Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира Проблема icon

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира Проблема



НазваниеАктивизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира Проблема
Дата конвертации27.10.2012
Размер240.12 Kb.
ТипУрок

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира


Проблема: Как активизировать познавательную деятельность учащихся с разными складами ума, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей?

Цель педагогической деятельности: Создавать условия для активизации познавательной деятельности младших школьников с разными складами ума.

Задачи педагогической деятельности:

  • Поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления.

  • Учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся.

  • Разработать систему упражнений, развивающих интеллектуальную деятельность младших школьников.

  • Моделировать процесс обучения как исследовательскую деятельность учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся  одна из основных задач начальной школы. Среди мотивов учебной деятельности самым действительным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к приобретению знаний. Для этого учителя используют целый спектр методических приёмов:

  • Дидактические игры

  • Игровые, проблемные ситуации

  • Загадки, пословицы, поговорки

  • Творческие задания

  • Нестандартные уроки

  • Стихи

  • Кроссворды

  • Наглядность

  • Использование АРМ

  • Самостоятельная работа

  • Создание ситуации успеха



Устойчивый познавательный интерес  формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все  необычное, неожиданное, вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.

Чем младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках окружающего мира должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации.

^ Вашему вниманию предлагается фрагменты игр:

1 «Детки, с какой ветки?»

2. «Назови предмет и его признаки».

Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика. Весь путь познания от начала и до получения результата он проходит сам (естественно, с помощью педагога), и поэтому каждое «открытие» какой-нибудь научной идеи (закона, правила, закономерности, факта, события и пр.) становится для него личностно важным. Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становится инициативной, самостоятельной, творческой личностью. Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  • классифицировать;

  • обобщать;

  • отбирать все возможные варианты решения;

  • переключаться с одного поиска решения на другой;

  • составлять программу действий по своей работе;

  • рассматривать объект с различных точек зрения;

  • сравнивать различные объекты и их совокупности;

  • составлять задания по предложенной теме;

  • проводить самоконтроль;

Фрагмент урока: создание проблемной ситуации

Личностно- ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

В рамках личностного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:

  1. Технология разноуровнего обучения.

  2. Технология коллективного взаимообучения.

  3. Технология сотрудничества.

  4. Технология модульного обучения.

Наглядность:

    • Схемы – опоры

    • Предметные картинки

    • Весёлые человечки

    • Раздаточный материал

    • Таблицы

Игровая технология:

  • Уроки – путешествия

  • Уроки- сказки

  • Урок – отчёт

  • Урок – сюрприз

  • Урок- викторина

  • Урок – игра

  • Уроки – экскурсии

  • Внеклассные мероприятия

Но не только на уроках идёт приобщение к природе. Внеклассная работа проводится в тесной связи с уроками окружающего мира; она позволяет дополнить знания детей, привить интерес к урокам окружающего мира. Традиционны у нас праздники природоведческого содержания: «Именины осени», «Сергий – капустник». Проходит неделя природоведения, олимпиада по окружающему миру. В классе мы с детьми ухаживаем за цветами, организовали «живой уголок».

^ Фрагмент знакомство с питомцем «живого уголка

Применение ИКТ в начальной школе:

Для реализации всех целей возникла необходимость применение в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь, использование информационно – коммуникативных технологий в учебно – воспитательном процессе. Использование ИКТ позволяет:

  • Развивать умения учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

  • Овладевать практическими способами работы с информацией;

  • Формировать навык исследовательской деятельности;

  • Активизировать восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций;

  • Во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

  • Позволяет расширить рамки учебника, представив его образно и показать завораживающую красоту растительного мира

^ В общем, способствует повышению качества образования!

Для подготовки и поведения урока я пользуюсь программой Power Point,

которая позволяет представить материал не только в текстовом формате, но и в форматах видео, аудио. В ходе урока использую разные виды и формы работы:

  • Тестирование

  • самостоятельная работа

  • практическая работа

  • работа в парах, группах

  • словарная работа

  • работа с учебником

  • дифференцированное домашнее задание.

Все используемые методы и приёмы способствуют

  • повышению качества знаний

  • продвижение ребёнка в общем развитии

  • помогают преодолеть трудности

  • вносят радость в жизнь ребёнка

  • позволяют вести обучение в зоне ближайшего развития

  • создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

В своей библиотеке имею мультимидийную книжку «Страна лингвиния», современную мультимедиа – энциклопедию Кирилла и Мефодия. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономить время, найти нужную информацию в нужном разделе. Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на компьютере, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки использовали в качестве инструмента для решения учебных задач. Ребята приносят проекты, небольшие сообщения, пользуясь ресурсами Интернета. ИКТ применяю не только на уроках, а также во внеклассной деятельности.


^ Дидактическая игра

Разные виды дидактических игр содержат обучающие задачи и способствуют закреплению полученных знаний. Дидактическая игра содержит дидактическую задачу . Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме. Целенаправленное проведение дидактических игр играет положительную роль при обучении первоклассника.
Для первоклассника дидактическая игра, как на уроке, так и вне его делает познавательный процесс полноценным, окрашенным положительными эмоциями. Дидактические игры положительно влияют на речевое развитие ребенка. С помощью развлекательных моментов можно поддерживать интерес к урокам, желание узнать новое. Использование дидактических игр, как на уроках, так и вне является наиболее результативным для создания психолого-педагогических условий развития познавательных интересов детей, привлечению их к совместному решению задач, подведению к самостоятельным выводам. В ходе дидактической игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей. Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться,  ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как  неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания.
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра при включении ее в урочную деятельность или в развивающие часы способствует успешной учебной деятельности. Дидактические игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей желание экспериментировать и заниматься учебной деятельностью.  Дидактические игры, которые можно использовать во время урока или при проведении развивающих часов с детьми первого класса.  На это есть ряд причин.

Первая заключается в том, что многие дети, придя в школу, испытывают трудности  Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, справляться с новой ролью ученика. У некоторых детей проявляется недостаточная социальная подготовленность.

^ Вторая причина.  Приходят дети с различным уровнем подготовки к школе, нередко отсутствует мотивационная готовность ребенка к учению. И  тут нам поможет игра, которая является для вновь пришедшего первоклассника  естественным состоянием. Итак, использование в обучении различных видов дидактических игр имеет ряд преимуществ.


«Эти разные цветы». 

Задачи:

Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Формировать умение работать в парах. Развивать интерес и любовь к природе.
Эта дидактическая игра может использоваться как на развивающих часах, так и во время урока для работы в парах. Карточки раздаются заранее.

Оборудование:

У детей  карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с буквами «Д» и «К».(рис.1.) 
После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим.Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.





Рис.1.

 «По порядку».

Задачи:

Закрепить и классифицировать  знания  детей о днях недели. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.

Оборудование:

Карточки с надписями дней недели.
Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку  как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни  недели.


 «12 месяцев»

Задачи:

Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности . Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе . 

Оборудование:

Картинки с изображением природы и надписями месяцев ( можно воспользоваться иллюстрациями из  календарей природы)
На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на  свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.

 «Откуда письмо?» Рассеянный почтальон.

Задачи:

Сформировать представления учащихся  о живой природе разных континентов.  Развивать умение распределять  представителей живой природы и фауны  по странам и природным зонам. Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.

Оборудование:

Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной  страны и природной зоны. На доске изображения материков.
Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну( континент)  или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит  куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».

 «Что напутал художник» Исправь ошибки.

Задачи:

Закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение соотносить и классифицировать. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы, анализировать.
Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей.
Нужно исправить картинки.


 «Объедини виды транспорта»

Задачи:

Сформировать представление учащихся о видах транспорта. Учить классифицировать и находить общие признаки. Развивать умение использовать в работе ранее полученные знания. Развивать познавательную активность детей. Учить делать выводы, мыслить логически.

Оборудование:

Карточки с изображением разных видов транспорта (на команду можно дать 8-10 карточек ).
Задание можно дать поделив детей на 4 команды.Команде дают карточки с разными видами транспорта.  Ученики должны из имеющихся карточек выбрать нужный им вид транспорта. Одна команда должна выбрать наземный транспорт, другая выбирает водный, третья- железнодорожный, а четвертая - воздушный.   Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

«Живая – неживая»

Задачи:

Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.

Оборудование:

Карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.
У детей карточки с изображением живой и неживой природы.Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в  верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам.Выигрывают те дети которые правильно и быстро распределят карточки на листе. 

«На полянке» ( кто больше узнает и назовет грибов)

Задачи:

Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать умения анализировать, делать выводы. Развивать интерес к природе.

Оборудование:

У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов.На партах карточки – грибы.
Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» - лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.

«Радуга- дуга»

Детям раздают листы с изображением радуги, которая не раскрашена в цвета и карточки полоски всех цветов радуги. Предлагают разложить эти полоски, так как идут цвета у радуги.Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Первый ученик называет в какой последовательности он разложил полоски, если кто-то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить ошибку. После чего дети разукрашивают радугу.

Соотнеси загадку с отгадкой.

На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с отгадкой при помощи карандаша.

«Жучки и паучки» (дорисовать лапки у жучков, крапинки у божьей коровки)

«Вершки и корешки».

Задачи:

Познакомить с разнообразием растений . Развивать умение анализировать, сравнивать Развивать интерес к природе.

Оборудование:

У детей листы формата А4 ( по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений.
В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот кто быстро и правильно справится с заданием.


^ Философские задачи

Среди логических задач проблемного характера большой интерес для младших школьников представляют так называемые «философские» задачи. Учитывая уровень развития учеников, учитель может использовать «философские задачи» в разных классах.

^ 1. С какими животными сравнивают иногда человека. Если он трусливый (упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)?

Ответы: заяц, осёл, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.

^ 2. Дополни высказывания:

радио — ухо, а книга —

радость — свет, а горе —

труд — награда, а лень —

ночь — тишина, а день —

весна — рассвет, а осень —

^ 3. Соедини линиями слова противоположного значения.

доброта трудолюбие

справедливость трусость

честность лживый

правдивый несправедливость

леность бесчестный

смелость злой

^ 4. Соедини линиями начало и конец пословиц.

Любишь кататься... имей сто друзей.

Ученье — свет, а... люби и саночки возить.

Труд человека кормит, а... коли делать нечего.

Береги платье снову, а... по уму провожают.

Не имей сто рублей, а... честь смолоду.

По одежке встречают, ... неученье — тьма.

Долог день до вечера, ... лень портит.


Одним из видов логических задач являются вопросы-тесты на сообразительность, смекалку, детскую эрудицию. Они могут быть в виде игровых упражнений, которые объединяются в коллективные игры типа «Что, почему, когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес» и др.

Тема «Человек и его здоровье» (4 кл.)

^ 1. Во время дальней прогулки ты натер ногу. Как облегчить боль?

а) подержать ногу в воде;

б) помазать больное место йодом;

в) приложить к больному месту чистый лист подорожника.

(правильный ответ — в)

^ 2. Отвар, какой травы пьют при бессоннице?

а) валерианы;

б) одуванчика;

в) полыни.

(правильный ответ — а)

Тема «Животные — живые существа, организмы» (3 кл.)

^ 1. Какая птица умело подражает голосам других птиц?

а) кукушка;

б) трясогузка;

в) скворец.

(правильный ответ — в)


Использование художественной литературы и научно-познавательной книги

Основной текст, с которым работают дети, находится в учебнике. Вместе с тем учитель может использовать отрывки из художественной литературы о природе, родной стране, а также научно-познавательные книги, прежде всего словари, энциклопедии, справочники. Работа с дополнительной литературой решает следующие задачи:

  • углубляет интерес младших школьников к окружающему миру;

  • уточняет их представления о явлениях природы и социального мира;

  • учит самостоятельно работать с познавательной книгой;

  • учит работать со справочной литературой.

Например, при изучении растительного мира в 3 классе можно предложить такой текст, для дополнительного чтения:

«В небольшом городе в Швеции жил и работал великий ботаник Карл Линней. Своему городу он однажды сделал подарок — цветочные часы. Они отмечали раннее утро, полдень, вечер. Стрелок на таких часах не было, время показывали цветки разных растений. Они открывались и закрывались в определенное время.

Эти растения открывают цветки в такое время:

5–6 ч — мак, кувшинка; белая; 6–7 ч — одуванчик; 7–8 ч — осот огородный; 8–9 ч — кислица; 9–10 ч — мать и мачеха, ноготки; 20 ч — табак душистый; 21 ч — ночная фиалка.

^ Эти растения закрывают цветки в такое время:

15 ч — мак;

17 ч — кувшинка белая, одуванчик».


Проблемное обучение

Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика. Весь путь познания от начала и до получения результата он проходит сам (естественно, с помощью педагога), и поэтому каждое «открытие» какой-нибудь научной идеи (закона, правила, закономерности, факта, события и пр.) становится для него личностно важным. Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становится инициативной, самостоятельной, творческой личностью.

^ Тема: «Живая и неживая природа».

Проблемные вопросы:

1.     Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?

2.     Горшок с цветком – это объекты природы или предметы окружающего нас мира.

3.     Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты , если исчезнет солнце?

Проблемные задания:

1.     Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.

2.     Перед тобой 2 пластмассовых стакана: с водой и землей; блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5-7 дней убедиться в том, что растение – живой организм? (После проверки заложить опыт).

^ Проблемные задачи:

1.     Когда старое дерево сгинет, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?

2.     Известно: почва, солнце, осадки – объекты неживой природы. Цветок, пчела, человек – объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?

 


Тема: «Части растений».

Проблемные вопросы:

1.     Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василек (цикорий) травой?

2.     Если у кустарника ежегодно срезать все стволики, кроме одного, станет ли оно деревом?

3.     Зачем нужно знать, из чего состоят растения?

4.     Может ли быть на одной веточке цветок и плод?

5.     Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?

6.     Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед цветущими растениями, работают?

Проблемные задания:

1.     Сравни стебель и корень. Что общего и в чем различие?

2.     Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень отличается от свеклы?

Проблемные задачи:

1.     В корзине лежат редис, лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения, а не овощи? Кто кроме биологов мог вырастить эти растения?

2.     Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком? (Красотой, привлечением насекомых, пользой людям, птицам, зверям, запахом, нектаром, соком и т.д.).


^ Экологические задачи.

1.               Измерить t воздуха на поверхности снега, на почве. Для измерения t  на почве сделать отверстие в снегу, куда поместить термометр, присыпать его снегом. Сделать запись: t воздуха - ____ , t на поверхности снега - ____ , t  на почве под снегом - ____. Исследовать состояние растений под снегом.

2.               Взять пробу снега на загрязнённость недалеко от дороги и в саду, парке. Сравнить и сделать вывод.

3.               Взять воду из родника и из пруда, где моют машины. Сравнить, сделать вывод.

4.               Сходить в дальний лес и ближний лес. Обратить внимание на следы пребывания человека. Сравнить, сделать вывод.

 


^ Тестовые задания и карточки разного уровня

За основу я взяла уровни, предложенные И.Г. Никитиным:


*Первый уровень – БАЗОВЫЙ – ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки;


**Второй уровень – ХОРОШИЙ – предполагает наличие умения наблюдать за учебным материалом, выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать результаты;


***Третий уровень – ТВОРЧЕСКИЙ – предполагает наличие умения рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, указывает на самостоятельность и подвижность мышления, осознания учеником своих действий.


Тестовые задания и карточки сгруппированы по темам и по уровням сложности.


Цель:

научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки самостоятельно выполнять практические задания.

Задачи:

развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

осваивать знания об окружающем мире, единстве природного и социального различия между нами; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитывать позитивное и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотические чувства, потребности участвовать в творческой, созидательной деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье, желание охранять природу.


^ Критерии оценок за тестовую работу


Оценивание проводится вначале по балльной системе, а затем выражается в процентном соотношении. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Если ученик допустил ошибку, то количество баллов за это задание снижается, а если выполнил неверно, то не выставляется балл. При подсчитывании общего количества находится процентное соотношение по формуле:


а – наибольшее количество баллов за задание;


b – количество баллов, которое набрал ученик;


x – процентное соотношение.


Оценка «5» ставится, если правильные ответы от максимального составляют 95-100%;


«4» – 75-94%;


«3» – 50-74%;


«2» – 49% и ниже.


I класс


Тема «Растения»


«Комнатные растения»


Карточка I*


1) Назови несколько комнатных растений.


2) Какие страны являются родиной комнатных растений?


3) Почему они являются вечнозелеными растениями?


«Садовые растения, дикорастущие растения»


Карточка II**


1) Назови несколько садовых растений.


2) Назови несколько дикорастущих растений.


3) Почему садовые растения человек (высаживает) выращивает?


«Овощи, фрукты, ягоды»


Карточка III***


1) Назови овощи, фрукты, ягоды.


2) Где растут овощи?


3) Где растут фрукты?


4) Какую часть овощных растений использует человек для питания?


Карточка IV***


1) Найди лишнее растение (рис. 1).


2) По каким признакам ты определил его?


3) Какое еще растение можно назвать лишним, и по каким признакам?


Карточка V**


1) Найди лишнее растение.


2) По какому признаку ты определил его?


Карточка VI***


1) Распредели растения на две группы.


2) Назови каждую группу.


^ Тема «Части растений»


Карточка I*


Рассмотри растение и назови его части.


Карточка II**


1) Назови, семена и плоды каких растений изображены на рис.

2) Назови растения, плоды и семена которых распространяются ветром. Какие у них особенности строения?

3) Подумай, как могут распространяться плоды дуба.


«Плоды»


Карточка III***


Рассмотри рисунок и скажи, какие части этих растений человек употребляет в пищу.


^ Тема «Неживая природа»


Карточка I*


1) Раздели объекты природы на две группы.

Живая природа

Неживая природа

2) Объясни правильность своего решения.


Карточка II*


1) Перечисли объекты неживой природы, изображенные на рисунке.

2) Как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных?


^ Карточка III***


Раскрась кружки, на которых изображена «живая природа».


Тема «Животные»


Карточка I*


1) Определи, кто кем питается. Соедини их линиями.

2) Подчеркни животных-хищников. Назови их существенные признаки.


Карточка II**


Что общего между этими объектами природы и чем они различаются?


^ Карточка III**


Ничто в лесу не пропадает даром: хвою, ветки, траву поедают «лесной петух», «лесная корова» и «лесной кролик». Как они называются?


Г…..ь Л..ь з..ц


Карточка IV


1) Найди лишнее животное.

2) Где живут остальные животные?

3) Назови животных.


Карточка V*


Подпиши рисунки, используя слова: птицы, земноводные, животные, пресмыкающиеся


Карточка VI**


1) Назови лишнее животное. Почему оно лишнее?

2) Как назвать одним словом остальных животных? Где они обитают?


^ Карточка VII***


Подпиши картинки, используя слова: насекомое, птица, животное, растение.


Тема «Земля – планета Солнечной системы»


Карточка I*


1) Какую форму имеет Земля?

2) Как представляли Землю люди в древности?

3) Как вращается Земля?


Карточка II**


1) Что меняется от вращения Земли вокруг своей оси?

2) Что меняется от вращения Земли вокруг Солнца?

3) Как называется модель Земли?


^ Карточка III**


1) Какие формы имеет земная поверхность?

2) Каким цветом на карте изображаются горы, водоемы?


Карточка IV***


1) Почему на Луне не живут люди?

2) Почему Солнце кажется нам большим, а звезды маленькими?

3) Что является центром (нашей) системы, где находится Земля?


^ Тема: «Материки, части света, океаны»


Карточка I*


1) Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, высокие и низкие горы, большие низменности.

2) Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый мелкий, а какой самый глубокий?


Карточка II*


1) Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?

2) Угадайте материки? Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии.


? И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня.


? А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

3) Продолжите вопросы. Можете составить кроссворд.


^ Карточка III**


Глядя на глобус, выберите любой маршрут путешествия. Напишите его, используя географические названия, названия сторон горизонта и транспортные средства.


Карточка IV***


Найди все части света на карте полушарий. Попробуй заполнить таблицу с помощью карты полушарий.

^ Части света

Северное или Южное полушарие

Западное или Восточное полушарие


Европа Азия Африка Австралия Америка Антарктида


II класс


Тема «Вода на Земле»


Карточка I*


1) Назови обитателей морей.

2) Почему реки бывают полноводнее весной?

3) Почему необходимо охранять чистоту рек, озер и морей.


Карточка II* *


1) Назови обитателей озер и рек.

2) Как называются растения, обитающие в водоемах?

3) Чем отличается река от озера?


^ Карточка III* *


1) Назови водоемы.

2) Назови самую большую реку вашей местности.

3) Чем покрываются водоемы зимой? Почему?


Карточка IV* **


1) Объясни, что общего и какова разница между лужей, прудом, озером, водохранилищем, морем, океаном?

2) Воды какого океана плещутся в Азовском море?

3) Как бы ты определил, что такое море, а что такое озеро; что такое река, а что такое ручей?

4) Вопросы можешь продолжить. Ответы проверь по толковому словарю.


Карточка V* *

Перед тобой – схематическая карта одной из крупных рек Восточной Европы с ее притоками. В древности она называлась иначе, чем сейчас, и русло ее проводили по-другому. Попробуй определить, что ныне считается основным руслом этой реки, а что – ее притоками. Какая это река? Как называются ее притоки?


«Озеро»


Карточка VI***


1) Как ты думаешь, чем озера отличаются от морей?

2) В каком тепловом поясе (холодном, умеренном или жарком) чаще встречаются соленые озера, а в каком – пресные?


^ Тема «Воздух и его свойства»


Карточка I*


1. Назови, из чего состоит воздух.

2. Каково значение воздуха для живых организмов.


Карточка II*


1) Какой газ используется растениями для дыхания?

2) Назови свойства воздуха.


^ Карточка III**


1) Какой газ используется животными и человеком для дыхания?

2) Как называется горизонтальное движение воздуха?


Карточка IV***

1) Как попадают водяные пары в атмосферу?

2) Какой воздух называется насыщенным водяными парами?


Тестовые задания по теме «Воздух»


^ 1. Обведи кружком буквы правильных ответов.


Воздух состоит из:

а) кислорода;

б) азота;

в) пропана;

г) углекислого газа.


^ 2. Обведи кружком букву правильного ответа.


Воздушная оболочка Земли называется:


а) гидросфера;

б) литосфера;

в) атмосфера.


^ 3. Обведи кружком буквы правильных ответов.


Движением воздуха является:


а) ветер;

б) поземка;

в) ураган;

г) смерч.


4. Обведи кружком буквы правильных ответов.


Основными факторами загрязнения воздуха являются:


а) дыхание животных;

б) выбросы отработанных газов фабрик и заводов;

в) выхлопные газы автомобилей с неисправными двигателями.


Измерители Ключ


1 – 2б; 1-а, б, г;


2 – 2б; 2- в;


3 – 3б; 3- а, в, г;


4 – 3 б. 4 – а, в.




Похожие:

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира Проблема iconМетодические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5»
В статье автор описывает ряд методических приемов, способствующих осуществлению продуктивной учебной деятельности школьников на уроках...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира Проблема iconМетодическая копилка
Активизация познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами дидактических игр на уроках...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира Проблема iconТемы самообразования учителей моу сош №10 в 2009-2010 учебном году
Баскакова А. П. «Активизация познавательной деятельности уч-ся на уроках английского языка»
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира Проблема iconЕдинственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием технологии
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира Проблема icon«Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении математике» Из опыта работы Учителя математики 1 категории Овчаренко Л. В
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Тема моего сегодняшнего...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира Проблема iconПоложение о проведении интеллектуальной игры-конкурса
Активизация учебно-познавательной деятельности школьников, активного формирования у них интереса к предмету
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира Проблема iconЦели и задачи проведения математической эстафеты
Активизация учебно-познавательной деятельности школьников, активного формирования у них интереса к предмету
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира Проблема iconЛист гостя урока. Использование схематизации и моделирования для эффективности обучения младших школьников
Моделирование, как метод познания окружающего мира на уроке литературное чтение. На примере произведения Л. Пантелеева
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира Проблема iconГ. Владимир. Значение уроков иностранного языка в развитии познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников «Познание стран мира украшение и пища человеческих ум»
Значение уроков иностранного языка в развитии познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира Проблема iconВиды трудностей при обучении письму и их возможные причины
Психофизиологические особенности познавательной деятельности у младших школьников и механизмы школьных трудностей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов