Сонькин Валентин Дмитриевич-зам директора + зав лаб физиологии мышечной деятельности, Институт возрастной физиологии рао, Москва. Неоспоримо, что основная задача icon

Сонькин Валентин Дмитриевич-зам директора + зав лаб физиологии мышечной деятельности, Институт возрастной физиологии рао, Москва. Неоспоримо, что основная задача



НазваниеСонькин Валентин Дмитриевич-зам директора + зав лаб физиологии мышечной деятельности, Институт возрастной физиологии рао, Москва. Неоспоримо, что основная задача
Дата конвертации10.05.2013
Размер75.45 Kb.
ТипЗадача



В.Д. СОНЬКИН

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Методическая работа


Составила : Рождествина Л.А


2010 г.

Сонькин Валентин Дмитриевич-зам.директора + зав.лаб. физиологии мышечной деятельности, Институт возрастной физиологии РАО, Москва.

Неоспоримо, что основная задача школы – подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый, ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий.

По мнению В. Д. Сонькина, здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребёнка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.

Исходя из данных определений мы можем обозначить цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья в период пребывания в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Педагоги нашего образовательного учреждения находятся в постоянном поиске эффективных здоровьесберегающих технологий, изучают новейшие исследования в области здоровья детей, понимая, что в основе плохого самочувствия и даже нездоровья школьников лежат не столько медицинские, сколько педагогические причины (плохое психоэмоциональное состояние, утомление, головные боли, страх перед школой, отсутствие мотивации и пр.)

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в ДМШ в классе сольного пения, можно выделить следующие:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж, точечный самомассаж, 3.
Коррекционные технологии: психогимнастика, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, фонетическая и логопедическая ритмика.

^ Существуют различные типы технологий:

  • Здоровьесберегающие   (профилактические   прививки,   обеспечение двигательной  

активности,    витаминизация,   организация   здорового питания)

  • Оздоровительные        (физическая        подготовка,        физиотерапия, аромотерапия,     закаливание,     гимнастика,     массаж,     фитотерапия, арттерапия)

  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

  • Воспитание    культуры    здоровья    (факультативные    занятия    по развитию     личности     учащихся,     внеклассные     и     внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

  • По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

  • По          направлению          деятельности          среди          частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

  • К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

^ Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

  • обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

  • число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий; среднюю  продолжительность  и  частоту  чередования  различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут;

  • число         видов         преподавания:         словесный,        наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех;

  • чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут:

  • наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);

  • активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

  • методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки): место    и   длительность   применения    ТСО   (в   соответствии   с гигиеническими  нормами),  умение учителя  использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; позы учащихся, чередование поз;

  • физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения;

  • наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

  • наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

  • демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

  • выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни;

  • выработка индивидуального способа безопасного поведения; сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

  • психологический климат на уроке;

  • наличие    на   уроке    эмоциональных   разрядок:    шуток,   улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

  • плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

  • момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебнойработы;

  • темп и особенности окончания урока: быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

  • спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

  • задержка учащихся в классе после звонка (на перемене): не приемлема.



 Для родителей учащихся 5 классов в начале года можно провести анкетирование, которое позволит выявить состояние здоровья учащихся. Анкета обрабатывается совместно с медицинской сестрой школы, что позволит осуществлять индивидуальный подход к учащимся при проведении динамических пауз.

 Быть здоровым - естественное стремление человека. Целостность, гармония человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Предлагаются нетрадиционные методы оздоровления, которые дают положительные результаты. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе. Если ребята по каким-то причинам не желают их выполнять, то во время их проведения могут посидеть спокойно или выполнить их частично. Основными целыми проведения этих упражнений являются:

  • учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;

  • подводить учащихся к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими.


Используемая литература

  1. Методические рекомендации: ЗСТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М.: Триадафарм, 2002. –144 с.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998.

  3. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». - М: АРКТИ, 2003;

  4. М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер «Возрастная физиология (физиология развития ребенка)» Издательство: Академия. Стр: 416




Похожие:

Сонькин Валентин Дмитриевич-зам директора + зав лаб физиологии мышечной деятельности, Институт возрастной физиологии рао, Москва. Неоспоримо, что основная задача icon«Здоровье – категория педагогическая» (выступление на педсовете)
Сегодня на образование ложится помимо прочих задач сохранение психического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения....
Сонькин Валентин Дмитриевич-зам директора + зав лаб физиологии мышечной деятельности, Институт возрастной физиологии рао, Москва. Неоспоримо, что основная задача iconИ. В. Клименков Ведущая организация Институт морфологии человека рамн
Работа выполнена в Институте физиологии и патологии дыхания Сибирского отделения Российской Академии Медицинских наук
Сонькин Валентин Дмитриевич-зам директора + зав лаб физиологии мышечной деятельности, Институт возрастной физиологии рао, Москва. Неоспоримо, что основная задача iconКнига для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Москва «Просвещение», 1983г
Настоящее положение определяет порядок проведения районной интеллектуальной игры эколого- биологического направления «Мы голосуем...
Сонькин Валентин Дмитриевич-зам директора + зав лаб физиологии мышечной деятельности, Институт возрастной физиологии рао, Москва. Неоспоримо, что основная задача icon«Согласовано» Заместитель директора по увр./ / Фио «14» сентября 2012 г. «Утверждаю»
Курс «За страницами учебника по анатомии и физиологии человека» предусматривает теоретическое и практическое направление работы с...
Сонькин Валентин Дмитриевич-зам директора + зав лаб физиологии мышечной деятельности, Институт возрастной физиологии рао, Москва. Неоспоримо, что основная задача iconПрограмма деятельности мбоу сош с. Николаевка
Зам директора по начальной школе, зам директора по воспитательной работе, руководитель шмо начальных классов
Сонькин Валентин Дмитриевич-зам директора + зав лаб физиологии мышечной деятельности, Институт возрастной физиологии рао, Москва. Неоспоримо, что основная задача iconПринято на педагогическом утверждаю: совете протокол №2 от 09. 10. 08 г зав д/с Н. И. Маликова зам зав по вор с. В. Солоницына Приказ №15 п.
Н. И. Маликова зам зав по вор с. В. Солоницына Приказ №15 п. 4 от 23. 10. 2008г
Сонькин Валентин Дмитриевич-зам директора + зав лаб физиологии мышечной деятельности, Институт возрастной физиологии рао, Москва. Неоспоримо, что основная задача iconПротокол производственного совещания от 16. 02. 2012г. Тема. Моя гражданская позиция
Присутствовали: директор школы-интерната Сезонова О. В., зам директора по увр соснина С. В., зам директора по вр ермилова Г. А.,...
Сонькин Валентин Дмитриевич-зам директора + зав лаб физиологии мышечной деятельности, Институт возрастной физиологии рао, Москва. Неоспоримо, что основная задача iconОтветьте на вопросы
Приведите пример анатомии и физиологии человеческого организма
Сонькин Валентин Дмитриевич-зам директора + зав лаб физиологии мышечной деятельности, Институт возрастной физиологии рао, Москва. Неоспоримо, что основная задача iconПамятка для родителей №1. Уважаемые папы и мамы! Помните! Самое главное сохранить физическое и психическое здоровье ребенка
Тема: Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день
Сонькин Валентин Дмитриевич-зам директора + зав лаб физиологии мышечной деятельности, Институт возрастной физиологии рао, Москва. Неоспоримо, что основная задача iconПрактикум по анатомии и физиологии и человека для 8-х классов рассчитан на 68 часов, два часа в неделю
«Практикум по анатомии и физиологии и человека» для 8-х классов рассчитан на 68 часов, два часа в неделю
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов