Сообщение о Байкале (приложение 4) Видео о Байкале (приложение 5) Аудиозапись (приложение 6) icon

Сообщение о Байкале (приложение 4) Видео о Байкале (приложение 5) Аудиозапись (приложение 6)



НазваниеСообщение о Байкале (приложение 4) Видео о Байкале (приложение 5) Аудиозапись (приложение 6)
Дата конвертации14.02.2013
Размер104.26 Kb.
ТипСамостоятельная работа



МБОУ «Новоашировская основная общеобразовательная школа»

Матвеевского района Оренбургской области




открытого урока

по географии в 8 классе

на тему «Внутренние воды России.

Озера»



Урок проведен учителем

Аббасовой Р.А


С. Новоаширово, 2012 год


Аннотация


Работа учителя со всем классом

На мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель может использовать следующие электронные образовательные ресурсы :

Презентация (приложение)

Презентация « Река Большой Кинель» (приложение 1)

Видео «Озера России» (приложение 2)

Аудиозапись (приложение 3)

Электронная физминутка на глаза (слайд 21)

Сообщение о Байкале (приложение 4)

Видео о Байкале (приложение 5)

Аудиозапись (приложение 6)


^ Самостоятельная работа учеников

После каждого этапа объяснения темы учителем, учащимся предлагается закрепить знания, выполняя тестовые задания с взаимопроверкой. Вся работа выполняется в индивидуальных картах, что удобно и для учителя, и для учеников.

^ Работа учителя со всем классом

Этап подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения тестов, подводит итоги урока. Выставляет оценки за урок.

^ Задание на дом

Дифференцированное задание на оценку:

«3» - составить рассказ об озёрах России, отметить озера на контурной карте.

«4» - составить план характеристики озера;

«5» - дать определение слову «лимнология», найти из интернета сведения о любом из озер России.


Цели:

1. Образовательная: сформировать понятие « озеро», образование озерных котловин, рассказать о значение озер и их охране.

2. Развивающая: продолжить совершенствовать приемы определения географического положения озер.

3. Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к природе, о правилах поведения;


Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.


Формы: индивидуальная, в парах.

Методы: познавательный, практический, проблемный, ИКТ.

Литература:

  1. Э.М Раковская. География:природа России. 8 класс.: Учебник.-М.: Дрофа, 2002

  2. Атлас по географии. 8 класс

  3. Карты: Физическая карта России

  4. Итернет – ресурсы

http://www.baikaltravel.ru

http://ru.wikipedia.org

http://www.skitalets.ru

http://www.samaragid.ru

http://kinel.biz


Оборудование: физическая карта России; учебник «Физическая география России»; карточки-задания; презентация, проектор.


^ Ход урока.


1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Я рада видеть вас! Мне приятно отметить, что сегодня на урок вы пришли в хорошем настроении, значит, работа будет плодотворной (слайд 1)


2.Проверка знаний

1. Программированный диктант (слайд 2)

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с реками России. Повторим пройденный материал. Проведем программированный диктант. Я буду зачитывать определения терминов, вы записывать правильный ответ.

1. Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке (половодье)

2. Превышение истока реки над устьем (падение реки)

3.Распределение стока реки в течение года (режим реки)

4.Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности (наводнение)

5.Грязекаменные потоки (сель)

6. Низкий уровень воды в реке (межень)

7.Воды суши, пригодные для хозяйственного использования (водные ресурсы)

8. Слой горных пород не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет (многолетняя мерзлота)

9.Переувлажненный участок местности (болото)

10.Крупные искусственные водоемы созданные на реках (водохранилище)

11. Поток воды, текущей в выбранном им углублении (русле) (река)

- Проверим ответы(1-4; 2-1; 3-3; 4-8; 5-10; 6-6; 7-11; 8-9; 9-2; 10-5; 11-7) (слайд 3)


2.- А сейчас просмотрим индивидуальное задание Кагармановой Лилии. Она провела мини – исследование нашей реки Большой Кинель.

Просмотр презентации. (приложение 1)


^ 3. Актуализация знаний (приложение 2)

- То о чем мы будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим , заповедным, историческим, источником богатства и вдохновителем для создания прекрасной музыки, местом отдыха. Вы, наверное, уже догадались. Конечно, это озера - голубые очи России. Такого количества и такого разнообразия озёр, как в России, нет ни в одной стране мира. В нашей стране насчитывается более 1 миллиона озёр. Озера являются важным природным ресурсом страны. Они не только источники пресной воды, рыбы, поваренной соли, но и важный регулятор стока поверхностных вод.

- У вас на партах лежат индивидуальные карты. Запишите туда свою фамилию и имя и тему урока «Внутренние воды и водные ресурсы России. Озера» (слайд 4)


4. Целеполаганание.

- Что бы вы хотели узнать по данной теме?

- Цель урока: Дать представление о размещении, особенностях, происхождении озер на территории нашей страны, продолжить обучение работы с источниками географической информации: картами, таблицами, подчеркнуть роль озер в жизни человека (слайд 5)

- Мне бы сегодня хотелось, чтобы вы вспомнили ранее изученный материал по данной теме и активно работали в течение урока.

- Наша учебная дорога длинна и поэтому без промедления отправляемся в путь.


3.Изучение нового материала.

1.- Мы живем в мире слов. Каждое слово что-нибудь означает. Я предлагаю вспомнить значение слова «озеро».

На экране даны три определения. Нужно выбрать правильное (слайд 6)


  1. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа

  2. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем

  3. Постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении (учащиеся называют ответ 2 и объясняют почему)


2.Работа с картой + проблемный вопрос

- Посмотрите на физическую карту России. Почему в одних районах озер много, а в других их почти нет? (Влажный климат, избыточное увлажнение, наличие котловин, близкое залегание грунтовых вод, близкое залегание водоупорных пластов, не позволяющих поверхностной воде просачиваться) (слайд 7)

- Вы сказали, что озеро – это природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Озёрные котловины имеют разное происхождение.

3.- А теперь, используя текст учебника на  стр. 120, определите какие бывают озера по происхождению котловин и какие из них встречаются в России, дополнительную информацию найдите на карте атласа «Водные ресурсы». Запишите их на свои карточки. Сделайте вывод. (приложение 3)

- Проверим ваши записи (слайд 8)

1. Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах и трещинах земной коры). Такие озёра продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира - Байкал (1637 м) (слайд 9)

2. Озёра ледниково-тектонического происхождения (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них: Ладожское, Онежское (слайд 10)

3^ . Мореные озёра занимают понижения между моренными котловинами. Таким озером является озеро Селигер на Валдайской возвышенности (слайд11)

4. Вулканические озёра находятся в кратерах вулканов на Курильских островах и на полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает (слайд12)

5. На территории, имеющей вечную мерзлоту, образуются термокарстовые озёра. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии таких озёр множество, самое известное - озеро Неджели (слайд13)

6. В долинах рек распространены небольшие озёра-старицы - это старые русла рек, имеющие очертание подковы – т.к. это бывшие излучены рек – меандры (слайд 14)

7. Если имеется распространение растворимых в воде горных пород, например, известняков, гипсов, доломитов, то в таких районах образуются карстовые озёра. Как правило, они имеют округлую форму (слайд 15)

8^ . Запрудные озёра возникают в горах, когда в результате обвала масса горных пород перегораживает русло реки (слайд 16)

- Давайте закрепим полученные знания о происхождении озерных котловин. В индивидуальных картах, на карточке №1 даны типы озер и их описания. Найдите соответствующие им названия. (приложение 3)

- Проверим ответы (взаимопроверка) Поставьте оценки друг другу.

( Ответы: 1 - г; 2- д; 3 - е; 4 – б; 5 – з; 6 – ж; 7 – а; 8- в) (слайд17)

- В нашей области в долинах рек Урала, Сакмары много озер – стариц и есть термокарстовые озера, например Косколь в Беляевском районе. И, конечно, же, главная достопримечательность Оренбургской области – озеро Развал, которое образовалось на месте выработки соли горы Тузтубе. Оно термокарстового происхождения. Концентрация соли в озере Развал колеблется от 270 до 340 граммов на литр воды (слайд 18)

^ 4.- Озеро – это не только котловина. Но и углубление, заполненное водой. Все озёра по приходу и расходу воды можно разделить на три группы (слайд 19)

- На карточке №2 вы видите контуры озёр разного типа. Распределите их по видам озёр по расходу и приходу воды, ответы нужно будет объяснить.

(Ответы:   1 – глухое; 2 – сточное; 3 – бессточное; 4– бессточное; 5 - сточное)

- Подумайте, при каких климатических условиях чаще всего образуются эти виды озёр (сточные озера, как правило, пресные, так как реки, вытекающие из озера, выносят соли, а бессточные озера – соленые, в них впадают, но ни одна река не вытекает. В таком озере соли накапливаются.)

5. - Озёра отличаются не только по стоку воды, но и по наличию соли. Все озёра по солёности можно разделить на 3 группы (слайд 20)

- В России более 1 млн. озёр. Я предлагаю познакомиться с самыми известными озёрами, используя карточку №3. Работаем в парах Нужно отгадать, что это за озеро и показать его на карте.

Озеро 1. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское)

Озеро 2. Это озеро самый крупный пресноводный водоём в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни – единственная связь страны с осаждённым Ленинградом. (Ладожское)

Озеро 3.Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь и природа в первозданном виде. Алтын-Коль (Золотое озеро) – такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нём холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби. (Телецкое)

Озеро 4.Ещё при Петре 1 проложили русские люди «государеву дорогу» от студёного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. (Онежское)

Озеро 5.А это озеро – исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году  произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России, котловина озера ледникового происхождения. (Чудское)

Озеро 6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты. Оно не глубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже великаны Арктики – овцебыки. (Таймыр)

Озеро 7. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений – ¾ из них эндемики, т.е. встречаются только здесь. (Байкал)

Озеро 8. Это крупное Дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница  России с Китаем. В нём водятся беспанцирные черепахи. (Ханка)


^ 6.Физминутка (электронная физминутка на глаза) (слайд 21)

7.- Как вы уже поняли, озёра всегда играли большую роль в жизни человека.

- Рассмотрим схему «Значение озёр» (слайд 22)

Богатства Значение


1.вода 1.транспорт

2.продукты питания 2.водоснабжение

3.минеральные вещества 3.зона отдыха

- В наш век, когда водные ресурсы Земли истощаются, значение пресных водоёмов, сохранение их чистоты, богатства их флоры и фауны становится делом первостепенной важности. Вот поэтому даже к самому крошечному озеру, наполненному «живой водой», следует относиться как к ценнейшему дару природы. Каждое озеро имеет свою жизнь (слайд 23)

 8.- На территории нашей страны сохранилось немало уникальных естественных водоемов, по отношению к которым необходимо проявить внимание и заботу. Золотое озеро - зовут его алтайцы,

лама- море - эвенки, Далан - Нор (Великое озеро) – монголы, Бай- Куль - богатое озеро - тюрки. Что это за озеро? Правильно, это озеро Байкал. Предлагаю совершить путешествие на это озеро.

- Послушаем сообщение Ярулина Радика о Байкале (приложение 4)

- Посмотрим видео об этом уникальном озере (приложение 5)

- Самое сложное – это решить, как нужно относиться к Байкалу. Либо этот «музей живых древностей» сделать национальным парком, либо промышленным районом. К сожалению, второй путь всё более побеждает. Не случайно забили тревогу учёные. А Андрей Вознесенский написал стихи: (приложение 6)

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

«Мёртвое море – священный Байкал».

я на себе почувствовал взор,

будто я моря убийца и вор.

Ну неужели наука солгала

Над запрокинутым взором Байкала?

И неужели мы будем в истории –

«Эти, Байкал загубили которые?»

Надо вывесить бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень.

Это не только отстойников числа –

Совесть народа должна быть чистой.

Вот почему, узнав показуху,

Борются наши прорабы духа,

Чтоб заповедником стало озеро,

Чтоб его воды не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал

«Мёртвое море – священный Байкал».

- Надеюсь, что вы разделите вместе со мной слова, что на карте нашей Родины не должны исчезнуть голубые пятна озёр. Наша задача перед будущим поколением – донести до него и не расплескать эти природные чаши, полные бесценной живительной влаги.

4.Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Проверим знания. Выполним тестовые задания на карточке№4

1. Озеро – это…

А) избыточно увлажнённые участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа;

Б) природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем;

В) постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.

^ 2. Озеро Байкал имеет тип озёрной котловины:

а) вулканическую; б) карстовую; в) тектоническую; г) ледниковую.

3. По расходу и приходу воды озеро Байкал:а) глухое; б) бессточное;

в) проточное.

4. По солёности озеро Байкал:а) минеральное; б) пресное; в) солёное.

5. Перечислите богатства озера Байкал.

- Оценки за работу на уроке….

5.Домашнее задание:

Дифференцированное задание на оценку:

«3» - составить рассказ об озёрах России, отметить озера на контурной карте.

«4» - составить план характеристики озера;

«5» - дать определение слову «лимнология», найти из интернета сведения о любом из озер России.






Похожие:

Сообщение о Байкале (приложение 4) Видео о Байкале (приложение 5) Аудиозапись (приложение 6) iconДокументи
1. /Приложение 1 источники дефицита.doc
2. /Приложение...

Сообщение о Байкале (приложение 4) Видео о Байкале (приложение 5) Аудиозапись (приложение 6) iconДокументи
1. /Приложение 1 источники дефицита +++.doc
2. /Приложение...

Сообщение о Байкале (приложение 4) Видео о Байкале (приложение 5) Аудиозапись (приложение 6) iconДокументи
1. /ОРГАНИЗАТОРЫ_ППЭ_РУССКИЙ_2012/~$иложение 1_14_Приозерский.doc
2. /ОРГАНИЗАТОРЫ_ППЭ_РУССКИЙ_2012/~$иложение...

Сообщение о Байкале (приложение 4) Видео о Байкале (приложение 5) Аудиозапись (приложение 6) iconДокументи
1. /ОРГАНИЗАТОРЫ ППЭ_МАТЕМАТИКА_2012/Приложение 10_Лодейнопольский_М.doc
2. /ОРГАНИЗАТОРЫ...

Сообщение о Байкале (приложение 4) Видео о Байкале (приложение 5) Аудиозапись (приложение 6) iconКонкурс состоит из следующих проектов: «Салют, Пионерия!» посвящен 90-летию Пионерии (приложение 1) Наше дело «Пионеры новой эры» конкурс компьютерных работ (приложение 2)
«Нет предела совершенству» или «Умеем сами научим вас» конкурс авторских мастер-классов (приложение 3)
Сообщение о Байкале (приложение 4) Видео о Байкале (приложение 5) Аудиозапись (приложение 6) iconДокументи
1. /положение об РК/Приложение ь01 Бланк РевКомиссии.doc
2. /положение...

Сообщение о Байкале (приложение 4) Видео о Байкале (приложение 5) Аудиозапись (приложение 6) iconПриложение Малые посвящения Приложение Толкование аспектов гороскопа по "Каббале чисел" Приложение 5
Кроме того, важную роль в жизни любого человека играют числа, фигурирующие в дате рождения; например, если вы родились 5 декабря,...
Сообщение о Байкале (приложение 4) Видео о Байкале (приложение 5) Аудиозапись (приложение 6) iconПриложение 1 Приложение 2
Объем средств на выплату заработной платы учителям (статья 211) на 2012 год (тыс руб.)
Сообщение о Байкале (приложение 4) Видео о Байкале (приложение 5) Аудиозапись (приложение 6) iconПриказ Федерального агентства по физической культуре и спорту от 30 января 2007 г. N 37 "Об утверждении знаков и удостоверений к спортивным званиям"
Утвердить знаки и удостоверения к спортивным званиям "Мастера спорта России" (приложение n 1), "Мастер спорта России международного...
Сообщение о Байкале (приложение 4) Видео о Байкале (приложение 5) Аудиозапись (приложение 6) iconДокументи
1. /КД 2014-2016/Коллективный договор.doc
2. /КД...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов