалами – знакомству с основным содержанием карты, выявлением основных картографируемых явлений и объектов и использованию карты для решения простейших географических задач – определению местоположения объекта и составлению несложной географической характеристики.


Оценочные практические работы:

  1. Организация и обучение приемам работы: наблюдение за погодой, ориентирование по Солнцу.

  2. Топографический диктант.

  3. Ориентирование на местности.

  4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

  5. Обучение определению направлений по карте, определение географических координат.

  6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

  7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, проливы, полуострова, реки, озера.


УМК:

  1. Климанова О.А. География. Землеведение. –М.: Дрофа, 2010

  2. Атлас. География. Землеведение. –М.: Дрофа, 2010, издательство ДИК.

  3. Румянцева А.В., Ким Э.В., Климанова О.А. Рабочая тетрадь. . География. Землеведение. –М.: Дрофа, 2009

  4. Интернет-ресурсы.



Тематический поурочный план

^ Учебного предмета «География»

Землеведение 6 класс

2 часа в неделю, 35 учебных недель.

Программа: примерная программа основного общего образования по географии под редакцией И.В. Душиной.

Учебник: География. Землеведение. О.А. Климанова. Москва.2007.ДРОФА.


№ урока

Дата по плану

Дата факт

Тема урока

Вид деятельности обучающихся

Планируемые результаты изучения темы

Ведущие формы, средства, методы обучения

знания

умения

Раздел 1. Земля во вселенной. Тема 1. Земля – планета солнечной системы.

1

1 нед сент




Как устроен наш мир.

Работа с учебником, анализ текста

Что изучает география. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модель. Солнечная система. Планеты.

Анализировать материал учебника и дополнительной литературы.

Беседа

2

2 нед сент




Вращение Земли и его следствия.

Анализ схем, составление таблицы в тетради

Причины смены дня и ночи. Продолжительность дня и ночи в разные времена года. Полюса. Экватор. Дни солнцестояния и равноденствия. Полярный день, ночь.

Объяснять все явления связанные с движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Наблюдение за движением Земли по теллурию

Тема 2. Изображение Земли на глобусе

3

2 нед сент




Глобус – модель Земли.

Работа с учебником, работа с глобусом с применением мерной линейки

Понятие – глобус

Уметь определять расстояния по глобусу

Определение расстояний по глобусу

4

3 нед сент




Параллели и меридианы. Градусная сеть

Работа с учебником и глобусом

Параллели и меридианы. Градусная сетка. Географические координаты. Широта и долгота.

Нулевой меридиан.

Измерять расстояния по карте. Определять географические координаты, направления, абсолютные высоты.


Нахождение на глобусе параллелей и меридианов.

5

3 нед сент




Географические координаты.

Анализ заданий учебника.

Работа с картой, определение координат

6

4 нед сент




Определение географических координат точки по глобусу.

№7. Определение географических координат (широта и долгота) по карте

Практическая работа с картой

Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности. Тема 3. Путешествия и их географические отражения.

7

4 нед сент




План местности




План местности. Масштаб. Ориентирование на местности. Компас. Азимут. Условные знаки плана. Абсолютная и относительная высота. Горизонтали. Легенда плана.

Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Читать план местности, ориентироваться по нему. Составлять простейшие планы, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Работа с карточками, топографический диктант.

8

5 нед сент




Ориентирование по плану местности

№3.Определение на местности сторон горизонта, азимутов, расстояний.


Практическая работа, решение задач

9

5нед сент




Составление плана местности. (практикум)

№4. Построение простейших планов небольших участков местности.


Практическая работа

10

1нед

окт




Знакомство с планом своего или ближайшего населенного пункта. Определение местонахождения своей школы, других объектов, направлений и расстояний.

Определение по плану направлений, расстояний, абсолютной и относительной высот точек.


Работа с планом местности, решение задач.

11

2нед

окт




Географическая карта

Знакомство детей с картами.

Географическая карта. Цилиндрическая и коническая проекции. Шкала высот и глубин.

Определять по карте положение географических объектов.

Беседа, работа с картой

12

2нед

окт




Многообразие карт

Анализ карт по масштабу, содержанию, охвату территории.

Физические и тематические карты . различие карт по масштабу, охвату территории и содержанию.

Давать характеристику карты по охвату территории, содержанию, масштабу.

Беседа, работа с картой

13

3нед

окт




Работа с картой (практикум)

Определение местоположения объекта на карте.

Работа с картой,

14

3нед

окт




Алтайский край на карте России. Местоположения района и своего населенного пункта на карте Алтайского края.


Определение по карте Алтайского края географических координат точек и обозначение на контурной карте местонахождения своего населенного пункта.

Специфика географического положения края

определять:

на картах разного масштаба местоположение края и его основные географические объекты;

Рассказ учителя, анализ карт, составление картосхемы

Тема 4. История открытия и освоения Земли.

15

4 нед

окт




Географические открытия древности и средневековья.

Работа с учебником

Какие географические представления были у древних народов. Известные географы древности.

Уметь анализировать сравнивать древние картосхемы. Прослеживать пути географических открытий.

Составление таблицы

16

4 нед

окт




Великие географические открытия.

Работа с учебником

Анализ дополнительного материала

17

5 нед

окт




В поисках Южной Земли.

Работа с учебником

Просмотр фильма

18

5 нед

окт




Исследования океана и внутренних частей материка.

Работа с учебником

Анализ карты

Раздел 3. Природа Земли. Тема 5. Как устроена наша планета.

19

2 нед нояб




Облик земного шара.

Нанесение на контурную карту географических объектов, указанных в учебнике.

Распространение по земному шару воды и суши

Показывать на карте материки, острова, полуострова. океаны, заливы, проливы, моря и т.д.

Презентация темы – ИКТ

20

2 нед нояб




Свойства вод мирового океана.

Работа с учебником

Гидросфера. Мировой океан. Мировой круговорот воды. Рельеф дна океана. Соленость

Определять по карте свойства вод мирового океана

Практическая работа, анализ карт

21

3 нед нояб




Движение вод мирового океана.

Составление по карте описания моря или океана г.п., преобладающие глубины, течения, хоз. Использования

Движение вод в океане. Органические и минеральные богатства Мирового океана, его охраны.

Объяснять причины возникновения волн

Работа с картой, составление картосхемы

22

3 нед нояб




Океанические течения –« реки в океане».

Нанесение на к\к океанических течений

Океанические течения и их влияние на природу приморских территории

Определять и показывать на карте океанические течения.

Работа с картой

Тема 6. Внутреннее строение Земли.

23

4 нед нояб




Горные породы и их значение для человека

Работа с учебником

Магматические, садочные, метаморфические горные породы

Приводить примеры горных пород, объяснять их происхождение

Знакомство с коллекцией горных пород

24

4 нед нояб




Внутреннее строение Земли.

Работа с учебником

Земная кора, литосфера, мантия, ядро, сейсмические волны







25

5 нед нояб




Движение литосферных плит.

Работа с учебником

Литосферные плиты. Пангея, Лавразия, Гондвана

Определять по карте границы литосферных плит

Анализ карты

26

5 нед нояб




Землетрясения: причины и последствия.

Работа с учебником

Землетрясение, очаг, эпицентр, сейсмограф. Правила поведения при землетрясении

Определение по карте зон землетрясений

Презентация по теме

27

2 нед декаб




Вулканы.

Практическая работа. Нанесение крупнейших вулканов на к\к

Вулкан, кратер, жерло. гейзер

Определение вулканических зон на картах

Просмотр фильма

Тема 7. Рельеф Земли.

28

2 нед декаб




Рельеф и его значение для человека.

Работа с учебником и картой

Рельеф, причины его формирования.

Читать рельеф на плане местности и карте. Составлять описание гор и равнин по карте. Различать образцы горных пород по внешним признакам

Беседа, работа с картой

29

3 нед декаб




Изображение рельефа на планах местности , географических картах.

Работа с учебником и картой

Легенда карты

Работа с картой, составление таблицы в тетради

30

3 нед декаб




Основные формы рельефа Земли.

Работа с учебником и картой

Основные формы рельефа: горы и равнины.







31

4 нед декаб




Горы.

8. Определение по географической карте положения, протяженности, средних и максимальных высот одной из равнин и горных систем земного шара.

Различие гор и равнин по высоте и строению

Уметь читать карту по её легенде

Составление систематизирующей таблицы в тетради

32

4 нед декаб




Равнины.

9. Обозначение на контурной карте крупнейших равнин, гор, вулканов и сейсмических зон Земли.

Овраги, балки, речные долины, террасы рек, русло, пойма, бархан, дюна, низменности, возвышенности, плоскогорья

Уметь читать карту по её легенде

Составление систематизирующей таблицы в тетради

33

5 нед декаб




Горные породы, слагающие земную кору в Алтайском крае и своей местности.


Определение горных пород своей местности.









Работа с коллекцией горных пород

34

5 нед декаб




Основные формы рельефа Алтайского края и их изменение под влиянием внешних и внутренних процессов.

Определение по карте географического положения и абсолютной высоты крупных форм рельефа Алтайского края.

образование и размещение форм рельефа на территории Алтая

Анализировать карту

Работа с картой

35

2 нед янв




Зоны землетрясений на территории края. Правила поведения при землетрясениях.










Знакомство с дополнительным материалом

36

2 нед янв




Причины появления оврагов, оползней, меры борьбы с ними. Возможная практическая деятельность учащихся. Роль человека в изменении рельефа




Внешние процессы, формирующие рельеф

Анализ роли человека в изменении рельефа

Беседа, дискуссия по теме

Тема 8. Атмосфера и климаты Земли.

37

3 нед янв




Атмосферный воздух.

Работа с учебником

Атмосфера, тропосфера, стратосфера. Воздушная масса. Континентальные и морские воздушные массы.

Объяснять причины различий свойств воздушных масс

Составление систематизирующей таблицы в тетради

38

3 нед янв




Температура воздуха.

14. Построение графика хода температуры воздуха за месяц

Температура воздуха. Тепловой пояс.

Наблюдать за суточным ходом температуры. Рассчитывать среднемесячную температуру воздуха

Обработка данных календаря погоды

39

4 нед янв




Атмосферное давление. Ветер.

16. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков.


Атмосферное давление. Ветер, бриз, муссон

Определять взаимосвязь температуры и давления воздуха, взаимосвязь давления и ветра

Обработка данных календаря погоды

40

4 нед янв




Облака и атмосферные осадки.



Построение диаграмм по осадкам

Влажность воздуха. Облака: кучевые, перистые, слоистые. Атмосферные осадки

Объяснять причины формирования облаков и выпадения осадков




41

5 нед янв




Погода и климат.

Работа с учебником

Понятия: погода, климат

Давать характеристику типов погод и типов климата




42

1 нед февр




Циркуляция атмосферы.

Работа с учебником

Циркуляция атмосферы. Пассаты, западные ветры

Объяснять причину формирования постоянных ветров




43

2 нед февр




Климаты Земли.

Работа с учебником

Климатические пояса. Типы климатов: континентальный, морской. Годовая амплитуда температур

Объяснять причины формирования различных типов климата

Составление систематизирующей таблицы в тетради

44

2 нед февр




Урок - практикум

Работа с климатической картой

45

3 нед февр




Наблюдения за погодой (практикум)

15. Описание наблюдаемой погоды.







Обработка данных календаря погоды

46

3 нед февр




Климатические особенности края, особенности времен года в своей местности.







Объяснять причины формирования климата в крае




47

4 нед февр




Погода в нашей местности , причины ее изменений в крае. Предсказания погоды, народные приметы.

Работа с календарём погоды




Анализировать изменение погоды нашей местности.

Сбор материала по народным приметам

48

4 нед февр




Влияние климата на условия жизни населения, его хозяйственную деятельность. Фенологические наблюдения.




Хозяйственная деятельность людей, фенологические наблюдения.

Уметь вести фенологические наблюдения.

Беседа по личным наблюдениям детей

49

1 нед март




Урок- практикум

Наблюдение за погодой. Выделение причин изменения погоды. Анализ календарей погоды







Беседа по личным наблюдениям детей

Тема 9. Вода – кровеносная система Земли.

50

1 нед март




Круговорот воды в природе.

Работа с учебником

Круговорот воды в природе.


Объяснять причины круговорота воды в природе

Составление сказки о путешествии капельки.

51

2 нед март




Реки в природе и на географической карте.

Работа с учебником и картой

Река: исток, устье, приток, речная система, бассейн, водораздел, паводок. Питание рек, половодье, межень. Режим реки. пороги, водопады. Дельта, эустарий, губа.

Давать характеристику реки.

Работа с картой, письменная работа в тетради.

52

2нед март




Озера.

Работа с учебником и картой

Озерные котловины. Тип озер: ледниковое, вулканическое, запрудное, тектоническое. Сточное, бессточное озеро

Озера России: тип, г.п.

Работа с картой, письменная работа в тетради.

53

3нед март




Подземные воды. Болота.

Работа с учебником и картой

Водопроницаемые породы, водоупорный слой, водоносный слой. Грунтовая вода, артезианская скважина. Болото.

Определение причин формирования грунтовых вод

Анализ картин

54

3нед март




Ледники.

Работа с учебником и картой

Горные и покровные ледники. Снеговая линия. Айсберг.

Объяснять причины формирования ледника

Анализ картин

55

4 нед март




Крупные реки и озера Алтайского края. Реки и озера своей местности.

Подземные воды края. Минеральные источники.

Описание водных объектов Алтайского края и своей местности.








письменная работа в тетради

56

1 нед апреля




Хозяйственное использование поверхностных и подземных вод края, их охрана от загрязнения. Возможная практическая деятельность учащихся по очищению водных объектов.










письменная работа в тетради

Раздел 4. географическая оболочка – среда жизни. Тема 10. Живая планета.

57

2 нед апреля




Биосфера – живая оболочка Земли.

Работа с учебником

Биосфера. Пищевая цепь.

Определять условия необходимые для жизни растений и животных.

Составление схемы

58

2нед апреля




Закономерность распространения живых организмов на Земле.

Работа с учебником

Растительный покров. Тундра, тайга, лес, степь, пустыня. местообитание

Закономерность распространения живых организмов на Земле.

Работа с дидактическими карточками

59

3нед апреля




Почва как особое природное тело.

Работа с учебником

Почва, гумус, плодородие

Анализировать закономерность размещения растительного мира на Земле




60

3 нед апреля




Разнообразие растений и животных Алтайского края, неравномерность их распространения. Культурные растения и домашние животные как часть биосферы. Наиболее удивительные растения и животные края.

ИКТ - урок







Просмотр фильма

61

4 нед апреля




Разнообразие почв края.










Беседа по личным наблюдениям

Тема 11. географическая оболочка и ее закономерности.

62

4 нед апреля




Понятие о географической оболочке.

Работа с учебником

Понятие о географической оболочке. Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Ритмичность, целостность оболочки

Приводить примеры взаимодействия сфер г.о.

Составление схемы

63

5нед апреля




Природные комплексы как часть географической оболочки.

Работа с учебником

Природный комплекс. Географическая зональность, природная зона, высотная поясность, высотный пояс.

Объяснять взаимосвязь компонентов географической оболочки.




64

5 нед апреля




Природные зоны Земли.

Работа с учебником и картой

Влажный экваториальный лес, саванны, тропические пустыни, жестколистные леса, степь, широколиственный лес, тайга, тундра, арктические пустыни.

Давать характеристику зон. Объяснять взаимосвязи




65

1нед мая




Взаимодействие компонентов природы на примере своей местности. Воздействие человека на компоненты природы и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе. Природа как условие физического и нравственного здоровья человека

Описание типичных природных комплектов своей местности, оценка их использования и изменений под влиянием хозяйственной деятельности.







Беседа

Тема 12. Природа и человек.

66

1нед мая




Человек как жертва природных явлений.




Стихийные бедствия. Ураган. Тайфун. Смерч, наводнение

Правила поведения при стихийных бедствиях




67

2нед мая




Воздействие человека на природу земли













68

2нед мая




Урок - обобщение

Характеристика своего населенного пункта.

^ Темы проектов:

- Мой любимый уголок природы.

- География в моей жизни.










69

3нед мая




Резерв времени













70

3нед мая




Резерв времени














^ Тематический план рабочей программы по географии 6 класс

№ темы и её название

Всего часов на тему

Из них

Теоретические занятия

Практические занятия

Др.

Раздел 1. Земля во вселенной. Тема 1. Земля – планета солнечной системы.

2

2

-

-

Тема 2. Изображение Земли на глобусе

4

3

1

-
































































Похожие:

Рабочая программа по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по географии 7 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии под редакцией И. В. Душиной
Рабочая программа по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по географии 8 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии под редакцией И. В. Душиной....
Рабочая программа по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по биологии 9 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы для образовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. Дрофа, 2010 год
Рабочая программа по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по математике 1 класс, базовый уровень 1 ступень на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «математика», 1- 4 кл
Рабочая программа по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по предмету «Технология» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений для 1-4 классов. Автор: Геронимус Т. М. / М.:...
Рабочая программа по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений для 2-4 классов. Авторы: Матвеева Н. В., Челак...
Рабочая программа по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по предмету «Русский язык»- 3 класс I ступень обучения, уровень базовый на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы для образовательных учреждений Русский язык. 1-4 классы. Автор: Рамзаева Т. Г. /...
Рабочая программа по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по предмету «Математика» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы Математика. Школа России. Концепции и программы для начальных классов. Авторы: М....
Рабочая программа по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы Окружающий мир. Школа России. Концепции и программы для начальных классов. Автор:...
Рабочая программа по географии 6 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по географии. 11 класс. Разработана учителем географии моу сош №22 Соколовым Д. Н. Пояснительная записка
Рабочая программа по экономической и социальной географии мира, 11 класс составлена на основании Государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов