Презентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 ) icon

Презентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 )



НазваниеПрезентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 )
Дата конвертации13.02.2013
Размер99.03 Kb.
ТипПрезентация

Тема: Особенности морали.

Цели:

  1. Образовательная:

- достичь понимания учащимися основных особенностей морали.

  1. Воспитательная: - воспитание в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах.

- воспитание умения слушать других, культуры речи, общения

  1. Развивающая: - развить мышление (умение анализировать, выделять часть, сравнивать)

- развить мировоззрение

- развить навыки устной речи, способности четко формулировать свои мысли


^ Тип урока: усвоения нового материала и первичного закрепления

Виды деятельности: фронтальная работа, работа в парах, обсуждение, самостоятельная работа в тетради

^ Основные термины и понятия: «Мораль», «Нормы морали»

Оборудование: мультимедиа аппаратура, презентация по теме урока, учебники, тетради


Ход урока:

Введение в тему урока.

( слайд 1 ) Сегодня мы будем говорить об особенностях морали. Давайте вспомним. Что такое мораль? (щелчок)

-Но есть ещё много различных ценностей и норм. Какие?

( законы, правила поведения, заповеди, права и обязанности). (щелчок)

Мораль тоже система ценностей, регулирующих поведение людей.

Так чем же мораль отличается от законов, кодексов, сводов правил?


Формулирование темы урока:

- Отличие морали от других носителей норм и правил, т. е. её особенности нам необходимо сегодня узнать. «В чем особенности морали?»


Посмотрите внимательно притчу и ответьте на вопрос «К какому решению пришли отец и сын? Почему?»

( слайд 2 )

-Правильно ли на ваш взгляд это решение? Почему? Почему разные мнения людей? От чего это зависит? Как бы вы поступили? Они поступили в соответствии законам, правилам? А в соответствии с чем?


-Мы можем где-нибудь прочитать законы, правила поведения, права и обязанности? Где? ( слайд 3 )

А о моральных нормах, где можно прочитать?


-Так что же такое моральные нормы?


(запись в тетради)(щелчок)Моральные нормы – различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро от зла, справедливое от несправедливого.

Эти нормы помогают понимать, что можно и что нельзя.


( слайд 4 ) Моральные нормы не имеют документального оформления, т.у. нет единого свода (списка) моральных норм.

-Так как же нам о них узнать?


Обратимся к учебнику стр.10-11. Дети читают и находят ответ на этот вопрос.

(задание 2 в тетради)(щелчок) Вывод.


-Как по вашему мнению на чём основаны все законы? ( слайд 5 )


(щелчок)Но все законы основаны на моральных нормах.

^ Попробуем это доказать.

Одна из самых распространенных норм гласит: «Не лги». К сожалению, она сплошь и рядом нарушается. Действительно, если ложь не связана с нарушением закона, например лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут – не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит.

Зато наступит другая ответственность – моральная.

Недаром говорят: «^ Сколько веревочке ни виться – конец все равно будет». Ложь рано или поздно выходит наружу.

Ещё говорят: Единожды солгав – кто тебе поверит?».

Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, так как с репутацией лгуна жить не сладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают.

Ябедничество стоит рядом с ложью и тоже осуждается моралью.


Другая моральная норма гласит: «Не завидуй».

Люди с давних пор очень не любят завистников. Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют

ненависть, предательство и интриги». Кто же таких людей будет уважать?

Отсюда и моральная ответственность, поскольку завитник не умеет скрывать своих чувств: они у него на лице, на языке, в делах.

С такими людьми тяжело иметь дело и от этого завистники очень многое теряют в главном – в общении, в отношениях с людьми.

^ А.С. Пушкин написал прекрасное произведение: «Моцарт и Сальери».В нем показано как в одном человеке может ужиться гений и злодей. Сальери убивает Моцарта из – за безумной страсти – зависти к его таланту.


Ещё одно моральное правило «Не жадничай». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи когда из-за жадности предавали товарищество, дело , и даже близких.

И за жадность не наказывают по закону, потому что таких законов нет. Но жадность – один из великих источников преступлений. Из – за неё крадут,

подделывают документы и даже деньги, обманывают покупателей , и даже убивают. Жадность можно сравнить с болезнью, от которой вылечиться не так легко. Именно поэтому жадных людей не любят. Это отразилось и в народных пословицах:

жаден, как волк, а труслив, как заяц;

жадное брюхо ест по ухо;

жадный сам себе покою не даёт.

Из пословиц ясно отношение людей к жадности и к жадным людям.


^ Какие ещё моральные нормы вы знаете?

( слайд 6,7 )

-А какие литературные произведения всегда содержат мораль?

- Притчи. Басни.


Обратимся к тетради.

Притчи - это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!


Притча о лени.

( слайд 8 ) Итак, однажды рано утром проснулся человек и подумал: «Эх, поспать бы еще, но надо вставать. У меня сегодня множество дел».

Потер человек глаза и увидел на постели круглое пушистое существо(щелчок) размером с блюдце.

- Кто ты? – спросил человек.

Существо зевнуло в ответ и умиленно попросило:

- Человек, пожалуйста, давай поспим еще минуточку. У тебя такая мягкая постелька.

- Минуточку можно, - пробормотал человек, и его голова опустилась обратно на подушку.

Снова проснулся человек через час. Взглянул на часы и понял, что опоздал на встречу. Хотел человек вскочить, но тут увидел на кровати круглое существо размером с таз. ( слайд 9 ) Существо потерло пухлыми ручками глаза-щелочки и пробормотало:

- Куда спешить, человек!?  Ты уже опоздал на встречу. Теперь можно еще поспать.

- Кто ты? – удивился человек.

Существо вместо ответа так сладко зевнуло, что человек тоже невольно зевнул, и его голова опустилось на подушку.(щелчок)

Человек проспал еще несколько часов и вдруг почувствовал, что ему душно. Он еле разлепил опухшие глаза и увидел, что на нем сидит толстое бесформенное существо размером с облако. ( слайд 10 )

- Кто ты? – закричал человек.

- Не узнал?! Ты сам меня вырастил. Я – твоя Лень, - захохотало существо и добавило:

- Мы сегодня славно провели время!

- Нет, я все бока отлежал и не сделал дела, - возразил человек.

- Хорошо, тогда вставай и принимайся за обед, а потом снова ложись, - радостно предложила ^ Лень.

- У меня же дела, - не согласился человек.

- У тебя нет никаких дел, - засмеялась Лень и расплылась вокруг человека белым туманом. (щелчок)В этом тумане исчезли все дела человека: и работа, и свидание с любимой девушкой, и даже сама жизнь.


Притча об обмане.

( слайд 11 ) Крестьянин шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему

неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал:

(щелчок)- Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный - он проваливается под теми, кто говорит неправду.

Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его.

Крестьянин со своим сыном вступили на мост, и вдруг... тот провалился.

А ведь я тебя обманул, - сознался крестьянин мальчику, когда они выбрались на берег. - Волшебных мостов не бывает.


Что же такое басня? (ответы детей)

Найдите в толковых словарях, какое же определение дает Ожегов и Даль.

Обратимся к тетради.

Басня (по Ожегову)- краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Басня (по Далю)- вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными


Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.


-Почему басни еще называют нравоучительными произведениями?

-С помощью чего в басни подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль)


Конкурс «Мораль сей басни такова»


Угадайте, в какой басне такая мораль и ее героев?

  • ( слайд 12 ) « Ай, Моська, знать она сильна,

Что лает на слона!»

(щелчок)(Слон и Моська)

  • ( слайд 13 ) « Чем кумушек считать – трудиться,

Не лучше ль на себя, кума оборотиться»

(щелчок) (Зеркало и Обезьяна)


  • ( слайд 14 ) «Ты, все пела, это дело

Так, поди же, попляши»

(щелчок)(Стрекоза и Муравей)


Молодцы! Хорошо знаете басни И. А. Крылова.


-Можно ли мораль назвать народной мудростью?


-А народную мудрость, где ещё можно встретить?

В пословицах.

Обратимся к тетради.


-Что обозначают пословицы?


Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.

Лучше по миру собирать, чем чужое брать.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Лучше молчать, нежели врать.

Завистливому и свой хлеб не сладок.

Верь своим очам, а не чужим речам.

На языке - медок, а на сердце- ледок.


Что мы узнали сегодня? Ответите правильно на вопросы познакомитксь с героем, который всегда служит только добру. ( слайд 15 )

- В чем особенность морали?

- Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе?

- Нужны ли специальные смотрители за моралью?

-Где мы можем взять информацию о моральных нормах?

-А как по вашему мнению Зачем вообще людям нужны моральные нормы?


Домашнее задание.

Подумайте и ответьте, чему учат данные сказки? (см. тетрадь)


Дополнительный материал.


Как я понимаю моральные нормы ?

Выбери правильный ответ.


1. Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:

а) отпустить с миром ;

б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму;

в) отрубить руки.


^ 2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то

а) забросаете живодеров камнями ;

б) попросите отпустить собаку ;

в) присоединитесь к ним.


^ 3. Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:


а) вы сделаете это;

б) вы этого не сделаете и получите « 2»;

в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.


^ 4. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы :


а) внимательно выслушаете и благодарите;

б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете;

в) хамите в ответ.


^ 5. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то:


а) это доставляет вам неприятные ощущения;

б) у вас появляется желание унизить отличника;

в) вы радуетесь его успехам


^ 6. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы:


а) испытываете неловкость;

б) просите изменить лексикон;

в) поддерживаете разговор в том же духе.


^ 7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:


а) категорически отказываете;

б) спрашиваете «а что мне за это будет?»

в) выполняете просьбу с легкой душой.


^ 8. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то:


а) у вас возникает неприятное чувство;

б) не обращаете внимания;

в) смеётесь над ним.

Оценка ответов


Ответ

Вопрос

1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос

4

Вопрос

5

Вопрос

6

Вопрос

7

Вопрос

8

а

10

5

3

10

5

5

3

10

б

5

10

10

5

10

10

5

5

в

3

3

5

3

3

3

10

3

Результаты


60 – 80 очков. У вас есть возможность прожить жизнь по-человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.


33 – 59 очков. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать«прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.


24 – 32 очка. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем,

поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас.








Похожие:

Презентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 ) iconПрезентация по теме. Ход урока: Оргмомент. Повторение
Оборудование: гербарии злаковых растений, цоры по теме «Семейства злаковые», кусочки белого и черного хлеба, презентация по теме
Презентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 ) iconПрактикум по теме: «Интерактивная презентация» 5 кл. Т ема урока «Интерактивная презентация»
Сегодня мы обращаемся к теме «Интерактивная презентация». Важность этой темы обусловлена большим объёмом знаний по данной теме. Отсюда...
Презентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 ) iconКонспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование
Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой
Презентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 ) iconПрезентация урока с применением икт математика Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 20 Цель урока

Презентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 ) iconКонспект урока русского языка для учащихся 6 класса
Оборудование: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран, аудиоколонки, презентация по теме урока)
Презентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 ) iconУрок и урока обобщения Анализ комбинированного урока
Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места...
Презентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 ) iconУчебное пособие по Информатике под ред. Е. В. Михеева. Ход урока: Орг. Момент: приветствие, проверка посещаемости, готовности к уроку
Тема урока: Введение в дисциплину. Основные этапы развития информационного общества
Презентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 ) iconУрока The usa. From Columbus to present days. Урок английского языка в 8 классе. Цели и задачи урока. Познакомить учащихся с новыми словами по теме
Оргмомент. Фонетическая зарядка. Аудирование. Новые слова по теме. Чтение текста по теме. Домашнее задание. Итоги урока
Презентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 ) iconПрезентация по ходу урока Постановка цели урока
Взаимное приветствие; выяснение отсутствующих (причины); организация внимания; объявление темы и цели урока
Презентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 ) iconПлан-конспект урока физической культуры для учащихся 10 класса. Тип урока: комбинированный. Вид урока: по баскетболу. Тема урока
Тема урока: «Физические упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств баскетболиста»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы