К. Д. Ушинский Сегодня меня, как и многих, волнует проблема снижения интереса к математике у большинства школьников. Поэтому, научно-методическая проблема, над которой я работаю Формирование и развитие мотивационн icon

К. Д. Ушинский Сегодня меня, как и многих, волнует проблема снижения интереса к математике у большинства школьников. Поэтому, научно-методическая проблема, над которой я работаю Формирование и развитие мотивационн



НазваниеК. Д. Ушинский Сегодня меня, как и многих, волнует проблема снижения интереса к математике у большинства школьников. Поэтому, научно-методическая проблема, над которой я работаю Формирование и развитие мотивационн
Дата конвертации15.12.2012
Размер372.72 Kb.
ТипДокументы

МОУ «Общеобразовательный лицей-интернат а. Хабез им. Хапсироковой Е.М.

Сделать учебную работу

насколько возможно интересной для

ребёнка и не превратить эту работу в

забаву – это одна из труднейших и

важнейших задач дидактики.

К. Д. Ушинский


Сегодня меня, как и многих, волнует проблема снижения интереса к математике у большинства школьников. Поэтому, научно-методическая проблема, над которой я работаю «Формирование и развитие мотивационных установок учащихся к изучению математики. Работая над данной проблемой, мною были определены следующие направления педагогической деятельности:

  • Совершенствование содержания математического образования путем насыщения его прикладными и сюжетными заданиями;

  • Использование игровых технологий на уроках математики;

  • Проведение нестандартных уроков, основанных на материалах общественного, исторического, экономического и экологического содержаний;

  • Внедрение в обучение информационных, компьютерных и здоровьесберегающих технологий.

  • Привлечение учащихся к активной внеклассной работе по предмету.


В основе модели моей работы по реализации данной проблемы лежит взаимосвязь и взаимообусловленность внешней и внутренней мотиваций. Поэтому главным условием формирования внутренней мотивации является грамотное педагогическое сопровождение, фундаментом которого является мотивация учебной деятельности. Сложившаяся система педагогического сопровождения по формированию внутренней мотивации к изучению математики включает несколько основных моментов:

    • Насыщение учебного материала смысловым личностно-значимым содержанием – это один из технологических элементов этой системы, т.к. прикладные, сюжетные и ситуативные задачи, основанные на знакомом, важном и интересном для ребенка материале, делают уроки математики актуальными, необходимыми и важными для обыкновенного ученика. Важным элементом этой работы является система последовательного и тематического введения новой информации общеразвивающего и аналитического характера.

    • Второй технологический элемент моей системы–задания, активизирующие мыслительную деятельность и используемые мною на различных этапах процесса обучения: при актуализации знаний, первичном усвоении материала, его осмыслении, применении и обобщении.

Это можно сделать на следующем содержании материала:

  1. Провоцирующие задачи

Это задачи, условия которых содержат упоминания, указания, намеки или другие побудители, подталкивающие учащихся к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа. Попадая в заранее подготовленную ловушку ученик испытывает досаду, сожаление от того, что не придал особого значения тем нюансам условия, из-за которых он угодил в неловкое положение.
Простое сообщение о том, что учащиеся, как правило, допускают в заданиях такого-то рода ошибки, несравнимо менее действенно. Ибо оно, несмотря на общность, не является для конкретно взятого ученика личностно значимым, поскольку, во-первых, события, о которых сообщается, происходили когда-то давно, в прошлом, не сейчас, а во-вторых, каждый из учащихся наивно полагает, что в число неудачников сам он не попадает.

Дидактическая ценность этих задач в том, что они служат предупреждением от различного рода ошибок и заблуждений.

Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом, они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления- критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, ее разносторонней оценке, повышают интерес школьников к занятиям математикой.

Я использую такие разновидности провоцирующих задач:

  • условия, в которых навязывают неверный ответ;

  • условия, которые подсказывают неверный путь решения;

  • условия, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки и т.д.

В качестве примера приведу задачи, побуждающие выбор неверного способа решения.

^ Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь?

2.Задачи стандартные с нестандартным решением

Это задачи, при предъявлении которых учащиеся не знают заранее ни способа их решений, ни того, на какой учебный материал опирается решение. Иными словами, учащиеся в ходе решения таких задач должны провести поиск плана решения задачи, установить, какой теоретический материал дает ключ к тому или иному решению. Незначительная обработка условий той или иной задачи из учебника, изменение места и времени ее постановки существенно меняют ее дидактическую значимость, оставляя неизменным практическое содержание.

Проиллюстрирую сказанное примером. Стандартное для учащихся 8 класса уравнение х2-5х+6=0 предлагаю решить учащимся 7 класса после изучения ими темы «Разложение многочленов на множители способом группировки», по существу превращая его в нестандартную для семиклассников задачу.

Задачи такого плана всегда органически связаны с изучаемым материалом. Допуская нестандартное решение, приучаю школьников не довольствоваться шаблоном, а нацеливаю на вдумчивый подход, воспитываю стремление как можно лучше выполнить порученное дело. Они развивают гибкость, рациональность, целенаправленность математического мышления и ценны тем, что дается возможность каждому ученику с любой структурой мышления проявить себя.

^ 3. Проблемные задачи

Это задачи, алгоритм решения которых неизвестен до начала решения. Главное в том, чтобы открыть способ решения и убедиться в его пригодности. Следует иметь в виду, что определить, является данная задача проблемной или нет, можно только относительно конкретного школьника, только с учетом его знаний и умений в момент постановки задачи.

Задачи такого плана решаются исследовательским методом и этим очень интересны для учащихся. Ведь исследование предполагает творчество. Проблемы, которые ставятся перед учащимися, могут иметь разнообразный характер: введение в новую тему, решение задачи новым более эффективным способом, связь известного учебного материала с новым и т.д.

При подборе проблемных задач учитываю знания учащихся и уровень развития их логического мышления, поскольку непосильная задача порождает неуверенность в своих силах и в дальнейшем отвращение от решения любых задач, а излишне простая вводит в заблуждение относительно уровня собственных знаний и умений, не стимулирует поисковую деятельность.

^ Самое главное- это суметь правильно поставить вопрос, заинтриговать учащихся, создать проблему, а не дать ответ, решив ее. Учащиеся познают понятия, закономерности, теории в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание.

  1. Логические задачи (задачи-шутки, таблицы, верные и неверные утверждения, здравый смысл)

Это задачи, ведущие к формированию важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление. Логика учит, как нужно рассуждать, чтобы наше мышление было определенным, связанным, последовательным, доказательным и непротиворечивым. В математике приходится путем рассуждений выводить разнообразные формулы, числовые закономерности, правила, доказывать теоремы.

Основные методы решения логических задач:

  • метод рассуждения;

  • метод таблицы;

  • метод граф;

  • метод кругов Эйлера;

  • комбинированный метод.

Метод рассуждений сопровождаю схемами, чертежами, краткими записями, вырабатывая умения выбирать информацию, пользоваться правилом перебора. Особенно целесообразно использовать задачи тогда, когда есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания; при прохождении сложных тем; при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений; при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.

Для каждой задачи, которую предполагаю использовать на уроке, прежде выясняю: будет ли она интересна классу, органично ли войдет в структуру урока, будет ли ее использование эффективным. Практика показала: учебный навык, на формирование которого направлена та или иная задача, вырабатывается быстрее, ибо он связан с продуктивной мыслительной деятельностью ученика.

При работе над провоцирующими, проблемными, логическими и стандартными с нестандартным решением задачами наиболее эффективной считаю групповую, парную, индивидуальную, фронтальную работу.

Приведу пример. Расстояние от реки до турбазы туристы рассчитывали пройти за 6 часов. Однако, после 2 часов пути они уменьшили скорость на 0,5 км/ч и в результате опоздали на турбазу на 30 мин. С какой скоростью шли туристы первоначально?

Работа над задачей предполагает следующие действия учителя:

  • Предъявление задачи (читает учитель)

  • Определение вида задачи (творческая группа)

  • Выделение гипотез (индивидуальная самостоятельная работа)

  • Обмен мнениями (в творческой группе)

  • Формулировка предположительного ответа (в паре)

  • Проверка ответа на достоверность (фронтальная работа)

Или, задача. Определить площадь равнобедренной трапеции, у которой основания равны 12см и 20см, а диагонали взаимно перпендикулярны.

  • Предъявление задачи (творческие группы составляют задачи по готовому чертежу).

  • Выделение гипотез (работа в парах).

  • Обмен мнениями (фронтальная работа).

  • Формулировка предположительного ответа (индивидуальная работа).

  • Проверка ответа на достоверность (индивидуальная работа). Обязательным этапом на уроке является устный и письменный счет. Целями устного счета являются, во-первых, совершенствование в вычислительных навыков, во-вторых, развитие творческого мышления учащихся.

На своих уроках я стараюсь разнообразить формы и методы устной работы:

  • устный счет в начале, в середине, в конце урока;

  • устная форма проверки домашнего задания;

  • устная форма творческой работы;

  • устные самостоятельная и контрольная работы;

  • уроки устной работы.

Работая устно, воспитываю у учащихся навыки сознательного усвоения изучаемого материала, приучаю ценить и экономить время, развиваю желание поиска рациональных путей решения задачи. В этих целях использую такие приемы, развивающие творческие способности, как «Зашифрованные задания», «Найди ошибку», «Восстановление»,

«Выбор».

Для отработки вычислительных навыков учащихся я использую игровые моменты «Числовая мельница», «Числовой фейерверк», «Математическая эстафета»,

Ежедневная отработка навыков письменного счета в течение одной минуты способствуют развитию у учащихся наглядно-образной, наглядно-действенной, механической памяти.

Программа по математике предполагает использовать в процессе преподавания сведения по истории математики, знакомить их с жизнью выдающихся математиков и т. п. Учитывая то, что дети очень любознательны по своей природе, использование исторического материала является ещё одним способом формирования положительной мотивации учебной деятельности учащихся.

Трудность этого метода состоит в том, что в программе нет конкретных указаний, какие сведения по истории математики нужно сообщать учащимся ,в каких классах и в каком объёме. Школьные учебники содержат очень мало исторического материала. Одно сообщение по истории математики далеко не всегда вызывает повышение интереса к изучаемому объекту.

Поэтому при использовании исторического материала в качестве способа формирования положительной мотивации я поступаю следующим образом:

  • тщательно отбираю исторический материал, учитывая то, что он должен органически сливаться с фактическим материалом;

  • учитываю возрастные особенности учащихся (не только содержание и объём, но и стиль изложения не могут быть одинаковыми в разных классах);

  • учитываю требования, предъявляемые к исторической справке:

-Показать возникновение математического понятия из нужд и потребностей человека;

-Показать процесс развития математического понятия;

-Показать область применения этого понятия в настоящее время.

Этот метод будет эффективным: если такая работа будет проводиться систематически, т. е. начиная с 5 класса и заканчивая 11 классом, если при подготовке исторического материала участие будут принимать дети .

Человек формируется в процессе активной деятельности и, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. А.С. Макаренко, большой поборник детской игры, писал: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения личности к успеху. Поэтому третий элемент системы - это игровые технологии и интерактив на различных этапах урока: ролевые игры, кроссворды, шифрограммы, ребусы, математические загадки, инсценировки, математическое лото, блицтурниры и викторины. Детям очень нравятся соревнования на математическую догадку, на скорость решения, математическая исследовательская лаборатория, да-нетки и т.д.

Особенно эффективно учебно-познавательный вид компетенции развивается при проблемном способе изложения новой темы: я создаю такую проблему, чтобы, решая ее, ребенок опирался на свой личный опыт. Например, при изучении начального геометрического материала (длина окружности, свойства прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда) я предлагаю учащимся решить следующие задачи:
-Можно ли из стальной проволоки длиной 3,5 м согнуть обруч, диаметр которого равен 1, 52 м?
-Как сделать прямоугольный дверной проем без наличия геометрического материала, имея только нить?
-Аквариум имеет форму прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 7 дм, 4дм и 3, 5 дм. Можно ли налить в этот аквариум 90 л воды?
Эту функцию выполняют и нестандартные уроки, направленные на продуктивную творческую деятельность детей. С этой целью разработана система нестандартных уроков: путешествий, экспедиций, исследований, «рыцарские турниры» и т.п. На таких урока дети вживаются в роль геологов, туристов, реставраторов, исследователей, вовлекаются в игру и с лёгкостью решают серьезные задания, добиваясь поставленной цели, что способствует развитию мотивации

Словами А.П.Чехова « Бывает, что во время урока математики, когда даже воздух стынет от скуки, в класс со двора влетает бабочка…»Такой «бабочкой» могут быть различные «изюминки», которые хороши тем, что они будят фантазию учащихся, создают у них ситуацию успеха, помогают оживить урок. Поэтому в системе использую элементы здоровьесберегающих технологий: динамические паузы, психологические релаксации, физкультминутки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Учитель, который хочет идти в ногу со временем, сегодня должен быть готов и психологически, и технически к использованию информационных технологий в практике своей работы. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности, сделать более активной и целенаправленной работу учащихся на уроках. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество преподносимого детям учебного материала и усилить образовательный эффект.

Внедрение ИКТ на уроках математики осуществляется по следующим направлениям:

    • Использование на уроках математики презентаций.

    • Работа с ресурсами Интернет и их непосредственное использование на уроках.

    • Подготовка и использование дидактических материалов.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала на уроках можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Использование презентаций позволяет учителю конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Более того, презентация дает возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Использование возможностей компьютера на уроках математики доставляет истинное удовольствие и восхищение мне, как учителю, и моим пытливым ученикам и является важным элементом данной системы работы. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, зато составленные таблицы, схемы, наглядные пособия могут многократно работать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.

Привлекаю учащихся к выполнению творческих работ. Практикую такие виды творческих заданий как:

  • составление математических сказок (для учащихся 8 классов );

  • составление оригинальных задач, рисунков (для учащихся 8-9 классов)

  • решение задач повышенной трудности разными способами (для учащихся 10-11 классов)

Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности играет качественное проведение рефлексивно-оценочного этапа. Ведь переживание ребенком состояния успеха – одно из условий формирования внутренней мотивации к изучению математики.

Для меня урок – как музыкальное произведение, рождается со звонком, пролетает для 20 пар глаз одновременно, но в душе и в уме каждого ученика оставляет свой собственный след.

В настоящее время  большое внимание уделяется созданию интеллектуальной элиты, обуславливающей рост научно-технического прогресса. Как среди миллионов людей найти способных, талантливых, гениев?

 Поиск одарённых личностей должен идти непрерывно, начиная со школы. Наиболее распространённой формой отбора одаренных детей являются математические олимпиады. Как я готовлю учащихся к олимпиадам?

 В домашнее задание включаю задачи, требующие нестандартного мышления. Провожу собеседование и предлагаю всем желающим заниматься решением задач во внеурочное время. В результате дальнейшей работы часть учащихся отсеивается. Тем, кто проявил себя во время уроков, но не пришёл заниматься, предлагаю прийти на занятия, попробовать свои силы.

Часто повторяю своим ученикам слова Д.Пойа: «Чтобы научиться решать задачи, надо их решать»

Принимая участие в комиссии по проверке олимпиадных работ, я систематизирую и анализирую материалы олимпиад различного уровня. Уделяю внимание задачам динамического характера, когда одна задача берётся в качестве основной и составляются подзадачи типа: подбери новые вопросы к условию, составь более общую задачу, сформулируй вопросы, которые раскрывают частные случаи и т.д.

Стараюсь обучать общему подходу и основным методам решения задач, а именно:

  • разбиению задачи на подзадачи преобразование задачи;

  • кодированию объектов задачи;

  • введению и построению вспомогательных элементов.

Рекомендую учащимся читать дополнительную литературу по теории, вести поиск задач, решать их самостоятельно. Учиться надо не тому, что легко получается. Ценно ваше напряжение сил.

Особенно важно, чтобы ребята знали общую идею, лежащую в основе всех методов и способов решения задач: решая новую задачу, сведи её к одной или нескольким ранее решенным задачам.

Процесс формирования и развития мотивационных установок к изучению математики продолжается и во внеклассной работе:

  • на занятиях математического кружка

  • при проведении Недели математики

  • школьных олимпиад юных интеллектуалов

  • конкурсов «Интеллект будущего» и «Молодежные чемпионаты по математике», занятия учащихся в заочной математической школе «Авангард»

-Так, в 2009-10уч.г. в математических конкурсах Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» приняло участие 34 учащихся 8-11 классов;

-в Молодежных предметных чемпионатах по математике- 45 учащихся;

Казанокова Аминат Керимовна –ученица 9 класса заняла 3 место по ЮФО, за что награждена соответствующим дипломом и ценным подарком от Центра развития одаренности г. Перми;

-В заочной математической школе «Авангард» занимается 5 моих учеников.

Таким образом, для становления положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся используется не один путь, а целое соцветие,– это комплексная система, позволяющая ребёнку осознать, чего он хочет, что он может, что он может добиться успеха только в результате целенаправленной собственной деятельности. И в итоге – понимание своей успешности. Результаты собственной деятельности над данной проблемой показывают эффективность выбранного направления в повышении уровня учебных компетенций учащихся по математике, развития их творческих способностей и внутренней мотивации.

Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха. Поэтому постоянно занимаюсь самообразованием.

Принимаю активное участие в работе методического объединения Лицея, района, выступаю с докладами, провожу открытые уроки, мастер-классы.

  • За плодотворную работу в деле обучения и воспитания подрастающего поколения я награждена Почетной грамотой Президиума Народного Собрания КЧР (2009 г.)

  • За подготовку призера Молодежных предметных чемпионатов награждена Дипломом и ценным подарком Центра развития одаренности г. Перми.(2008-09 уч.г.)

  • Неоднократно награждалась Почетными грамотами Отдела образования Администрации Хабезского муниципального района за подготовку победителя и призеров районного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников (2004-05 уч.г.;2005-06уч.г.; 2006-07уч.г.; 2007-08 уч.г.)

  • За организацию и проведение внеклассных мероприятий по математике, за активное участие в проведение «Недели математики» неоднократно награждена Грамотами Администрации Лицея , Совета лицеистов.

Школа – мир, созданный исключительно для ребенка, чтобы хрупкий росток его прекрасной души гармонично рос в обстановке бережных взаимоотношений, испытывая жажду познания с рождения и бесконечно, получая при этом величайшее удовольствие от жизни.

И я понимаю, что в моих руках находится росток успеха и самодостаточности каждого моего ученика.








Экология


1)Брошенная на землю кожура банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на 2 года дольше. Пластиковый пакет разлагается на 8 лет дольше, чем окурок сигареты. Сколько лет потребуется для того, чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?

2)Деревья способствуют очищению воздуха от пыли и других загрязнений. Лиственный лес, площадь которого равна площади квадрата со стороной 100 м, может в течение года задержать 68 т пыли. Зато еловый лес такой же площади способен за то же время “заглотать” 32 т пыли. На сколько тонн пыли больше задерживает лиственный лес, чем еловый?

3)Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3 тонны. Какое количество загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу такая машина?

4)Один плохо закрытый кран приводит к потере 20 л воды за сутки. В школе дети оставили плохо закрученными 4 крана. Сколько воды было затрачено в течение суток?

5)На производство 1 т бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?

6)100 деревьев елового бора задерживают 3 т вредной пыли в течение года, а 100 деревьев букового леса – 7 т пыли. Какой из двух типов леса задерживает большее количество пыли: 100 деревьев елового леса или 50 деревьев букового леса?


Здоровье


1)В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет от количества табачного дегтя, полоний 210 составляет от количества окиси углерода.

2) Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамина С у него остается?

3) Содержание витамина В 6 в 100 г фасоли 0,9 мг, что составляет 52% от суточной нормы для подростков. Найти суточную норму витамина В 6. Ответ округли до десятых. Сколько нужно съесть фасоли для удовлетворения суточной потребности в витамине В 6?










^ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО

по теме

«НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА»


Правила игры:

  1. Для игры учителю следует подготовить два варианта карточек для лото общим количеством по числу учащихся в классе.

  2. Работа проводится по вариантам.

  3. Два ученика (по одному от каждого варианта) вызываются к доске, остальные работают в тетрадях.

  4. Учитель зачитывает вопросы, на каждый из которых отводится 30 секунд. Учащиеся зачеркивают те клетки в карточках, числа в которых являются, по их мнению, ответами на вопросы учителя. Следует помнить, что в карточке для игры может и не быть всех правильных ответов.

  5. Взаимопроверка проводится в парах, сверяясь с доской.

  6. Максимальная оценка за все правильные ответы – 12 баллов.

  7. Учитель подводит итоги по результатам лото и обращает внимание на ошибки. Оценки выставляются по желанию учащихся.

Вид карточек для игры

I вариант


1

0

999




100




20




10

14

101

7

16




13



^ II вариант


98

100




7

22




13

16




20

999

0

1

10






Вопросы для лото:

1. Какое из чисел натурального ряда является наименьшим?

2. Вспомните сказку о волке и козлятах. Сколько было козлят?

3. Какое из двузначных натуральных чисел является наименьшим?

4. Какое число следует за наибольшим двузначным числом?

5. Какое число предшествует 1000?

6. Если а равно 15, то чему равно а+1?

7. Если а равно 21, то чему равно а-1?

8. По преданиям, какое число является несчастливым?

Ответы:

У I варианта должны остаться клетки с числами 0,14,101, у II – 0,22,98.


^ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО

по теме

«ВЕЛИЧИНЫ»


Учащимся раздается карточки-лото в нескольких вариантах. Учитель читает задание, а ученики закрывают верные ответы.

Вопросы для лото:

1.v=10 м/с,t=5с, s=?

2.v=5 км/ч, s=15 км, t=?

3.а=6 см, b=20 см, S=?

4.а=4 см, b=3см, P=?

5.11м4дм-3м7дм=?

6.2т20кг*7=?




50 м





7 м 70 см


15 т 4 ц


3 ч





20 га


120 кв. см


14 см


Если ученики правильно справились с заданием, то на карточках должно остаться незакрытым число 20 га.


^ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО

по теме

«ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»


Вид карточек для игры:

I вариант



7

24




8/9

7/6

13/14




3 2/10

<

3




16

91

Да

6 1/4



( Если ученик сделал всё верно, не зачёркнутыми должны остаться такие записи: 24; 7/6; 13/14; <; 91.)



Да

45

6 1/4

36

3

>

8/9

3 2/10

6/6

1

Нет

13

7

16

11
II вариант


( Если ученик сделал всё верно, не зачёркнутыми должны остаться такие записи: 36; нет; 11.)

Вопросы для лото:

  1. Числитель дроби 7/11.

  2. Знаменатель дроби 91/45.

  3. Наибольшая правильная дробь со знаменателем 9.

  4. Наименьшая неправильная дробь со знаменателем 6.

  5. Решите неравенство в натуральных числах

1< x/15 < 17/15

6. Сравните дроби 10/7 и 10/9 ( найдите в карточках знак «<» или «>»).

7. Решите уравнение: а/14 = 13/14.

8. Выделите целую часть из дроби: 25/4 = ?

9. Какое целое число записано дробью 36/12?

10. Найдите число, записанное дробью 32/10.

11. Верно ли равенство 32/32 = 5/5? («Да» или «Нет».)

12. 24/24 = ?

Верные ответы:

1) 7; 2) 45; 3) 8/9; 4) 6/6; 5) 16; 6) >; 7) 13; 8) 6 ¼; 9) 3; 10) 3 2/10; 11) Да; 12) 1.


^ ИГРА «РЕСТАВРАТОР»


Как можно быстрее поставьте вместо “снежинки” один из знаков: “=”, “+”, “-”, “<”, “>”, чтобы решение задачи было верным.

36*5*21 136*54+236

3х4*17=29 81*13=81*13

23+8*31- 9 400*313+87

14*4=10 72=144*72

6*8*4=10 9х8*16:4

100+13*96*17 96:6*4х4


^ ИГРА «ИСПРАВЬ ОШИБКИ»


Найдите и исправьте ошибки.

К доске в порядке очереди выходят представители каждой из команд: одна пара игроков на одно задание. Остальные учащиеся наблюдают за ходом выполнения задания.

Вариант 1:

1) 5*321*20>4*322*25

2) 50*72*2<5*4*3*2*9*5

3) 125*91*8=200*90*5

Вариант 2:

1) 25*186*4<20*185*5

2) 5*4*6*7*1*5*2>20*9*9*5

3) 20*50*78=125*87*8

^ ИГРА «НАЙДИ ОШИБКУ»


Дикобраз в подарок сыну


Сделал счетную машину,


К сожалению, она


Недостаточно точна.


Результаты перед вами,


Быстро всё исправьте сами:


39,4+10,1=4954; 97,3 + 9,04=10,634;


47,03 + 4,8 = 5183; 729,004 + 10 = 729,014;


3,067 + 2,033 = 51; 31,26 + 0 = 312,6.


^ ИГРА «ИЩИ ФИГУРЫ»


Определите, сколько треугольников вы видите на рис.1 и квадратов на рис.2а, б


^

(a)Сколько треугольников на каждом рисунка?





ИГРА « ОТГАДАЙ СЛОВО»


Если вместо чисел, полученных в результате примеров, последовательно вписать в пустые клетки соответствующие буквы ( 0-Ч, 3-Е, 4-В, 5-А, 6-Ы,7-И, 8-Н9-Т), то получите название одного из арифметических действий.

1) 124:31= 6) 99:11-44:11=

2) 1000:200+1= 7)45:15+15:5=

3) 39:13-3000:1000= 8)180:30+1=

4)70:10= 9)48:16+0*1000=

5) 1800:200-4*0=



1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)






























^ ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ ДОСТИГНЕТ ФЛАЖКА» «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»

Соревнуются 3 команды. Из каждой команды по 1 человеку решают пример у доски. Дальше его сменяет другой член команды. Выигрывает та команда, которая при наименьшем количестве учеников первая достигла флажка




-325

-703




-954


+ 1258 729



-168

-10057



+1042

-528


9751




-1190



+946


-876


+761




439


^ ИГРА «ЗАМЕНИ ЧИСЛАМИ ФИГУРЫ»


Впишите такие числа, которые сделали бы правильными представленные равенства.


Вариант 1: Вариант 2:



:4 = :6 =



-1600 = -2100=



:4 = :8 =



+96 = +78 =


8*702 = 8*504 =


^ ИГРА «КАКОЕ ЧИСЛО ЛИШНЕЕ?»

1. ; ; 2; ; (Лишним является число 2, т.к. оно натуральное, а все остальные – дробные).


2. ; ; ; ; ; (Лишнее число , т.к. это неправильная дробь, и оно больше 1)


3. ; ; ; ; ; (Лишнее число , т.к. это правильная дробь, и оно меньше 1)







^




Кроссворд 1. Юный математик





По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная 10000 м2. 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для записи числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а.

По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения (а + в) с = ас + вс. 5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица масс, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное. 14. Третий разряд любого класса.


Ответы:

По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11. Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный.

По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни.
^




Кроссворд 2. Юный математик






По горизонтали: 1. Книга для занятий по какому-либо предмету. 4. Перерыв в школьных занятиях. 6. Знак, используемый для записи музыки. 9. Документ, который выдают школьнику по окончании школы. 10. Месяц. 11. Большой лист, используемый для чертежей, стенгазет и т. п. 12. Чертежный инструмент. 13. Предмет, используемый художником для нанесения краски на холст.

По вертикали: 1. Время, отведенное в школе для занятий одним из предметов. 2. Знак, используемый для обозначения звука. 3. Учреждение, которое дети посещают, пять раз в неделю. 5. Деревянная палочка с грифелем. 7. Жидкий состав для письма. 8. Наука.

Ответы:

По горизонтали: 1. Учебник, 4. Каникулы, 6. Нота, 9. Аттестат. 10. Август. 11. Ватман. 12. Циркуль. 13. Кисть.

По вертикали: 1. Урок. 2. Буква. 3. Школа. 5. Карандаш. 7. Чернила. 8. История.


Кроссворд 3. Юный математик





По горизонтали: 2. Общая длина границы плоской фигуры 3. Инструмент для проведения прямой линии 5. Результат операции умножения 7. 1\90 прямого угла 8. Древнегреческий ученый, механик и математик. Основные работы — вычисление площадей плоских фигур и поверхностей тел 11. Результат вычитания 14. Сотая часть числа 15. Древнегреческий математик, пытавшийся доказать бесконечность множества простых чисел. Жил в III веке до н.э. 16. Тысяча миллионов 18. Любой элемент, над которым производится операция сложения.

По вертикали: 1. Прибор для построения и измерения углов 4. Наименьшее из натуральных чисел 6. Знак, употребляемый для отделения друг от друга различных выражений и чисел 9. Число, состоящее из одной или нескольких равных долей единицы 10. Часть прямой, заключенная между двумя ее точками и включающая обе эти точки 12. Число, которое делят на другое число 13. Десятигранник 17. 1 и 100 нулей.

Ответы:

По горизонтали: 1. Периметр. 2. Линейка. 5. Произведение. 7. Градус. 8. Архимед. 11. Разность. 14. Процент. 15. Евклид. 16. Миллиард. 18. Слагаемое.

По вертикали: 1. Транспортир. 4. Единица. 6. Запятая. 9. Дробь. 10. Отрезок. 12. Делимое. 13. Декаэдр. 17. угол.


^ КРОССВОРД 4. ЮНЫЙ МАТЕМАТИК




Вопросы:

1.Числа, употребляемые при счете предметов. (Натуральные)

2.Четырехугольник с прямыми углами. (Прямоугольник)

3.Цифры 0, 1, 2, 3… (Арабские)

4.Наглядное представление разных числовых данных. (Диаграмма)

5.Результат от деления. (Частное)

6.Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое.

(Знаменатель)

7.Сумма одинаковых слагаемых. (Произведение)

8.Закон сложения. (Переместительный)

9.Площадь квадрата со стороной 100м. (Гектар)

10.Отрезок, длина которого равна 1. (Единичный)

11.Угол меньше прямого. (Острый)

Ключевое слово: Лобачевский








Родина

Линейка


Точка


Один

Дробь

Задача

Вектор


Знак



Минус


Пять




Осень


Степень

Вершина


Два




Поверхность


Число




Треугольник











Вставь пропущенные цифры:













Любитель порядка


Настольная лампа,

Зеленый диван,

Сидит на диване

Матюшин Иван.

Он пишет...

Не будем, ребята, мешать,

А только тихонько

Заглянем в тетрадь.

В тетрадке написано

Все по порядку:

«В семь двадцать встаем,

Производим зарядку.

В восемь тридцать,

Умывшись холодной водой,

Застелем постель

И займемся едой.

Без четверти восемь

Дрова мы приносим.

Готовим по плану

Похлебку Полкану —

И в класс направляемся

В восемь ноль пять».


Вопрос: сколько времени уходит

у Ивана от подъема до выхода в школу?      

(45 мин)



  • Некий древний грек родился 7 января 40 года до нашей эры, а умер 7 января 40 года нашей эры.

Сколько лет он прожил?



  • У Змея Горыныча 2000 голов. Сказочный богатырь одним ударом отрубает 1, 17, 21 или 33 головы, но при этом, соответственно вырастают 10, 14, 0 или 48 голов. Если все головы отрублены, то новые не отрастают.

Сможет ли богатырь победить Змея Горыныча?














Тема: «Решение квадратных уравнений вида ах2+bx+c = 0 по формуле»

Необходимость решать уравнения не только первой степени, но и второй, ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением земельных участков и с земельными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н.э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются кроме неполных и такие, например, полные квадратные уравнения: х2+х=ѕ; х2-х=14Ѕ.

Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены.

Уже позже в VII в. индийский учёный Брахмагупта, изложил общее правило решения квадратных уравнений вида ax2+bx=c, где a>0. В этом уравнении a>0, а b и c могут быть и отрицательными. Правило Брахмагупты по существу совпадает с тем, которые мы изучаем в школе.

В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу этих соревнований следующее: "Как солнце блеском своим затмевает звезды, так учёный человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи". Задачи часто облекались в стихотворную форму.

Задача Бхаскары (VII в.)

"Обезьянок резвых стая

Всласть поевши, развлекалась.

Их в квадрате часть восьмая

На поляне забавлялась.

А двенадцать по лианам,,

Стали прыгать повисая,,,

Сколько ж было обезьянок,

Ты скажи мне в этой стае?"

-Какое уравнение зашифровано в этой задаче?

- Можем ли мы решить его методом выделения квадрата двучлена?

Решаем уравнение на доске.

Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в "Книге абака", написанной в 1202 году итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Но это было общее правило для уравнений вида: ax2+bx+c=0, при всевозможных комбинациях b и c.

- Как называются уравнения такого вида

Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имелся только у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Лишь в XVIII веке, благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других учёных способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.

Далее даётся вывод общей формулы корней квадратного уравнения вида ax2+bx+c=0 согласно учебнику.


Формирование и развитие мотивации учащихся к изучению математики

"Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит"


Обобщение опыта работы

Тамбиевой А.Р. –учителя математики

Лицея а. Хабез


2010г.

Из опыта работы Тамбиевой А.Р.




Похожие:

К. Д. Ушинский Сегодня меня, как и многих, волнует проблема снижения интереса к математике у большинства школьников. Поэтому, научно-методическая проблема, над которой я работаю Формирование и развитие мотивационн iconМальцевой Елены Николаевны
Проблема, над которой я работаю «Применение инновационных технологий на уроках изоискусства» выбрана в соответствии с основополагающей...
К. Д. Ушинский Сегодня меня, как и многих, волнует проблема снижения интереса к математике у большинства школьников. Поэтому, научно-методическая проблема, над которой я работаю Формирование и развитие мотивационн iconРазвитие словарного запаса младших школьников с ограниченными возможностями здоровья как средство формирования языковой личности
В этом году я работаю над темой, которая связана с исследованием уровней сформированности и последующей работой над развитием словаря...
К. Д. Ушинский Сегодня меня, как и многих, волнует проблема снижения интереса к математике у большинства школьников. Поэтому, научно-методическая проблема, над которой я работаю Формирование и развитие мотивационн iconСтановится другим, чем ребенок, подражающий актам других Б. Асафьев Проблема, над которой я работаю не первый год «Творческое развитие личности на уроках обслуживающего труда через компетенстный подход к учащимся»
Выбор этой темы совершенно закономерен: ведь эффективное современное образование не может замыкаться на формулах и графиках, на четком...
К. Д. Ушинский Сегодня меня, как и многих, волнует проблема снижения интереса к математике у большинства школьников. Поэтому, научно-методическая проблема, над которой я работаю Формирование и развитие мотивационн iconЗадачи школы по сохранению и укреплению здоровья школьников
К сожалению, далеко не всегда это влияние положительное. Поэтому одной из главных целей педагогического коллектива сегодня становится...
К. Д. Ушинский Сегодня меня, как и многих, волнует проблема снижения интереса к математике у большинства школьников. Поэтому, научно-методическая проблема, над которой я работаю Формирование и развитие мотивационн iconМое хобби Научно-методическая деятельность
Работаю над темой самообразования «Применение компьютерных технологий на уроке и внеклассных занятиях» (2007 2010гг)
К. Д. Ушинский Сегодня меня, как и многих, волнует проблема снижения интереса к математике у большинства школьников. Поэтому, научно-методическая проблема, над которой я работаю Формирование и развитие мотивационн iconПроблема подросткового алкоголизма это проблема не только каждой семьи в отдельности, сегодня, это проблема государственного масштаба. Нация вымирает. Безумная реклама пива сделала свое черное дело
Относительная дешевизна и обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах также толкают подростка к употреблению алкоголя
К. Д. Ушинский Сегодня меня, как и многих, волнует проблема снижения интереса к математике у большинства школьников. Поэтому, научно-методическая проблема, над которой я работаю Формирование и развитие мотивационн iconАктивизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира Проблема
Проблема: Как активизировать познавательную деятельность учащихся с разными складами ума, сделать обучение комфортным, содействовать...
К. Д. Ушинский Сегодня меня, как и многих, волнует проблема снижения интереса к математике у большинства школьников. Поэтому, научно-методическая проблема, над которой я работаю Формирование и развитие мотивационн iconАналитический доклад
Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, на одно из первых мест все увереннее выходит проблема наркомании...
К. Д. Ушинский Сегодня меня, как и многих, волнует проблема снижения интереса к математике у большинства школьников. Поэтому, научно-методическая проблема, над которой я работаю Формирование и развитие мотивационн iconНаркомания в цифрах
Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, на одно из первых мест все увереннее выходит проблема наркомании...
К. Д. Ушинский Сегодня меня, как и многих, волнует проблема снижения интереса к математике у большинства школьников. Поэтому, научно-методическая проблема, над которой я работаю Формирование и развитие мотивационн iconФормирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики
Здоровье современных школьников серьезная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения является «формирование...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов