Программа развития icon

Программа развития



НазваниеПрограмма развития
Дата конвертации12.12.2012
Размер312.22 Kb.
ТипПрограмма


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 3» Г.ВОРКУТЫ


Программа

развития

«Наша новая

школа»

на 2011-2015 гг


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел I. Паспорт программы развития школы…………………………………5

Раздел II. Информационная справка о школе…………………………………...7

2.1 Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика учебно-воспитательного процесса…………………………………………...7

2.2 Сведения о контингенте обучающихся.............................................9

2.3 Характеристика педагогических кадров……………………………10

2.4. Материально-техническое оснащение образовательного учреждения……………………………………………………………………….11

Раздел III. Анализ ситуации. Ключевые проблемы, требующие решения и их причины…………………………………………………………………………..12

3.1. Сильные стороны образовательной деятельности школы………...12

3.2. Ключевые проблемы школы………………………………………...15

3.3. Причины проблем……………………………………………………17

3.4. Краткие аналитические выводы…………………………………….17

Раздел IV. Концепция новой школы…………………………………………..18

4.1. Концепция школы……………………………………………………18

4.2. Цели и задачи образовательной деятельности школы…………….20

4.3. Механизм реализации Программы(этапы перехода от прежнего состояния к новому)………………………………………………………23

Раздел V. План деятельности по реализации программы развития…………25


Введение.


Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, провозглашенная президентом РФ Д.А.Медведевым, является завершением стратегической линии модернизации российского образования, где четко определены базовые параметры позитивных изменений, новые жизненные установки, национальные приоритеты, фундаментальные ценности, нравственные ориентиры, новые составляющие качества образования.

Ориентированность на конечный результат, на качество предоставляемых образовательных услуг, соответствующих требованиям современного постиндустриального (информационного) общества, требует четкого понимания, единого понятийного поля, однозначного понимания поставленных перед современной школой задач. В связи с этим, МОУ “Гимназия № 3” г.Воркуты, разрабатывая новую программу действий до 2015 года, исходит из позиций, определенных государственной политикой в области образования:

1.абсолютный национальный приоритет – развитие человека,

2.концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

05.11.2008г. в Послании Федеральному собранию Российской Федерации президент Д.А.
Медведев

- озвучил жизненные ценности, нравственные ориентиры, устои общества: справедливость, свобода, жизнь человека, его благосостояние и достоинство, межнациональный мир, единство разнообразных культур, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к культуре;

- определил основной приоритет РФ – “производство знаний, новых технологий и передовой культуры”

- назвал основу политики РФ – “идеологию, в центре которой – человек. Как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. А жизненный успех, которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду”

- обозначил составляющие национальной образовательной стратегии – инициативы “Наша новая школа”: переход на новые образовательные стандарты, развитие ситемы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ.

В 2009 году Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет конечный результат образовательной деятельности российской школы – воспитание гражданина России.

Гимназия ориентируется и опирается на ценности индивидуального развития, уважения к культурному наследию, ценности социальной интеграции.

Программа развития гимназии на 2011- 2015 г.г. представляет собой долгосрочный нормативно- управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии их оценки.

Основные цели и задачи программы соответствуют целям и задачам Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., учитывают социально-экономические, культурные, демографические и другие особенности окружающего социума.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности гимназии предполагается развитие модели гимназии, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания.

Для достижения своих целей гимназия выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования и воспитания. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик гимназии сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в гимназии «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. В своем представлении о том, какой должна быть наша гимназия, мы исходили из следующих позиций:

  • из признания того, что гимназия – образовательное учреждение, призванное обеспечивать образовательные потребности микросоциума; вследствие чего необходимо изучение, анализ этих потребностей, с одной стороны, и анализ возможностей гимназии по их удовлетворению – с другой;

  • удовлетворять образовательные потребности микросоциума необходимо на высоком качественном уровне. Гимназия должна быть конкурентоспособной и престижной, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровне;

  • решая образовательные задачи, гимназия обеспечивает виды деятельности обучающихся в различных сферах – в интеллектуальной, спортивной, музыкально-эстетической, сфере изобразительного искусства;

  • Решение поставленных задач возможно в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях школьного педагогического пространства

Реализация целей Программы обеспечивается посредством финансирования за счет бюджетов муниципального, регионального уровней, привлечения внебюджетных средств.

^ I. Паспорт Программы развития школы

Полное наименование программы

Программа развития МОУ «Гимназия № 3» г.Воркуты

на период 2011-2015 г.г.

Основания для разработки программы

  • Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции от 13.02.2009 г.

  • Государственная программа "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 г.г.;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Концепция профильной школы (приказ Министерства образования РФ №2783 от 18.07.02г.);

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

  • Послание Федеральному собранию Российской Федерации от 05.11.2008г.;

  • Концепции долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации на период до 2020 г.;

  • Устав Муниципального общеобразовательного

учреждения МОУ «Гимназия № 3» г. Воркуты.

Цель программы

Создание образовательной среды, способствующей развитию потенциала учащихся, становлению и развитию их духовных потребностей, потребностей к саморазвитию, сохранению здоровья

Принцип управления программой, ответственные исполнители

Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора школы по учебной, воспитательной работе.

Показатели, на развитие которых направлена программа

  • уровень сформированности образовательных компетенций у обучающихся;

  • уровень развития государственно-общественного управления образовательным учреждением;

  • качество образовательной среды;

  • степень открытости школы;

  • качество материальных ресурсов, эффективность их использования для обеспечения современных требований к организации образовательного процесса, комфортности образовательной среды, условий сохранения здоровья и безопасности;

  • качество расходования бюджетных и внебюджетных средств.

Основные ожидаемые результаты реализации программы.

  • Повышение уровня образовательной компетентности обучающихся.

  • Повышение объективности оценки результатов и условий образовательной деятельности школы.

  • Создание системы государственно-общественного управления образованием.

  • Организация сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города, учреждениями дополнительного образования.

  • Создание положительного имиджа школы.

  • Повышение степени открытости образовательного учреждения.

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов.

  • Улучшение материально-технической оснащенности условий обучения, воспитания и развития учащихся.

  • Развитие информационной среды школы, повышение эффективности ее использования для достижения качественно новых результатов образования.

Разработчики программы

Щукина О.А., директор гимназии, Шпилева Г.И., зам. директора по УР, Кадис Т.В., зам. директора по ВР, Бобачева Л.В., руководитель ШМО классных руководителей, Попова С.Н., учитель начальных классов

Сайт школы в Интернете

www.gimnaziy3.narod2.ru

e-mail

gimnaziy3@yandex.ru

Решение об утверждении программы

Программа разработана в марте 2011 года; реализация с сентября 2011; предполагаемый срок рассмотрения и утверждения- май 2011 года

Система организации контроля реализации Программы

  1. Отчеты заместителей директора по УР,ВР,НМР – один раз в полугодие.

  2. Публичный отчёт директора гимназии на Педагогическом совете (один раз в год).

  3. Публичный доклад гимназии (июнь, январь, ежегодно).



^ II. Информационная справка о школе.

2.1 Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика учебно-воспитательного процесса:

  • Содержание образования (основное и дополнительное ).

Организация образовательного процесса в МОУ «Гимназия № 3» г.Воркуты имеет следующие особенности:

  • Со второго класса ведется углубленное изучение иностранного языка (английский);

  • С 5 класса расширено изучается литература;

  • В 8-11 классах ведется изучение второго иностранного языка (немецкого);

  • В 10-11 классах изучаются спецкурсы по английскому языку;

  • С третьего класса в начальном звене изучается курс «Информатика»;

  • Во 2-4 классах введены предметы «Риторика» и факультативные курсы «Логика», «Истоковедение»;

  • В 5-7 классах изучается предмет «Информатика»;

  • Производится деление 2 – 11 классов на группы для занятий по технологии, изучения английского языка, физической культуре (10-11 классы);

  • Используются следующие формы учебных занятий: урок, лекция, практикум, семинар, зачет, смотр знаний, защита творческого проекта и др.;

  • Обучение в 1 – 9 классах организовано по четвертям;

  • Обучение в 10 – 11 классах организовано по полугодиям.

В школе применяются следующие образовательные технологии:

  • Традиционные;

  • Индивидуальное обучение;

  • Проблемное обучение;

  • Дифференцированное обучение;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Информационные и коммуникативные технологии;

  • Проектная, исследовательская деятельность.

Соблюдается преемственность в образовательной деятельности начального, среднего и старшего звена.

^ Режим работы образовательного учреждения (продолжительность уроков, количество учебных дней в неделю, наличие кружков, секций, клубов, курсов по выбору, элективных курсов, групп продлённого дня)

В школе в режиме 5-дневной учебной недели обучается 2 класса, по 6-дневной неделе - 14 классов. Средняя наполняемость классов – 19 человек. Образовательное учреждение работает в односменном режиме. Начало занятий в 8.10. Уроки имеют продолжительность 40 минут. Для питания обучающихся отведены перемены по 20 минут, все остальные перемены 10-минутные. Занятия в первых классах проводятся в рамках 5-дневной учебной недели. В первом полугодии учебного года соблюдаются требования проведения не более четырех уроков в день продолжительностью не более 35 минут с организацией облегченного учебного дня в середине учебной недели.

Понедельник – совещания, семинары, педсоветы; организационные мероприятия.

Вторник – работа творческих групп творческих групп.

Среда – заседания ШМС, совещания при заместителях директора.

Четверг – заседания Совета профилактики.

Пятница – родительские собрания;

Суббота – вечера, утренники, конкурсы и др.

Организована работа групп продлённого дня в начальном звене. Вторая половина дня: индивидуальные консультации, работа кружков, секций, факультативов, коллективные и групповые занятия по психолого-педагогическому развитию детей, общешкольные творческие дела и внеклассные мероприятия. Внеурочная деятельность дополняет учебную и направлена на развитие обучающихся.


^ 2.2. Сведения о контингенте обучающихся.

В МОУ «Гимназия № 3» г.Воркуты на сегодняшний день 16 классов-комплектов, в которых обучается 299 обучающихся, из них в начальной школе – 154 чел., в средней – 122 чел., в старшей – 23 обучающихся. 2 детей обучаются на дому.


^ Социальный паспорт

Общие сведения

Адрес: 169926 Республика Коми, г. Воркута, пгт Северный, ул. Юго-Западная, дом 17

Телефон: 4-23-47

Директор: Щукина Оксана Алексеевна

^ Дата открытия образовательного учреждения: 01 сентября 1959 г.

Состав семей

Полные семьи – 246

Неполные семьи – 38

Многодетные семьи – 20

Опекунские семьи – 4

Семьи группы риска – 2

Малообеспеченные семьи - 11

^ Социальная среда школы.

Анализ  итогов социальной диагностики микросоциума школы показывает, что он характеризуется следующими чертами (признаками):

  • Средним уровнем общей культуры;

  • Наличием неполных, малообеспеченных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребёнка;

Вместе с тем до 90 % семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям, из них 30 % способны глубоко изучить способности и склонности своего ребёнка, осознанно прогнозировать его будущее развитие, активно сотрудничать со школой, в рамках домашнего воспитания приобщить к достижениям общечеловеческой культуры.

Данные обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, подтверждают итоги социальной диагностики. Картина довольно пёстрая, представлена вся шкала развития: от детей с высоким уровнем развития, обладающих музыкальными, интеллектуальными способностями, до детей с задержкой психического развития. Этот широкий спектр различных способностей нашего ученического контингента и определяет необходимость возможной модели образовательного учреждения – личностно-ориентированный и адаптивный характер, способный удовлетворить образовательные запросы столь разнообразных категорий учеников и их родителей.


^ 2.3. Характеристика педагогических кадров


Общее количество педагогов – 25 человек, из них:

  • высшей квалификационной категории – 11 человек (44%)

  • первой квалификационной категории – 5 человека (20%)

  • второй квалификационной категории – 7 человек (28%)






В возрасте

  • до 25 лет – 3 чел. (12 %)

  • от 25 до 35 лет – 6 чел. (24%)

  • от 35 до 55 лет – 14 чел. (56%)

  • свыше 55 лет – 2 чел. (8%)



Стаж работы

  • от 2 до 5 лет – 4 чел. (16%)

  • от 5 до 10 лет – 5 чел. (20%)

  • от 10 до 20 лет – 5 чел. (20%)

  • более 20 лет – 11 чел. (22%)





Мужской состав педагогического коллектива – 2 чел (8%)

В школе работают 25 педагогов, из них 22 человека (88%) имеют высшее образование, 3 человека (12%) имеют среднее специальное образование. 100 % укомплектованность необходимыми специалистами.

Нагрудный знак «Почетный работник общего образования» - 9 педагогов (36%), Почетную грамоту МО РФ – 3 человека (5%), Почетную грамоту МО РК – 10 человек (16,7%)

Средний возраст педагогов – 41 год.

Средний стаж педагогической деятельности – 15 лет

^ Повышение профессионального уровня через систему курсовой подготовки

frame1



^ 2.4. Материально-техническое оснащение образовательного учреждения

Столовая, 2 спортивный зал, мастерские (слесарная, столярная), кабинет обслуживающего труда, специализированные кабинеты по физике, химии, биологии, 3 компьютерных класса, библиотека, читальный зал, медицинский кабинет, кабинет психолога, спортивная площадка.

Оборудование: лабораторное оборудование кабинета химии – 1 комплект, лабораторное оборудование кабинета физики – 1 комплект, лабораторное оборудование кабинета биологии – 1 комплект, столярное оборудование – 1 комплект, слесарное оборудование – 1 комплект, спортивное оборудование – 1 комплект, , компьютеры – 29шт., проектор – 3 шт., телевизоры – 2 шт., магнитофоны – 4 шт., видеомагнитофоны – 2 шт., швейные машинки – 5 электрических..

Издательский центр: цветной принтер – 2 шт., принтеры ч/б – 6 шт., сканер – 1 шт., МФУ – 2 шт., копировальная техника – 2 шт.


III . Анализ ситуации. Ключевые проблемы, требующие решения и причины их появления.

^ 3.1. Сильные стороны образовательной деятельности школы

3.1.1. По организации учебно-воспитательного процесса

1. В гимназии, согласно нормативно-правовой базе, организовано регулярное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, выявлен уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, их способность к работе в рамках личностно-ориентированной парадигмы образования, положительный потенциал родителей, их возможность активно участвовать в образовательном процессе школы.

2. Школа успешно прошла все процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации. Это свидетельствует о создании всех необходимых условий для качественного выполнения государственных стандартов образования.

Для выполнения различных образовательных программ создано достаточное методическое обеспечение, позволяющее выполнять теоретические и практические составляющие указанных программ, проводить постоянный мониторинг их выполнения.

3. В гимназии ведется углубленное изучение английского языка, на расширенное уровне – литературы.

4. В гимназии работают кружки, секции, проводится учеба органов ученического самоуправления, родительского актива. Открыты учебные кабинеты, мастерские, библиотека, компьютерные классы, спортивный зал для работы учащихся по углублению предметных знаний, умений и навыков обучающихся.

^ 3.1.2. По уровню ресурсного обеспечения:

  • Кадровое обеспечение.

Гимназия полностью укомплектована руководящими и педагогическими кадрами, узкими специалистами, обеспечивающими стабильное функционирование и развитие образовательного учреждения. Администрация гимназии создала такие условия, когда каждый работник имеет возможность выразить себя, показать собственные способности, испытывать профессиональную гордость, собственную значимость за результаты своего труда, ценность вклада в решение стратегических и тактических задач школы. Коллективно выработанная система морального и материального стимулирования, способствует созданию в коллективе здорового морально-психологического климата, обеспечению равных условий для реализации возможностей каждого члена педагогического коллектива и справедливого распределения вознаграждения.

  • ^ Информатизация учебно-организационного процесса в школе.

За период 2005-2010 год в школе создана достаточная информационно-аналитическая база:

- имеются компьютерный класс, оснащенный современной компьютерной техникой, банком электронных носителей информации по различным направлениям деятельности школы, образ.

С 2006г. подключен Интернет, что позволило создать внутренняя локальная сеть, соединяющая различные помещения школы и позволяющая иметь выход в Интернет из различных кабинетов.

С педагогами гимназии проведены специальные семинары по овладению компьютерной техникой, эффективному использованию информационных и коммуникативных технологий. Администрация, педагогический коллектив гимназии активно использует ИКТ технологии в управленческой деятельности, педагогической и психологической диагностике, учебно-воспитательном процессе.

Обучающиеся гимназии, начиная со второго класса, овладевают основами компьютерной грамотности, а в старшем звене компьютер становится неотъемлемым средством получения дополнительной информации, помощником в работе над социальными и творческими проектами, повседневными формами учебной и внеклассной деятельности.

  • ^ Информационный фонд школы

Обучающиеся школы обеспечены бесплатными учебниками на 100 %. В школьной библиотеке имеется научно-популярная, справочная и художественная литература, которая пополняется ежегодно. Также имеются электронные носители информации по предметам – алгебра, физика, русский язык, литература, химия, биология, иностранные языки, география, история, МХК, информатика, музыка, искусство и др.

  • ^ Материально-техническое, финансовое обеспечение.

За последние три года администрация школы, педагогический коллектив, административно-хозяйственный персонал сумели на 32 % обновить существующую материально-техническую базу:

- произведен косметический ремонт учебных кабинетов, столовой, спортивных залов, рекреаций и др.;

- приобретено технологическое оборудование для школьной столовой;

- произведена замена освещения в спортивном зале;

- установлена система противопожарной безопасности;

- условия безопасности соответствуют существующим нормам и правилам.

^ 3.1.3. По качеству образовательной деятельности школы.

  • Уровень успеваемости, обученности школьников.

Наблюдается позитивная динамика успеваемости, обученности школьников в течение последних 3 лет.






Выводы: динамика успеваемости, обученности за 3 последних года в основном остаются стабильными. Это говорит о качественной работе школы по овладению обязательными результатами обучения. В дальнейшем необходимо обратить внимание на работу с одаренными детьми, повысить их мотивацию к учению через творческую и исследовательскую деятельность. Учителям шире использовать в своей работе проблемное обучение, метод проектов, личностно-ориентированный подход.

  • ^ Уровень развития и воспитанности.

Он включает в себя интегральные показатели физического развития, сохранения и укрепления здоровья, психического, социально-личностного, духовно-нравственного, трудового воспитания и развития, жизненной и профессиональной направленности учащихся.

Воспитание истинное – это воспитание в режиме повседневной жизнедеятельности детей.

Наша школа – это непрерывно развивающаяся воспитательная система, приоритетными направлениями которой являются:

  • организация научно-исследовательской деятельности;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • гражданско-патриотическое, нравственное становление личности;

  • школьное самоуправление;

  • ранняя профессиональная ориентация учащихся;

  • организация досуговой деятельности;

  • партнёрство с родительской общественностью.

В школе развит блок дополнительного образования, существует достаточно высокий уровень комфортности среды, позволяющий опираться на личную мотивацию ребёнка и развивать индивидуальный образовательный маршрут ученика.

^ 3.2. Ключевые проблемы школы.

Проблемно-ориентированный анализ, проведенный в гимназии выявил ряд ключевых проблем, которые необходимо решать при переводе ее в новое состояние. Определение ключевых проблем рассматривалось в контексте стратегического планирования как разрывов между реальными и требуемыми, желаемыми результатами школы.

Требуемые и желаемые результаты, на которые ориентировалась школа, заложены: в концепции Федеральной целевой программы развития образования на период до 2020 года; в социальном заказе рынка труда, семей школьников, образовательных потребностях обучающихся школы; инициативе «Наша новая школа».

      1. Ключевые проблемы, связанные с будущей организацией учебно-воспитательного процесса в школе.

3.2.1.1. Структура, содержание, программно-методическое, информационное обеспечение, применяемые технологии, формы, методы учебно-воспитательного процесса не в полной мере соответствуют концептуальным основам личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов, индивидуализации образования. Индивидуализация образования не охватила полностью все звенья школы. Поэтому система внедрения личностно-ориентированного образования, индивидуализация процесса обучения, воспитания, развития является ключевой проблемой школы и по рангу является первой.

3.2.1.2.Новые социально-экономические условия, приоритеты развивающей парадигмы образования, анализ социального заказа рынка труда, семей обучающихся выявили проблему создания непрерывной, целостной системы комплексного развития и воспитания детей (физического и психического развития, сохранения и укрепления здоровья, социально-личностного, духовно-нравственного, трудового воспитания и развития).

Разрыв между желаемыми и реальными критериями и показателями по отдельным компонентам комплексного развития и воспитания по школе составляет 15% .

3.2.1.3. С 2009 года ЕГЭ является обязательным, поэтому проблема качественной подготовки к успешной сдаче ЕГЭ учащихся старшего звена является одной из ключевых.

3.2.1.4. В связи с реализацией личностно-ориентированного подхода к образованию, индивидуализацией процесса обучения, воспитания и развития возникла необходимость создания системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с 1-го по 11 класс.

^ 3.2.2.Ключевые проблемы, связанные с ресурсным обеспечением необходимым для перевода гимназии в новое состояние.

Анализ ресурсного обеспечения выявил определенные разрывы:

- между уровнем профессиональной подготовки педагогических кадров и требуемой профессиональной компетентностью педагогов для работы в режиме развивающей парадигмы, учителям, имеющим солидный педагогический стаж, педагогам пенсионного возраста очень трудно перестроить себя на работу в новых условиях. Требуется индивидуальная работа со стороны администрации школы с каждым членом педагогического коллектива в этом направлении;

- между требуемой и имеющейся в настоящее время предметно-развивающей средой школы и окружающего социума. Если для выполнения стандартов образования в школе есть все необходимое, то для успешной реализации индивидуальных образовательных, развивающих программ обучающихся, создания ситуации выбора, индивидуальных стратегий при выполнении учебных заданий, реализации социальных и творческих проектов требуется широкая вариативная предметно-развивающая среда.

^ 3.2.3. Ключевые проблемы, связанные с изменением качества управления школой при переходе ее в новое состояние.

  1. Для эффективного развития гимназии, успешного перевода ее в новое состояние необходимо решить проблему создания новой концепции управления школой, так как существуют определенные разрывы:

- между желаемыми, требуемыми принципами управления, общей ориентацией управления и существующими принципами, общей ориентацией, которой руководствуется администрация гимназии;

- между новыми функциями, содержанием управления и набором существующих функций, содержанием управления;

- между требованиями государственно – общественного управления по увеличению доли общественного управления школой и доминированием государственной составляющей управления;

- между новыми технологиями, механизмами управления и традиционными технологиями, механизмами, существующими в школе;

- между набором критериев, показателей, которые необходимы для обеспечения качества будущей управленческой деятельности и имеющимися в арсенале наборами критериев и показателей.

2. Второй важной проблемой изменения качества управления школой является активное привлечение родителей, других социальных партнеров в образовательную деятельность школы. Анализ желаемого и действительного состояния дел выявил разрывы:

- между желаемым количеством родителей, способным активно заниматься обучением, воспитанием и развитием своих детей, участвовать в управлении гимназией, оказывать действенную помощь гимназии и реальным количеством родителей, на которых учреждение опирается в образовательной деятельности. Он в среднем составляет 25-30%. Есть определенный процент родителей, равнодушных к образованию своих детей, не участвующих в делах школы и около 4 % родителей, которые негативно влияют на воспитание и развитие своих детей;

- между требуемыми и желаемыми партнерскими отношениями с другими социальными партнерами, основанными на хорошо разработанной нормативно-правовой базе, точном выполнении взятых на себя взаимных обязательств и реальным положением дел в этом направлении деятельности.

Результаты образовательной деятельности гимназии во многом зависят от четкой, скоординированной работы всех служб, отвечающих за жизнедеятельность школы, скоординированность действий школы и других образовательных учреждений, служб, занимающихся созданием условий успешной образовательной деятельности школы.


^ 3.3. Причины появления проблем.

1. Изменение социально-экономической ситуации в Российской Федерации, политики государства по приоритетам образования на период до 2020 года.

2. Изменение образовательных потребностей социума, рынка труда, родителей обучающихся по сравнению с предыдущим периодом образовательной деятельности школы.

^ 3.4. Краткие аналитические выводы:

Ключевые проблемы, которые придется решать гимназии при переводе ее в новое состояние:

1. Системное внедрение личностно-ориентированного образования, индивидуализация обучения, воспитания и развития обучающихся всех ступеней школы.

2. Разработка целостной программы качественной подготовки обучающихся по успешной сдаче единых государственных экзаменов по предметным областям, которые определяет Российская Федерация.

3. Создание и апробация комплексной воспитательно-развивающей системы гимназии, включающей в себя: сохранение и укрепление здоровья, физическое, психическое, социально-личностное, духовно-нравственное, трудовое воспитание и развитие, подготовку детей к осознанному жизненному и профессиональному самоопределению.

4. Повышение качества психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-11 классов в процессе получения ими образования.

5. Создание необходимого программно-методического, информационного, нормативно-правового, кадрового, материально-технического, финансового обеспечения для решения четырёх вышеизложенных проблем.

Создание новой концептуальной основы качества управления школой.


^ IV. Концепция новой школы

4.1. Концепция школы

Характеристика управляемого объекта

Объект – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» г.Воркуты в своей деятельности руководствуется законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования, Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом гимназии и локальными актами.

Гимназия, осуществляющая обучение по индивидуальным образовательным программам, - такая модель нового образования, в которой сочетаются две формы образовательной практики:

  • общеобразовательные классы, осуществляющие учебно-воспитательный процесс в соответствии с образовательными стандартами и с учетом индивидуальных способностей учащихся;

  • факультативные и элективные курсы, осущест­вляющие образовательный процесс в целях обеспечения расширенного изучения отдельных предметов, создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ, расширение возможностей социализации учащихся, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ среднего, высшего профессионального образования.

Миссия школы:

МОУ «Гимназия № 3» г.Воркуты ориентирована на разностороннее развитие обучающихся, формирование ключевых компетенций, необходимых для продолжения образования, на физическое развитие, укрепление и сохранение здоровья, на овладение основами социальной активности, конкурентоспособности, умение адаптироваться в социуме на основе усвоения ими содержания образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.


Главная системообразующая идея:

Реализация личностно-ориентированного образования школьников на всех основных ступенях школы (начальной, основной, средней).

Рассматривать реализацию личностно-ориентированного образования с нескольких позиций:

  • с позиций обучающихся – создание оптимальных условий для обучения, воспитания, развития каждого ребенка в соответствии с их индивидуальными задатками, способностями, склонностями, образовательными потребностями, особенностями сформированности сущностных сфер;

  • с позиции родителей: удовлетворение социального заказа, ожиданий родителей по организации и результативности личностно-ориентированного образования на всех образовательных ступенях школы;

  • с позиции общества, рынка труда – формирование социально-значимых жизненных ценностей, личностных, профессиональных компетентностей школьников в соответствии с социально-экономическими потребностями общества, рынка труда;

  • с позиции педагогики – создание целостной системы непрерывного образования, обеспечивающего каждому участнику образовательного процесса условия для саморазвития и самореализации.

Наиболее значимые для гимназии принципы современного образования:

  • Принцип гуманизации.

Он требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является – гуманность. Этот принцип требует уважительных отношений к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения. Он предполагает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

  • Принцип индивидуализации.

Он предполагает определение индивидуальной траектории физического, психического, социального, духовно-нравственного развития каждого ученика, выделении социальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, включение ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей, раскрытию потенциала личности как в учебной, так и во внеучебной работе, представление возможности каждому ученику для самореализации и самораскрытия.

  • Принцип природосообразности

Он предполагает учет закономерностей природного развития детей, укрепления их физического и психического здоровья.

  • Принцип культуросообразности

Он предполагает обучение, воспитание, развитие, организацию жизни детей в контексте культуры.

  • Принцип развития

Он требует, чтобы на всех возрастных ступенях непрерывного образования участники образовательного процесса комплексно и системно формировали все основные компоненты развития ребенка: физического, физиологического, психического, социального, духовно-нравственного.

^ 4.2. Цели и задачи образовательной деятельности школы

Стратегическая цель: Создание необходимых и достаточных условий для реализации личностно-ориентированного образования школьников на всех ступенях гимназии.

Личностно-ориентированное образование предполагает создание условий для развития самостоятельных качеств каждого ребенка, обеспечивающих проявление его активности, самостоятельности, инициативности на основе подлинного уважения к его индивидуальным интересам и потребностям стремлением к творчеству и успеху в современном быстро меняющемся мире. (И.С. Якиманская).

Задачи как этапы реализации поставленной цели.

^ I. Задачи, направленные на развитие содержания новой школы.

1. Осуществлять комплексное диагностирование особенностей сформированности личностных сфер каждого школьника (когнитивной, психофизиологической, мотивационно-потребностной, действенно-практической, материально-волевой, коммуникативной) и довести эти данные до родителей ученика, педагогов, работающих со школьником. Процедура диагностирования должна быть осуществлена в соответствии с разработанной нормативно-правовой базой этого направления деятельности.

2. Определять индивидуальный познавательный стиль каждого ученика.

3. Выявлять особенности учебной и повседневно-трудовой деятельности ученика.

4. Определять уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, их способность работать в режиме личностно-ориентированного образования.

5. Выявлять уровень психолого-педагогической подготовки родителей школы, их потенциал, возможность активно участвовать в процессе обучения, воспитания, развития своего ребенка.

6. Создавать и реализовывать индивидуальные образовательные программы для обучающихся старшего звена школы, индивидуальные развивающие программы для детей с особыми проблемами в состоянии здоровья.

7. Создавать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-11-х классов.

8. Внедрять в практику работы школы вариативные, личностно-ориентированные технологии, формы, методы, ориентированные на индивидуальные особенности обучающихся, учитывающие возможности школьников, ограниченные рамками сензитивного периода; зонами актуального и ближайшего развития каждого ученика.

9. Продолжить работу по формированию у обучающихся компетенций, позволяющих выявить закономерности любого знания, независимо от его предметной соотнесенности, общеучебных умений и навыков, навыков исследовательской, творческой деятельности.

10. Продолжить работу по совершенствованию предпрофильной, профильной подготовки обучающихся, профессиональному и жизненному их самоопределению.

^ II. Задачи, направленные на подготовку обучающихся, учителей-предметников к проведению ЕГЭ.

  1. Ознакомление учителей, обучающихся, родителей с нормативно-правовой базой подготовки и проведения ЕГЭ.

  2. Проработка организационной технологии проведения ЕГЭ.

  3. Формирование необходимых предметных знаний, умений и навыков, базового и углубленного уровня у обучающихся для успешной сдачи ЕГЭ.

  4. Формирование устойчивой внутренней мотивации, положительной «Я – концепции», эмоционально-волевой саморегуляции школьника в процессе его подготовки и сдачи ЕГЭ.

^ III. Задачи оптимального ресурсного обеспечения при переводе школы в новое состояние.

  1. Обеспечить программно-методическими материалами, необходимыми для реализации личностно-ориентированного образования в школе.

  2. Привести нормативно-правовую базу школы в соответствие с современными требованиями, новыми направлениями деятельности.

  3. Добиваться эффективного использования информационной базы школы в учебно-воспитательном процессе, в управлении школой.

  4. Привести материально-техническую базу школы, предметно-развивающую среду внутри и вне школы в соответствие с необходимыми условиями, требованиями к организации личностно-ориентированного образования.

  5. Эффективно использовать бюджетные и внебюджетные ресурсы для перевода школы в новое состояние, затратить на обновление школы средства из бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

^ IV. Задачи, направленные на совершенствование структуры и содержания управления школой при ее переходе в новое состояние.

  1. Добиваться эффективности государственно-общественного управления школой, особенно ее общественной составляющей.

  2. Активизировать деятельность органов ученического самоуправления в классах, школе.

  3. Добиваться наиболее полного участия родителей, принимающих активное участие в образовательной деятельности своих детей, управлении школой.

  4. Обеспечивать наиболее полную координацию усилий социальных партнеров, принимающих участие в образовательной деятельности школы, процессе ее обновления.

  5. Организовывать рекламу образовательных услуг школы, систему ее связей с общественностью города, со средствами массовой информации.

  6. Провести коррекцию функций администрации школы, членов педагогического коллектива, учебно-вспомогательного персонала в связи с переходом школы на личностно-ориентированное образование.

  7. Реализовывать основные функции управления развитием школы, ее инновационной деятельности.

^ V. Задачи мониторингового исследования, направленные на определение эффективности промежуточных и конечных результатов перехода в новое состояние.

1. Проводить регулярные мониторинговые исследования, связанные с:

- реализацией задач, направленных на развитие и содержание новой школы;

- подготовкой обучающихся к сдаче единого государственного экзамена;

- созданием и реализацией системы воспитательно-развивающей деятельности школы;

- реализацией программы психолого-педагогического сопровождения;

- реализацией подготовки администрации школы, педагогических кадров, учебно-вспомогательного персонала к работе в новых условиях;

- выполнением конкретных задач программно-методического, информационного, нормативно-правового, материально-технического, финансового обеспечения;

- уровнем модернизации управленческой деятельности в школе;

- выполнением основных показателей качества образования.


^ 4.3. Механизм реализации программы (этапы перехода от прежнего состояния к новому).

Первый этап. Информационно-концептуальный (подготовительный).

Сроки реализации январь-июнь 2011 года.

  1. Комплексное диагностирование всех участников образовательного процесса:

- обучающихся (определяются особенности сформированности личностных сфер: познавательной, психофизической, мотивационной, действенно-практической, эмоционально-волевой, выявляются особенности познавательного стиля каждого ученика, его учебный профиль);

- педагогов (определяется уровень сформированности профессиональной компетентности, позволяющей им работать в режиме личностно-ориентированного образования, их возможные проблемы,);

- родителей (определяется уровень их психолого-педагогической подготовки, возможность активно работать как полноправному партнеру по обучению, воспитанию, развитию своего ребенка).

2. Разработка индивидуальных программ одаренных детей, для детей с особыми проблемами в состоянии здоровья; детей группы риска.

3. Разработка проекта системы воспитательно-развивающей деятельности гимназии.

4. Создание службы психолого-педагогического сопровождения в гимназии.

5. Мотивация педагогического коллектива на реализацию основных направлений Программы развития гимназии.

6. Разработка системы переподготовки руководящих и педагогических кадров, реализация концептуальных идей личностно-ориентированного образования, создание целостной системы деятельности учителя, работающего в режиме личностно-ориентированного образования.

7. Выявление и проектирование ресурсного обеспечения необходимого для развивающей программы (программно-методических, нормативно-правовых, кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов).

8. Разработка процессуальных и результативных показателей, характеризующих эффективность реализации программы на исходном, промежуточном и конечном этапе.

Второй этап. Организационно- деятельностный.

Сроки реализации июнь 2011-май 2015 год.

  1. Подбор, составление, рецензирование учебных программ.

  2. Составление программ формирования ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков.

  3. Апробация индивидуальных образовательных программ обучающихся старших классов и индивидуальные развивающие программы для детей с особыми проблемами в состоянии здоровья и детей группы риска.

  4. Апробация проекта системы воспитательно-развивающей деятельности школы.

  5. Усовершенствование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

  6. Подбор технологий, методик, методов, способов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся.

  7. Характеристика структуры, организации внеурочной, внеклассной, внешкольной воспитательной работы.

  8. Организация плановой работы по необходимому ресурсному обеспечению для эффективной реализации программы развития школы.

  9. Проведение в конце каждого учебного года промежуточных замеров реализации целей и задач программы, обеспечивающих оценку эффективности и возможность коррекции.


^ Третий этап. Заключительный (подведение итогов работы школы за 2010 – 2015 годы)

Сроки реализации: сентябрь – декабрь 2015 г.

  1. Подведение итогов работы школы по качеству образования.

- качество выполнения стандарта образования, определенного федерацией, регионом;

- качество выполнения социального заказа семьи, образовательных потребностей обучающихся;

- качество выполнения требований рынка труда, успешности дальнейшего профессионального образования обучающихся.

2. Подведение итогов работы школы по качеству ресурсного обеспечения личностно-ориентированного образования.

3. Эффективность изменения управления школой.







Похожие:

Программа развития iconМ. П. М. П. Программа развития
Программа развития школы разработана педагогическим коллективом на период с 2007- 2012 г. Настоящая программа определяет концепцию...
Программа развития iconПрограмма духовно-нравственного развития. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
Мкоу «Любимовская основная общеобразовательная школа» Далматовский район. Программа духовно-нравственного развития
Программа развития iconПрограмма развития школы на период 2011-2014 годы Паспорт программы развития
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №17 с углублённым изучением...
Программа развития iconПрограмма развития школы мбоу рыбинская оош
Данная программа развития является основой образовательной политики школы. Она определяет содержание деятельности по обеспечению...
Программа развития iconПрограмма развития принята на конференции школьного Совета
Программа развития Нижнеметескинской средней общеобразовательной школы Арского района Республики Татарстан
Программа развития iconПрограмма развития школы на 2010 2015 годы содержание
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Васильевская оош»
Программа развития iconПрограмма развития школы на период с 2007 г по 2012 г
Настоящая программа определяет стратегию развития моу усть-Хопёрская сош и действия по ее реализации
Программа развития iconПрограмма развития моу «Основная общеобразовательная школа №83» г. Новокузнецка Кемеровской области Краткая аннотация
Программа развития разработана на основе идей В. С. Лазарева, М. М. Поташника, А. М. Моисеева и представляет собой важнейший стратегический...
Программа развития iconПрограмма развития утверждена Советом моудосош
Программа развития моу удосош (далее по тексту Школа) представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ на 2010-2013...
Программа развития iconПрограмма развития на 2009
Программа развития на 2009 2014 годы муниципального общеобразовательного учреждения «Любимовская основная общеобразовательная школа»...
Программа развития iconПринята
Нижегородской области на 2011-2015 годы (далее – Программа) является логическим продолжением Программы развития на 2007-2011 годы....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов