Тема: «Безотметочное обучение в начальной школе: цели и проблемы реализации» Выпускная работа выполнена Шуваловой М. Е. учителем начальных классов маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа» Гусарова Г. icon

Тема: «Безотметочное обучение в начальной школе: цели и проблемы реализации» Выпускная работа выполнена Шуваловой М. Е. учителем начальных классов маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа» Гусарова Г.



НазваниеТема: «Безотметочное обучение в начальной школе: цели и проблемы реализации» Выпускная работа выполнена Шуваловой М. Е. учителем начальных классов маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа» Гусарова Г.
Дата конвертации14.12.2012
Размер113.84 Kb.
ТипДокументы

Областное автономное образовательное учреждение

Новгородский институт развития образования


Кафедра теории и методики общего образования.


Тема: « Безотметочное обучение в начальной школе:

цели и проблемы реализации»


Выпускная работа

выполнена

Шуваловой М.Е.

учителем начальных классов

МАОУ « Панковская средняя
общеобразовательная школа»


Руководитель:Гусарова Г.П


Великий Новгород


2010 год.

План контрольной работы.


1.Введение

2.Теоретическая часть

Нормативные документы об организации обучения первоклассников

3.Практическая часть

4.Заключение

5.Библиография

6.Оглавление

а) введение

б)теоретическая часть

Нормативные документы об организации обучения первоклассников.

Стандарты второго поколения.(Первый переход: детский сад-школа)

Проектные задачи в начальной школе.

в) из опыта работы

Приложение

г)список литературы


Введение.


В условиях безотметочного обучения в первом классе передо мной, как перед учителем, вставал вопрос : как сделать так ,чтобы глаза первоклассника не потухли, а учитель сумел бы заложить основу оценочной самостоятельности учеников , их познавательной деятельности. Ученику начальных классов трудно разделить отметку за работу и за его личность .Начиная с начального этапа обучения, педагогическая деятельность учителя должна быть направлена прежде всего на формирование у ребёнка умения учиться, одним из составляющих которого является умение на разных этапах обучения ( вначале совместно с учителем, затем в кооперации со сверстниками и потом индивидуально) определять границу своего знания и незнания, то есть умение оценивать себя.


Основные проблемы , с которыми обычно сталкивается ребенок в первые месяцы в первом классе следующие:

1.меняется характер взаимодействия взрослых с детьми,

2.появляется учебное содержание, от усвоения которого зависят самооценка и социальный статус ребенка,

3.фронтальные формы организации учебного процесса требуют от ребенка серьезного напряжения и концентрации,

4.появляется новый , непривычный распорядок дня.

Что касается психолого-физиологических особенностей шести-семилетних детей , здесь можно отметить недостаточную сформированность центральных тормозных процессов, высокую утомляемость, слаборазвитую произвольность действий, недостаточную сформированность способности к концентрации и переключению внимания, преобладание игровой мотивации.



Ведущим видом деятельности для ребенка является учебная деятельность, и успешность или неуспешность в ней во многом определяют отношение ребенка к самому себе, принятие им активной или пассивной жизненной позиции.

Однако пятибалльная система оценки знаний может искажать процесс личностного роста учащихся, поскольку оценка учителя, не всегда являясь объективной, может формировать неадекватное самоотношение (заниженную-завышенную) самооценку, повышать уровень личностной тревожности, негативно влиять на учебную мотивацию.

Безотметочная система обучения- это система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результатов оценочной деятельности, это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей системы оценивания:

отметка не даёт полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности, которая признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования,

отметка является малоинформативной,

отметка затрудняет индивидуализацию обучения,

отметка является главным и единственным средством общения между школой и семьёй. Для ребёнка плохая отметка- предвестник неприятностей в семье,

отметка- способ соревнования детей. Соревновательность- полезное чувство, но отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же разрушает творческую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения.


Я считаю, что новая система оценки знаний (безотметочное обучение) позволит учащимся сформировать компоненты учебной деятельности с учётом индивидуальных личностных особенностей , будет способствовать личностному росту учащихся, формированию позитивной самооценки, усвоению основных ценностей гражданского общества.

Вывод: таким образом, на переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен быть сделан не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе начального образования будут активно овладевать предметным содержанием. В этот период движение в учебном материале медленное и по объему незначительное. Ученики как бы накапливают средства для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании.


^ Теоретическая часть.

Контроль и оценка результатов обучения.

Контроль и оценка результатов обучения в 1 классах осуществляется в соответствии с Письмом МОРФ «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» от 25.09.2000 года № 2021/11-13 исключается система балльного ( отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников.

У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приёмов и средств, среди которых распространены такие, как линеечка Рубинштейна-Дембо, шкала Г. А. Цукерман, листы индивидуальных достижений и другие.

Таким образом, главной задачей работы по оцениванию учебных достижений первоклассников является закладка основ оценочной самостоятельности учащихся.

Оценочную деятельность учителя начальных классов определяют нормативные документы: методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», письмо МО России от 25.04.2001 №40/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период».


Стандарты второго поколения нацеливают меня, как учителя,на такую организацию учебного процесса в 1 классе , которая бы обеспечивала полноту форм совместной деятельности, вход в учебную деятельность при этом будет открыт детям с самыми разными личностными ориентациями и ценностями. Я изучила работы Давыдова В. В. «Теория развивающего обучения», Асмолова А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Поливановой К. Н. «Психология возрастных кризисов», Цукерман Г. А. «Что развивает и чего не развивает учебная деятельность?» , Воронцова А. Б. «Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности», из которых сделала вывод о необходимости организации учебного процесса как разных форм сотрудничества.

Задача учителя на этапе работы с 6-7 летними детьми- организовать плавный переход от разных дошкольных видов сотрудничества к учебному сотрудничеству группы детей с «идеальным» взрослым как носителем общих способов поиска решений.

Эту задачу может решить специально созданная система проектных задач для начальной школы. ( Стандарты второго поколения. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А. Б. Воронцова)

При правильной организации первого перехода ( 6-7 лет) могут достигнуты следующие ожидаемые результаты образования в 1 классе:

  1. к концу переходного этапа у учителя должны сложиться отношения доверия как с детьми, так и с их родителями.

  2. у детей в классе должны сложиться отношения учебного сотрудничества,

  3. в области контроля и оценки своих действий ученики могут оценивать свои работы по заданным учителем критериям с помощью принятых в классе способов, участвовать вместе с учителем в выработке критериев оценивания, соотносить свою оценку с оценкой учителя, обнаруживать совпадения, сходство и различие своих действий с образцом.

  4. дети должны выработать средства ( знаки, жесты) для обеспечения поведения и взаимодействия в рамках принятых норм и овладеть этими средствами.


Статья Г.А. Цукерман «Как учительская отметка влияет на детскую самооценку» помогла расширить мои знания о формировании самооценки первоклассников, как важнейшей составляющей обучения. Я согласна с тем , что школа может и должна помочь своим питомцам стать людьми самостоятельными, способными самостоятельно оценивать себя и других, ведь самооценка начинается там , где ребёнок сам участвует в производстве оценки- в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Отметка , как основной инструмент оценивания ребёнка в школе, отменяет необходимость приучать ребёнка к самостоятельности, к контролю. Отменяя отметку, не отменяется оценивание. Напротив, отметка заменяется развёрнутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством ребёнка и взрослого в производстве и применении оценок. Это сотрудничество направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Вывод

Таким образом, осуществляя безотметочное обучение , школа призвана помочь ребёнку обрести, с одной стороны, здоровую ,спокойную уверенность в себе, а с другой, столь же здоровую самокритичность. Это одна из центральных задач школы, объявившей о намерениях формировать у детей умение учиться.

Я принимаю принципы безотметочного обучения, сформулированные Г.А.Цукерман:

*поисковую и исполнительскую активность ребёнка на уроке надо оценивать по-разному, но равнодостойно,

*критерии и средства оценки ребёнок не должен получать от учителя в готовом виде,

*оценочные шкалы должны быть всё время разные,

* «цену» каждого задания , т. е. максимальный балл, который можно получить за безупречное выполнение задания, учитель обсуждает вместе с детьми,

*самооценка ребёнка должна предшествовать оценке учителя.


^ Практическая часть. Из опыта работы.

Начиная с первого класса, в нашей школе формой позитивной итоговой аттестации ,наиболее соответствующей особенностям младшего школьного возраста ,стало Портфолио ученика.

Цели использования портфолио:

портфолио будет сопровождать ученика в течение четырех лет обучения в начальной школе и демонстрировать прогресс в развитии как внутри каждого года обучения, так и на протяжении всех четырех лет.

Портфолио связано со всеми предметными областями и различными видами деятельности,портфолио может быть использовано для ученической самооценки, в качестве рефлексии учениками своего развития и в процессе общения с родителями учеников.

Содержание портфолио:

Творческие .письменные работы, анкеты учащихся(в первом классе-с помощью знаков или рисунков, цвета)

Лист наблюдений за какими-либо процессами.

Результаты контрольных работ,тестов,проверочных работ.

Грамоты ,благодарственные письма.


Пять лет я работаю по общеобразовательной программе « Школа 2100».

Удачной находкой авторов программы в условиях безотметочного обучения в первом классе считаю введение «Дневника школьника»

(Личный еженедельник первоклассника),который позволяет фиксировать достижения детей ,использую содержательную оценку. Ученики оценивают свою работу на уроке , используя различные цвета (зелёный-я доволен собой, жёлтый- мне было трудно , но я справился , красный- мне нужна помощь). Для осуществления обратной связи с родителями в дневнике есть графы « Учитель-родителям», « Родители-учителю».

Учитель оценивает работу ученика не с позиции « что не так»,а с позиции «что смог , что получилось».В конце дневника имеется страничка достижений, где ребенок учится оценивать себя сам, постепенно отмечая, чего достиг на том или ином этапе обучения. Таким образом, работа с ежедневником дает возможность развивать у первоклассников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки, а учителям и родителям позволяет принять участие в этом важном процессе.

В своей педагогической деятельности использую « Шкалу оценивания» Г.А.Цукерман, которая считает, что на фоне не измененно доброжелательного отношения к личности ученика учитель должен в первом классе обучать детей предельно дифференцированной деловой самооценке.

Именно поэтому с самого начала обучения в начальной школе я приступаю к систематической работе по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в режиме безотметочной системы оценивания как условия для нормального, бескризисного перехода детей из детского сада в начальную школу .Оценочные шкалы используются мной и в качестве одного из способов дифференцированного оценивания. Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на уроке. Данный способ позволяет оценивать действия детей не только в письменной работе, но и при выполнении заданий в парах или в группах. Критерии оценивания различны. Я уделяю внимание не только тем аспектам, которые отражают знания детьми программного материала, но и таким , как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свою точку зрения, критериям, отражающим мотивационно- творческую направленность, творческий потенциал, способности к осуществлению инновационной деятельности, а также критерии, отражающие ценностный потенциал.

Я использую педагогическую технологию формирования контрольно-оценочных действий у младших школьников Д.Б. Эльконина-Давыдова.

В первом классе дети вместе со мной после каждой письменной работы вырабатывают критерии ее оценки и проводят оценку своих работ по этим критериям. Вслед за детьми по этим же критериям их работу оцениваю я.

Таким образом ,ежедневно сравнивая собственную оценку своей работы с учительской по совместно выработанным критериям, дети осваивают объективные критерии оценивания и довольно рано перестают смешивать глобальную личностную оценку себя как достойных и любимых учеников и оценку своей умелости в орфографии, счете и прочих учебных достижений, не влияющую на отношения к ребенку ,как к личности.

Различение личностной и деловой оценки и овладение деловой самооценкой -вот средства ,позволяющие избежать смешения двух видов сотрудничества-учебного и непосредственно –эмоционального.


Очень важна для младших школьниках словесная оценка(оценочное суждении).

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников .Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.

Особенностью словесной оценки является ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.


Для работы с родителями используется «Папка достижений ученика», где фиксируются результаты выполнения контрольных и тестовых работ, представлен мониторинг успеваемости учащихся.Оценивается всегда динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

Вывод: используя безотметочную систему обучения, мне удалось научить учеников оценивать себя, у них сформировалась объективная самооценка, они осмысленно подошли к освоению норм и способов сотрудничества. Результаты адаптации первоклассников в 2008-2009 учебном году были следующие:

декабрь 2008 года- 88%

май 2009 года- 96%


Библиография


1.Адаптация первоклассников.Об организации обучения в первом классе четырехлетней школы.Письмо МОРФ от 25.09.2000 года №2021/11-13

2. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. Стандарты второго поколения.

3.Воронцов А.Б.Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности.

4.Давыдов В.В.Теория развивающего обучения

5.Цукерман Г.А.Что развивает и чего не развивает учебная деятельность?Цукерман Г.А Оценка без отметки.Москва-Рига.Эксперимент 1999.

6.Эльконин Д.Б,Островерх О.С.Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника.




Похожие:

Тема: «Безотметочное обучение в начальной школе: цели и проблемы реализации» Выпускная работа выполнена Шуваловой М. Е. учителем начальных классов маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа» Гусарова Г. iconУчебный проект в общеобразовательной области «Окружающий мир». 2 «А» класс «Сколько весит здоровье?»
Шувалова Марина Евгеньевна, учитель начальных классов маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа» Новгородской области, Новгородского...
Тема: «Безотметочное обучение в начальной школе: цели и проблемы реализации» Выпускная работа выполнена Шуваловой М. Е. учителем начальных классов маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа» Гусарова Г. iconБезотметочное обучение предполагает
Безотметочное обучение в начальной школе моу сош №11 п. Новый Ургал Батеева Оксана Анатольевна Отметка это педагогическая Баба -яга,...
Тема: «Безотметочное обучение в начальной школе: цели и проблемы реализации» Выпускная работа выполнена Шуваловой М. Е. учителем начальных классов маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа» Гусарова Г. iconУрок на всю жизнь. Автор: Шувалова Ольга, 16 лет, 10 класс, маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа», п. Панковка, ул. Пионерская, д. 12, Новгородского района, Новгородской области
Автор: Шувалова Ольга, 16 лет, 10 класс, маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа», п. Панковка, ул. Пионерская, д. 12,...
Тема: «Безотметочное обучение в начальной школе: цели и проблемы реализации» Выпускная работа выполнена Шуваловой М. Е. учителем начальных классов маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа» Гусарова Г. iconДемонстрационный материал Кровеносная система. Сосуды. Работа выполнена учителем биологии Орловой Наталией Александровной
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением французского языка №1244 сао города Москвы
Тема: «Безотметочное обучение в начальной школе: цели и проблемы реализации» Выпускная работа выполнена Шуваловой М. Е. учителем начальных классов маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа» Гусарова Г. iconПриказ №38 о введении новой должностной инструкции учителя начальных классов в целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии с фгос нового поколения и школы полного дня для учащихся 1 класса
Ввести новую должностную инструкцию учителя начальных классов во время реализации проекта перехода на обучение в соответствии с фгос...
Тема: «Безотметочное обучение в начальной школе: цели и проблемы реализации» Выпускная работа выполнена Шуваловой М. Е. учителем начальных классов маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа» Гусарова Г. iconПриказ №38 о введении новой должностной инструкции учителя начальных классов в целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии с фгос нового поколения и школы полного дня для учащихся 1 класса
Ввести новую должностную инструкцию учителя начальных классов во время реализации проекта перехода на обучение в соответствии с фгос...
Тема: «Безотметочное обучение в начальной школе: цели и проблемы реализации» Выпускная работа выполнена Шуваловой М. Е. учителем начальных классов маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа» Гусарова Г. iconПриказ №331 «О введении новой должностной инструкции учителя начальных классов» в целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии с фгос ноо
Ввести новую должностную инструкцию учителя начальных классов во время реализации проекта перехода на обучение в соответствии с фгос...
Тема: «Безотметочное обучение в начальной школе: цели и проблемы реализации» Выпускная работа выполнена Шуваловой М. Е. учителем начальных классов маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа» Гусарова Г. iconНовинки педагогической литературы. Начальная школа
Главное предназначение книги оказать заместителю директора по начальной школе и учителю начальных классов практическую помощь в адаптации...
Тема: «Безотметочное обучение в начальной школе: цели и проблемы реализации» Выпускная работа выполнена Шуваловой М. Е. учителем начальных классов маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа» Гусарова Г. iconМаоу чернаковская основная общеобразовательная школа
Настоящим Положением устанавливаются определение внешнего вида учащихся, делового стиля одежды и устанавливается порядок ношения...
Тема: «Безотметочное обучение в начальной школе: цели и проблемы реализации» Выпускная работа выполнена Шуваловой М. Е. учителем начальных классов маоу «Панковская средняя общеобразовательная школа» Гусарова Г. iconПроведённого учителем начальных классов Ибрагимовой Г. М
Моу «Новоашировская основная общеобразовательная школа» Матвеевского района Оренбургской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов