Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательной школы имени 8 Марта Солнечногорского муниципального района Московской области icon

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательной школы имени 8 Марта Солнечногорского муниципального района Московской области



НазваниеПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательной школы имени 8 Марта Солнечногорского муниципального района Московской области
Дата конвертации14.12.2012
Размер77.18 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка


Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательной школы имени 8 Марта Солнечногорского муниципального района Московской области раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в школе в соответствии со Стандартом второго поколения (2009 г.).

Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.

Школа берёт на себя следующие обязательства по выполнению задач, поставленных в Стандарте нового поколения:

«Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образователь­ного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершен­ствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся»1.

С учётом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения (школа работает по системе учебников «Начальная школа XXI века») в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, а также характеризуется учебный план начальной школы.

Цели образования, поставленные школой, отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?»

Школа осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования.

1. Обеспечение возможностей для получения качественного

начального общего образования.

Эта цель реализуется двумя путями:

 дифференциацией обучения и коррекционно-развивающей деятельностью учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика оценки, разработанная авторами системы учебников «Начальная школа XXI века»;

 организацией внеурочной деятельности, представленной системой

программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

2. Развитие личности школьника как приоритетная цель

начальной школы.


Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

 сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличия ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

 умение добывать знания; развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации и адекватную поставленной учебной задаче работу с ней;

 осознание своего незнания, умение найти допущенную ошибку и исправить её, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

 изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся, — целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); а также в возрастном уровне развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

 сформированность универсальных учебных действий как предпосылку для развития достаточного уровня общеучебных умений.

Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности школы реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», а также программ внеурочной деятельности школьников: «Азбука нравственности», «Живем в мире природы», «Праздники, традиции и ремесла народов России», «Моя первая экология», «Этика: азбука добра».

3. Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России.

Особое внимание уделяется формированию интереса к языкам различных народов, проживающих в данном регионе, воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности. Реализация данной цели обеспечивается в процессе изучения русского языка, литературного чтения, постижения основ духовно-нравственной культуры народов России. Вклад в решение этих задач осуществляет и внеклассные кружки: «Учимся быть читателями», «Удивительный мир слов».

4. Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни.

Реализация этой цели обеспечивается системой оздорови­тельных мероприятий, проводимых в школе: ежедневные часы двигательной активности, проходящие на улице; а также правильная организация проведения урока, не допускающая переутомления учащихся, — проведение игр, физминутка. В рамках внеурочной деятельности предусматривается кружки «Спортивно-оздоровительная группа», «Ритмика».


5. Формирование учебной деятельности школьника.


Эта цель образовательного процесса в школе достигается с помощью использования средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Её сформированность предполагает:

 умения учиться («умею себя учить»);

 наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, всё интересно»);

 внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);

 элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).

В школе пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена его приоритетная цель — формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Процесс перестройки образовательного процесса в школе подчиняется следующим принципам.


^ 1. Личностно ориентированное обучение предполагает:

 сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка;

 предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;

 обучение в зоне «ближайшего развития»,

 обеспечение своевременной помощи каждому ребёнку при возникновении трудностей обучения;

 создание условий для реализации творческих возможностей школьника.


^ 2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одарённых детей. Кроме того, определяется мера трудности содержания образования для каждого ученика с учётом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.


^ 3. Принцип педоцентризма2 предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей определённого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я — ученик», «я — школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитываются также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).


^ 4. Принцип культуросообразности предполагает предоставле­ние учащемуся для познания лучших объектов культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что обеспечивает интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.


^ 5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися; предоставление ребёнку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парную, групповую, общую коллективную).


^ 6. Преемственность и перспективность обучения. В школе уже установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования.

В школе работает «Школа дошколят», в которой осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произволь­ного поведения, внимания, умения сотрудничать, предпосылок учебного труда.

Так же в школе ведётся всесторонняя работа по пропедевтике

изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образователь­ной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.


^ Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования


Основная часть образовательной программы начального общего

образования состоит из следующих разделов, раскрывающих направления деятельности образовательного учреждения.

^ I. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и система их оценки

1.1. Формирование универсальных учебных действий. Даётся характеристика разных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Выделяются различия между личностными, предметными и метапредметными результатами обучения.

1.2. Предметные результаты обучения. С учётом авторских программ системы учебников «Начальная школа XXI века» раскрываются результаты, которые должен достичь младший школьник за годы изучения данного учебного предмета.

1.3. Содержание и формы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

^ II. Учебный план и внеурочная деятельность школы.

В учебном плане отражается учебная номенклатура изучаемых предметов, число часов на их изучение в неделю, нагрузка учащегося в неделю (общая часть). Также в разделе представлены основные направления внеурочной деятельности. На основе предложенного

учебного плана образовательное учреждение вносит в него корректи­вы с учётом типа школы, условий её функционирования, педагогиче­ского кадрового состава и др.


^ III. Программа формирования универсальных учебных действий

Раскрывается содержание универсальных учебных действий разного вида (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

^ IV. Программы отдельных учебных предметов, курсов

Программы учебных предметов представлены в отдельных изданиях.

V. Программа духовно-нравственного развития и воспитания

VI. Программа формирования культуры здорового и безопасного

образа жизни

VII. Программа коррекционной работы

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Вестник образования. № 3, 2009, с. 37.

2 Принцип педоцентризма обоснован в концепции системы учебников «Начальная школа XXI века». См.:Н.Ф. Виноградова. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». – М. : Вентана-Граф, 2006.




Похожие:

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательной школы имени 8 Марта Солнечногорского муниципального района Московской области iconОсновная образовательная программа начального общего образования Еткульского муниципального района Челябинской области Оглавление Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательной школы имени 8 Марта Солнечногорского муниципального района Московской области iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Самарской области средней общеобразовательной школы пос. Чапаевский муниципального района
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательной школы имени 8 Марта Солнечногорского муниципального района Московской области iconОсновная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст. 14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательной школы имени 8 Марта Солнечногорского муниципального района Московской области iconПояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательного учреждения Сортовской основной общеобразовательной
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательной школы имени 8 Марта Солнечногорского муниципального района Московской области iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования мбоу оош №21 муниципального образования Тимашевский район разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании»
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу оош №21 муниципального образования Тимашевский район разработана...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательной школы имени 8 Марта Солнечногорского муниципального района Московской области iconПояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Рыбушка Саратовского района Саратовской области»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательной школы имени 8 Марта Солнечногорского муниципального района Московской области iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №2 с. Кармаскалы муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательной школы имени 8 Марта Солнечногорского муниципального района Московской области iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №4 имени В. В. Клочкова (в дальнейшем ооп ноо) разработана в соответствии
Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06 октября 2009 года. Ооп ноо определяет содержание и организацию образовательного...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательной школы имени 8 Марта Солнечногорского муниципального района Московской области iconПояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения Тогучинского района Горновская средняя общеобразовательная школа
От 06. 01. 2011 «Об утверждении программы духовно-нравственного развития, воспитания»
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательной школы имени 8 Марта Солнечногорского муниципального района Московской области icon1. пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе Примерной основной образовательной программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов