Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый icon

Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый



НазваниеРабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый
Дата конвертации10.11.2012
Размер196.17 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Самсоновская средняя общеобразовательная школа»

Шипуновского района Алтайского края


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»


Зам. директора по УВР Директор __________ Аммас Е.Н. ____________ В.Н. Маскалёв

Приказ № ____ от

«____» __________ 2011 г. «____» __________ 2011 г.


Рабочая программа


по предмету «Математика и конструирование» - 3 класс

I ступень обучения, уровень базовый

на 2011 – 2012 учебный год


Рабочая программа составлена на основе программы и планирования учебного курса «Математика и конструирование» 1-4 классы. Авторы: С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина / М.: Дрофа, 2009.




Составитель:

Панфилова Т.Г.

учитель начальных классов

1 категория


Самсоново

2011


Конструирование

Введение

Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско-практическая учебная деятельность (в рамках развивающих игр) создает условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях.

^ Цели и задачи курса “Математика и конструирование”.

Основная цель курса “Математика и конструирование” в начальных классах состоит не только в том, чтобы обеспечить математическую грамотность учащихся (т.е. научить их счету), но и в том, чтобы сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие.

^ Основные положения курса “Математика и конструирование”:

  • преемственность с традиционным построением начального курса математики, особенно с его арифметической линией, содержание и структура которой обеспечивает числовую грамотность учащихся, умение решать текстовые задачи, знакомство с величинами и их измерением. Изучение арифметического материала организовано по ныне действующим учебникам и учебно-методическим пособиям М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.
    ;

  • существенное усиление геометрического содержания начального курса математики, реализуемого в виде практической геометрии и обеспечивающего расширение геометрических представлений и знаний учащихся, развитие их пространственного воображения и логического мышления;

  • значительное усиление графической линии курса, обеспечивающей формирование умений понимать и читать чертеж, устанавливать смысловые связи между его элементами, соотносить деталь и ее изображение на чертеже, умение вносить в чертеж необходимые изменения и реализовывать их в конструируемом объекте (развивающие игры Никитиных: “Сложи узор”, “Кубики для всех”, “Кирпичики”);

  • целенаправленное развитие познавательных процессов: внимания, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения.

Важную роль в развитии логического мышления играет школьный курс геометрии. Для осуществления преемственности при изучении геометрического материала в курсе математики начальной школы, как одного из средств достижения достаточного уровня развития мышления и пространственных представлений, имеются не используемые пока возможности. Эти возможности в совершенствовании обучения курсу геометрии с помощью включения в учебный процесс I –4 классов «Математика и конструирование».

В 3-ем классе особое место занимают упражнения по преобразованию геометрических фигур. Продолжается работа по расширению геометрических знаний: идет знакомство с симметрией, более широко дается понятие периметра и площади фигур. Дети знакомятся с понятиями: симметрично, ось симметрии. Находят ось (оси) симметрии различных геометрических фигур практическим путем. Учатся строить точки и отрезки, симметричные данным. При изучении темы «Периметр» дети вначале практическим путем находят периметр геометрических фигур, затем, опираясь на свойства геометрических фигур, выводят формулы нахождения периметра прямоугольника, квадрата, треугольника, а также находят периметры более сложных по форме геометрических фигур.

Для формирования представлений о площади сначала уточняются представления детей о площади, затем площади фигур сравниваются с помощью различных мерок. Затем идет знакомство с единицами площади (1см2, 1дм2, 1м2), учатся измерять площадь прямоугольника и вычислять ее косвенным путем, который заключается в измерении длин сторон данной фигуры и в нахождении произведения полученных чисел.

^ Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы: Программа. Математика и конструирование (С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина), Москва, Просвещение, 2001. Количество учебных часок – 34, в неделю – 1 час

Цель:

  • формирование способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом: рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности.

Задачи:

  • Формирование элементов конструкторских умений и конструкторского мышления;

  • обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой.

  • становление элементов учебной самостоятельности;

  • развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях;

  • развитие творческого потенциала, активности, самостоятельности учащихся;

  • воспитание взаимовыручки, уважительных отношений друг к другу.

  • воспитание добросовестного отношения к труду и результатам труда.

Основные методы обучения:

  • частично – поисковый;

  • исследовательский;

  • деятельностно – творческий;

  • наблюдения;

  • наглядности.

Практические работы

1. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника

2. Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон – “гнущийся многоугольник”).

3. Изготовление по чертежу аппликации “Домик”

4. Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер”

5. Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море”

6. Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей.

7. Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 частей

8. Изготовление аппликации “Паровоз” с предварительным изготовлением чертежа по рисунку


Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

учащихся к концу 3 класса.

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

  • термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;

  • элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;

  • названия простейших многоугольников;

  • названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;

  • свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;

  • виды треугольников;

  • термины: круг, окружность, радиус, диаметр;

  • единицы длины и соотношения между изученными единицам длины;

  • термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;

  • способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);

  • единицы измерения площади;

уметь:

  • изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;

  • использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;

  • находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;

  • находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;

  • рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;

  • выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;

  • прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;

  • внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.


УМК:

    1. Программа. Математика и конструирование (С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина), М.: Дрофа, 2009.

    2. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 3 класса начальной школы С.И.Волков.: М.: Просвещение, 2011.



Примерный тематический поурочный план учебного предмета «Математика и конструирование».

(Вариант 1 час в неделю, 34 учебных недели)


^ Тема 1. Отрезок. Построение отрезка – 2 ч.


№ урока

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Тема урока

Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.)

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Ведущие формы, методы, средства

обучения на уроке


1-2







Отрезок. Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля. Многоугольники.

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


знать:

  • термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;

  • элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;

  • названия простейших многоугольников;

  • названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;

  • свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;

  • виды треугольников;

  • термины: круг, окружность, радиус, диаметр;

  • единицы длины и соотношения между изученными единицам длины;

  • термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;

  • способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);

  • единицы измерения площади;

уметь:

  • изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;

  • использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;

  • находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;

  • находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;

  • рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;

  • выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;

  • прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;

  • внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.




Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.


^ Тема 2. Виды треугольников – 8 ч.






3







Треугольник. Виды треугольника по сторонам: равносторонний и разносторонний, равнобедренный

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

4







Построение треугольника по трём сторонам, заданным отрезками

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

5







Построение треугольника по трем сторонам, заданным их длинами. Соотношение между сторонами треугольниками

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

6







Конструирование фигур из треугольников

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

7







Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

8







Представление о развертке правильной треугольной пирамиды

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

9







Практическая работа № 1.

Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника

Практическая работа

Практическое применение знаний и умений

10







Практическая работа № 2

Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон – “гнущий многоугольник”).

Практическая работа

Практическое применение знаний и умений


^ Тема 3. Периметр многоугольника. Площадь фигуры – 9ч.





11







Периметр многоугольника(квадрат)

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

12







Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников из данных частей

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

13







Вычерчивание прямоугольника (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.



Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

14







Практическая работа № 3

Изготовление по чертежу аппликации “Домик”

Практическая работа

Практическое применение знаний и умений

15







Закрепление пройденного

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

16







Практическая работа № 4

Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер”

Практическая работа

Практическое применение знаний и умений

17







Практическая работа № 5

Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море”

Практическая работа

Практическое применение знаний и умений

18







Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площадей. Площадь прямоугольника

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

19







Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников. Площадь прямоугольного треугольника

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.


^ Тема 4. Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части – 10 ч





20







Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4, 8 равных частей.

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

21







Практическая работа № 6

Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей.


Практическая работа

Практическое применение знаний и умений

22







Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей







23







Практическая работа № 7

Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 частей


Практическая работа

Практическое применение знаний и умений

24







Взаимное расположение окружностей на плоскости

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

25







Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

26







Взаимное расположение фигур на плоскости

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

27







Практическая работа № 8

Изготовление аппликации “Паровоз” с предварительным изготовлением чертежа по рисунку

Практическая работа

Практическое применение знаний и умений

28







Изготовление набора для геометрической игры “Танграм”. Соствавление различных фигур из всех ее элементов.

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

29







Изготовление из бумаги изделия способом оригами.

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа.


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.


^ Тема 5. Техническое моделирование - 5 ч





30







Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности, устройства, использование

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа. Работа с конструктором


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

31







Практическая работа № 9.

Практическая работа

Практическое применение знаний и умений

32







Изготовление из деталей конструктора подъемного крана

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа. Работа с конструктором


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.

33







Практическая работа № 10.

Практическая работа

Практическое применение знаний и умений

34







Изготовление моделей действующего транспортера.

Комбинированный урок. Самостоятельная работа. Фронтальная работа. Работа с конструктором


Словесно-наглядный метод. Работа с учебным пособием.




Всего уроков : из них

- уроков – контрольных работ;


- уроков – практических работ;


- др.


34







10







^ Примерный тематический план рабочей программы учебного курса


Номер темы и ее название

Всего часов на тему

Из них :

теоретические занятия

практические занятия

др.

Тема 1. Отрезок. Построение отрезка

2

2







Тема 2. Виды треугольников

8

6

2




Тема 3. Периметр многоугольника. Площадь фигуры


9

6

3




Тема 4. Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части


10

7

3




Тема 5. Техническое моделирование


5

3

2




Итого

34

24

10













Похожие:

Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый iconРабочая программа по предмету «Математика» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы Математика. Школа России. Концепции и программы для начальных классов. Авторы: М....
Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый iconРабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 2 класс I ступень обучения на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы Школа России и планирования учебного курса1-4класс
Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый iconРабочая программа по предмету «Технология» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений для 1-4 классов. Автор: Геронимус Т. М. / М.:...
Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений для 2-4 классов. Авторы: Матвеева Н. В., Челак...
Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый iconРабочая программа по предмету «Русский язык»- 3 класс I ступень обучения, уровень базовый на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы для образовательных учреждений Русский язык. 1-4 классы. Автор: Рамзаева Т. Г. /...
Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый iconРабочая программа по математике 1 класс, базовый уровень 1 ступень на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «математика», 1- 4 кл
Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы Окружающий мир. Школа России. Концепции и программы для начальных классов. Автор:...
Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение»- 3 класс I ступень обучения, уровень базовый на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы Литературное чтение. Школа России. Концепции и программы для начальных классов....
Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый iconРабочая программа по предмету «Математика» 2 класс I ступень обучения на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы Школа России и планирования учебного курса1-4класс
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов