Мхк 10 урок 1 Романский стиль.(слайд 1 ) icon

Мхк 10 урок 1 Романский стиль.(слайд 1 )



НазваниеМхк 10 урок 1 Романский стиль.(слайд 1 )
Дата конвертации19.10.2012
Размер82.46 Kb.
ТипУрок

МХК 10 урок 1 Романский стиль.(слайд 1 )


О далеком времени западноевропейского Средневековья красно­речивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры.

Ког­да в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно погибали дере­вянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные храмы.

(слайд 2 )Каменный храм в средневековом городе имел особый статус. Чаще всего он был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости.

Со сту­пеней храмов провозглашались важнейшие городские и королев­ские указы. Их колокольни служили надежным ориентиром всем идущим издалека путникам.

Возведение храмов на городских площадях, добыча и транспортировка камня, возведение строитель­ных лесов становились важным явлением в жизни средневекового города.

Возрождение античных архитектурных традиций и появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика за­падноевропейского Средневековья.


(слайд 3 )В Средние века архитектура становится главным видом искусст­ва, подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля: (щелчок)романский (XI—XII вв.) и готический (XIII—XV вв.).


Термин романский стиль (лат. romanus) — возник гораздо по­зднее, в начале XIX в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми формами и кон­струкциями римской архитектуры.


Действительно, в XI—XII вв. европейские мастера начали возрождать (слайд 4 )цилиндрические и кресто­вые своды, полуциркульные арки, облицовку стен тесаным камнем. Кроме того, романская архитектура возникла на территории быв­шей Римской империи, населенной народами, говорящими на язы­ках романской группы. Значительным было и влияние византий­ского зодчества. Однако романская архитектура имела и свои собст­венные завоевания. О них скажем особо.


(слайд 5 )Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время — стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присущи стремление к завершенной целост­ности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Ее характерный элемент —(щелчок) арочная форма дверных и оконных прое­мов.


(слайд 6 ) Следует также отметить, что в период расцвета романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за дру­гой, уменьшающихся полукруг­лых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал.
(щелчок)

Украшением храмов стал аркатурный пояс (слайд 7 )


(слайд 8 )Спокойно и уверенно поднима­ются к небесам складные, креп­кие, прочно стоящие на земле ка­менные храмы, созданные просты­ми объемами и формами. (слайд 9 ) В их очертаниях преобладают верти­кальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. (слайд 10 ) Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами. (слайд 11 )


Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастырские храмы, феодаль­ные замки, городские укрепления и жилые дома. Важнейшим типом культового здания была мо­настырская церковь, в большей степени отразившая дух романской эпохи, ее представления о «модели мира».


Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, (слайд 12 )символизирующая главную идею католической церкви — идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов. (В 1054 г. произошло разделение христианской церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную.)


(слайд 13 )Храм подобного типа должен был вмещать большое количество паломников, поэтому перед архитекторами стояла задача расшире­ния внутреннего пространства, его соотношения с объемами здания. Решение этой задачи было в первую очередь связано с каменными перекрытиями. (слайд 14 )От использования деревянных конструкций, приво­дивших к частым пожарам, пришлось отказаться. Купола мало со­ответствовали продольному плану подобных построек, поэтому в романских храмах стали использовать цилиндрические (над цент­ральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий.


К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) (слайд 15 ) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Еще одной особенностью романских храмов являются расположенные под хором небольшие подземные помещения, служившие местом хранения церковных ре­ликвий, а также использовавшиеся для погребений.


(слайд 16 )Для освещения центрального нефа, затрудненного крестовыми перекрытиями боковых нефов, стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов до­полняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые — квадратные и восьмигранные.


^ Таким образом романские храмы имеют определённые черты. Попробуйте их назвать…(слайд 17 )


Центром средневековой романской архитектуры была Франция. (слайд 18 ) Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, разрушенная во вре­мя Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время со­хранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Согласно описанию и рисункам, это была пятинефная базилика с 30-метро­вым по высоте центральным нефом. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две — на большом трансепте.


В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием, имевший боль­шое значение для всего последующего развития архитектуры, — использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода. Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. (слайд 19 )Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. (слайд 20 ) Пизанский собор (XI—XII вв.) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику. (щелчок)


В средней части трансепта возвышается эл­липтический купол. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором, (щелчок)фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колонках. (щелчок) Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоя­щую рядом беломраморную «падающую башню», получившую та­кое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4,5 м). ( 5 щелчков)


Архитектурный облик Средневековья трудно представить(слайд 21 ) без фе­одального замка, являющегося неотъемлемой частью средневекового образа жизни. Здесь шла жизнь, отвечавшая вкусам и потребностямэпохи. Средневековый замок — это не только жилище феодала, обо­ронительное сооружение, но и своеобразный центр культуры. В замке проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры.


Из многочисленных зам­ков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Большинство вре­мя превратило в руины, но и в них легко можно угадать черты суро­вых и надежных крепостей Средневековья.


Простейший замок состоял(щелчок) из башни — донжона, в верхних эта­жах которой жил феодал, в нижних размещались склады провиан­та, воды, конюшни, содержался скот. Если враги проникали через окружающие замок ров, наполнен­ный водой, каменные валы и ук­репленные ворота, то жители запи­рались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные хо­ды.


Для строительства подобных цитаделей выбирались труднодос­тупные места: скалистые, обры­вистые кручи, излучины рек, не­большие островки. Архитектура замков XII—XIII вв. была простой и незатейливой: в те времена боль­ше заботились о надежности и без­опасности, чем о роскошном оформ­лении. Из-за толщины стен окна больше походили на амбразуры, используемые в военных целях. Да и сам хозяин замка стремился при­дать его внешнему облику устра­шающий характер. (щелчок)


Вот почему при строительстве часто использовался нетесаный грубый камень, изредка украшенный прос­той резьбой. Запутанные внутренние помещения изо­биловали потайными ходами — в случае необходимости можно бы­ло незаметно выбраться из здания и очутиться в укромном уголке леса.


Французский поэт XIX в. Т. Готье (слайд 22 )писал:

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым.

Мне сердце радует их сумрачная тишь, (щелчок)

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах.

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывает мне...

И погружен мечтой в былое, вижу вновь я

Величье рыцарства и блеск Средневековья.

Перевод А. Эфрон


Романское изобразительное искусство (слайд 23 )являет нам образцы тон­кого художественного вкуса. Прежде всего это произведения скульп­турной декоративной пластики. После долгого перерыва начинает возрождаться круглая скульптура, отвергнутая ранней христиан­ской церковью из-за схожести с языческими идолами.


В выпуклых рельефах романских церквей запечатлены челове­ческие фигуры, лишенные материальности, их объемность почти не передана, пропорции произвольны, одеяния ни­спадают складками, не согласованными с формами и движениями тела. Материя то прилипает к телу, то развевается, как бы подхваченная порывом вет­ра. Тщательно проработанные складки одежд боль­ше напоминают орнамент и декоративно вырази­тельны.


(щелчок)Особенностью романского изобразительного ис­кусства стали орнаментальные изображения дико­винных, полуфантастических существ. На капителях и у подножий колонн, на окнах, в рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие живот­ные), кентавры, ящеры и полуптицы.


Дьявольские силы языческого происхождения со множеством го­лов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихо­жан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Для чего они здесь? Ясно одно: эти чудовища давали богатую пищу воображе­нию средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи. Встречаются среди них и забавные изображе­ния с насмешливыми гримасами, отнюдь не устрашающими, а ско­рее потешными.


Вершиной романского искусства является скульптура так назы­ваемого (слайд 24 )королевского портала собора в Шартре (середина XII в., Франция). В произведениях (щелчок) шартрских мастеров синтезировано все лучшее, что было достигнуто разными скульптурными школами. (щелчок)

Особенно выразительна композиция (щелчок) «Христос во славе» на цент­ральных воротах собора. Образ Христа, спокойно восседающего на троне, исполнен торжественности и в то же время сердечной мягкос­ти. Перед нами не грозный судия, жестокий властитель жизни и смерти, решающий судьбы человечества, а добрый пастырь, милос­тиво благословляющий своих детей. Прекрасно одухотворенное и сосредоточенное лицо Спасителя. Расположенные вокруг Христасимволы евангелистов — агнец, орел, лев и бык — не внушают страха, напротив, — это мирные стражи и верные помощники Бога.


Во всем — необходимый такт и чувство меры. Они выглядят естественно, просто и реалис­тично. Наивные в своей первозданной красоте, они в то же время та­ят в себе нечто очень важное и невысказанное. Скупые жесты (руки по правилам нельзя было отрывать от туловища) удивительно раз­нообразны, лица оживлены индивидуальными чертами, в них пере­дан мир глубоких душевных переживаний. (слайды 25,26 )


Интересна музыка романского стиля. (прослушивание)

(слайд 27 ) Черты музыки. (слайд 28 ) Соответствие музыки внешнему облику храма.

Домашнее задание. Написать синквейн по темам (слайд 29 ) Структура синквейна (слайд 30 )







Похожие:

Мхк 10 урок 1 Романский стиль.(слайд 1 ) iconМхк 10 урок 2 Готический стиль. (слайд 1 ) (слайд 2 )В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа: (щелчок )
В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа: (щелчок ) ранняя готика (xii—xiii вв.), (щелчок ) высокая...
Мхк 10 урок 1 Романский стиль.(слайд 1 ) iconУрок Шедевры архитектуры Московского княжества(слайд 1 )
Москвы, расширением территории Московского княжества, (слайд 2 )начина­ет формироваться новый архитектурный стиль. Его можно считать...
Мхк 10 урок 1 Романский стиль.(слайд 1 ) icon9 класс Тема 2: мхк. Художественные символы (слайд 1 )
Сегодня мы рассмотрим, что же включает в себя понятие мировая художественная культура. (слайд 3 )
Мхк 10 урок 1 Романский стиль.(слайд 1 ) iconДеловой стиль одежды школьника Деловой стиль (стиль одежды)
Близок к консервативному стилю (например, стиль английской королевы). Очень скупо подчиняется веяниям моды, поэтому практически не...
Мхк 10 урок 1 Романский стиль.(слайд 1 ) iconУрок Деревянное зодчество Руси. (слайд 1 ) Достижения древнерусского деревянного зодчества за­служивают особого рассмотрения
Крестьяне вынуждены были обходиться деревом и научились с ним прекрасно работать. (слайд 2 )
Мхк 10 урок 1 Романский стиль.(слайд 1 ) iconУрок Новгородская живопись. Творчество Феофана Грека. (слайд 1 )
Одновременно с архитектурными сооружениями формируется новгородская школа живописи, пред­ставленная главным образом иконами. (слайд...
Мхк 10 урок 1 Романский стиль.(слайд 1 ) iconМхк 10. Живопись Раннего Возрождения (слайд 1 )
...
Мхк 10 урок 1 Романский стиль.(слайд 1 ) iconТематический план по мхк, 11 класс 1 полугодие
Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятия «стиль» и «Историческая эпоха» в искусстве. Возникновение новых...
Мхк 10 урок 1 Романский стиль.(слайд 1 ) iconМхк 10 Тема: Мастера Проторенессанса (слайд 1 )
Сложившееся к тому времени гуманистическое направление в философии во многом определило особую ценность человеческой личности, ее...
Мхк 10 урок 1 Романский стиль.(слайд 1 ) iconМхк 10 уроки Золотой век Возрождения (слайд 1 )
В конце XV — начале XVI в в недрах итальянского Возрожде­ния сформировалась художественная культура, не имеющая рав­ных по своим...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов