Попова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ icon

Попова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ



НазваниеПопова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ
Попова Галина Геннадьевна
Дата конвертации17.12.2012
Размер162.76 Kb.
ТипРассказ
1. /sov_metod.docПопова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ

ТОИПКРО

Кабинет психологии


Современные методы коррекции неблагоприятных психологических состояний ребенка.


Автор-составитель

Попова Галина Геннадьевна

Педагог-психолог

МОУ Верхнеспасская СОШ

Рассказовского района


Тамбов 2009 г.


Пояснительная записка.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы.

В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия, готовность к нему служат основными критериями оценки психического состояния субъекта.

Трудности, которые встречаются человеку в жизни, всегда конкретны. Они могут быть им преодолены, а иногда становятся сильнее человека. Если человек этот факт осознает, то способен выйти из своего субъективного состояния с наименьшими потерями. В этом контексте гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с окружающей его жизненной средой, при котором сохраняются здоровье человека, его способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личностного развития.

Поэтому осознанию человеком своих отношений с миром природы, людей и самим собой в оздоровительных психотерапевтических технологиях придается большое значение. А путь к этому лежит через рефлексию и описание человеком своих ощущений и определения на их основе своего физического и психического состояния.


Цель: коррекция неблагоприятных психологических состояний подростка.

Задачи:


  1. Развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.

  2. Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.

  3. Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.

  4. Повышение социально-психологической компетентности подростков и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

  5. Развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.


  6. Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи.

  7. Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.

  8. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Принципы организации работы в группе

  1. Недирективность позиции ведущего группы.

  2. Принцип учёта психофизиологических особенностей подростков.

  3. Принцип доверительного стиля и искренности в общении.

  4. Принцип безоценочного отношения участников друг к другу.

  5. Принцип стимулирования самостоятельных выводов и выборов.

  6. Принцип «обратной связи».

  7. Принцип «здесь и сейчас» (позволяет ограничить групповую дискуссию событиями, происходящими в данной группе и в данный момент).

  8. Принцип высказывания от своего лица (исключение речевых форм, типа: «мы», «по нашему мнению» и т. п.).

  9. Принцип акцентирования языка чувств (описание собственного эмоционального состояния).

  10. Принцип доверительности.

  11. Принцип конфиденциальности (не обсуждать происходящее в группе за её пределами).

  12. Принцип «Стоп!» (даёт право члену группы не отвечать на какой-либо вопрос или не участвовать в работе).


Предлагаемая программа предназначена для работы с девиантными подростками. Она имеет 5 блоков, 3 из которых - основные.


1. Вводная часть предназначена для знакомства с тренинговой группой и активизацию на дальнейшую работу.

Основные:

2. Эмоциональный блок, который нацелен на изменение сложившегося положительного отношения у школьников к девиантному поведению, на отрицательное.

А.С. Макаренко в своей работе «О взрыве» отмечал, что причиной данного поведения является «дефективность» сознания, возникшая в результате социальных явлений, деформации отношений между личностью и обществом. По мнению Макаренко, «Единственным методом является в таком случае не оберегать это дефективное отношение, не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать». (Макаренко А. С. Педагогичские сочинения. Т. 3, с. 158).

Изменившееся отношение у подростка нужно закрепить в поведении. На это направлен:

3. Поведенческий блок. Его цель: блокировать подпитку отрицательного опыта в поведении и сформировать иные поведенческие формы.

После того, как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к личности подростка, его самосознанию, самооценке, и через стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию личности. Это:

4. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.

5. Заключительная часть: подведение итогов совместной работы, ритуал прощания и чаепитие.

Основные этапы организации работы:

1. Предварительный этап:

- ознакомление с запросом учителя, родителя на реабилитационную и абилитационную работу;

- наблюдение, посещение уроков, беседа с учениками.

2. Этап первичной диагностики:

- диагностика по методикам ПДО, СОП, проективная методика «Несуществующее животное»;

3. Этап коррекции типового плана и содержания работы.

4. Этап реализации коррекционно-развивающих мероприятий:

- беседы;

- проблемно-ориентированные тренинги;

- упражнения по саморегуляции;

5. Заключительный этап:

- итоговая диагностика подростков;

- выработка рекомендаций педагогам школы и родителям;

- индивидуальное консультирование подростков по их запросу;

- индивидуальная работа с родителями;

- выступление психолога на педсовете школы;

- подведение итогов, выделение задач психолого-педагогического сопровождения проблемных школьников.

Структура тренингового занятия


Каждое занятие имеет 3 этапа.

Первый этап – разминка 10 минут.

Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе атмосферы доверия.

Второй этап – основной. Его продолжительность - 30-40 минут.

Цель: данный этап занятия направлена на решение задач, поставленных в данной программе.

Сюда включена теоретическая часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и практическая часть, состоящая из тренинговых упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного состояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания с элементами муз-терапии и арт-терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.

Третий этап – заключительный – 10-15 минут.

Цель последнего этапа: подведение итогов работы.

Рефлексия (обратная связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, полученного на занятии, закрепление позитивного состояния и ритуал прощания. Получение домашнего задания.

Состав группы

В тренинговую группу могут входить подростки от 14 до 17 лет в количестве от 8 до 14 человек. Желательно, чтобы группа была разнополой.

Продолжительность занятий от 45 до 60 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Общее в организации занятий

Из-за необходимости адаптации тренинга к реальным условиям школы, желательно, чтобы каждое занятие имело логически завершённую структуру. Это даёт возможность делать значительные перерывы между встречами.

Каждая встреча, кроме первой, должна начинаться с короткой рефлексии – ведущий спрашивает участников об их состоянии, как они отдохнули, что интересного произошло в их жизни и т. п. Можно делать в виде экспресс-диагностики – оценка своего настроения по пятибалльной шкале.

Затем ведущий объявляет цель данной встречи и переходит к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.

В конце каждого занятия, а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделять время на рефлексию (высказывание участниками своего отношения к происходящему).

Заканчивать занятия лучше всего упражнением на эмоциональное единство, направленное на позитивное отношение к себе и окружающим, затем можно провести повторную экспресс-диагностику, о состоянии участников в данный момент, удовлетворённость происходящим на занятии.

Во время занятия, с целью снятия усталости, напряжения, а также для более быстрого включения в работу, рекомендуется использовать игры-разминки.

Можно предложить участникам вести дома дневник, в котором описывать всё то, что происходит с ним в группе, свои чувства, мысли, анализировать причины возникновения тех или иных переживаний, реакций на происходящее. Кроме того, в конце занятия ведущий предлагает участникам задание на самопознание, которое направлено либо на закрепление полученных знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п
Цели и задачи

Форма работы

Кол-во
час.


1.Вводная часть

Теоретическая часть

Познакомить всех участников программы друг с другом, создать атмосферу доверительных и доброжелательных отношений, дать представление о значении общения в жизни человека.

Темы занятий:

1. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

2. «Общаться и не ругаться»

(навыки общения).



2


2

Практическая часть

В игровой форме познакомить участников между собой и подготовить их к дальнейшей совместной работе.

Упражнения:

«Я – это…», «Разминка»,

«Интервью»,

«Обратное интервью»,

«Меня зовут… Я люблю себя за то, что…»,

«Моя пара»,

«Ураган» (разминка),

«Уличное знакомство», «Подключить соседа», «Просьба», «Комплименты»




2.Эмоциональный блок.

Теоретическая часть

Познакомить подростков с психической природой человека: ощущением, восприятием, чувством, а также с базовыми эмоциями человека (негативными и позитивными).


Темы занятий:

1.»Наше ощущение, восприятие, иллюзии».

2. «В мире эмоций».

3. «Агрессия: быть или не быть?»

4. «Жизнь без стресса, страха и тревоги: чего и почему мы боимся?».


4

Практическая часть

Практическими приёмами и упражнениями научить школьников дифференцировать свои эмоции, прислушиваться к ощущениям собственного тела, его потребностям и возможностям. Развить умение рефлексивных навыков, а также работа с негативом и закрепление позитива.

Упражнения:

«Приветствие». «Ощущение моего тела». «Знакомство руками». «Слепец и поводырь». «Чувствование».

«Творческое восприятие».

«Конфликт эмоций».

«Чувства без слов». «Психогимнастика».

«Стенка на стенку». «Ругаться вслепую». «Зоопарк» (разминка). «Портрет твоего врага».

«Злая фигурка».

«Групповое приветствие». «Крепкий орешек».

«Молекулы» (разминка).

«Ужасно-прекрасный рисунок».

«Доверяющее падение».




3. Поведенческий блок.

Теоретическая часть

Познакомить старшеклассников с основным определением поведения и видами девиантного (отклоняющегося) поведения. В доступной и дозированной форме предоставить информацию о видах, свойствах и последствиях потребления психоактивных и психотропных веществ.

Обсуждение вопросов любви и секса в плане психического и физического здоровья.

Проблемное обсуждение темы жизни и смерти (профилактика суицидов).


Темы занятий:

1. «Свой среди чужих, чужой среди своих». (1 ч.)

(поведение человека в обществе).

2. «Кто такие «девианты» и почему с ними трудно?» (1 ч.)

(о девиантном поведении детей и взрослых).

3. «Курить и пить – здоровью вредить!» (2 ч.)

(о деликвентном поведении подростков).

5. «Наркомания и токсикомания: - смерть после жизни». (1 ч.)

6. «Любовь и СПИД – не совместимы». (1 ч.)

7. «Жить или не жить – вот в чём вопрос!». (1 ч.)

(профилактика суицида среди подростков).

7

Практическая часть

Выработать и скорректировать формы межличностного взаимодействия, развить способность гибко реагировать на ситуацию, научить адекватному поведению в различных условиях и разных группах. Сформировать негативное отношение к психоактивным и психотропным веществам, выработать навыки сопротивления групповому давлению. Отработать приёмы ответственного, уверенного и конструктивного поведения. Овладеть техникой перевода негативного состояния в позитивное.


Упражнения:

«Комплимент».

«Свой среди чужих, чужой среди своих».. «Отцы и дети» (ролевая игра).

«Ты мне нравишься тем…». «Приветствие». «Зубы и мясо».

«Конфликт». «Согнать со стула». «Необычное приветствие». «Мой организм». «Смерть в сигарете – смерть сигарете» (рисунок). «Групповое приветствие». «Антиреклама». «Сопротивление». «Между молотом и наковальней».

«Приветствие». «Паутина». «Марионетка». «Ангел-хранитель». «Степень риска». «Безопасное поведение».

«Комплимент».

«Три рыбы» (сказка-притча). «Ураган».

«Негативные идеи».




4.Когнитивный блок.

Теоретическая часть

Направлена на овладение определёнными социально-

психологическими знаниями. Познакомить школьников с понятиями: развитие, саморазвитие, самосовершенствование, самовоспитание личности, раскрыть нравственные аспекты человека.

Темы занятий:

  1. «Кто Я, какой Я» (самопознание).

  2. «Оцени себя сам» (самооценка)

  3. «Я – смогу, я сумею» (самовоспитание)

4. «Учись управлять собой» (саморегуляция).

5 «Ученье - свет, а не ученью – нет» (самообразование).

6 . «Утверждай себя сам» (самоутверждение).

7 . «Найди в себе самого себя» (самоопределение)

8. «Реализуй себя» (самореализация).

9. «Программа моей жизни». (самоактуализация)

10. «Я - личность» (самосовершенствование)

10

Практическая часть

Центральная задача – формирование у подростков «Я – концепции», самосознания, развитие коммуникативных способностей, рефлексивных навыков, умение адекватно воспринимать себя и окружающих.


Упражнения:

«Групповое приветствие», «Построиться по признаку» (разминка).

«Ассоциации», «Познание своего «Я», «Необычное приветствие», «Молекулы» (разминка), «Вы меня узнаете?», «Вежливость», «Тропинка» (разминка), «Нетрадиционное приветствие», «Ураган» (разминка), «Кто быстрее», «Трудное – запомни», «Поиск аналогов».

«Неловкая ситуация», «Ты мне нравишься», «Моя характеристика», «Фокусировка», «Стоп», «К чему люди стремятся в жизни», «Мои ценности», «Олени» (разминка), «Я и окружающий мир»,




5. Заключительная часть

Теоретическая часть


Подведение итогов работы группы



Тема занятия


«До новых встреч, друзья!»





2


Практическая часть

Активизировать подростков на дальнейшее конструктивное взаимодействие, закрепление рефлексивных навыков.


Упражнения:

«Комплимент», Мои лучшие качества», «Портрет друга», «Декларация моей самоценности».




Итого:







27



ЛИТЕРАТУРА


  1. Артюхова И. С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Первое сентября, 2002. – 208 с.

  2. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.

  3. Башкирова Ю. Эмоциональные сферы //Школьный психолог. – 2003 – 5 июня.

  4. Волков Б. С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.

  5. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М. И, Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.

  6. Королёва Н. И., Стебенева Н. В. Путь к успеху // Школьный психолог. – 2003. – 7 августа.

  7. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.


Приложение 1.

Тема «Общаться и не ругаться»


Цель: развивать навыки выслушивания другого человека, умения общаться, понимать ближнего, управлять своими эмоциями.


Ход занятия.

  1. Вступление.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями современной действительности.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.

В общении нам иногда не хватает навыка выслушивания другого человека. Навык выслушивания следует развивать. Для этого прежде всего необходимо осознавать, что вам действительно нужно. Кроме того, необходимо искреннее желание разобраться в том, что вам сообщают.

  1. Введение в групповой процесс. Состоит из коротких эмоционально насыщенных игр-заданий, создающих радостное приподнятое настроение и мотивацию к дальнейшей работе в основной части занятия.

«Мигалки» Участники стоят в кругу, встречаются глазами со стоящими напротив и, «договариваясь» таким образом, меняются местами.

«Ура!» Участники разбиваются на пары и выкидывают по команде произвольное количество пальцев на руке. Пара участников, у которых число пальцев совпало, громко радуются: берутся за руки, подпрыгивают и кричат: «Ура»! Затем то же происходит в четверках, восьмерках, пока не объединится вся группа и не выкинет одномоментно одно и то же количество пальцев.

  1. Основная часть. Развитие навыка выслушивания.

Упражнение «Понимаем с первого слова».

Упражнение проводится в парах. Каждый из участников получает инструкцию, в которой подробно рассказывается о его линии поведения. Один из участников сообщает что-то другому, например: «Что-то сегодня очень душно». Сгущающий передает его мысли своими словами, стремясь как можно полнее и точнее воспроизвести ее: «Вам неприятно из-за сегодняшней жары» или «Ты считаешь, что сегодня духота больше обычного». После этого первый участник дает оценку, насколько это удалось.


Упражнение «Кораблекрушение».

Участники должны поместиться на небольшом «плотике», оставшемся после «кораблекрушения». Пространство плотика не позволяет свободно встать всем членам группы, поэтому необходимо групповое решение и тесный контакт.

Упражнение «Что с тобой происходит?»

Упражнение выполняется в парах. Каждый из участников получает инструкцию, в которой подробно рассказывается о его линии поведения. Первый участник эмоционально требует от второго чего-то или в чем-то обвиняет. Например, он говорит: «Вечно ты опаздываешь на первый урок! Когда наконец научишься пунктуальности?» второй участник как можно подробнее и точнее старается выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Он может спросить: «Вы считаете, что это действительно проблема для меня?» или «Что бы вы посоветовали?» первый игрок может усиливать давление, вынуждая другого к сопротивлению. Но второй должен стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого.

  1. Завершающий этап.

Обсуждение результатов выполнения упражнений.

Вопросы для обсуждении:

Где и как вы свои мысли начали выдавать за чужие?

В какой момент вы устаете внимательно следить за разговором?

Почему соскальзываете с желания разобраться в другом на стремление доказать свое? Сделайте вывод.

Упражнение «Пожелания».

Участники перемещаются в случайном порядке, встречаются попарно, смотрят в глаза друг другу и высказывают какое-нибудь пожелание, комплимент или благодарность.


Приложение 2.

Тема: «В мире эмоций»


Цель: развитие способности оценивать собственное состояние и умение управлять собой.


Ход занятия.


  1. Установление контакта.

Упражнение «Подари подарок»

Ведущий предлагает участникам по очереди взять из коробки камешек и подарить его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый…» тем, кому не подарили, камешки дарит ведущий, но обязательно отмечает при этом лучшие качества подростка.


  1. Использование вреда и пользы разных эмоций.

Упражнение.

Ведущий. Я предлагаю для исследования две эмоции по вашему усмотрению и прошу заполнить такую таблицу:

Эмоция




Ее польза Ее вред

Вы можете работать в группах по 2-4 человека. На обсуждение и запись результатов дается 15 минут.

- бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства, от которых желательно избавиться, вовсе их не испытывать?

- бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?


  1. Рефлексия группового опыта.

Игра «Скульптор и глина»

Все участники делятся на пары. Один «скульптор», а другой «глина». Каждый «скульптор» задумывает чувство и пытается из «глины» вылепить это чувство.

Рисование по теме.

Далее наделяем «скульптуру» даром разумной речи. Вообразите, что скульптор изваял свое чувство, оно заговорило и сообщает творцу, зачем оно его посетило. Но это еще не все. Человек, с благодарностью выслушав полезное сообщение посетившего его чувства, может, если он хозяин своих чувств, предусмотреть и предотвратить отрицательные последствия своих эмоций. Далее идет демонстрация с подтверждением или опровержением гипотезы о двойной- позитивно- негативной природе чувств.


  1. Обсуждение результатов выполнения упражнений.

Упражнение «Пожелания».

Участники перемещаются в случайном порядке, встречаются попарно, смотрят в глаза друг другу и высказывают какое-нибудь пожелание, комплимент или благодарность.




Похожие:

Попова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ iconИз опыта преподавания психологии в начальной школе Высоцкая Н. А., педагог-психолог сош «Школа здоровья»
Высоцкая Н. А., педагог-психолог сош «Школа здоровья» №898 имени генерала И. Д. Стаценко
Попова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ iconКонфликты в школьном коллективе Типы и виды конфликтов в моу «сош №2 г. Нариманов»
Типы и виды конфликтов в моу «сош №2 г. Нариманов» Зам директора по увр попова Галина Николаевна
Попова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ iconТема: Развитие социальных и личностных компетенций детей дошкольного возраста
Педагог-психолог доу №16 Лауренчикене Л. Н., педагог-психолог доу №47 Сауцкая В. Ю
Попова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ iconИп орлянская Ирина Алексеевна Психолог-консультант, детский психолог, педагог-психолог высшей кв кат
Консультация психолога + дополнительная диагностика ребёнка с последующим заключением
Попова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ iconАнализ работы группы супервизии Руководитель группы Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог цдиК «Теплый Стан» в 2010-2011 год
Руководитель группы – Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог цдиК «Теплый Стан»
Попова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ iconИп орлянская Ирина Алексеевна Психолог-консультант, детский психолог, педагог-психолог высшей кв кат
Внимание! Для обучающихся в группах раннего и творческого развития, в группах подготовки к школе предусмотрены взносы на оборудование...
Попова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ iconВыписка из протокола родительского собрания в 3 классе моу-сош с. Липовка
Присутствовали: директор школы М. В. Линькова, зам директора по увр и. В. Грачева, педагог-психолог О. А. Косырева, член ус геворкян...
Попова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ iconКурьина Елена Геннадьевна Говорить о вреде курения с подростком сложно. Но рассказ
Моу средняя общеобразовательная школа №5 города Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области
Попова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ iconПсихотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан»
При своей работе с семьями я, как семейный психолог, использую специальные методические приемы, которые называются техниками семейной...
Попова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ iconСистема совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками
Пименова М. В., педагог-психолог сош №1267, Нагапетян Р. С., учитель-логопед сош №1267
Попова Галина Геннадьевна Педагог-психолог моу верхнеспасская сош рассказ iconПрограмма «Мы вместе»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов