Урока Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов icon

Урока Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов



НазваниеУрока Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов
Дата конвертации20.11.2012
Размер174.69 Kb.
ТипУрок


Дидактический проект урока


Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов.


Класс: 7- ой


Тип урока: комбинированный; развитие представления и

обобщение.

Цели:

1.Познакомить учащихся с типами каталогов.

2.Ознакомить учащихся со структурой алфавитного и

систематического каталогов.

3.Выработать навыки и умения работы с каталогами.

4.Научить учащихся на практике правильному поиску

литературы.

5.Познакомить учащихся с новым типом каталога - электронным.


Дидактические методы и приемы:

Беседа, работа в группах, опрос, работа с каталогом, дидактическая игра « Кто хочет стать библиотекарем», инсценировка, управляемая дискуссия, пояснение, индивидуальная работа.


Оборудование:

доска, книги, каталожные карточки, ящики с карточками, эмблемы.



^ Этапы урока

цели

Деятельность библиотекаря

Деятельность

учащихся

методы

I.Орган.

момент




Сегодня в мире выходит в свет огромное количество книг.

В нашей библиотеке больше 11 тысяч художественной и методической литературы, в больших библиотеках - сотни тысяч книг. Надо уметь выбрать необходимое и интересное. Как же выбрать нужное? Библиотеки открывают читателем свои богатства с помощью каталогов. Сегодня тема нашего урока « Средства выбора информации. Типы каталогов».

^ Мы с вами познакомимся с типами каталогов, их структурой, научимся работать с различными типами каталогов




беседа

^ II. Введение

в новую тему.




А вы знаете, что такое «каталог». Что означает это слово? Это слово пришло к нам из Древней Греции. Оно означает « список, перечень», « опись».
В « Толковом словаре», дается такое определение: «Каталог – составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов (книг, экспонатов, товаров)».


На первых порах каталог представлял собой перечень книг, хранящихся в библиотеке (в виде книги). С ростом книжных богатств подобные списки не могли уже удовлетворять ни библиотекарей, ни читателей. И вот в начале XX веке появился новый вид каталога - карточный, который существует и поныне.



^ Каталог- это список чего-то? Список книг.

Опрос


беседа

III Работа по новой теме.


IV

Обобщение






Давайте составим ассоциативный ряд, то есть ваши представления о слове « каталог».


Мы убедились, что знаем о каталоге, очень мало. Давайте узнаем больше. Перенесемся в Волшебную страну. На столах у вас - предметы из сказок. Зачем они вам?


^ Сейчас представьте себе, что вы в театре, а на сцене – ваши друзья.

Послушайте сказку и подумайте над вопросом: « Почему царь Горох не смог найти быстро нужную ему книгу?» Инсценировка. См. приложение №1


Сегодня в моем рассказе вы услышите много новых слов. Попытаемся вместе с вами найти их лексическое значение. Среди них есть несколько самых главных: каталог, СК, АК, ЭК, каталожная карточка, шифр, полочный индекс, авторский знак, элементы описания.

^ Каждую новую книгу в библиотеке регистрируют: записывают в специальную тетрадь, определяют ее место на полке, ставят печать и заводят на нее карточку.

Посмотрите, ребята, вот они - каталожные карточки. Прочитайте внимательно все, что написано на карточке. Что мы узнали из карточки?


^ Это – обязательные элементы библиографического описания.

Карточка, как паспорт человека, из него мы узнаем самые важные данные. Даже не видя книгу, карточка скажет нам о ней все. А откуда берутся сведения для каталожной карточки?

^ Рассмотрите внимательно книгу, которая у вас на партах вместе с карточкой. Сравните титульный лист и написанное на карточке. Совпадает?

Да, сведения берутся с титульного листа. Но вы должны запомнить, что существует последовательность и обязательные элементы библиографического описания.

Карточки с описанием книг, собранные в определенном порядке, составляют каталог. Каталоги бывают разные. Если расставить такие карточки по алфавиту авторов или заглавий книг, то каталог будет алфавитным.

Книгу отыскать по нему не составляет особого труда. Что нужно для этого знать?


^ Вот этот исторический эпизод поможет вам запомнить АК.


Теперь, ребята, ответьте на вопрос « Чем нам может помочь АК?»


Поэтому очень важно запоминать автора и точное название книги, которую вам предлагают запоминать.

^ Но совсем иначе будет с СК. Помните, как предлагал брат Систем расположить книги в царской библиотеке? Как другими словами можно объяснить слово « система»?


^ Какие отрасли знаний вы знаете?


Начиная с давних лет, люди свои накопленные знания старались как-то классифицировать.

Путешествовали, открывали материки - появилась география. Постигали счет - появилась математика, потом появилась физика, химия, философия.
В основу разделов СК и положена классификация наук. Эти разделы вы видите на плакате. Давайте прочитаем их и попытаемся зрительно их запомнить.



Внутри каждого раздела карточки расположены в алфавитном и хронологическом порядке, то есть если есть несколько книг одного автора с одним названием, разными годами издания, то в начала стоит карточка с описанием книги последнего года издания.

^ А теперь попробуем с помощью плаката расшифровать, определить к какому из отделов относится книги у вас на партах.

Ответьте на вопрос: « Чем нам может помочь СК?»


В наше время во многих библиотеках есть компьютеры. И для удобства работы начался перевод традиционных библиотечных каталогов в машино - читаемую форму, то есть появились электронные каталоги. ЭК библиотеки – это специально разработанная база данных, состоящая из стандартизированных библиографических описаний и позволяющая искать нужную книгу по отдельным элементам и группе элементов описания. Данный каталог в библиотеках, как правило, продолжает и повторяет содержание обычного карточного каталога.


^ А АК может нам помочь найти книгу по определенной теме?


Посмотрите ребята снова на книгу и каталожную карточку, на верхний левый угол книги и карточки. Здесь мы видим условного говоря, дробь. Как бы числитель и знаменатель. Рассмотрим числитель. Он называется «полочный индекс», так как указывает, в каком отделе, на какой полке стоит эта книга.

Знаменатель – это авторский знак. Он нужен для алфавитной расстановки книг на полках внутри отдела. Индекс и авторский знак вместе - это шифр книги. Он един на книге и на каталожной карточке.


Теперь, ребята, вернемся к тому, с чего мы начинали наш урок, к ассоциативному ряду, и дополнил новыми понятиями слово «каталог». Мы с вами правильно понимаем значение этого слова.


^ Сейчас мы перейдем к практической части нашего урока. Вы узнали много нового и теперь попробуем применить свои знания на практике. Работать будем по группам.

I задание: расположите карточки на книги в таком порядке, как они должны стоять в АК.

^ II задание: Расположите карточки на книги по отделам СК.

III задание: Назовите пропущенный элемент на каталожной карточке.


На столе стоят ящики АК и СК. Сейчас мы поиграем в игру « Кто хочет стать библиотекарем?»


Задание для игры:

  1. Найдите в каталоге книги о заповедниках Молдовы.

  2. Какие книги по астрономии есть в библиотеке?

  3. Материал по географии Индии.

  4. Книга « Летопись жизни и деятельности К. Э. Циолковского».


Ребята, у каждого из вас есть дома свои библиотечка. Как вы расставляете книги на полках, ориентируетесь в них?


Теперь вы знаете, как стоят книги на полках в библиотеках и сможете правильно расставить свои книги так, чтобы быстро найти нужную книгу.

^ А поможет вам в этом книга « Моя домашняя библиотека».


Каталог:

-карточки

-книги

-ящики


Делятся на группы: « Золотой петушок», «Лисичка-сестричка», «Буратино», «Красная шапочка».


Царь Горох не смог найти ему нужную книгу, потому что книги в библиотеке были свалены в кучу, а не сложены в определенном порядке.


^ Знакомятся с розданными книгами и каталожными карточками на них.

Из карточки мы узнаем автора книги, ее название. В каком городе ее издали, год издания, издательство. Количество страниц.


^ Да, совпадает.


Автора книги и ее название.


Когда-то библиотека багдадского царя насчитывала около 100 тыс. книг, огромная цифра по тем временам. Большую часть жизни царь провел в военных походах. И за ним всегда следовал караван верблюдов, которые везли книги.

^ Причем верблюды шли по порядку букв алфавита и караванщики - библиотекари могли быстро найти нужные книги.

Если мы знаем автора и название книги, то АК поможет нам найти ее.

^ Сообщит, какие книги этого автора есть в библиотеке.


Система – это определенный порядок.


Это отрасли знаний: математика, физика, биология, география, химия, языки.


Перечисляют основные разделы УДК.


- Если нам нужна книга по определенной теме, отрасли знания, то мы обратимся к СК.


Нет, АК бессилен нам помочь, если мы не знаем автора и название книги.


Каталог:

-алфавитный

-системный

-электронный

-шифр книги

-расстановка карточек

-книга

- карточки

-ящики


Называют только авторский знак (по порядку)


- называют полочные индексы


- называют пропущенный элемент


Ищут книгу в СК


В СК


По СК


По АК


Рассказывают о своих домашних библиотеках.



Индивидуальная работа


беседа


Вербальный опрос


Опрос


Беседа


Опрос


работа в группах


дидактическая игра


дисскусия




Приложение


Царь Горох III:

Здравствуйте, ребята!

Я - царь Горох III. Живу в тридевятом царстве, в тридевятом государстве. Люблю книги собирать со всех концов света. Есть у меня книги про моря – океаны, про птиц и зверей, про дальние страны, чудесные и невиданные, и про то, как горох растет.

Вышел я однажды на крыльцо терема своего расписного свежим воздухом подышать, да на горох свой полюбоваться. Смотрю, а на поле моем гороховом, любимом, воронья видимо невидимо, и горох они мой царский клюют.

^ Испугался я: можно ведь и совсем без гороха остаться! Беда!

Автор:

И побежал царь в палаты царские, к книгам умным, чтобы отыскать книгу деда своего, Гороха I. В той книге сказано было, как от воронья спастись да горох сохранить. ( В это время царь в углу ищет книгу).

Царь:

Проискал я книгу целую неделю. Насилу нашел ее в самом дальнем углу, в самой большой стопке, в самом низу. Открыл ее, нашел нужное место и прочитал, что от ворон поможет чучело- пугало избавиться. Тотчас я отдал приказ: «Чучело изготовить и посреди поля поставить». Испугалось воронье и разлетелось в разные стороны.

Автор:

Но призадумался царь: неужели теперь каждый раз нужную книгу по целой неделе искать? Стал думать царь, но ничего придумать не смог. И тогда выпустил он указ.

Царь:

(достает и читает указ): « Кто сумеет книги царские, коих набралось великое множество, так разложить, чтобы можно было нужную книгу быстро отыскать, того царь наградит золотом, серебром и горохом»

Автор: Откликнулись на царский указ два брата – Алфавит и Систем. ( Выходят двое учащихся с нагрудными табличками: «Алфавит», и «Систем»).

Систем:

Прикажи ты, царь- батюшка, сделать полки крепкие, на коих книги твои умные стоять будут, поставь полки эти в горницу самую светлую, а на дверях напиши « Библиотека»

Алфавит:

Предлагаю тебе, царь- батюшка, расположить книги в порядке алфавита - по заглавным буквам фамилий авторов и заглавий. И сделать каталог из множества карточек, на каждой написать фамилию автора, название книги, ее выходные данные и где ее искать.

Систем:

А я, царь-батюшка, предлагаю все книги расположить по отраслям знаний, по отделам. Про моря – океаны - в один раздел, про птиц и зверей – в другой, то, как лучше горох растить – в третий. И тоже на каждую книгу карточку написать.

Автор:

Рассказали они все царю и давай между собой спорить, у кого лучше придумано.

Алфавит:

По моему каталогу быстрее можно сказки найти.

Систем:

Зато, по-моему - быстрее про моря-океаны разыскать.

Автор:

Долго спорили братья. Остановил их Царь Горох III.

Царь:

Понравились мне ваши задумки. Повелеваю вам вместе книги по полкам разложить и сделать каждому свой каталог, назвав его своим именем.

Автор:

Так появились в царстве Гороха III библиотека, систематический и алфавитный каталоги. А царь Горох III прослыл в своем царстве умнейшим человеком. Потому что с помощью каталогов он теперь мог быстро нужную ему книгу найти и прочитать то, о чем другие в его царстве не ведают.




Похожие:

Урока Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов iconПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Изменение формы представления информации Систематизация информации Поиск информации
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
Урока Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов iconТема: «типы химических реакций»
Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить учащихся применять полученные...
Урока Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов iconПлан урока по информатике в 5 классе. Передача информации Тема урока: Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
Урока Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов iconПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Обработка информации Практическая работа №5. Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
Урока Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов iconПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Действия с информацией Хранение информации Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
Урока Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов iconПлан урока по информатике в 8 классе. Тема урока: Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода информации. Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
Урока Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов iconУрока Дата Тема урока Цели и задачи
...
Урока Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов iconПлан-конспект урока физической культуры для учащихся 10 класса. Тип урока: комбинированный. Вид урока: по баскетболу. Тема урока
Тема урока: «Физические упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств баскетболиста»
Урока Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов iconТематическое планирование по курсу «Информатика и икт. 9 класс» Номер урока Тема урока Дата
Систематизация и хранение информации. Базы данных, принципы их построения и функционирования
Урока Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов iconПлан-конспект урока-объяснения. Тема урока: «Что такое информация. Как измеряется информация». Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действий
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов