Тезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6»
Тезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6» icon

Тезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6»



НазваниеТезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6»
Черткова Ю. О
Дата конвертации04.11.2012
Размер39.01 Kb.
ТипТезисы



Тезисы к исследовательской работе

«Экология слова и культура речи»


Автор:

Черткова Ю. О.

7 «А» класс

Руководитель:

Аникина Ю. В.


МОУ «Калачеевская СОШ №6»

г.Калач


Наш язык заслужил право

на бережное к себе отношение,

на всенародную заботу.

Б.Васильев


С конца 70-х годов ХХ века все чаще возникает проблема экологии культуры, и постепенно приобретает все более глубокое содержание, превращаясь в термин гуманитарной области знания.

В настоящее время актуальным стал термин языковая экология или экология слова. Экология слова охватывает слой всех "некультурных" слов, противопоставляя его "культурному", тем самым выступая за "экологически чистый" русский язык. Появилось даже понятие – "экология речевой среды", т.е. то, что нуждается в защите, спасении, очищении.

Обращение к этой проблеме позволяет актуализировать уже добытое знание о слове, нарастить новое и проанализировать и оценить состояние речевой культуры современного общества. Таким образом, хорошее владение русским языком, правильная речь были, есть и будут актуальными.

Слово "экология" составлено из двух греческих слов: oikos + logos. Первая часть означает "дом", "родина", отсюда - и более широкое современное значение: "среда обитания". Вторая часть многозначна, обозначает: "слово", "понятие", "мысль", "определение", "речь", "учение".

Родоначальником понятия экологии языка (эколингвистики) принято считать американского лингвиста Эйнара Хаугена, который в 1970 г. в докладе "Экология языка" отмечал: "Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением."

В отечественной науке о "лингвоэкологии" заговорили в конце 80-х, (представители течения: В.В.Виноградова, Л.И.Скворцова, В.П.Григорьевой, С.И.Виноградовой, В.В.Колесовой, Ю.Н.Караулова и другие.)

Экология слова: это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья; это наука о целостности языка, о его связи с культурой своего народа; это наука об энергетике слова, о его творящей силе, о его отношениях с биосферой, с языком живой природы.


^ Предметами лингвистической экологии являются культура мышления и речевого поведения, воспитание лингвистического вкуса, защита и "оздоровление" литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетика речи

^ Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого общения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем.

Наиболее важный источник новой лексики – заимствования. Встречается также еще одно новое языковое явление - комбинированное (латиницей и кириллицей) написание сложносоставных слов.

Важнейшее условие хорошей речи – логичность. Существенное значение имеет выразительность речи, которая достигается четким ясным произношением, правильной интонацией, умело расставленными паузами.

Очень важна чистота речи. Если в речи присутствуют слова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы, то это свидетельствует о бедности и ограниченности словарного запаса.

Интенсивная демократизация языка в сочетании с отменой цензуры привела к тому, что потоки сниженной, жаргонной, нецензурной лексики вышли за пределы своей социальной среды. Жаргонная лексика уступает литературной в точности, что определяет ее неполноценность как средство общения. Значение жаргонизмов, как правило, варьируется в зависимости от контекста.

Академик Д.С.Лихачев отмечал, что жаргон - это не только примитивная речь, она отражает и примитивное сознание. Это беда современного общества, лингвоэкологи говорят о разрушении речевой и культурной традиции, которое выражается в открытом употреблении бранных слов.

Итак, русская речь переживает сегодня состояние острого кризиса. Важно, чтобы то, что мы говорим, и особенно то, как мы говорим, перестало быть только личным делом каждого отдельного человека, а стало бы предметом организованных целенаправленных общих усилий по устранению "речевого мусора".


В этом деле может оказаться полезной и государственная поддержка русского языка. В качестве мер такой поддержки можно рекомендовать следующее: обеспечение научных, массовых и школьных библиотек новыми словарями русского языка и современными учебниками; финансирование научных и научно-популярных журналов по русскому языку; организацию научно-популярных передач по русскому языку на радио и телевидении; официальное издание новой редакции свода правил орфографии и пунктуации.




Для повышения личной речевой культуры необходимо:

  • разъяснить лицам, чьи выступления попадают в центр общественного внимания, необходимость бережного отношения к родному языку;

  • разъяснить руководителям СМИ необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов;

  • организовать консультативную службу русского языка;

  • пропагандировать классическую литературу;

  • обеспечить библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи;

  • подготовить и издать новую редакцию официального свода правил орфографии и пунктуации;

  • пропагандировать бережное отношение к русскому языку.




Похожие:

Тезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6» iconИсследовательская работа «Заимствования в речи как языковое явление» Черткова Юлия Олеговна, 8 класс, мкоу «Калачеевская сош №6»
Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, в нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья
Тезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6» iconЧерткова Юлия Олеговна, 8 класс, мкоу «Калачеевская сош №6» в данной работе представлено исследование
Это обстоятельство дало основания многим людям, в том числе и лингвистам, говорить о порче, распаде, разложении, кризисе, упадке...
Тезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6» iconПлан-конспект Урок французского языка в 9-м классе. Страноведение. Музеи Парижа. (По учебнику Н. Селивановой, А. Шашуриной "Синяя птица 9") Учитель моу «Калачеевская сош №6» Аникина Ю. В
Совершенствование навыков изучающего чтения (с извлечением запрашиваемой информации)
Тезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6» iconПамятка начинающему исследователю: как написать хорошие тезисы Что такое тезисы
Тезисы – это краткий научный текст, в котором изложены основные результаты исследовательской работы (те результаты, о которых автор...
Тезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6» iconСценарий торжественной линейки «Землянам чистую планету» Аникина Юлия Валентиновна, учитель иностранных языков II кк моу калачеевская сош №6 Воронежской области
Ориентация школьников на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде как нормы жизни
Тезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6» iconПояснительная записка к уроку французского языка в 5 классе по теме: «Праздники во Франции. Рождество» (учитель французского и английского языков Аникина Юлия Валентиновна моу «Калачеевская сош №6»)
Данная работа представлена по гуманитарному направлению. Тема урока «праздники во Франции. Рождество»
Тезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6» iconДокументи
1. /Печатные 5 класс/Второстепенные члены предложения.doc
2. /Печатные...

Тезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6» iconДокументи
1. /Печатные 5 класс/Второстепенные члены предложения.doc
2. /Печатные...

Тезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6» icon2. Официально зафиксированные достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе
Критерии материального стимулирования по категориям должностей работников моу борецкая сош
Тезисы к исследовательской работе «Экология слова и культура речи» Автор: Черткова Ю. О. 7 «А» класс Аникина Ю. В. Моу «Калачеевская сош №6» iconТезисы к работе «Вирусы» Работу ученик 11 «а» класса моу сош №3 Павлов Антон учитель биологии: Дзюба Лариса Степановна Цели и задачи
Вирус (от лат virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов