29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания icon

29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания




Скачать 41.13 Kb.
Название29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания
Дата конвертации17.12.2012
Размер41.13 Kb.
ТипДокументы
1. /01. Философия и наука.doc
2. /02. Предмет и основные проблемы философии науки.doc
3. /03. Донаучные типы познания.doc
4. /04. Рациональность как мировоззренческая установка.doc
5. /05. Становление теоретического знания в античности.doc
6. /06. Наука и философия в Средние века.doc
7. /07. Научная революция конца XVI-XVII вв.doc
8. /08. Философские основания науки Нового времени.doc
9. /09. Трансцендентальный метод И. Канта.doc
10. /10. Особенности развития науки в России.doc
11. /11. Проблемы философии и методологии науки в позитивизме.doc
12. /12. Постпозитивизм и его особенности.doc
13. /13. История науки как смена научных парадигм (Т. Кун).doc
14. /14. П. Фейерабенд о рациональных и внерациональных компонентах.doc
15. /15. Антропологический поворот в философии науки конца XX века.doc
16. /16. Кризис классического идеала рациональности.doc
17. /17. Наука как социокультурный феномен.doc
18. /18. Знание и сознание роль языка.doc
19. /19. Субъект и объект познания.doc
20. /20. Наука как деятельность по получению нового знания.doc
21. /21. Научное и вненаучное знание.doc
22. /22. Разновидности научной рациональности.doc
23. /23. Научное знание как система.doc
24. /24. Особенности эмпирического знания.doc
25. /25. Научная теория как форма упорядочения знаний.doc
26. /26. Особенности языка науки.doc
27. /27. Методология научного познания.doc
28. /28. Наука как социальный институт.doc
29. /29. Наука и техника, их соотношение.doc
30. /30. Дискуссии о сущности техники.doc
1. Философия и наука. Историческая динамика взаимосвязи философии и науки
2. Предмет и основные проблемы философии науки. Сциентизм и антисциентизм, экстернализм и интернализм в анализе науки и ее места в культуре
3. Донаучные типы познания. Особенности мифологического сознания. «Осевое время» культуры (К. Ясперс): истоки и становление науки
4. Рациональность как мировоззренческая установка и ценность культуры. Основные культурно-исторические типы рациональности
5. Становление теоретического знания в античности. Философия как первая форма теоретического мышления, основные особенности античной науки. Основные особенности теоретико-концептуального мышления античности
6. Наука и философия в Средние века. Соотношение веры и знания. Реализм и номинализм. Влияние христианства на образ современной науки
7. Научная революция конца XVI-XVII вв. Основоположники новоевропейской науки: Г. Галилей, Н. Коперник, И. Кеплер, И. Ньютон. Формирование идеалов опытного и математизированного знания
8. Философские основания науки Нового времени. Научные программы Ф. Бэкона и Р. Декарта. Проблема метода научного познания
9. Трансцендентальный метод И. Канта и проблема обоснования научного познания. Антропологический поворот в анализе научного знания
10. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В. И. Вернадского
11. Проблемы философии и методологии науки в позитивизме и неопозитивизме. Дискуссии относительно роли опыта и статуса логико-математического знания
12. Постпозитивизм и его особенности. Фаллибилизм К. Поппера, его концепции роста науки и мира научных знаний как «третьего мира»
13. История науки как смена научных парадигм (Т. Кун) и как конкуренция научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Кун
14. П. Фейерабенд о рациональных и внерациональных компонентах научного поиска. Концепция роста научного знания как «размножения теорий» (принцип пролиферации).
15. Антропологический поворот в философии науки конца XX века. Знание как понимание (С. Тулмин). М. Полани о личностном характере научного знания
16. Кризис классического идеала рациональности. Особенности постнеклассической науки. XXI век в поисках нового культурно-исторического типа рациональности
17. Наука как социокультурный феномен. Место науки в традиционных и техногенных обществах. Социокультурные функции науки
18. Знание и сознание: роль языка, предметной деятельности и общения в их формировании и функционировании. Проблема идеального. Знание
19. Субъект и объект познания. Проблема истины в науке. Классическая и неклассические концепции научной истины
20. Наука как деятельность по получению нового знания. Проблема обоснования научного знания
21. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности. Вненаучное
22. Разновидности научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Антропная гипотеза в современном естествознании
23. Научное знание как система. Научная картина мира. Структура научного знания и классификация наук
24. Особенности эмпирического знания. Эксперимент, наблюдение, измерение в науке. Проблема теоретической нагруженности фактов науки
25. Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории, ее идеальные объекты и законы. Ядро, периферия, эмпирический базис. Проблема и гипотеза. Научная теория
26. Особенности языка науки. Предметное, операциональное и ценностное знание. Природа и способы получения абстракций. Математизация и формализация в научно-теоретическом познании
27. Методология научного познания. Уровни методологии, основные общетеоретические методы современных научных исследований. Методология
28. Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Институционализация науки в XX веке и проблемы государственного регулирования научной деятельности
29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания
30. Дискуссии о сущности техники, специфика технического знания и технических наук. Основные концепции перспектив научно-технического развития

29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания.

Выделяют три основных этапа в соотношении техники с наукой. Первый, продолжавшийся вплоть до Нового времени, характеризуется их полным безразличием по отношению друг к другу. Встреча произошла, как отмечают в литературе, в период строительства в Европе готических соборов: представители архитектурного искусства  впервые не смогли удовлетвориться имеющимися навыками и умениями, прибегли к помощи ученых (математиков и механиков). С возникновением экспериментального естествознания начался второй этап, когда технические достижения становились причиной новых научных открытий. Так, строительство океанских судов и разработка навигационных приборов привели к появлению науки – географии, телескоп Галилея превратил астрологию в астрономию, первые оптические приборы вызвали к жизни оптику, а затем (Левенгук) и биологию, и т.д., вплоть до конца ХIХ века (Фарадей, Максвелл теорию электромагнитных явлений создавали после получения экспериментальных результатов). Правда, уже к концу ХIХ века высказано было много сомнений относительно приоритета технического, эмпирического начала в самой науке. Дж. К. Максвелл в «Трактате об электричестве и магнетизме» пишет: «Следовало бы также изучать Фарадея для воспитания научного духа на той борьбе противоречий, которая возникает между новыми фактами, излагаемыми Фарадеем, и идеями, рождающимися в его собственном мозгу». Начало ХХ века решительно изменяет ситуацию. А. Эйнштейн утверждал, что наука не может вырасти на основе только опыта и что при построении науки необходимо прибегать к свободно создаваемым понятиям, пригодность которых a posteriori можно проверить опытным путем. Эти обстоятельства ускользали от предыдущих поколений ученых, которым казалось, что теорию можно построить чисто индуктивно, не прибегая к свободному творческому созданию понятий. Чем примитивнее состояние науки, тем легче исследователю сохранять иллюзию по поводу того, что он является эмпириком. Согласно А. Эйнштейну, человеческий разум должен свободно строить формы, прежде чем подтвердилось бы их реальное существование. С этого времени и до наших дней наука в форме теоретико-математического естествознания опережает технику, техника становится приложением научных исследований, а сам процесс культурного развития получает название научно-технического. При этом согласно Г. Вейлю, математика рассматривает отношения в гипотетически-дедуктивном плане, не связывая себя никакой конкретной материальной интерпретацией. Это третий этап в соотношении науки и техники. Правда, некоторые авторы относят его ко второй половине прошлого, ХХ века, полагая, что первая его половина характеризовалась относительным равновесием между техническими достижениями и научными открытиями, выделяя тем самым четвертый, промежуточный этап. Мы ограничимся выделением трех охарактеризованных нами этапов.

На втором, в том числе в ХIХ веке, технику трактовали как усиление возможностей органов человека, человеческого тела, и в духе этой логики рассуждений о компьютерной технике после 1948 года говорят как об усилении возможностей мозга. Идеалом этого периода и его стандартом является механика и массовое машинное производство, а эволюция технического знания мыслится кумулятивистски, как его постепенное накопление. Напротив, на третьем этапе техника предстает как производная от науки, как воплощение научных знаний, без привязки к человеку и его органам. Сегодня технические изобретения и открытия представляют собой принципиально новые способы комбинирования и использования сил природы, а не простое усиление физических или интеллектуальных способностей человека. Это связано с созданием принципиально новых, не существующих на Земле в естественном состоянии материалов, систем и процессов: распада ядер и атомных станций, химических технологий, а в последние полстолетия – открытия Уотсоном и Криком двойной спирали ДНК в 1953 году, создание Винером кибернетики в 1948 году. Сегодня, в начале ХХI века, мы уже ожидаем новых биотехнологий с выращиванием человеческих органов, а не их усилением; с созданием трансмутационного сельского хозяйства и даже перспективой синтеза искусственных продуктов питания; новых структурных компонентов ЭВМ с принципиально иными, чем сейчас, возможностями.

Как отмечает современный немецкий ученый-эколог В. Хесле, техника доказывает превосходство человека над природой, ибо основана на способности видеть вещи не такими, каковы они в природном контексте, и тем самым делать их пригодными для своих целей. И в то же время, стимулируя быстрое нарастание экстенсивных потребностей, она, освобождая человека от власти природы, одновременно вновь привязывает его к природе, создавая нужду в определенном техническом опосредованном способе удовлетворения самих потребностей. В результате техника умом и руками человека сама себя расширенно воспроизводит и становится по природе безграничной.

Теперь у нас есть достаточные основания сказать о специфике технического знания, технических наук. Вначале (до середины ХIХ века) технознание складывалось как прикладной раздел естествознания (оптики, теории электричества и т.п.). Разрабатывались имитационные модели, блок-схемы, призванные установить связи между природными процессами и элементами технических устройств. В центре внимания находилась изобретательская деятельность, проектирование, разработка и расчеты достаточно однородных и простых технических систем. С конца ХIХ и до середины ХХ веков техническое знание обретало самостоятельность, образовались технические науки со своими теориями (идеальными объектами, принципами, законами). Примером могут служить теоретические основы электротехники, сопротивление материалов, теория металлургических процессов. Разработка и расчет процессов и конструкций проводится здесь на собственной основе. В последние 60 лет наблюдается интенсивное развитие системно-интегрированных, междисциплинарных инженерно-технических проектов, ориентированных на решение комплексных научно-технических задач. Разработаны «сквозные» технические теории с собственным математическим аппаратом (теория информации, ТАР и ТАУ, теория надежности, концепции синтеза систем, кибернетика, системотехника. Разрабатываемые комплексы начинают жить по своей внутренней логике развития. В инженерном конструировании используются знания из различных областей: математики, естественных, гуманитарных и уже имеющихся технических дисциплин. Сформировались собственные методы исследования (например, ТРИЗ), комплексные программы совмещают работу инженеров и логиков, психологов, лингвистов, экономистов, философов.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания iconДокументи
1. /01. Философия и наука.txt
2. /02. Предмет...

29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания iconЮ. а гусев наука как духовная парадигма: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух: и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг»
Принципиальное значение в процессе познания имеет то обстоятельство, как наука представляет себе свой объект познания? – как «Материю...

29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания iconПримерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...

29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания iconВопросы к экзамену сущность социального управления. Система социаль­ного управления. Роль предвидения на различных этапах истории чело­вечества
Социальное прогнозирование на Западе и в России. Ос­новные направления футурологии

29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания icon1. Изучение физики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...

29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания iconБиология как наука. Методы научного познания
Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод

29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания iconВикторина «Наука и техника» (для 5 7 классов)
Маршрут какого поезда является самым длинным в мире и составляет 9438 километров?

29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания iconОтчет моу соловьевской
М. Р. Битянова «Организация психологической работы в школе» (Раздел глава психолого-педагогический статус школьника и его содержание...

29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания iconПути активизации мыслительной деятельности учащихся на различных этапах урока русского языка
Основной формой учебной работы по русскому языку, как и по другим предметам, является урок

29. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания iconЗадания с рядами По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их
Примеры различных типов заданий, предлагаемых для применения на школьном и муниципальном этапах олимпиады

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы