Классный час «основы правовых знаний» icon

Классный час «основы правовых знаний»



НазваниеКлассный час «основы правовых знаний»
Дата конвертации21.01.2013
Размер102.49 Kb.
ТипКлассный час

Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.




КЛАССНЫЙ  ЧАС

«ОСНОВЫ  ПРАВОВЫХ  ЗНАНИЙ»

ТЕМА: Права и обязанности.

ЦЕЛИ:  – помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;

         – воспитывать уважение к правам других;

ОБОРУДОВАНИЕ: Устав школы, иллюстрации, записи песен, ТСО – магнитофон

Ход классного часа.

Обязанности и права ты должен знать
Как дважды – два.
В наш бурный XXI век культурный,
Здравый человек осмыслить должен,
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь,
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей,
И право, чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
                    С ребятами спорили мы много раз,
                    Ведь есть же закон в поддержку для нас.



Классный руководитель: Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права и обязанности ребёнка». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвящённый принятию очень важного документа - Конвенции о правах ребёнка.

Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Что означают слова «права» и «обязанности»? «Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что - нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д.

«Обязанность- круг действий, возложенных на кого - либо и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д. ( Из словаря Ожегова )

То есть права — это правила, по которым живут люди.

На территории РФ Конвенция ООН вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Как в думаете до скольки лет , согласно Конвенции ООН , человек считается ребенком? На доске 4 варианта ответов на этот вопрос:14,16,18,21 лет.

В соответствии с 1-ой статьей Конвенции ООН ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.


Всё начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее.

^ Права ребенка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет.
Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года ООН .

Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в ООН.

К сожалению, наш мир не стал безопасным после войны. Теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод, эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права . и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит , что все государства. ,которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.


Право на имя при рождении. Сегодня мы будем говорить о правах детей. Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться с места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву.


Классный руководитель: Ребята, имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

Ребята . Конечно имеем.

Классный руководитель: А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе. Что вы не присвоили чужое имя и фамилию.

Ребята . Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

Классный руководитель: Да, это ваш первый документ. А что там еще записано?

Ребята Там еще записаны имена наших родителей

Классный руководитель: Правильно , а еще там записано, что вы являетесь гражданином России. А это значит , что государство защищает ваши права. В том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

Ребята. Конституция, законы, указы.

Право на медицинскую помощь .А для реализации своего права на бесплатную медицинскую помощь вам следует один раз в год заключать договор о медицинском страховании.

^ Право на образование. Сейчас ознакомимся с содержанием 28-й и 29-й статей Конвенции правах ребенка .

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи:

в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

в) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

с) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

д) воспитание уважения к окружающей природе.

2. Никакая часть настоящей статьи не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством

^ Право на отдых и досуг.

Право на имущество ( полученное в дар или по наследству, а также приобретённое на средства  ребёнка )

Право на свободное перемещение.

^ УСТАВ ЛИЦЕЯ.

Есть права и обязанности ученика в школе. (Знакомство с Уставом лицея.)

Закончи предложения:

Основные обязанности школьника

- В школе я должен …    

- В школу следует приходить аккуратно одетым, причёсанным.

- Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.

- В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех, перед входом хорошо вытри ноги.

- Мальчики при входе в школу снимают шапки.

- Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами

- Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения у учителя.

- Если в класс входит взрослый (учитель, директор, родитель), все дружно, но тихо и спокойно встают за партами, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.

- Если учитель задает вопрос классу и ты хочешь ответить, не вы­крикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.

- Обращаясь с просьбой к учителю или товарищам, употребляй «вежливые» слова: «пожалуйста», «спасибо».

- Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царапай, не порть острым предметом.

- Выходить па перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.

- В коридоре нельзя бегать и кричать.

- Во время перемен можно играть в различные игры.

- Со всеми взрослыми, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться.

- Если в дверях встретился взрослый, уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед.

- Бумажки, огрызки следует бросать в специальную корзину, урну.

^ Школьник имеет право

- на учебу, на помощь в учёбе;

- на каникулы;

- на занятия в кружках и секциях;

- на общение друг с другом;

Школьник не имеет права

- опаздывать без уважительной причины;

- не выполнять домашние задания;

- плохо учиться;

- пропускать уроки без уважительной причины;

- врать старшим;

- обижать младших и своих сверстников;

^ Физкультминутка. (песни о правах.)

Исполняется отрывок из песни, дети свободно танцуют и отгадывают, о каких

правах ребёнка в ней идёт речь.

1). «Чему учат в школе» (право на образование)

2). « Песенка черепахи и львенка» (право на отдых)

3). «До чего дошёл прогресс» (право на пользование благами научно - технического прогресса)

- Как вы понимаете выражение «на ошибках учатся»?

- Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Основными документами по правам ребенка являются :

  • Декларация прав ребенка;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Семейный кодекс РФ;

Ролевая игра.


Классный руководитель: Ребята, когда нарушаются наши права, вы обращаетесь за консультацией к юристу. Консультация –это совет, разъяснение. А юристы- это люди которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию,мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства .Давайте поиграем в игру «Юридическая консультация». Представьте себе что вы юристы , вы хорошо знаете права детей. К вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста,. давая консультацию , ссылайтесь на Конвенцию « О правах ребенка». Надо начинать так: « Согласно Конвенции о правах ребенка»…

МАУГЛИ: Так случилось , что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями. Вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети.

Ребята . Конечно, имеете. Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до 18- летнего возраста. Вам еще нет 18 лет. Значит, вы еще ребенок и имеете те же права , что и все дети.

МАУГЛИ. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Ребята. Согласно Конвенции « О правах ребенка»никто не имеет права унижать ваше

человеческое достоинство.

Согласно Конвенции « О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

Согласно Конвенции « О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание , образование, развитие своих способностей.)

Классный руководитель: Да. Ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем- то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства .А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.


^ ГАРРИ ПОТТЕР: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права.


Ребята: Согласно Конвенции « О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

Согласно Конвенции « О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.


Классный руководитель: .Как , вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются.


Ребята:- Не все знают права детей.

- Не считают детей полноценными людьми.

- Не уважают детей, считают их глупыми.

Классный руководитель: Да . я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их права.

У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда , когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей- обязанность каждого человека .

Сейчас я вам раздам листочки , где записаны некоторые ситуации. Вы должны ответить и рассказать о правах, которые нарушены.


Классный руководитель: Какой документ очень хорошо знают наши герои.

^ Ребята Конвенцию « О правах ребенка».

Классный руководитель: А чего они совершенно не знают?

Ребята. Они должны уважать права других людей.

Классный руководитель: Как же примирить свои права с правами других людей?

Ребята: -Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать

-Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

-Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права.

^ Право на заботу и воспитание родителями.

Ребята ,а теперь я хочу дополнить еще одно право , о том, что каждый ребенок имеет право быть воспитанным своими родителями. На свете не должно быть брошенных детей. Сюжет , который мы сейчас посмотрим подтвердит это.(Мультик «МАМА ДЛЯ МАМАНТЕНКА»)

Какое впечатление оставили просмотренные кадры, и что вы можете сказать?

Наш классный час подошел к концу, я надеюсь, что вы узнали немало о своих правах о обязанностях. Желаю всем счастья, радости, согласия и, чтобы ваши права всегда защищали вас, но не забывайте выполнять и свои обязанности.




Похожие:

Классный час «основы правовых знаний» iconКлассный час «День правовых знаний»
Учитель: “Не строй церковь, пристрой сироту” призывает русская пословица. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России...
Классный час «основы правовых знаний» iconКлассный час «Человек. Личность. Гражданин»
Данный классный час проводится в 6-7 классах. Учащиеся делятся на 4 группы. Классный руководитель выступает в роли ведущего. Продолжительность...
Классный час «основы правовых знаний» iconКлассный час «Земля моего детства» Классный руководитель 7 класса Щербакова В. Н. 3 13. 09. Классный час «Дорогой славы наших земляков»
Классный руководитель 11 класса Сидельникова Л. И.,библиотекарь Шевляк В. Б., учащиеся 11 класса
Классный час «основы правовых знаний» iconКлассный час «Александр Невский» Классный Моргунова Лилия Александровна 2012-01-17 классный час «Александр Невский» Цели
Содействовать воспитанию у школьников гражданственности и патриотизма, уважения к историческому прошлому своей Родины
Классный час «основы правовых знаний» iconКлассный час «Лекарство для слабых» 9 Коваленко И. А. 3 19. 12 Классный час «Движение есть жизнь»

Классный час «основы правовых знаний» iconКлассный час: «Традиции русского народа. Святки.»
...
Классный час «основы правовых знаний» iconПеречень материалов школьной медиатеки
Эл пособия: «Основы правовых знаний 8-9 кл.», «Экономика и право»(1-2) «Обществознание»
Классный час «основы правовых знаний» icon«Мы разные, но мы вместе» Единый классный час «Язык моей малой Родины»
Предварительная подготовка: единый классный час готовили учащиеся 10 класса «сош №44»
Классный час «основы правовых знаний» iconКлассный час "Моя семья мое богатство" Дех Елена Владимировна, классный воспитатель Статья отнесена к разделу: Классное руководство Задачи
Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. Научить учащихся составлять родословную своей семьи....
Классный час «основы правовых знаний» iconКлассный час «Люблю берёзку русскую!»
Использование знаний, умений и навыков при решении нетиповых, творческих заданий
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов