Практикум в 9 классе Тема урока: Распознавание катионов и анионов icon

Практикум в 9 классе Тема урока: Распознавание катионов и анионов



НазваниеПрактикум в 9 классе Тема урока: Распознавание катионов и анионов
Дата конвертации09.11.2012
Размер61.21 Kb.
ТипУрок

Химический практикум в 9 классе

Тема урока: Распознавание катионов и анионов.


Цель урока:

1. Обобщить теоретические знания о качественных реакциях на катионы и анионы

2 Закрепить практические навыки по проведению качественных реакций.

3. Отработать навык составления уравнений реакций ионного обмена.

4. Соблюдение ПТБ работы с химическими реактивами.


Форма урока: Практическая работа


ОБОРУДОВАНИЕ




реактивы хим. посуда проектор интернетресурсы таблица растворимости


Девиз: «Единственный путь, ведущий к познанию, это- деятельность».

Б. Шоу.


Ход работы.


  1. ^ Обнаружение анионов.


Для выполнения практической работы выдаются листы – инструкции, повышенной сложности(облегченный, повышенной сложности) с описанием проведения качественного определения катионов и анионов).

Опыт №1 «Качественные реакции на сульфат – ион»

Налейте в пробирку раствор сульфата натрия. По каплям добавляйте раствор хлорида бария. Объясняйте наблюдаемое. Составьте уравнения реакций ионного обмена.

Na2SO4 + BaCl2 =BaSO4 + 2NaCl

полное ионное

уравнение_________________________________________________________________________


сокращенное

ионное ур-ие_______________________________________________________________________

Вывод по опыту №1: Какое соединение может служить реактивом на распознание SO2-4 – сульфат – иона?


Опыт №2 «Качественная реакция на хлорид – ион»

Налейте в пробирку раствор хлорида калия. По каплям добавляйте раствор нитрата серебра. Объясните наблюдаемое. Составьте ур-е реакции ионного обмена.

KCl + AgNO3 = …… + AgCl

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


Вывод по опыту №2: Какое соединение может служить реактивом на распознавание хлорид иона?


Опыт №3 «Качественные реакции на карбонат-ион».

Налейте в пробирку раствор карбоната натрия. По каплям добавляйте раствор соляной кислоты.

Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения реакции ионного обмена.

Na2CO3 + HCl = …… + H2CO3 CO2

H2O

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________


Вывод по опыту №3: Какое соединение может служить реактивом на распознавание

CO2-3 - карбонат иона?


После 1 части практической работы («Обнаружение анионов») демонстрируется видеосюжет «Качественное определение СО2-3, Cl-, SO42-« . С целью проверки правильности выполнения эксперимента.


^ 2) Обнаружение катионов.


Опыт №1 «Обнаружение катиона Al3+»

Налейте в пробирку сульфат алюминия. По каплям добавляйте щелочь. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения реакции ионного обмена.

Al2(SO4)3 + NaOH = Al(OH)3 + …….

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________


Вывод по опыту №1: Какое соединение может служить реактивом на распознавание Al3+ - катиона алюминия?


Опыт №2 «Обнаружение катиона Fe2+.

Налейте в пробирку сульфат железа (2). По каплям добавьте щелочь. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения реакции ионного обмена.

FeSO4 + NaOH = Fe(OH)2 + ………


Вывод по опыту №2: Какое соединение может служить реактивом на распознавание Fe2+ катиона железа (2)?


Опыт №3 «Обнаружение катиона Fe3+»

Налейте в пробирку хлорида железа (3) . По каплям добавьте щелочь. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения реакции ионного обмена.

FeCl3 + NaOH = Fe(OH)3 + ………


Вывод по опыту №3: Какое соединение может служить реактивом на распознавание Fe3+ катиона железа (3)?


После 2 части практической работы («Обнаружение катионов») демонстрируется видеосюжет «Качественное определение Fе2+, Fe3 +, Al3+»



  1. ^ Прослушивание сообщений:


а) «Барий и его соединения»

б) «Значение железа в клетках живых организмов»

в) «Серебро и его соединения»

г) « Биологическое значение галогенов»


Значение железа – микроэлемента в клетках живых организмов.


Роль железа в ж/д–ти живых организмов очень велика. Оно входит в

состав гемоглобина крови, который осуществляет перенос кислорода от органов дыхания к другим органам и биологическим тканям. Окраску крови придают именно соединения железа. Если лишить железа растения и животных, то они изменяют свою окраску. Как человек бледнеет, когда не хватает гемоглобина в крови, так и растения, растущие при недостатке железа в почве, будет бледным или даже б/цвет. Поэтому соединения железа издавна применяют для лечения малокровия, при истощении, упадке сил. Для человека и животных источником железа служат растения. В зеленых овощах, таких, как шпинат, салат, капуста, железа много. Чем интенсивнее окрашены растения и животные, тем больше в них железа. Так, розовая вишня, содержит наполовину меньше железа, чем черная. Светло-зеленый капустный лист в шесть раз беднее железом, чем зеленый. В говядине железа больше, чем в телятине.


Биологическое значение соединений галогенов.


Когда мы покупаем в магазине зубные пасты, мы обращаем внимание на этикетки, где указывается содержание Химических элементов, в том числе – фтора, - конечно, не свободного, а его соединений. Благодаря этому важному компоненту, участвующему в построении зубной эмали и костей, предотвращается такое заболевание, как кариес зубов.

Кроме того, фтор является необходимым элементом в процессе обмена веществ в железах, мышцах и нервных клетках.

Хлор – х.э., без которого невозможно существование живых организмов. Основная форма его поступления в организм – это хлорид натрия (поваренная соль или галит). Он стимулирует обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу. Больше всего хлорида натрия содержится в плазме крови. Особую роль в пищеварении играют другие соединения хлора – соляная кислота, которая входит в состав желудочного сока. Без 0,2%-ной HCI практически превращается процесс переваривания пищи. И хотя почти все пищевые продукты содержат некоторое количество поваренной соли, человек должен добавлять к пище ежедневно около 20г. соли.


^ Серебро и его соединения.


Фамилия одного из самых запоминающих персонажей Ильфа и Петрова, Никифора Ляписа, ассоциируется обычно со словом «ляпсус». А ляпис – азотнокислое серебро – эта самая известная соль элемента №47. Первоначально, во время алхимиков, эту соль называли lapis infernalis? То в переводе с латыни на русский значит «адский камень».

Ляпис обладает прижигающим и вяжущим действием. Взаимодействуя с белками тканей, он способствует образованию белковых солей – альбуминатов. Свойственно ему и бактерицидное действие – как и всякой растворимой соли серебра. Поэтому ляпис широко применяют не только в химических лабораториях, но и в медицинской практики.


^ БАРИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ


Старинная арабская пословица говорит: «Все несчастья в жизни – от желудка. Действительно, желудочные заболевания причиняют много беспокойства медикам, а еще больше – некоторым их пациентам. Здесь врачам помогает барий. Его сернокислую соль применяют при диагностике желудочных заболеваний. BaSO4 смешивают с водой и дают проглотить пациенту. Сульфат бария непрозрачен для рентгеновских лучей, и поэтому те участки пищеварительного тракта, по которым идет «бариевая каша», остаются на экране темными. Так врач получает представление о форме желудка и кишок, определяет место, где может возникнуть язва.

Сернокислый барий применяют в бумажной промышленности как наполнитель; качество бумаги во многом определяется ее весом, барит BaSO4 утяжеляет бумагу. Эта соль обязательно входит во все дорогие сорта бумаги. Кроме того, сульфат бария широко используется в производстве белой краски.


В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить кроссворд.

4) Кроссворд.


7



  1. Свойства соединений проявлять двойственную природу?

  2. Соль соляной кислоты.

  3. Соль серной кислоты.

  4. Соль угольной кислоты.

  5. Сложное вещество, состоящее из иона металла и гидроксильной группы.

  6. Микроэлемент, металл, входит в состав гемоглобина, придает красный цвет крови.

  7. Процесс, в результате которого происходит превращение одних веществ в другие.




  1. Итог урока:


«Опыт никогда не ошибается, ошибаются ваши суждения,

ожидая от него такого действия, которое не является

следствием ваших экспериментов».

Леонардо да Винчи.


6) Д/З. П.р. №8 стр.149.



Похожие:

Практикум в 9 классе Тема урока: Распознавание катионов и анионов iconУрок русского языка в 4 классе Форма урока игра путешествие Тема: «Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме»
Цели: 1 Развивать умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме
Практикум в 9 классе Тема урока: Распознавание катионов и анионов iconПлан-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные
Формы урока: эвристическая беседа с применением системы мультимедиа, дидактическая игра, самостоятельная работа
Практикум в 9 классе Тема урока: Распознавание катионов и анионов iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М. Моу «сош с. Лозное» лозное план урока в 5 классе Тема урока
Тема урока: «Особенности русского храмового зодчества и значения храмов в жизни наших предков»
Практикум в 9 классе Тема урока: Распознавание катионов и анионов iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: Повторение по теме «Имя существительное». Цели урока: 1 Обобщить сведения об имени существительном, полученные в VI классе
Цели урока: 1 Обобщить сведения об имени существительном, полученные в VI классе
Практикум в 9 классе Тема урока: Распознавание катионов и анионов iconПлан урока по информатике в 5 классе. Передача информации Тема урока: Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
Практикум в 9 классе Тема урока: Распознавание катионов и анионов iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения: Дата: Класс, учитель: Количество учащихся в классе: Присутствовали на уроке: Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока: Цели урока (образовательная,
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Практикум в 9 классе Тема урока: Распознавание катионов и анионов iconПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Действия с информацией Хранение информации Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
Практикум в 9 классе Тема урока: Распознавание катионов и анионов iconПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Обработка информации Практическая работа №5. Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
Практикум в 9 классе Тема урока: Распознавание катионов и анионов iconПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Основная позиция пальцев на клавиатуре Практическая работа №2 Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
Практикум в 9 классе Тема урока: Распознавание катионов и анионов iconПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы