Программа кружка Краеведение Содержание icon

Программа кружка Краеведение Содержание



НазваниеПрограмма кружка Краеведение Содержание
Дата конвертации14.02.2013
Размер211.61 Kb.
ТипПрограмма

Программа кружка

Краеведение


Содержание:

1.Пояснительна записка.

2.Учебно – тематический план.

3.Содержание программы.

4.Требования к знаниям и умениям учащихся

5.Примерная тематика учебных исследований и мини-проектов

6.Учебно – методическая литература.


Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического планирования.

Программа «Географическое краеведение» может быть использована учителями географии для преподавания курса «Краеведение» в 6- 9 классах общеобразовательных школ для реализации регионального компонента.

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.



Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География». Москва: «Русское слово», 2010 год.


^ Пояснительная записка

Краеведение представляет систему комплексных знаний умений территории проживания (своей местности) с учётом возрастных особенностей учащихся. Образовательная программа модуля « Краеведение»(6 -9 кл.) является составной частью интегрированного базового курса «География. Начальный курс »(6 кл), авт. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., издательство«Русское слово», 2010 год. Концептуальной основой данного курса является формирование комплексного исследования территории родного края (территории проживания), ценностных ориентаций школьников во взглядах на природу, население, хозяйственную деятельность, развитие духовно-нравственной культуры, готовность в качественном улучшении среды жизни. Введение содержания краеведческого материала при изучении ключевых тем курса «География»(6-11 кл.) составляет суть краеведческого принципа преподавания предмета и позволяет реализовать национально-региональный компонент образования.

Актуальность изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение» продиктовано повышенным интересом учащихся к изучению родного края, окружающей географической среды. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель данного курса – формирование методологии процесса познания географических объектов природы, населения, хозяйства своей местности на основе организации учебно-исследовательской, проектной деятельности.

Задачи курса:

-развитие комплексных знаний и умений географических особенностей природы своей местности во всем её многообразии и целостности;

-овладение умениями ориентироваться на местности, читать географическую карту, применять полученные теоретические знания на практике;

-адаптация к условиям проживания на определенной территории на основе формирования экологической ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений, исследований состояния окружающей среды, готовность к качественному её улучшению;

- воспитание любви к родному краю, гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.

^ Главная идея курса: включить учащихся в практическое осмысление реальных жизненных проблем родного края, осознание необходимости использования географических знаний на уровне функциональной географической грамотности.

^ Структура программы. Логика построения программы модуля « Краеведение» подчинена последовательности изучения тем начального курса географии в 6 классе. Ключевые темы программы модуля: введение, на какой Земле мы живём, план и карта, человек на Земле, планета Земля, литосфера – каменная оболочка, гидросфера – водная оболочка, атмосфера – воздушная оболочка, биосфера – оболочка жизни, географическая оболочка.

Содержанием учебной программы реализуется идея авторского замысла рассмотреть процессы, явления, события природы и общества на планетарном и локальном уровнях, как целостную систему окружающей географической среды. Учащиеся включаются в поиск информации, на бумажных и электронных носителях выдвижение гипотез, эффективное преобразование комплекса ранее полученных знаний и умений из различных дисциплин. Предлагается использование разнообразных методов обучения: информационный, картографический, теоретический, проблемного изложения и другие Изучение модуля «Географическое краеведение» предполагает сочетание теоретических(19 часов) и практических(15 часов) видов деятельности учащихся. Приоритет отдан коллективным формам организации учебной деятельности форм обучения, практикумам, исследованиям, экскурсиям, разработке проекта. Соотношение теоретической и практической части 56%: 44%.Учебные занятия строятся в сочетании урока с внеклассными и внеурочными формами деятельности творческого характера, а также с привлечением фондов школьной музейной экспозиции, которая является координирующим центром воспитательной системы школы.

Результатом изучения курса является способность применять географические знания в реальной жизни на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры, готовность к полезной общественно-географической деятельности.

^ Учебно-тематический план образовательной программы модуля

« Краеведение» 6- 9 классы (34 часа учебной нагрузки)


темы

п/п

Наименование раздела,

темы

Теория

Практика

I

1

Введение. Экскурсия в школьный музей. Организация наблюдений за погодой




1

II

2

^ На какой Земле мы живём.

Вклад земляков в развитии знаний о Земле

1







3

Современные исследования территории

1




III

4

^ Планета Земля.

Влияние движения Земли

1







5

Смена времён года

1




IV

6

^ План и карта.

Ориентирование на местности.




1

1

7

Изображения земной поверхности моего района.

1




2

8

План местности.




1

3

9

Географическая карта родного края




0,5

4

10

Градусная сеть на карте родного края




0,5

5

11

Географическое положение Оренбургской области и родного края.




1

V

12

^ Человек на Земле.

Заселение края. Коренное население

1







13

Народы родного края. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой.

(^ Урок в школьном музее)





2

VI

14

Литосфера - твёрдая оболочка Земли

1







15

Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Человек и мир камня




1




16

Стихийные природные явления на территории края

1







17

Особенности рельефа своей местности и его изменение

1

1




18

Влияние человека на рельеф моего района. Геологические памятники природы

1




VII

19

^ Гидросфера – водная оболочка Земли.


1







20

Внутренние воды родного края.




1




21

Внутренние воды и рельеф




0,5




22

Внутренние воды и климат




0,5




23

Памятники природы гидросферы родного края

1







24

Влияние человека на водные объекты моего края

1




VIII

25

^ Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

Режим отдельных метеоэлементов





1




26

Погода моей местности.




1




17

Климат родного края.

1







28

Опасные явления в атмосфере

1







29

Взаимосвязь человека и атмосферы

1




XI

30

^ Биосфера – оболочка жизни.

Растительный и животный мир своей местности




1




31

Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга Оренбургской области

1





X

32

^ Географическая оболочка

Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах




1




33

Природные зоны Оренбургской области.

1







34

Культурные ландшафты своей местности.

1







ИТОГО

19

15



^ Содержание программы.

Введение(1 час)

Экскурсия в школьный музей. (Практическая работа №1)

Творческие работы.1.Репортаж о родном крае (по материалам СМИ) .

На какой Земле мы живём (2 часа)

Тема: Вклад земляков в развитие знаний о Земле.

Творческие работы.1.Исследование жизни и деятельности известных учёных края.

2. Вклад оренбургских купцов в освоении новых земель.

Запуск мини-проектов учащихся в рамках долговременного проекта «Как люди открывали и осваивали территорию своей местности»

Тема: Современные исследования территории

Творческие работы:1.Интересны люди родного края. 2.Космонавт №1. 3. Заочная экскурсия по музею.

Планета Земля(2 часа)

Тема: Влияние движения Земли. Движение земли и её значение для жизни человека и природы.

Творческие работы.1.Земля-уникльная планета. 2. Какой её видят космонавты?

3. Проанализировать влияние биоритмов на здоровье членов семьи.

Тема: Смена времён года. Особенности своего края.

Творческие работы.1.Астрономический год. 2.Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний.

План и карта(6 часов)

Тема: Ориентирование на местности.

Практическая работа №2 Определение направлений, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам

^ Творческие работы. 1. Памятка заблудившемуся в лесу. 2. Моя маршрутная лента.

Тема: Изображения земной поверхности моего микрорайона. Виды изображений местности. Интерактивная карта.

Тема: План местности.

Практическая работа №3 Составление плана местности школьной территории с помощью полярной съемки.

Творческие работы.1.План моего двора.2.Школьный стадион в ландшафте микрорайона. 3.Составление подробного плана микрорайона школы.

Тема: Географическая карта микрорайона проживания.

Практическая работа №4 Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание.

^ Творческие работы. 1.Разработка топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды и нанесением уникальных географических объектов.

Тема: Градусная сеть на карте микрорайона школы

Практическая работа №5 Определение географических координат крайних точек области и города Оренбурга.

Тема: Географическое положение Оренбурга и Оренбургской области

Практическая работа №6. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Оренбургской области и России

Творческие работы.1.Оренбургская область из космоса (использование спутниковых снимков) 2.Разработка модели географического путешествия (похода, экспедиции) на примере моей семьи.

Человек на Земле(2 часа)

Тема: Из истории заселение территории края. Коренное население.

Творческие работы:1.Стоянки первых людей на территории края, их связь с природой.2.Крепости на территории края..3.Разработка экскурсии по фондам краеведческого музея.

Тема: Народы территории проживания.

Практическая работа №7. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой (Урок в школьном музее)

Творческая работа:1.Народные промыслы и умельцы края. 2.Национальная одежда, традиции народов края.3. Наша семейная реликвия.4.Интервью «Годы, опалённые войной»(с участников Вов)

Литосфера– твёрдая оболочка Земли ( 5 часов)

Тема: История формирования современного рельефа.

Творческие работы:1.Путешествие в глубь Земли (на примере своей местности)

2.Геологический профиль своей местности.

Тема: Минералы и горные породы свое местности. Геологические особенности свое местности.

Практическая работа №8. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования.

^ Творческие работы.1.Составление коллекции « Горные породы моей местности».2.Создание семейной минералогической коллекции.

Тема: Стихийные природные явления в литосфере своей местности

Творческие работы.1. Художественно-поэтическое описание стихии (землетрясение, оползни, движения земной коры)

Тема: Особенности рельефа своей местности и его изменение

Практическая работа №9. Описание рельефа по физической карте и типовому плану

Творческие работы. 1.Уникальные формы рельефа. 2.Топонимы объектов литосферы. 3. Исследование оврага (урочища) как формы микрорельефа.

Тема: Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы.

Творческие работы. 1.Заочная экскурсия по геологическим памятникам природы.2.Человек и мир камня (использование полезных ископаемых в архитектуре)

Гидросфера – водная оболочка Земли (5 часов)

Тема: Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов гидросферы.

Практическая работа №10 . Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания

Творческие работы.1.Топонимы объектов гидросферы.

2.Река моего детства.3. Исследование качества питьевой воды.

Тема: Внутренние воды и рельеф.

Практическая работа №11. Описание реки по тематическим картам и типовому плану.

Творческие работы.1.Художественный образ реки (озера, родника)

^ Тема: Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами.

Практическая работа №12. Описание озера, болота, родника (по выбору)

Творческие работы.1.Исследование экологического состояния родника. 2.Памятка «Как правильно вести себя на реке»

Тема: Памятники природы гидросферы родного края.

Творческие работы.1.Компьютерная презентация «Памятники природы гидросферы»

Тема: Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы.

Творческие работы. Картирование водных объектов территории проживания 2. Исследование влияния рек на заселение края. 3.Письмо мэру .

Атмосфера – воздушная оболочка Земли ( 5 часов)

Тема: Режим отдельных метеоэлементов

Практическая работа №13. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой.

Творческие работы.1.Народные приборы наблюдения за погодой. 2.Обработка результатов наблюдений в программе Excel.

Тема: Погода моей местности

Практическая работа №14 Составление описания погоды по сезонам года.

Творческие работы:1. Народные приметы погоды.2.Живые барометры.

Тема: Тип климата территории проживания и причины, его формирующие. Климат и человек.

Тема: Опасные явления в атмосфере.

Творческие работы.1.Редкие атмосферные явления.2. Правила поведения в грозу.

3. Шаровая молния.

Тема: Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

Творческая работы.1.Картирование источников загрязнения атмосферы микрорайона школы.2.Оценка экологического состояния атмосферы микрорайона школы

( Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации( по хвое сосны, по автотранспортной нагрузке территории)

Биосфера - живая оболочка Земли( 2 часа)

Тема: Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности.

Творческие работы.1.Лекарственные растения. 2. Отражение флоры и фауны в устном народном творчестве народов края.3. Проблемы использование населением даров природы.

Тема: Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности. Красная книга Оренбургской области

Весенняя экскурсия (Практическая работа№15) «Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы»

^ Творческая работа. 1.Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер и др.) 2.Охотничье-промысловые ресурсы и проблемы их использования

Географическая оболочка (3 часа)

Тема: ПТК своей местности.

Весенняя экскурсия (Практическая работа№16) «Взаимосвязи компонентов природного комплекса»

Творческие работы.1.Мой любимый уголок природы.2.Аквариум-природный комплекс.

Тема: Природные зоны своей местности. Изменение природных зон под влиянием человека.

Творческие работы.1.Создание экологической тропы в микрорайоне школы.2.Реликтовы растения края.

Тема: Культурный ландшафт.

Культурные ландшафты своей местности: городские, сельскохозяйственные, промышленные. Человек в культурном ландшафте.

Творческая работа:1. Мини-проект «Культурный ландшафт будущего».2. Культурное наследие своего края

^ Урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной программы модуля «Краеведение»

(в рамках школьной научно-практической конференции)


^ Требования к знаниям и умениям учащихся


Знать/понимать: основные географические понятия; особенности природы своего района, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды; методы исследования природных сред, объектов;

Уметь: описывать особенности природы своего района, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию,

Применять приборы и инструменты для определения количественных и качествен­ных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной форме.


Примерная тематика учебных исследований и мини-проектов:

  1. География в моей жизни.

  2. Профессии наших родителей.

  3. Человек интересной судьбы.

  4. План микрорайона школы.

  5. Исследователи космоса - уроженцы Оренбургской области.

  6. История города в судьбе моей семьи.

  7. Истоки моего родства.

  8. Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.

  9. Семейная реликвия.

  10. Игры народов родного края.

  11. Где родился, там и пригодился.

  12. Моя минералогическая коллекция.

  13. Живи, родник.

  14. Редкие природные явления (по материалам наблюдений)

  15. Местные признаки предсказаний погоды.

  16. Матушка природа для лечения народа.

  17. Зелёная аптека на грядке.

  18. Мой любимый уголок природы.

  19. Деревянное зодчество.

  20. Создание туристического маршрута в микрорайоне школы.

Учебно – методическая литература.

Обязательные:

    1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География». Москва: «Русское слово», 2010 год.

    2. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. «Рабочая тетрадь по географии». Москва: «Русское слово», 2010 год.

    3. Домогацких Е.М. «Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений». Москва: «Русское слово», 2010 год.

    4. Лазаревич К.С. «Я иду на урок географии. Общая физическая география. В двух частях». Москва, «Первое сентября», 2003 год.

    5. Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 – 10 классов». Москва, «Дрофа», 2003 год.

    6. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 – 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.

    7. Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2000 год.

    8. «Настольная книга учителя географии. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя». Москва, «АСТ», 2002 год.

    9. Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И. «Географический словарь». Москва, «Просвещение», 1968 год.

    10. Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. «Тестовые задания по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2001 год.

    11. Петрова Н.Н. «География. Тесты. 6 – 10 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.

    12. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. «Занимательная география». Москва, «Дрофа», 2005 год.


Дополнительные:

  1. 1. Атлас Оренбургской области. /Под ред. А. А. Чибилева. – М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ», 2003.

  2. Ахметов Р. Ш., Герасименко Т. И. и др. Оренбургская область//Путеводитель бизнесмена. М.: 1993.

  3. Альтов В. Г. Города Оренбургской области. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд.,1974.

  4. География Оренбургской области: Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы. /А. А. Чибилев и др. – М.: МГУ, 2002.

  5. Колодина О. А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие. – Оренбург: изд. ОГПУ, 2002.

  6. Коростин Б. А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1971.

  7. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. – Оренбург, 1998.

  8. Оренбургская область. Атлас. – ГИК РФ. Омская картографическая фабрика, 2002.

  9. Русскин Г. А., Фокина Л.А., Пидорин А.В. География Оренбургской области/ Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. Челябинск, 1982.

  10. Русскин Г. А. География Оренбургской области: Природные условия и природные ресурсы: Учебное пособие. Оренбург, изд. ООИПКРО, 2003.

  11. Чибилев А. А. Зеленая книга степного края. Челябинск, 1987.

  12. Чибилев А. А. Природа Оренбургской области. Ч 1. Физико-географический и историко-географический очерк. Оренбургский филиал РГО. Оренбург. 1995.


Сайты интернета.

1.http://maps.yandex.ru/

2.http://maps.google.ru/


Электронные ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6, 8 класс. 2005 год.

  2. 3D-атлас Земли Eingana. 2005 год.

  3. Электронный курс 1С «Начальный курс географии. 6 класс». 2004 год.



Похожие:

Программа кружка Краеведение Содержание iconПрограмма кружка "Краеведение"
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём...
Программа кружка Краеведение Содержание iconДокументи
1. /8 краеведение/Краеведение 8 класс учебно-тематический план.doc
2. /8...

Программа кружка Краеведение Содержание iconДокументи
1. /6 краеведение/УМК краеведение 6 класс.docx
2. /6...

Программа кружка Краеведение Содержание iconДокументи
1. /7 краеведение/Готово Календарно-тематическое планирование Краеведение 7 класс 2011-2012...
Программа кружка Краеведение Содержание iconПрограмма театрального кружка «мир фантазий» Программа дополнительного образования детей 7-11 лет. Срок реализации программы 1 год. Разработчик программы
Направленность модификационной программы театрального кружка «Мир фантазий» по содержанию является художественно – эстетической,...
Программа кружка Краеведение Содержание iconДокументи
1. /9 краеведение/Готово Календарно-тематическое планирование Краеведение 9 класс 2011-2012...
Программа кружка Краеведение Содержание iconДокументи
1. /РП краеведение/~$ебно-тематическое планирование курса Краеведение 7 класс 2008-2009.doc
Программа кружка Краеведение Содержание iconПрограмма кружка «Родничок» для учащихся 5 -8 кл
Члены кружка углубляют общие знания о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся...
Программа кружка Краеведение Содержание iconРабочая программа кружка составлена на основе программы С. В. Гребенникова, В. Г. Хлебостроев 2009г. «Мы информатики». Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)

Программа кружка Краеведение Содержание iconПрограмма по художественному краеведению ( 7-8 классы ) Автор Безлепкина В. Н. учитель изо моу сош с. Большое Попово
Данная программа решает эту задачу, исходя из синкретического характера народного искусства, соединив в интеграционном курсе такие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы