Автор: Смирнова Людмила Леонидовна, учитель математики и информатики, организатор туристско-краеведческой работы моу сош с уиоп №1 г. Яранска Кировской обл адрес школы icon

Автор: Смирнова Людмила Леонидовна, учитель математики и информатики, организатор туристско-краеведческой работы моу сош с уиоп №1 г. Яранска Кировской обл адрес школы



НазваниеАвтор: Смирнова Людмила Леонидовна, учитель математики и информатики, организатор туристско-краеведческой работы моу сош с уиоп №1 г. Яранска Кировской обл адрес школы
Смирнова Людмила Леонидовна
Дата конвертации18.10.2012
Размер85.83 Kb.
ТипДокументы


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1

г.Яранска Кировской области










Автор: Смирнова Людмила Леонидовна,

учитель математики и информатики,

организатор туристско-краеведческой работы МОУ СОШ с УИОП №1

г.Яранска Кировской обл.

адрес школы: 612260, г. Яранск

Кировской области, ул. Гоголя, 25, тел.8(83367) 2-13-81, 2-13-06

домашний адрес: 612261 г. Яранск

Кировской области, ул. Лагуновская, 65 а, кв.95


Яранск

2009

Содержание:


1.Объяснительная записка……………………………………………………….2

2.Описание электронного пособия и рекомендации по его использованию…4

3.Результаты использования дидактического пособия………………………..6

4.Список используемых источников информации…………………………….7


^ Объяснительная записка


Дидактические материалы «Готовимся к турслёту» (прил.1), предназначенные для подготовки учащихся среднего и старшего звена к районным туристским соревнованиям, были представлены в 2008-2009 учебном году на областном конкурсе «Мои инновации в образовании». В данной работе более подробно описывается структура электронного пособия, прилагается диск с полной версией его содержания, содержится презентация, которая наглядно отражает структуру диска (прил.2).

Как показала практика последних районных туристских соревнований, руководители команд испытывают большие трудности при подготовке школьников к туристским слётам. Причин много, одна из них – дефицит дидактических пособий по отдельным темам туризма, в частности по тем темам, которые предполагают запоминание учащимися большого количества фактического, иллюстративного материала. Педагоги и учащиеся порой затрачивают много времени на поиск нужной информации в различных источниках, а при их обнаружении возникает новая проблема - необходимость иллюстрирования. В настоящее время эта проблема легко решается через использование ИКТ. Работать с информацией представленной в электронном виде в процессе обучения удобно и выгодно – это понял каждый педагог.


В своей методической копилке по туризму за последние годы работы мной были накоплены некоторые материалы в электронном виде, они использовались на занятиях кружка, при подготовке к туристским соревнованиям, в летнем лагере, а некоторые из них – непосредственно на школьных туристских соревнованиях. Появилась идея их систематизации, обработки, обобщения и создания электронного пособия всей набранной информации. Данное пособие было презентовано на районном методическом объединении организаторов ТКД, от педагогов поступило предложении о необходимости распространения пособия в образовательных учреждениях.

Основная цель электронного пособия: помочь руководителям команд качественно подготовить учащихся к туристскому слёту по отдельным её видам и темам с наименьшими затратами времени.

С помощью данных дидактических материалов можно без особого труда:

  • выучить топографические знаки;

  • научиться определять животных Кировской области и различать их следы;

  • назвать растения и знать лекарственные свойства тех из них, которые чаще всего могут быть применимы в походных условиях;

  • находить реки, районные центры и пограничные территории Кировской области;

  • работать с картой (определять расстояние и азимут) и строить схемы по легенде;

  • вязать узлы по опорным схемам;

  • проводить тренировки по ориентированию по картосхеме городского леса.

В пособии систематизирована информация, содержащаяся в основном в указанных ниже источниках, она трансформирована в новой современной форме, удобной для обучения, с использованием ИКТ. Работа с электронным пособием не исключает необходимости работы педагогов и учащихся с имеющимися источниками информации. Полученные знания, умения и навыки позволят достичь положительных результатов и мотивировать учащихся на дальнейший более глубокий поиск информации.

Презентации, включенные в пособие, могут быть использованы как для первоначального изучения материала, так и для закрепления.

Часть материалов электронного пособия рекомендуется распечатать и использовать как наглядное пособие, которое будет всегда под рукой и может сослужить добрую службу в полевых условиях.

Хотелось бы надеяться, что данное пособие послужит отправной точкой поиска дополнительных источников информации по интересной и увлекательной «дороге» формирования туристских знаний, умений и навыков. Материалы данного диска могут быть использованы также и другими учителями на уроках, кружках, во внеклассной деятельности, в большей степени учителями начальных классов, среднего звена и классными руководителями, а также непосредственно самими учениками для самостоятельной подготовки. Для использования дидактических материалов достаточно иметь элементарные навыки работы с компьютером и владеть основами ИКТ.


^ Описание электронных пособий и рекомендации по их использованию


Пособие состоит из семи частей, каждая из которых охватывает материал определённой темы, необходимый в различных видах туристских соревнований. Материал, содержащийся в частях 1-5, поможет участникам подготовиться к отдельным частям контрольно-туристского маршрута (КТМ). Распечатанные рисунки видов узлов, содержащиеся в части 6 послужат наглядной опорой при подготовке к технике пешеходного туризма (ТПТ). Картосхема городского леса (часть 7) поможет подготовиться к спортивному ориентированию. Описание каждой отдельной части приведено ниже.

Часть 1. «Топознаки» (прил.2, сл.5). Данный документ состоит из пяти файлов. ФАЙЛ 1 – мультимедийная презентация (15 слайдов), предназначенная для обучения и самообучения школьников топографическим знакам, может использоваться для проверки знаний. ФАЙЛЫ 2 – игра-лото: рекомендуется распечатать содержимое; разрезать карточки с рисунками топографических знаков и отдельно карточки с текстовым сопровождением; сложить попарно карточки в конверты или файлы; принцип игры в дидактическое лото известен – необходимо соответствующими рисунками закрыть названия на текстовых карточках. ФАЙЛ 3 – тесты (6 карточек) с ответами, их рекомендуется распечатать и использовать для контроля и самоконтроля. Презентация, содержащаяся в ФАЙЛЕ 4(8 слайдов), даёт возможность рассмотреть с учащимися алгоритм составления схемы движения по легенде и параллельно закрепить полученные знания. ФАЙЛ 5 – «шпаргалки – обучалки» содержат в компактной форме основную информацию, в распечатанном виде рекомендуется использовать для взаимообучения и взаимопроверки. Преимущество «шпаргалок» в том, что они удобны при транспортировке в полевых условиях, что позволит повторить необходимую информацию непосредственно на поляне, до старта.

Часть 2. «Животные» (прил.2, сл.6) содержит пять файлов, составленных на основе указанных ниже источников [2,3,4,5]: ФАЙЛ 1 - рисунки 35-ти животных, ФАЙЛ 2 – следы 22-ух животных Кировской области; ФАЙЛ 3 - следы некоторых животных; ФАЙЛ 4 – редкие и охраняемые животные нашей области; ФАЙЛ 5 – «шпаргалки – обучалки» содержат в компактной форме основную информацию по 36-ти животным. ФАЙЛЫ 1,2 рекомендуется распечатать и использовать как наглядно-иллюстративный материал. ФАЙЛ 3 (13 сл.) и 4 (11 сл.) – мультимедийные презентации, послужат удачным дополнением к первым двум файлам, и могут быть использованы для обучения и контроля. ФАЙЛА 5 – «редкие животные» позволит изучить территории обитания охраняемых животных. ФАЙЛЫ 6 - «шпаргалки - обучалки» рекомендуется распечатать и использовать аналогично части 1.

Часть 3. «Растения» состоит из пяти файлов (прил.2, сл.7). Для создания презентации в ФАЙЛЕ 1 (32 слайда) и 2 (9 слайдов) использовалась книга А.А. Плешакова «От земли до неба» [2]. Презентацию ФАЙЛА 3 (24 слайда) целесообразнее использовать после просмотра фильма В. Н. Кочурова «Лекарственные растения», для закрепления. ФАЙЛ 4 - «фото» содержит фотоснимки растений, учащимся предложить самостоятельно определить их названия, допустим поиск в литературе и других источниках. ФАЙЛ 5 - «шпаргалки - обучалки», аналогично части 1.

Часть 4. «Работа с картой» (прил.2, сл.8). Состоит из трёх файлов. Презентация в ФАЙЛЕ 1 (7 слайдов) поможет учителю объяснить новый материал с использованием ИКТ: наглядно легко и быстро можно научить школьников определять расстояния между пунктами по прямой, по кривой и ломаной; находить азимут по карте. ФАЙЛЫ 2 и 3 рекомендуется распечатать и использовать как раздаточный материал для закрепления.

Часть 5. «География Кировской области» (прил.2, сл.9). Содержит один файл. Для создания данного документа использовалась карта, составленная Кировской областной станцией туристов для краеведческой олимпиады; здесь она упрощена для проведения районных туристских соревнований. Рекомендуется размножить данный документ для практической работы. Рис.1 предназначен для изучения названий городов, рек и территорий, граничащих с Кировской областью, а рис. 2 – можно использовать как раздаточный материал для проверки знаний.

Часть 6. «Узлы» (ФАЙЛ 1, 2, 3) (прил.2, сл.10). Файлы составлены на основе книги «Методические рекомендации в помощь руководителям туристских кружков и секций» Кировской областной станции юных туристов [6]. ФАЙЛЫ 1 (12 узлов) и 2 (маркировка верёвки, карабинная удавка и обвязка) рекомендуется использовать в распечатанном виде как опорное наглядное пособие при обучении вязке узлов. ФАЙЛ 3 – как «шпаргалку» для самообучения.

Часть 7. «Ориентирование» (прил.2, сл.11). Состоит из двух файлов. В ФАЙЛЕ 1 приведена картосхема нарисованной местности городского леса (составлена автором совместно с А.М. Богдановой, методистом МОУ УДО ДДТ г.Яранска Кировской области, за основу которой карта лесничества 1978 г. чёрно-белого варианта). Картосхема пригодна для проведения различных видов соревнований по спортивному ориентированию, может быть использована как для подготовки команды к турслёту, так и для организации дней здоровья в школе и других внеклассных мероприятий. ФАЙЛ 2 «Условные знаки для спортивных карт» и «Рельеф» может быть использован для составления собственных картосхем для ориентирования в своей местности.


^ Результаты использования дидактического пособия


Данное пособие будет способствовать реализации проекта «От результата к результату. От успеха к успеху» областной программы образования школьников средствами ТКД «Отечество – земля Вятская» на 2006-2010 гг.

Дидактические материалы «Готовимся к турслёту» прошли успешную апробацию. Как показал опыт, применение электронного пособия наилучшим образом активизирует учебную деятельность по темам, которые раньше чаще всего не вызывали особого интереса и утомляли детей, занимающихся после уроков. Новизна самого процесса обучения, цветное сопровождение мультимедийных презентаций, анимационные эффекты привлекает внимание учащихся и способствует лучшему усвоению знаний. Учащиеся в активном режиме закрепляют изученные вопросы. Удобно и то, что в случае пропуска занятий учащийся имеют возможность по предложенным темам обучаться самостоятельно.

Картосхема, содержащаяся в части 7, успешно использовалась в районных туристских соревнованиях по спортивному ориентированию в 2008 году; применялась для организации двух дней здоровья в школе №1 по видам: обозначенный маршрут, маркированный маршрут; применялась в прошедшем летнем лагере ДДТ. По нему проводились занятия в детских объединениях «Уголёк», «Юный турист» и был проведён мастер-класс по спортивному ориентированию в октябре 2008 года.

В 2007 и 2008 году команды нашей школы стали призёрами во всех видах туристских соревнований. Лучшие результаты показаны в тех видах, которые были отработаны с использованием данных разработок.

В практике работы некоторых педагогов района частично материал пособия также уже использовался, но насколько эффективен будет весь материал, предложенный в данном электронном сборнике, покажет время. Главным критерием будет востребованность его среди учителей и учащихся.

В настоящее время выполнены заказы туроргов школ района, диски «Готовимся к турслёту» распространены. Отдельные части электронного пособия могут быть использованы в практике работы педагогов в других регионах.


^ Список используемых источников информации:

Литература:

  1. Шайфлер, М.Ю., Беляков, Л.А. Спортивный туризм [Текст] / Программа для дополнительного образования детей. // М.Ю. Шайфлер и Л.А.Беляков - г.Киров, КОЦДЮТиЭ, 2008.

  2. Плешаков, А.А. От земли до неба [Текст]: атлас определитель для учащихся нач. кл. / А.А. Плешаков. – 9-ое изд. – М.: Просвещение, 2008. – 222 с.: ил.

  3. Природа, хозяйство, экология Кировской области / Сборник статей [Текст] — Киров: ГИПП «Вятка», 1996.

  4. Формозов, А.Н. Спутник следопыта [Текст] / А.Н. Формозов. — М: Изд-во МГУ. – 1989.

  5. Красная книга Кировской области: Животные, растения, грибы/[Текст] Отв. ред. Л. Н. Добринский, Н. С. Корытин.— Екате­ринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.— 288 с: ил.

  6. Методические рекомендации в помощь руководителям туристских кружков и секций. [Текст] / г.Киров, 1985.


Фильм: В.Н. Кочуров «Лекарственные растения», КОЦДЮТиЭ г.Киров, 2008





Похожие:

Автор: Смирнова Людмила Леонидовна, учитель математики и информатики, организатор туристско-краеведческой работы моу сош с уиоп №1 г. Яранска Кировской обл адрес школы iconИнформация об итогах областного конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками
«Программы образования школьников Кировской области средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество – земля Вятская» на...
Автор: Смирнова Людмила Леонидовна, учитель математики и информатики, организатор туристско-краеведческой работы моу сош с уиоп №1 г. Яранска Кировской обл адрес школы iconПроект ПоложениЯ о туристском слёте учащихся Кировской области 2013 г и 9-х областных соревнованиях учащихся «Школа безопасности» Цели и задачи
Туристский слёт учащихся Кировской области (далее – Слёт) проводится с целью дальнейшего развития работы по программе образования...
Автор: Смирнова Людмила Леонидовна, учитель математики и информатики, организатор туристско-краеведческой работы моу сош с уиоп №1 г. Яранска Кировской обл адрес школы iconНа лучшую организацию работы школьных музеев кировской области
«Программы образования школьников Ки­ровской области средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество – земля Вятская»...
Автор: Смирнова Людмила Леонидовна, учитель математики и информатики, организатор туристско-краеведческой работы моу сош с уиоп №1 г. Яранска Кировской обл адрес школы iconПлан работы шмо учителей математики, информатики моу сош им. Гижгиева З. И. с. Хушто-Сырт на 20011/2012 учебный год
Методическая тема шмо учителей математики, информатики моу-сош им. Гижгиева З. И. с. Хушто-Сырт
Автор: Смирнова Людмила Леонидовна, учитель математики и информатики, организатор туристско-краеведческой работы моу сош с уиоп №1 г. Яранска Кировской обл адрес школы iconНовак Елена Леонидовна моу сош №6 ст. Камышеватская учитель информатики и икт введение Как обычный урок
Опыт и результаты использования современных педагогических технологий и развитие качества образования
Автор: Смирнова Людмила Леонидовна, учитель математики и информатики, организатор туристско-краеведческой работы моу сош с уиоп №1 г. Яранска Кировской обл адрес школы iconЗадачи на измерение информации в егэ автор: Матвеенко Людмила Викторовна, учитель информатики мбоу сош №51 г. Брянска
Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?
Автор: Смирнова Людмила Леонидовна, учитель математики и информатики, организатор туристско-краеведческой работы моу сош с уиоп №1 г. Яранска Кировской обл адрес школы iconПроект «К вершинам творчества»
Постоянное обновление знаний, формирование позитивного отношения к туристско-краеведческой работе и побуждение к совершенствованию...
Автор: Смирнова Людмила Леонидовна, учитель математики и информатики, организатор туристско-краеведческой работы моу сош с уиоп №1 г. Яранска Кировской обл адрес школы iconМоу сош №31 г. Томска. Должность: Учитель математики, физики, информатики и икт. Сайт

Автор: Смирнова Людмила Леонидовна, учитель математики и информатики, организатор туристско-краеведческой работы моу сош с уиоп №1 г. Яранска Кировской обл адрес школы iconТема работы: нетрадиционные источники энергии и их использование человеком. Кукаев Никита Алексеевич, 1993 г р., учащийся 11 класса моу «Заволжская сош» им. П. П. Смирнова. Руководитель : учитель физики Солохина О. А. Цель работы
Кукаев Никита Алексеевич, 1993 г р., учащийся 11 класса моу «Заволжская сош» им. П. П. Смирнова
Автор: Смирнова Людмила Леонидовна, учитель математики и информатики, организатор туристско-краеведческой работы моу сош с уиоп №1 г. Яранска Кировской обл адрес школы iconАвтор: Каржанина Лидия Александровна, учитель математики моу сош №2 с. Ермолаево Куюргазинского района. Координаты
Автор: Каржанина Лидия Александровна, учитель математики моу сош №2 с. Ермолаево Куюргазинского района
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов