Основная образовательная программа начального общего образования icon

Основная образовательная программа начального общего образования



НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования
страница1/18
Дата конвертации02.11.2012
Размер3.77 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Управление образования Оленинского района

Тверской области

Муниципальное образовательное учреждение

Оленинская средняя общеобразовательная школа


«Согласовано» «Утверждаю»

на педагогическом совете директор МОУ ОСОШ

МОУ Оленинская СОШ Головур В.Н.

протокол № 2 приказ № 178

от 28 сентября 2010г. от_29__сентября 2010г


Основная образовательная программа

начального общего образования


Оленино

2010 год


Оглавление


1.Пояснительная записка. стр. 3-13

2.Планируемые результаты освоения обучающимися

основной образовательной программы начального

общего образования. стр. 14-46 3.Учебный план начального общего образования. стр. 46-54

4.Программа формирования универсальных учебных

действий у обучающихся на ступени начального

общего образования. стр. 54-122

5.Программы отдельных учебных предметов. стр. 122-161

6.Программа духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования,

программы кружков внеурочной деятельности. стр.161-206

7.Программа формирования культуры здорового и

безопасного образа жизни. стр. 207-220

8.Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы

начального общего образования. стр. 220-243


1. Пояснительная записка

1.1.Введение


Основная образовательная программа начального общего образования подготовлена рабочей группой в составе: Андреева Валентина Александровна- заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, руководитель группы, Тимофеева Елена Алексеевна- заместитель директора школы по научно-методической работе, Бугрова Наталья Андреевна, заместитель директора по воспитательной работе, Денисенкова Наталья Валерьевна- учитель начальных классов, Емельянова Татьяна Викторовна- учитель начальных классов, Алимова Елена Леонидовна- учитель начальных классов, Кольцова Наталья Михайловна-учитель начальных классов, Орлова Вера Борисовна- учитель начальных классов, Козлова Елена Александровна – психолог школы.

Основная образовательная программа начального общего образования (далее - ^ Образовательная программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарта), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373, с учетом Основной образовательной программой МОУ Оленинская средняя общеобразовательная школа, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).

Главная проблема существующей системы образования заключается в ее недостаточной эффективности, которая проявляется в том, что не видно результата, значимого вне самой системы образования. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое.

Прежде всего, Стандарт устанавливает требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального образования; к структуре Образовательной программы, к условиям реализации Образовательной программы (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям).

Ключевым документом, определяющим для МОУ Оленинская средняя общеобразовательная школа организационно-управленческие и содержательно деятельностные предпосылки осуществления новой образовательной политики, является Образовательная программа. Она позволяет подчинить входящие в нее основные и дополнительные образовательные программы, учебную и другие виды образовательной деятельности достижению стратегической цели.

^ Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В социальном аспекте Образовательная программа является свободной формой гражданского договора между обществом (т.е. родителями ) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы и Управлением образования Оленинского района) относительно развития тех или иных компетентностей обучающихся. Она демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики начальной школы. Мониторинг выполнения такой программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую основу для оценки вклада каждого педагога в учебные и образовательные достижения детей и одновременно для публичного отчета директора школы перед социумом-заказчиком.

С целью анализа особенностей и возможностей по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания начального общего образования выбран один из семи наиболее распространенных в общеобразовательных учреждениях УМК «Перспективная начальная школа», а в части преемственности дошкольного и начального школьного образования планируется УМК «Предшкола нового поколения».

^ Образовательная программа содержит обязательную часть (80%) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20% от общего объема программы.)

, Структурные компоненты ^ Образовательной программы определены Стандартом, Примерной программой и обоснованы идеей технологичности проектирования:

1) пояснительная записка;

2)планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  1. учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий на

ступени начального общего образования;

  1. программы учебных предметов, разработанные в свете требований стандарта;

  2. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования;

  1. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  2. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального

общего образования.


(1.1) ^ Цели и задачи реализации Образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования.

Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

^ Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Основные цели концептуальных положений образовательной программы «Перспективная начальная школа.»


Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа», является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Инновационные подходы нашли свое отражение и в целевой установке УМК «Перспективная начальная школа» – обеспечение планируемых результатов основной образовательной программы, к числу которых отнесены:

- личностные результаты – знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения, сформированость мотивации к обучению, сформированность умения учиться;

- метапредметные результаты – освоенные обучающимися в ходе образования (урочной и внеурочной деятельности) универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные;

- предметные результаты – освоенная обучающимися в ходе изучения того или другого предмета, в условиях урочной и внеурочной деятельности, система ЗНАНИЙ и опыт специфичный для предметной области по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

***

В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.


В УМК «^ Перспективная начальная школа» задачи начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта раскрываются следующей формулировкой: «На ступени начального общего образования средствами УМК осуществляется решение следующих задач: развитие личности школьника, его творческих способностей; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим», интереса к учению; формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

(1.2). Принципы (требования) и подходы к формированию Образовательной программы.

Стандарт направлен на обеспечение:

– равных возможностей получения качественного начального общего образования;

– духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

– преемственности основных образовательных программ;

– сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

– единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

– демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширения права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

– формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися ^ Образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

– условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.


УМК «Перспективная начальная школа» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучаемым с учетом: разновозрастного зачисления детей в первый класс (дети семи, восьми лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); топографической принадлежности детей (городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества, что, безусловно, должно сказаться на подборе учебного материала); разного уровня владения русским языком (нередко это дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы); особенностей мировосприятия городских и сельских детей; наполняемости классов: полные и малокомплектные; разновозрастные и разноуровневые и другие факторы.

Основные принципы (требования) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»:

^ Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы.

^ Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяет удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), по формированию универсальных УУД.

^ Принцип практической направленности. Он предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию);

^ Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.

^ Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу). Это приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.

^ Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

(1.3). Общая характеристика Образовательной программы. Образовательная программа, разработанная образовательным учреждением, предусматривает:

–достижение планируемых результатов освоения ^ Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

–выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, консалтинговая деятельность, психологическое сопровождение детей с «синдромом раннего развития» и одаренных детей;

–организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

–участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

(1.4).^ Информационная справка об образовательном учреждени

Полное наименование образовательного учреждения в соответ­ствии с Уставом: Муниципальное общеобразовательное учреждение Оленинская средняя общеобразовательная школа

Юридический адрес: 172400. Тверская область, п. Оленино, ул. Ленина дом68/ 7

Телефоны / факс: 8 258 2 23 03

Адрес сайта в Интернете

www.scooi.nm.ru

Лицензия Серия А №232105 Регистрационный № 88 Дата выдачи 27 марта 2007 года устанавливает, что Муниципальное общеобразовательное учреждение Оленинская средняя общеобразовательная школа место нахождения: 172400, Россия, Тверская область, п.Оленино, ул. Ленина 68/7 ИНН 6934003606 имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. Лицензия действительна по 27 марта 2012 года Выдана Департаментом образования Тверской области.

Начальная школа размещена на первом этаже в здании МОУ Оленинской средней общеобразовательной школы(сдано в эксплуатацию в 1974 году).

В 1998, 1999, 2001 и 2003 годах школа получила звание «Школа года», в 2000 – «Школа века». В 2001 году школа награждена Грамотой Губернатора. Школа является академической школой академии творческой педагогики.

В 2006 году – Почетная грамота Департамента образования Тверской области,

Диплом 1 степени 111 Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

2007 год - Диплом победителя конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы( Приказ минобрнауки России от 5 мая 2007 г. № 134

2008-2009 годы – Лауреат конкурса «Школа России».

С 1993 года—начало перехода на 4-летний период обучения.

С 2007 года—Информационно-консультационный цетр по апробации и внедрению нового учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».

2005 год—победитель областного конкурса «Лучшая школа Подмосковья—2005” в номинации «Школа успешных учеников»..

2006 год—победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Школа находится в микрорайоне, где проживают различные социальные слои общества. Проанализировав запросы родителей на образовательные услуги, были отмечены следующие приоритеты:

  • дать сумму знаний и умений для продолжения образования в основной школе;

  • обеспечить безопасное и комфортное пребывание ребёнка в общеобразовательном учреждении, в группах продленного дня;

  • создать условия для полноценного развития личности, получения знаний для поступления в высшие учебные заведения.

В школе обучаются дети с разным уровнем интеллектуального развития (в том числе одарённые и нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении). Исходя из этого, было выбрано направление развития образовательного учреждения в соответствии с концепцией адаптивной школы. Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся. Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности, гибко реагировать на социальное изменение среды.

В 2009-10 учебном году в начальной школе обучалось 182 ученика в 9 классах. Средняя наполняемость классов составила 20,2 человека. Работа велась в режиме пятидневной недели в одну смену.


Продолжительность учебной недели (дней)


1 - 4 классы – 5 дней


Продолжительность урока (мин.)

1 - 4 классы – 35 мин


Продолжительность перерывов (мин.)

минимальная - 10 мин.

максимальная - 15 мин.


Информация по реализации Приоритетного национального проекта «Образование»

^ 1. Работа по использованию средств, полученных из государственного бюджета.

1.1.Получено и установлено новое оборудование в кабинетах химии, биологии, физики. Открыт информационный центр, установлены корт и площадка для мини футбола с искусственным покрытием на сумму 7 864 тысячи рублей.

1.2.В 2010 году установлено видеонаблюдение.

1.3.Оборудуется кабинет информатики для начальной школы.

1.4 Заменена мебель, установлен проектор в 1а классе (Пилотная площадка).

^ 2.Работа по обобщению и распространению инновационной деятельности Начальной школы

  1. Разработан и направлен в Управление образования Оленинского района план проведения семинаров, конференций, консультаций на базе школы; итоговый содержательный отчет .

  2. Разработан образовательный модуль повышения квалификации педагогических и управленческих кадров Тверской области «Перспективная начальная школа» 2.3Разработаны программы и учебно-тематические планы практических
    семинаров:

  • «Формирование универсальных учебных действий - основа развития
    компетенции младшего школьника»;

  • «Организация контрольно-оценочной деятельности учителя в соответствии с требованиями ФГОС НОО»;

  • «Организация психолого-педагогической поддержки в школе первой
    ступени».

2.4. Проведена серия практических семинаров.

В семинарах принимали участие учителя начальных классов, заместители директоров школ района и Тверской области.

2.5Проведены консультации для администраторов, учителей начальных
классов, психологов и логопедов.

2.6.Совместно с методическим отделом издательства
«Академкнига/учебник» проведено два зональных семинара:
«Формирование универсальных учебных действий - основа развития
компетенций младшего школьника. Урок в УМК «Перспективная начальная
школа» (48 участникаов и 79 участников) На них проведено учителями начальной школы 7 отккрытых уроков по УМК «Перспективная начальная школа».

2.7.Педагогические работники принимали участие в областных педагогических конференциях, делились опытом работы по УМК «Перспективная начальная школа»

2.8.Подготовлены и опубликованы статьи по обобщению инновационного
опыта начальной школы:

  • Журнал «Завуч начальной школы» №3, 2009 г.


2.9.Учителями подготовлены и отправлены материалы из опыта работы в журналы «Начальная школа», «Завуч» и др.

2.10.Принимали активное участие в областных, зональных и районных конференциях, семинарах, «круглых столах», выступали на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.


^ 3. Организационная работа, направленная на развитие начальной ступени МОУ Оленинской средней общеобразовательной школы

  1. Совместно с Управлением образования ведется подготовительная работа для внедрения в образовательный процесс дошкольных учреждений комплекта «Предшкола нового поколения».

  2. Начата работа по опережающему введению ФГОС НОО в рамках Пилотной площадки.

3.3.Совершенствуется работа начальной школы как ИКЦ «Перспективная начальная школа»


Результаты работы начальной ступени общего образования

МОУ Оленинская средняя общеобразовательная школа за 5 лет.

Анализ результатов образовательного процесса за последние пять лет свидетельствует о стабильно высоких результатах обучения детей. Вот как выглядят эти показатели в таблице (в сравнении за пять лет):





2005-2006

учебный год

2006-2007

учебный год

2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

Количество классов-комплектов

9

9

10

9

9

Количество обучающихся (всего)

179

188

179

176

182

В том числе 2-4 кл.

133

137

139

129

140

Отличники

19

13

18

24

21

Хорошисты

67

69

72

66

83

Успевают на «4» и «5»

86 (65%)

82 (60%)

90 (65%)

90 (70%)

104 (74%)

Имеют «3»

47

55

49

39

36

Оставлены на второй год

-

-

-

-

-



(1.5). Состав участников образовательного процесса МОУ Оленинская средняя общеобразовательная школа. В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся, совет школы..

Общая структура ^ Образовательной программы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


^ 11.Планируемые результаты освоения

образовательной программы


В соответствии со Стандартом планируемые результаты освоения Образовательной программы (второй раздел проектируемого документа) обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Образовательной программы; являются основой для ее разработки; выступают содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися Образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Основными адресатами и пользователями планируемых результатов являются:

-лица, принимающие решения о развитии системы образования на разных ее уровнях (федеральном, региональном , муниципальном);

-учащиеся и их родители;

-профессиональное педагогическое сообщество:

-учителя и школьные психологи;

-руководитель образовательного учреждения и его заместители;

-авторы программ и учебников;

-сотрудники различных служб контроля и оценки качества образования.

Всем пользователям планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

-личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

-метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

-предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.


Связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ^ Образовательной программы на основе сопоставления содержания, заложенного в УМК «Перспективная начальная школа», с требованиями Стандарта по каждой группе планируемых результатов (личностные, метапредметные, предметные результаты):

^ Планируемые личностные результаты

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание*;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

^ Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

*курсивом выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»)

В сфере личностных результатов у выпускников начальной школы, занимающихся по УМК «Перспективная начальная школа», будут сформированы: внутренняя позиция; адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы и их выполнение; способность к моральной децентрации.

^ Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную*;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

^ Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

- предвосхищать результат;

- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

^ Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- различать способ и результат действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Коррекция:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция:

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

*курсивом выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»)


В таблице, в соответствии с логикой организации учебной деятельности, представлены следующие группы регулятивных УУД: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Для каждой из групп определены соответствующие показатели (характеристики), формирование которых позволит выпускникам начальной школы, занимающимся по УМК «Перспективная начальная школа», овладеть типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане); контролировать и оценивать свои действия; вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

^ Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приёмы решения задач;

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач*;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий,

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

- применение и представление информации;

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- подведение под правило;

- анализ; синтез; сравнение; сериация;

- классификация по заданным критериям; установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения; обобщение.


В таблице представлены четыре группы познавательных УУД как составной части метапредметных результатов: общеучебные, знаково-символические, информационные и логические. Обоснованность их определения и содержательного наполнения аналогична проектированию личностных результатов.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты(таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, презентации, небольшие сочинения, графические работы). Овладевают первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к полученной информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

В сфере познавательных УУД выпускники, занимающиеся по УМК «Перспективная начальная школа», научатся: воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

^ Коммуникативные универсальные учебные действия

Инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

^ Планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

^ Управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности*;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

*курсивом выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»)


В таблице, в соответствии с особенностями организации общения (взаимодействия), представлены следующие группы коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество; планирование учебного сотрудничества; взаимодействие; управление коммуникацией.

В сфере коммуникативных УУД выпускники начальной школы, занимающиеся по УМК «Перспективная начальная школа», приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

***

^ Планируемые предметные результаты освоения Образовательной программы достаточно полно представлены в Стандарте с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя учебные предметы: филология (русский язык, литературное чтение; иностранный язык); математика и информатика; обществознание и естествознание (окружающий мир); основы духовно-нравственной культуры народов России; искусство (изобразительное искусство; музыка); технология; физическая культура и в УМК «Перспективная начальная школа» с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя следующие учебные предметы: филология (русский язык и литературное чтение); математика и информатика; обществознание и естествознание (окружающий мир); искусство (музыка); технология.

Реализация данного раздела Образовательной программы осуществляется с одной стороны в свете требований Стандарта, с другой - содержанием УМК «Перспективная начальная школа».

^ Русский язык

В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научатся осознавать язык основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка ученики начальной школы получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников начальной школы будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве,

стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускники начальной школы научатся осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) записи собственных и предложенных текстов, овладеютумением проверять написанное. Выпускники начальной школы получат первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомятся с разделами изучения языка — фонетикой и графикой,лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научатся находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами. В результате изучения курса русского языка у выпускников начальной школы будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

^ Содержательная линия «Система языка»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования icon2011г. 2011г. Е. Е. Сухов Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 – 2015 гг
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст. 14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) оу пионерской оош является основным нормативным...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу сош №116 Города Челябинска на период 2011-2015 годы г. Челябинск. Оглавление Целевой раздел
Введение. Основная образовательная программа начального общего образования в мбоу сош №116 разработана на основе примерной основной...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования (2 – 4 классы) основного общего образования (5 – 9 классы) среднего общего образования (10 – 11 класса)
Основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования образовательная система «Школа ХХI века»
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОбразовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения Демьяновская средняя...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОбразовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения «Круглянская средняя...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Ломовская основная общеобразовательная школа
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каргальская основная общеобразовательная школа»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования м коу «Радогощинская основная общеобразовательная школа» на период 2011-2015 уч г. Законодательная база для разработки программы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов