Анализ методической работы за 2009-2010 учебный год icon

Анализ методической работы за 2009-2010 учебный год



НазваниеАнализ методической работы за 2009-2010 учебный год
Дата конвертации10.09.2012
Размер320.14 Kb.
ТипАнализ

Анализ методической работы за 2009-2010 учебный год

В 2009-2010 учебном году в районе функционировали гимназия №2, 11 средних, 15 основных общеобразовательных школ, 2 учреждения дополнительного образования: Дом детского творчества и ДЮСШ, 12 дошкольных образовательных учреждений, Шабаевский детский дом. В этих общеобразовательных учреждениях работали 657 педагогических работников: из них с высшим образованием- 522 , с незаконченным высшим – 4, со средним специальным – 131. Администрации общеобразовательных учреждений создают необходимые условия для такой формы повышения квалификации как заочное обучение. Заочно обучаются 25 педагогических работников.

В 2009-2010 учебном году была сохранена традиционная система методической работы. 8 средних общеобразовательных школ были центрами межшкольных методических объединений (далее ММО), во всех школах функционировали методические объединения (далее МО), в МОУ СОШ №1 и гимназии №2 – кафедры и методические объединения. Созданы 17 муниципальных предметных методических объединений (далее МПМО), 8 муниципальных методических объединений. Во всех основных общеобразовательных школах было создано одно МО – МО классных руководителей. Учителя-предметники основных общеобразовательных школ принимали участие в работе МПМО. На занятиях методобъединений рассматривались методические темы, посещались открытые уроки и внеклассные мероприятия, изучались нормативные документы, методические рекомендации, проводился обзор новой педагогической и методической литературы, обсуждались альтернативные учебники, программы, итоги контрольных срезов, олимпиад, мониторинга по башкирскому языку в 5 кл., выборочных диагностик по математике, истории, биологии,обществознанию, предметных недель, изучался опыт работы педагогов, использующих современные образовательные технологии.

Обеспеченность учебниками в %:

- федеральный – 95%, региональный – 94%, республиканский – 100%.

Во исполнение республиканской и муниципальной программ «Обеспечение школьных библиотек художественной литературой на 2009 – 2013 гг.» в 2009-2010 учебном году произведена закупка художественной литературы на сумму 106760 рублей.

Муниципальным методическим кабинетом велась работа по выявлению, изучению, обобщению и распространению позитивного опыта учителей школ района. В целях распространения, обобщения позитивного педагогического опыта учителей – победителей Приоритетного национального проекта «Образование» Мугалимова Д.Т., учителя информатики и ИКТ МОБУ СОШ №1 с.Бураево, Нуриевой А.Я., учителя истории МОБУ Гимназия №2 с.Бураево, Садиковой Э.Ф., учителя математики МОБУ Гимназия №2 с.Бураево, Мифтаховой Л.Ю., учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ №1 с.Бураево, Ардашировой М.К., учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ №1 с.Бураево проводились мастер-классы.


Повышение профессиональных знаний педагогических работников, совершенствование их деловых качеств и квалификации – цель образовательного процесса. Для осуществления этих целей в муниципальном районе проводились различные мероприятия практического характера, такие как: семинары, конференции, уроки-практикумы, заседания Школы руководителя и Школы молодого учителя (ШМУ), МПМО, внеурочные открытые мероприятия, мастер-класс, консультации. В течение 2009-2010 учебного года в целях содействия комплексному развитию системы образования района и методического сопровождения этого процесса было проведено 654 мероприятий (на 30,5% больше по сравнению с 2008-2009 учебным годом):

- конференции – 2;

    • уроки-практикумы - 76

    • заседания ШР – 2;

    • МПМО – 57;

    • внеурочные открытые мероприятия – 28;

    • совещания – 17;

    • ШМУ – 4;

    • мастер-класс – 9;

- консультации и т.д. – 134.

Функционирует «Школа руководителя», на занятиях которой рассматриваются вопросы организации деятельности методической службы в школе, реализация программы «Одаренные дети» на 2006-2010гг., знакомятся с ходом реализации национального приоритетного проекта «Образование», с порядком и критериями конкурсного отбора учителей, выдвигаемых на денежное поощрение, порядком проведения муниципального этапа конкурса «Учитель года Башкортостана».

Президентская инициатива «Наша новая школа» определяет в качестве основной задачи подготовку квалифицированного учительства. Это прерогатива методических служб муниципального и школьного уровня.

Переход от индустриального общества к информационному диктует новые требования к подготовке специалистов системы образования. Поверхностное использование компьютера как технического средства, похоже, остается позади. Сегодня компьютер все больше становится интеллектуальным помощником директора школы, завуча, учителя. Он помогает лучше узнать детей, выбрать оптимальный способ подачи материала, обогащает учебник. А теперь еще, помимо информационного обеспечения образовательного процесса, компьютер в умелых руках помогает учителю разрабатывать свой собственный, авторский образовательный ресурс. К каждому уроку – с учетом темы, возможностей класса, трудностей, с которыми могут встретиться ребята. Но этому умению учителей надо учить.

С 2009 года на базе МОБУ СОШ №1 с.Бураево проводятся курсы повышения квалификации учителей-предметников. Курсы по согласованию с Институтом развития образования Республики Башкортостан проводит учитель информатики и ИКТ школы Мугалимов Дарвин Тимербулатович. За два года обучение на курсах прошли 127 человек.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулированы требования к современной школе: ее модель должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и формировать человеческий потенциал. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, с которыми школьники встретятся в ближайшем будущем. Ученики должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать свое мнение, занять определенную позицию, принять решение, помочь друг другу, осознать свои способности и возможности. Для достижения такого образовательного результата и предстоит перестроить традиционную систему обучения, где использование информационно-коммуникационных технологий не самоцель, а средство достижения нового качества образования.

Работать по-новому, в условиях, когда система образования претерпевает серьезные изменения, управлять по-новому качеством образования – таким важным вопросам были посвящены курсы руководителей школ (директоров, завучей по УВР и ВР). Курсами были охвачены 28 руководителей ОУ. Современные подходы к преподаванию истории и обществознания в условиях перехода к новому федеральному государственному стандарту – такова тематика курсов повышения квалификации учителей истории, которые также были организованы Институтом развития образования в с.Бураево. Курсы прошли 28 учителей истории и обществознания.

В 2009-2010 учебном году курсы повышения квалификации ИРО РБ прошли 179 педагогов (26,4 % от общего количества). Это очень хороший показатель – итог плодотворного сотрудничества отдела образования и Института развития образования Республики Башкортостан.

В 2009-2010 учебном году аттестацию прошли 134 педагогических работника. Первый этап аттестации прошел в форме тестирования по открытым тестам. От первого этапа были освобождены 7 педагогических работников, прошедших I этап аттестации при прохождении курсов повышения квалификации в ИРО,3 учителя, получивших гранты Президента РФ. Также были освобождены от тестирования 42 педагога, подавших заявление на подтверждение имеющейся квалификационной категории.

Члены экспертных групп ознакомились с планами работы, портфолио аттестуемых учителей и руководителей ОУ, оформлением учебных кабинетов, творческими лабораториями учителей, анализировали итоги контрольных срезов.

На основании экспертных заключений районная аттестационная комиссия приняла решение о присвоении второй квалификационной категории -14, первой квалификационной категории -51, а в отношении 31 педагога ходатайство отдела образования перед Главной аттестационной комиссией МО РБ о присвоении высшей квалификационной категории было удовлетворено.

Традиционным стало проведение профессиональных конкурсов «Учитель года башкирского языка и литературы», «Учитель года Башкортостана», в рамках данного конкурса - конкурсов «Учитель года русского языка и литературы» и «Учитель татарского языка и литературы». При проведении конкурса выявляются талантливые учителя, осуществляется пропаганда передовых идей в области образования и распространение позитивного педагогического опыта лучших учителей района, активизируется деятельность педагогических коллективов по усилению гуманистической, личностно-развивающей направленности содержания педагогической деятельности, создаются условия для творческого роста и самореализации педагогов в современном педагогическом сообществе. Конкурс способствует повышению престижа учительской профессии, формированию позитивного образа Учителя в общественном сознании.

Победителями муниципального этапа конкурсов в 2010 году стали Шарипова Зульфия Хайдаровна, учитель начальных классов МОБУ Гимназия №2 с.Бураево, Муллагалиева Лейсан Ришатовна, учитель башкирского языка и литературы МОБУ СОШ д.Кашкалево, Шамиданова Азалия Газизяновна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ д.Новотазларово, Галлямова Рамзия Сыйфатовна, учитель татарского языка и литературы МОБУ СОШ №3 с.Бураево.

В муниципальном этапе конкурса «Учитель года Башкортостана – 2010» приняли участие 13 педагогов, среди них 3 руководителя ОУ, двое мужчин. По итогам конкурса директор МОБУ СОШ д.Тангатарово Хузин Ф.Р., учитель информатики и ИКТ МОБУ СОШ д.Большебадраково Фаюршин Н.Ф., учитель биологии МОБУ СОШ №3 Билалова А.М., учитель начальных классов МОБУ СОШ №1 с.Бураево Галиакбарова Л.Р стали призерами конкурса. Выступление каждого учителя было достаточно ярким, но победили сильнейшие.

С 2009-2010 учебного года отдел образования практикует проведение следующего вида профессионального конкурса – на лучший урок, проведены два районных конкурса: на лучший урок истории «Судьбы, опаленные войной…», посвященный 65-летию Великой Победы, и на лучший урок башкирского языка. В районном конкурсе на лучший урок истории приняли участие 17 учителей. По итогам конкурса победителем признана учитель истории МОБУ Гимназия №2 с.Бураево Нуриева А.Я., призерами – Габдрашитова Р.К., учитель истории МОБУ Гимназия №2 с.Бураево, Валиева Т.В., учитель истории МОБУ ООШ д. Кудашево. В финал конкурса вышла учитель истории МОБУ ООШ д.Кушманаково Гайнетдинова Э.М.

В районном конкурсе на лучший урок башкирского языка участвовали 20 учителей. В конкурсе победили достойные. Победу в конкурсе одержала учитель башкирского языка и литературы МОБУ СОШ д.Тангатарово Самигуллина З.Н., призерами стали Ахмерова Ф.Г.(МОБУ ООШ д.Кудашево), Шарафиева Г.Ф. (МОБУ ООШ д.Кузбаево), Гиндуллина Г.А.( МОБУ СОШ д.Новотазларово). Финалистом конкурса является учитель башкирского языка и литературы МОБУ Гимназия №2 с.Бураево Зиянгирова С.Р.

Ежегодно проводятся районные конкурсы воспитателей ДОУ (в 2009 году приняли участие 8, в 2010 году – 7 воспитателей).

В 2010 году проведен районный конкурс «Педагог – исследователь – 2010».

В районе сложилась мониторинговая система контроля по русскому языку, башкирскому языку, математике, истории, обществознанию, биологии. Целью организации мониторинга и выборочной диагностики является выработка единых требований к входному и итоговому контролю усвоения знаний и умений учащихся.

В 2009 – 2010 учебном году были проведены: мониторинг по башкирскому языку в 5 классах (усп.-80 %, кач.-47%), выборочные диагностики по математике (усп.-100%, кач.-46%, СОУ -53,1%) и истории (усп.-39,2%, кач.-19,3%, СОУ -31,1%) в 9 кл., биологии в 7 кл. (усп.-96%, кач.-64%, СОУ-67%), обществознанию в 11 кл. (усп.- 90,8%, кач.-68,6%,СОУ – 57,1%). Невысокий процент успеваемости и низкий процент качества знаний учащихся 9 классов по истории России стал предметом серьезного обсуждения на совещании руководителей ОУ, на заседании МПМО учителей истории и обществознания

В установленные сроки была проведена государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. В новой форме ГИА сдали 45 учеников.

Качество знаний по русскому языку – 78%, по математике – 82%.

Все учащиеся справились с предложенными заданиями.

Подтвердили годовую оценку:

- по русскому языку – 12;

- по математике – 33.

Получили оценку выше годовой:

- по русскому языку – 2;

- по математике – 33.

Получили оценку ниже годовой:

- по русскому языку – 9;

- по математике – 8.

В 2010 году итоговая аттестация выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ проводилась по 13 предметам, два из которых являются обязательными (русский язык и математика), остальные экзамены выпускники сдавали по выбору. Общее количество выпускников 11 классов – 178 человек, из них 175 - ЕГЭ и 3 – ГВЭ. К сдаче выпускных экзаменов были допущены все учащиеся. По итогам аттестации не получил документ о среднем образовании 1 ученик (МОБУ СОШ №1 с.Бураево). Высокие результаты по русскому языку в МОБУ СОШ №1 с.Бураево и МОБУ Гимназия №2 с.Бураево. Минимальный порог в 36 баллов не преодолели 5 учащихся в основной день, 4 пересдали в дополнительные сроки. С заданиями по математике не справился один из 175 выпускников. Самый низкий результат 11 баллов в МОБУ СОШ №1 с.Бураево. Обществознание сдал 61 ученик из семи ОУ. Максимальные 100 баллов набрал ученик МОБУ СОШ №1 с.Бураево Нуртдинов Рустам по истории. Выше 85 баллов результаты по физике у учащихся МОБУ СОШ №1 с.Бураево и МОБУ Гимназия №2 с.Бураево. 2 выпускника из этих же общеобразовательных учреждений имеют лучшие результаты по биологии – 95 баллов, по химии – 91, по литературе – 79.





Предметы

2009 год

2010 год

Сред. Респ 2009

Кол-во сдававших

Сред балл по району

Кол-во сдававших

Сред балл по району

1

Математика


211+1

59,04

175+3

61,66

48,6

2

Русский язык


211+2

57,08

175+11

58,91

55,7

3

Информатика


1

67

10+1

67,82

61,48

4

Биология


35

64,11

49+2

62,66

56,2

5

Литература


7

60,57

7

69

56,67

6

История

22

67,77

34+1

63,09

53,9

7

Английский язык

3+1

65,25

2

62

61,07

8

География

3

62,33

1

58

56,24

9

Обществознание

63+2

62,97

62

60,66

57,47

10

Физика

57

64,35

57+2

69,98

57,68

11

Химия

29+1

71,33

26

72,58

61,18

12

Немецкий язык

1

42

-

-

35,74



Подводя итоги результатов единого государственного экзамена в 2010 году, следует отметить необходимость более тщательного подхода к выбору предметов учащимися.

Вместе с тем, важную роль в решении проблемы взаимодействия участников образовательного процесса на основе распределения их ответственности за его результаты может сыграть переход к ЕГЭ. Существенное значение имеют два обстоятельства: свободный выбор учащимися предметов, по которым сдается ЕГЭ (помимо обязательных); известная независимость итоговых школьных отметок от результатов ЕГЭ. В этой ситуации возрастает ответственность самих учащихся за оцениваемые результаты школьного образования. Школа должна гарантировать шанс на успех, но ответственность за использование этого шанса должна лежать на ученике, его семье.

Итоги олимпиад, конкурсов и соревнований

Предметные олимпиады, творческие конкурсы и спортивные соревнования различных уровней в 2009 – 2010 учебном году проводились среди учащихся 1 – 11 классов 31 ОУ (29 МОБУ и 2 УДОД), в которых обучаются и воспитываются 2955 учащихся.




^ Показатели участия

2008 – 2009

учебный год

2009 – 2010

учебный год

1.

Количество учреждений-участников всех конкурсных мероприятий

26 МОБУ

5 УДОД

1266 учащихся

26 МОУ

2 УДОД

1842 уч.

2.

Количество победителей и призеров всех конкурсных мероприятий


147


34,5%


187

35,8%

4.

Количество участников предметных олимпиад различного уровня


1186


39%


1283


43%

5.

Количество победителей и призеров предметных олимпиад различного уровня


178


15%


223


17%

6.

Количество участников творческих конкурсов различного уровня

668


36%

754



36,9%

7.

Количество победителей и призеров творческих конкурсов различного уровня



73

45,5%



94


48,2%

8.

Количество участников спортивных соревнований различного уровня

1240


41,9%


1320


44,7%

9.

Количество победителей и призеров спортивных соревнований различного уровня


517


41,6%


736


55,7%


Победителями среди образовательных учреждений стали:

  • МОБУ Гимназия №2 с.Бураево

  • МОБУ СОШ № 1 с.Бураево

  • МОБУ СОШ д.Новотазларово
^

Региональный этап олимпиады




^ Показатели участия

2008 – 2009

учебный год


2009 – 2010

учебный год

3.

Количество участников региональных предметных олимпиад

42

1,4%

47

2%

4.

Количество победителей и призеров региональных предметных олимпиад

4

9,5%

5

10,6%



^

Всероссийский этап олимпиады







^ Показатели участия

2008 – 2009

учебный год


2009 – 2010

учебный год

3.

Количество участников ^ Всероссийских предметных олимпиад

-

-

1

0,02%

4.

Количество победителей и призеров ^ Всероссийских предметных олимпиад

-

-

-

-



Ежегодно общеобразовательные учреждения района участвуют в муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по всем предметам. В 2009 – 2010 учебном году ученик МОБУ Гимназия №2 с.Бураево Васбикарамов Айрат принял участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физике.

Согласно Положению о проведении предметных олимпиад в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняло участие 1032 ученика (в 2008-2009 уч .г. было 934), 175 стали победителями и призерами. Это составляет 17% от числа участников (в прошлом году – 13%). В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 26 ОУ, из них 12 не получили призовых мест.

На региональный этап ВОШ было направлено 43 участника (учащиеся 9-11 классов), четверо из них – призеры.

2009-2010 учебный год отдел образования администрации муниципального района закончил с неплохими результатами: пять призовых мест на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (Васбикарамов Айрат, ученик 9А класса МОБУ Гимназия №2 с.Бураево, по физике и математике, учителя Галиева Ч.Ф., Ситдикова И.М.; Муслимова Эльвира, ученица 11А класса МОБУ гимназия №2 с.Бураево, по русскому языку, Кабирова Лена, ученица 11А класса МОБУ Гимназия №2 с.Бураево, по литературе, учитель Галиев И.Х.; Авхадиева Индира, ученица 10 Б класса МОБУ СОШ №1 с.Бураево, по литературе, учитель Гаделгареева А.Д.

Учащиеся нашего района принимают участие во многих республиканских предметных олимпиадах и творческих конкурсах:

  • предметные и межпредметные олимпиады;

  • участие в республиканском конкурсе научных проектов в рамках Малой академии школьников РБ;

  • конкурс «Крит»;

  • техническая олимпиада «Шаг в будущее»;

  • Открытые предметные олимпиады по родным языкам и культуре Башкортостана;

  • Международная математическая олимпиада «Кенгуру»;

  • Республиканская научно-практическая конференция «Совенок – 2010»;

  • Краеведческий конкурс исследовательских работ «Дорогами Отечества»;

  • Республиканский конкурс «Звонкий каблучок» и т.д.

В районе проведены:

  • научно – практические конференции «Язык – бесценное достояние народа»(21 октября 2009 года), «Будущее – это мы!»(21 января 2010 года);

-- конкурс на лучшее фото «Башкортостан – мой край родной»;

  • конкурсы на лучший школьный сайт, «Цифровые образовательные ресурсы»;

  • фестиваль-конкурс школьников по информационным технологиям на приз главы администрации района (зональный);

  • конкурс чтецов к Году Республики;

  • конкурс военно-патриотической песни «Виктория!»;

  • конкурс учителей, исполнителей инсценированной военной песни, посвященный Великой Победе;

  • конкурс на лучшее шежере;

  • конкурс юных сказителей эпоса «Урал - батыр» и т.д.

  • конкурс на лучшую самодельную книжку среди детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • конкурс на лучшую иллюстрацию сказки среди детей с ОВЗ и т.д.

В районе действуют две государственные системы начального образования: традиционная и развивающая система Л.В.Занкова. Развивается вариативность и внутри каждой системы. В прошедшем учебном году учителя успешно осваивали УМК «Школа России» (27 учителей). «Планета знаний» (25 учителей), «Школа 2100» (3 учителя), по системе Занкова работают 7 учителей (39 учителей работали не по целостному УМК). Использование развивающих технологий позволило значительно повысить качество обучения в школах с.Бураево, помогло развитию познавательной, творческой активности детей. Контрольные срезы, тестирования, проведенные в классах, где обучение ведется по развивающим программам, показывают, что у учащихся лучше сформированы вычислительные навыки, они свободно рассуждают, высказывают свою точку зрения, творчески подходят к выполнению предложенных заданий.

Учителя начальных классов малокомплектных школ отдают предпочтение традиционной системе, поскольку в отличие от других дидактических систем, поставленных в рамки одной педагогической идеи, традиционная система оказалась достаточно гибкой, способной перестраиваться в соответствии с изменившимися социальными условиями и развитием педагогической науки, а обновление содержания происходит за счет введения новых курсов и учебников.

В малокомплектных начальных школах с совмещенным комплектованием начато обучение по скользящему графику. В целях организации здоровьесберегающего процесса во всех начальных классах обязательно приводятся динамические паузы.

В 2009-2010 учебном году младшие школьники МОБУ СОШ №3 с.Бураево перешли на пятидневку, таким образом, начальные классы трех школ с.Бураево функционируют в пятидневном режиме.

С 2010-2011 учебного года в двух первых классах гимназии начнется апробирование стандартов второго поколения. Оба учителя, Юнусова Гульнар Рафидовна и Лукманова Светлана Гилемхановна, прошли соответствующие курсы переподготовки. Мы надеемся, что во втором полугодии по результатам работы педагогов, внедряющих новые стандарты, в гимназии будут проводиться обучающие семинары для руководителей ОУ и их заместителей, для учителей начальных классов школ района.

Какие трудности мы встретим на пути введения новых стандартов? Это, прежде всего, несоответствие предложенных базисных учебных планов и существующих учебно-методических комплексов по начальной школе, возникновение финансовых проблем по приобретению учебно-методических комплектов для апробируемых классов, организация внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемой во второй половине дня, и т.д.

Продолжена работа по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в МОБУ СОШ №1 с.Бураево, гимназии №2 с.Бураево. В связи с сокращением контингента детей профильное обучение приостановлено в МОБУ СОШ д.Новотазларово.

Одной из важных проблем современного образования является профильная подготовка учащихся. Она связана с переходом к профессиональному образованию и последующим вступлением в самостоятельную профессиональную деятельность. Успешны выпускники физико-математического, физико-химического профилей двух бураевских школ. Выше 80 баллов результаты по физике, биологии, химии учащихся МОБУ СОШ №1 с.Бураево и МОБУ Гимназия №2 с.Бураево, что позволило 13 выпускникам поступить в медицинские вузы на бюджетные отделения городовУфы, Казани, Екатеринбурга, Ижевска.

Психологическая служба в районе действует более 10 лет. В 2009-2010 учебном году работали 4 психолога по направлениям: психологическая диагностика, коррекция и профилактика отклонений в развитии учащихся и воспитанников, психологическое просвещение учителей, родителей, воспитателей.

В связи с необходимостью комплексного всестороннего динамического диагностико -коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного ОУ в связи с отклонениями в развитии, в 29 школах и в 5 ДОУ работали психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).

Был проведен ежегодный мониторинг здоровья учащихся всех ОУ района. От общего количества лишь 19,5% имеют первую группу здоровья, 51% имеют различные хронические заболевания, у 17,4% учащихся нарушение осанки, у 31,2% - кариес. В среднем 1 учеником пропущено по болезни 6,9 дня. Ежегодно ведется работа по уточнению банка данных детей-инвалидов, их по району 75, из них 38 обучаются в ОУ.

Совместно с родителями проведен районный конкурс на лучшую самодельную книгу, в котором приняли участие 20 детей-инвалидов из 15 школ района. По итогам конкурса была организована выставка «Моя первая книжка».

К началу 2009-2010 учебного года в образовательных учреждениях района обучаются (получили рекомендации специалистов ГБУ Бирская зональная ПМПК) по спец. (корр.) программе VII – 37, по спец. (корр.) программе VIII вида – 14, по программе для детей с тяжелой умственной отсталостью – 10 (из них 35 - обучение на дому) учащихся.

Изучение деятельности психологической службы в ОУ показывает, что не хватает специалистов для работы с детьми с отклонениями в развитии, необходимо организовать работу совместно с МБУЗ Бураевская ЦРБ по раннему выявлению детей с нарушениями в развитии для своевременной организации и совершенствования воспитания и обучения. Необходимо продолжить работу по педагогическому и психологическому просвещению родителей, особенно в тех семьях, которые воспитывают детей-инвалидов, совершенствовать работу по социализации детей и подростков, их социально-трудовой адаптации и профориентации с целью предупреждения правонарушений и безнадзорности.

Одна из проблем национального образования, самая главная, гармонизация межнациональных отношений, решается путем удовлетворения этнокультурных и языковых потребностей представителей разных национальностей, проживающих в районе.

В школах организовано изучение 5 родных языков. Свой родной язык изучают 97,2% учащихся башкирской, 89,54% - татарской, 93,19%– удмуртской, 63,63% - марийской, 36,98% - русской национальностей.

Серьезное внимание уделено решению вопроса по обеспечению школ учителями башкирского языка и литературы. 20 учителей продолжают обучение заочно на филологическом факультете по специальности «башкирский язык и литература». Обучение 16 из них оплачивается отделом образования.

В современных условиях, когда башкирский народ вновь обратился к собственным корням и своей богатейшей истории, народный праздник «Шежере байрамы» в муниципальном районе Бураевский район стал одним из тех праздников, который служит сохранению национальных традиций и преемственности поколений.

Положение о народном празднике «Шежере байрамы» разработано в соответствии с Государственной программой «Народы Башкортостана» и Программой по изучению, возрождению и развитию фольклора народов республики.

Вопросы о ходе реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 10 мая 2006 года №121 «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан» рассматриваются на совещаниях руководителей ОУ, на секционных занятиях, на занятиях МПМО, на заседаниях педсовета.

Во всех образовательных учреждениях и в 2009-2010 учебном году функционирует объединение детей «Шежере». Работа объединения осуществляется по программе дополнительного образования по данному направлению, рассчитанной на 1 или 2 часа в неделю.

21 октября 2009 года проведена научно-практическая конференция учащихся «Язык – бесценное достояние народа». На конференции выступили 16 учащихся из 13 школ. Лучшими были признаны выступления , ученицы 9 класса МОБУ д.Новотазларово Давлетовой Ильнары, учениц 11 класса Ахметяновой Эльвины и Тазетдиновой Регины МОБУ «Гимназия №2 с.Бураево», ученицы 10 класса МОБУ СОШ д.Большешукшаново Мусиной Алены, Гафутдинова Филиппа, ученика 9 класса МОБУ ООШ д.Алтаево .

В апреле 2010 года был проведен районный конкурс юных сказителей, исполнителей эпического сказания «Урал батыр». Участие приняли 20 образовательных учреждений. Победителем в номинации «Лучший сказитель эпоса» стала ученица 6 класса МОБУ Гимназия №2 с.Бураево Туктамышева Лейсан, призерами – ученица 9 класса МОБУ СОШ д.Кашкалево Вафина Наиля и ученица МОБУ СОШ №3 с.Бураево Хасанова Юлия. Победителем в номинации лучшая инсценировка эпоса «Урал батыр» стал ученический коллектив МОБУ СОШ д.Кашкалево, призерами – ученические коллективы МОБУ СОШ д.Новотазларово и МОБУ СОШ д.Челкаково. Победителем в номинации «Знаток жизни творчества видного драматурга, сэсэна и ученого-фольклориста Мухаметши Бурангулова и Баика Айдара сэсэна стала ученица 10 б класса МОБУ СОШ №1 с.Бураево Мусина Наиля. Команда из учащихся МОБУ СОШ д.Кашкалево и МОБУ СОШ №1 с.Бураево приняла участие в республиканском конкурсе юных сказителей эпоса «Урал батыр»,который проводился в Давлекановском районе на базе детского оздоровительного лагеря «Друг природы». Вафина Наиля награждена Почетной грамотой Министерства образования и денежной премией (учитель Закирова М.Г.)

Анализ учебно-воспитательной работы в школах, диагностика обучающих и контрольных работ дают возможность сделать вывод о том, что усиливается ориентация уроков русского языка и литературы на развитие устной и письменной речи школьников. Укрепляется учебно-материальная база школ. Хорошо оснащены кабинеты русского языка и литературы в Новотазларовской, Новокизгановской, Старобикметовской, Тангатаровской, Кашкалевской школах, СОШ №1, гимназии №2. Но кабинеты должны обновляться, стать творческой лабораторией учителю по распространению позитивного педагогического опыта. Необходимо разработать картотеку имеющейся лингводидактической, научно-методической литературы. Такая форма работы продолжает оставаться слабой в Челкаковской, Большешукшановской, Берлячевской школах. Высокие результаты на ЕГЭ по русскому языку показали выпускники МОБУ СОШ №1 с.Бураево и МОБУ Гимназия №2 с.Бураево. Результатом участия на республиканском этапе ВОШ по русскому языку стало призовое место ученицы 10 класса МОБУ СОШ №1 с.Бураево Авхадиевой Индиры по литературе. Вместе с тем, учителям русского языка и литературы предстоит огромная работа по реализации районной программы «Русский язык».

Основной целью работы МПМО учителей информатики и ИКТ является повышение профессионального мастерства начинающих и реализация творческого потенциала опытных педагогов-информатиков. Для достижения поставленной цели в течение учебного года решались следующие задачи: изучение учебно-методического обеспечения по информатике, изучение и анализ демо-версий ЕГЭ по данному предмету, повышение квалификации в области методики обучения использования сетевых технологий, организация сетевого взаимодействия на основе электронной почты.

Серьезное внимание уделяется информатизации образовательных учреждений. Необходимой составляющей современного образования является овладение учителями и учениками современными информационными ресурсами. Во всех общеобразовательных школах (кроме филиалов начальных школ) имеется 1-2 компьютерных класса. Численность учащихся на 1 компьютер – 21. Все образовательные учреждения подключены к сети Интернет.

В 2009-2010 учебном году отделом образования проведены конкурсы «Школьный сайт», «Цифровые образовательные ресурсы – 2010», зональный фестиваль-конкурс школьников по информационным технологиям на приз главы администрации, в нем приняли участие 6 команд из Бураевского, Янаульского, Калтасинского, Балтачевского, Мишкинского, Татышлинского районов. Мероприятие прошло организованно. Первое место осталось за нами – победителем по итогам фестиваля-конкурса, проведенного по пяти номинациям, стала команда учащихся МОБУ СОШ №1 с.Бураево (руководитель Мугалимов Д.Т., учитель информатики и ИКТ). На втором месте команда г.Янаул и Янаульского района, на третьем – татышлинцы. В трех номинациях: «Буклет», «Программный продукт», «Интернет-проект» - наши учащиеся, Мусина Наиля, Бадретдинова Айгуль, Фархутдинов Азамат, одержали достойную победу. В номинациях «Презентация» и «Плакат» первыми были соседи: Гилязетдинов Раиль (Балтачевский район), Галимов Марат (Янаульский район).

В конкурсе «Школьный сайт» участвовали 11 школ (10 средних и 1 основная). В данном направлении предстоит провести большую организационную, методическую работу. Победителя комиссия не назвала, но 3 общеобразовательных учреждения (МОБУ СОШ с.Челкаково, МОБУ СОШ №1 с.Бураево, МОБУ СОШ №3 с,Бураево) признаны призерами районного конкурса «Школьный сайт». На конкурс были представлены 4 персональных сайта. Лучшим признан сайт учителя информатики и ИКТ МОБУ СОШ №1 с.Бураево Мугалимова Дарвина Тимербулатовича. Экспертная комиссия одобрила персональные сайты учителей Мугалимовой Лилии Анваровны (МОБУ СОШ №1 с.Бураево), Галиева Ирека Ханифовича и Галиевой Чулпан Фаниловны (МОБУ Гимназия №2 с.Бураево).

Информатизация образования – одна из актуальных управленческих задач в России. Стратегическое направление развития образования – ИКТ-насыщенной образовательной среды. Ее решению во многом способствует высокий уровень ИКТ-компетентности педагогических работников. Хорошее начало для успешного осуществления работы в данном направлении дало проведение районного конкурса «Цифровые образовательные ресурсы – 2010». В данном конкурсе участвовали 20 учителей, были представлены интересные работы в номинациях «Презентация» (победитель Шуварова С.А., учитель иностранного языка МОБУ Гимназия №2 с.Бураево), «Учебно-методический комплект» (победитель Галиев И.Х., учитель русского языка и литературы МОБУ Гимназия №2 с.Бураево), «Тесты» (призеры Мугалимова Л.А., учитель математики МОБУ СОШ №1 с.Бураево, Зиялтдинов Ф.Х., учитель информатики и ИКТ МОБУ Гимназия №2 с.Бураево, победителя в этой номинации не определили.

Наличие выхода в глобальную сеть Интернет позволило решить ряд важных задач по информационной и методической поддержке образовательного процесса. Все это стало возможным в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Задача учителей-предметников - эффективное использование компьютеров и программного инструментария в своей повседневной работе. Активность учителей в данном направлении педагогической деятельности недостаточна. Главная причина – недостаточная мотивация учителей, отсутствие адаптированных учебных программ. В 2010-2011 учебном году предстоит большая работа по внедрению информационных технологий в образовательный процесс, созданию сайтов ОУ, участию в Интернет - конкурсах.

Для участия в Межрегиональном Интернет - педсовете в августе 2009 года зарегистрировались на сайте Башкирского института развития образования 6 учителей из СОШ №1 и 11 – из гимназии №2. Это крайне мало.

В объединениях учреждений дополнительного образования занимается более 2400 школьников.

Большинство объединений имеют достаточно высокие результаты по итогам конкурсов, соревнований. Вокальный ансамбль Дома детского творчества «Чишма» стал победителем Республиканского конкурса «Весенняя капель» (руководитель Арсланова Нагиза Нурлыгаяновна.), финалистом Республиканского конкурса «Звонкий каблучок» признан детский образцовый танцевальный коллектив «Горлэвеклэр» (руководитель Фаюршин Нияз Фаритович), призером Республиканского слета юных туристов – команда туристов Дома детского творчества .

В 2009-2010 учебном году воспитанники ДЮСШ участвовали в финальных республиканских соревнованиях по шахматам « Белая ладья- 2010»- заняли 4 место. Приняли участие в Х11 Спартакиаде школьников РБ по национальной борьбе «Куреш» в с. Караидель, заняли 3 место, по лыжным гонкам и волейболу - 4 место. В личном первенстве РБ по каратэ наши воспитанники заняли два третьих места. Среди участников соревнований нет победителей, а для развития спорта в районе созданы огромные возможности. Необходимо сделать надлежащие выводы и работать! Отдел образования крайне недоволен отношением тренеров-преподавателей, учителей физической культуры, руководителей образовательных учреждений к развитию массового спорта, к формированию здорового образа жизни. Учитель физической культуры, тренер-преподаватель должен быть фанатом своего дела, а не сорокапятиминутным урокодателем!

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

В общеобразовательных учреждениях действуют наркопосты. Учащиеся, состоящие на внутришкольном учете и на учете в КДН, находятся под постоянным контролем Совета по профилактике правонарушений. Деятельность Совета по профилактике правонарушений тесно связана с работой наркопостов. Отделом образования разработан план мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения в рамках воспитательных профилактических программ. Согласно этому плану проведены районные мероприятия: конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!», кросс «Мы за здоровый образ жизни», выставка фотографий «В здоровом теле – здоровый дух» и т.д.

В школах введен спецкурс по 10 часовой программе по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. Эта программа реализуется на классных часах.

В летний период 2010 года никаких правонарушений со стороны учащихся не было совершено.

В образовательных учреждениях возрождены отряды юных инспекторов безопасности дор ожного движения, их члены активно участвуют в районном конкурсе КВН «По безопасным дорогам», который проводится совместно с ГИБДД. В этом учебном году победитель районного конкурса команда МОБУ СОШ №1 с.Бураево участвовала в республиканском конкурсе в г.Нефтекамске, заняла 3-е место среди сельских районов.

Патриотическое воспитание детей является одним из направлений воспитательной работы в школах и детских садах.Работа по патриотическому воспитанию приобрела важное значение в связи с 65-летием Великой Победы. Ученица МОБУ СОШ д. Большебадраково Ахметьянова Эльза заняла 3 место в республиканском конкурсе творческих работ. Победителем районной эстафеты «Равнение на Победу!» стала гимназия №2 с.Бураево.

В районе сохранены важные формы патриотического воспитания: акции «Память», «Милосердие», «Ветеран», празднование Дня защитника Отечества, тематические вечера, «Уроки мужества», встречи с ветеранами, творческие конкурсы патриотического содержания.

В районе серьезное внимание уделяется организации горячего питания, им охвачено 100 % детей.

В 24 общеобразовательных учреждениях функционируют школьные столовые, укомплектованные кухонным оборудованием и инвентарем. Технологическое оборудование обновляется.

Медицинское обслуживание воспитанников и учащихся с.Бураево происходит в медицинских кабинетах, имеющих лицензии на данный вид деятельности. В сельских школах за здоровьем детей следят медсестры фельдшерско-акушерских пунктов. И хотя образовательная функция школы

по-прежнему остается ведущей, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. Организация спортивного досуга учащихся в школе – пусть небольшая, но все же помощь нашим детям и их семьям в сохранении здоровья учащихся, отвлечении несовершеннолетних от «дурного» влияния улицы. Речь идет не только о механизме здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения, но и о развитии спортивной досуговой деятельности учащихся, а также о пропаганде здорового образа жизни. Актуальность создания модели спортивного досуга учащихся подтверждают показатели:

- физиологически здоровыми рождаются не более 14% детей;

- 25-30 % детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;

- 90-92 % выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны; только 8-10 % выпускников можно считать действительно здоровыми.

В связи с этим немаловажное значение для оздоровления детей и подростков имеет организация летнего отдыха. В 2010 году функционировало 25 центров с дневным пребыванием. Отдыхом в центрах с дневным пребыванием было охвачено 1949 детей. В детском оздоровительном лагере за 2 смены отдохнули 230 детей. Третья смена – профильная «Юный спецназовец» (60 подростков, из нашего района 19, в основном, трудные подростки). Отзывы детей об организации в лагере досуговой деятельности, питания - хорошие, довольны и родители.

В общеобразовательных учреждениях ведется работа по обеспечению комфортной школьной среды. Во всех учреждениях образования подведено горячее и холодное водоснабжение, 5 общеобразовательных учреждений переведены на экономичное твердое топливо. Во всех школах имеются спортивные залы, открыта лыжная база, сооружена 21 хоккейная коробка. В пищеблоках школьных столовых обновляется кухонный инвентарь.

На территории детского оздоровительного лагеря построен банный комплекс. Произведен капитальный ремонт системы отопления Новотазларовской, Новокизгановской школ, гимназии №2; ремонт системы отопления, водоснабжения и канализации в детских садах №5 д.Кулаево, заменены окна и двери в Доме детского творчества.


^ Задачи муниципального методического кабинета

на 2010-2011 учебный год

1. Организация работы по успешной реализации Программы развития образования на 2009-2013 гг. муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан, целевых программ «Одаренные дети» на 2006-2010гг., «Русский язык», «Обеспечение школьных библиотек художественной литературой на 2009-2013 гг.»

2. Внедрение новых технических информационных средств обучения с целью расширения педагогических возможностей учителя в повышении мотивации, организации и контроле учебно-познавательной деятельности.

3. Подготовка к апробации обновленных образовательных стандартов; направление на курсы повышения квалификации учителей начальных классов.

4.Создание оптимальных условий для развития личности учащегося в различных видах деятельности сообразно с его интересами, способностями, возможностями, а также потребностями общества, в рамках подготовки к ЕГЭ и профильного обучения.

5.Обеспечение повышения педагогической квалификации учителей и воспитателей, прогнозирование и планирование организации курсов повышения квалификации.

6.Выявление, изучение и оценивание результативности педагогического опыта, распространении педагогического опыта лучших учителей и воспитателей.

7.Оказание поддержки педагогам в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, учебных планов; в подготовке к аттестации.

8. Организация работы с учителями в индивидуальных и групповых формах: консультирование, анализ уроков, внеурочных занятий с обучающимися, проведение занятий творческих групп, научно-практических конференций.

9.Анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы в образовательных учреждениях.

10.Обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников, по вопросам профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения.

11.На диагностической основе оперативно выявлять и устранять факторы и условия, вызывающие отклонения от запланированных результатов и корректировать деятельность общеобразовательных учреждений с целью достижения нового качества.

12.Создание в каждом образовательном учреждении адаптивной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов.

13. Создание пилотной площадки по внедрению ФГОС на начальной ступени образования на базе МОБУ Гимназия №2 с.Бураево.

14. Направление учителей на курсы переподготовки ИРО РБ по внедрению ФГОС.

15. Создание в образовательных учреждениях комфортных условий для обучения и воспитания.

16. Развитие системы оценки и контроля качества образования, обеспечение публичной доступности ее результатов.

17. Обеспечение инновационного характера развития системы образования.

18. Совершенствовать содержание дополнительного образования детей.

19. Развитие кадровых ресурсов системы образования.









Похожие:

Анализ методической работы за 2009-2010 учебный год iconАнализ учебно-методической работы моу «Кулунская основная общеобразовательная школа» за 2009-2010 учебный год
На основе анализа работы за 2008-209 учебный год коллектив выдвинул следующие цель и задачи
Анализ методической работы за 2009-2010 учебный год iconПлан научно-методической работы на 2010-2011 учебный год
Анализ работы школы за 2009-2010 учебный год. План работы на 2010-2011 учебный год
Анализ методической работы за 2009-2010 учебный год iconПлан заседаний Циклового шмо 2009-2010 учебный год
Анализ итогов работы за 2008/2009 учебный год и утверждение плана мо на 2009/2010 учебный год
Анализ методической работы за 2009-2010 учебный год iconАнализ методической работы за 2009-2010 учебный год
Количество педагогов моу, имеющих электронное портфолио на сайте portfolio-edu ru: 29 чел
Анализ методической работы за 2009-2010 учебный год iconАнализ научно-методической работы мобу гимназия с. Кармаскалы за 2009-2010 учебный год
Согласно планированию методическая работа в школе проводилась по следующим направлениям
Анализ методической работы за 2009-2010 учебный год iconАнализ работы моу «Пригородная средняя общеобразовательная школа» за 2009 2010 учебный год
В начале 2009 – 2010 учебного года на основании анализа работы школы за предыдущий учебный год педагогическим коллективом школы были...
Анализ методической работы за 2009-2010 учебный год iconАнализ методической работы мкоу сош №2 за 2010-2011 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности (эффективности, результативности) методической работы в школе и ее роли в процессе...
Анализ методической работы за 2009-2010 учебный год iconПлан работы методической службы моу злобинская оош на 2011-2012 уч г
Опираясь на анализ деятельности школы за 2010-2011-учебный год, педагогический коллектив откорректировал и сформулировал следующие...
Анализ методической работы за 2009-2010 учебный год iconАнализ работы школы за 2009-2010 учебный год
Анализ состояния учебно-воспитательной работы моу «Просветской оош» состоит из следующих разделов
Анализ методической работы за 2009-2010 учебный год iconПлан работы методического объединения учителей 1-4 классов на 2009-2010 уч год
Анализ работы мо за 2008-2009 уч год. Утверждение плана работы на 2009-2010 уч год
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов