Открытое мероприятие: «Дорога во Вселенную». Цели icon

Открытое мероприятие: «Дорога во Вселенную». Цели



НазваниеОткрытое мероприятие: «Дорога во Вселенную». Цели
Дата конвертации10.12.2012
Размер112.72 Kb.
ТипДокументы

Открытое мероприятие: «Дорога во Вселенную».

Цели:

  1. рассказать о первом человеке-космонавте;

  2. познакомить с проблемой космического мусора;

  3. развивать художественные способности и возможности учащихся;

  4. прививать интерес к наукам.



Ход мероприятия.

Учитель: С глубокой древности человека привлекало и манило к себе звездное небо. Мечта о создании летательных аппаратов и полетов в космос нашла свое отражение в мифах, легендах и сказаниях практически всех народов Земли. Долог и тернист был путь человека в космос. Из наблюдений за светилами складывались научные познания о Вселенной. Однако прошло много тысяч лет, прежде чем осуществилась мечта человека.

Нам становится тесно

Под синей небесной чащей,

Из зеленой колыбели

Мы рвемся в иные миры.

В. Шефнер

Учитель: Почему людей всегда притягивают звезды? Почему в звездную ночь мы, как завороженные не можем отвести взгляд от ярких мерцающих точек на небе? Может быть, это генетическая память дает о себе знать? Может быть на Земле мы, люди-пришельцы, и нам хочется вернуться к звездам? Всего 45 лет как человек «шагнул в космос, открыл дорогу во Вселенную», а кажется, что это случилось давным-давно. Стали привычными полеты к Международным космическим станциям, а ведь каждый полет героический поступок.

Ученики:

Покидаем мы Землю родную

Для того чтоб до звезд и планет

Донести нашу правду земную

И земной наш поклон и привет,

Для того чтобы всюду победно звучал

Чистый голос любви,

Долгожданный сигнал:

Я – Земля!

Я своих провожаю питомцев,

Сыновей, дочерей.

Долетайте до самого солнца

И домой возвращайтесь скорей!

Учитель: Немало лет прошло с тех пор, как в нашу речь вошли слова «космонавт» и «космонавтика». В переводе с греческого слово космонавтика означает Κόδμоς (космос), ναυτκή (кораблевождение).

Учитель: В огненном смерче срывались со стартовых площадок могучие ракеты, унося в космическое пространство первые искусственные спутники Земли, лунные и межпланетные автоматические станции. И только потом на космических орбитах появились люди. Их стали называть космонавтами.

Мечта людей не только подняться в воздух, но и преодолеть притяжение Земли, сбылась 12 апреля 1961 года.

Первым космонавтом стал Ю.А. Гагарин. Он совершил свой первый в истории полет вокруг земли на корабле «Восток». Многовековая мечта людей о полете к звездам осуществилась.

Видеофрагмент. («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» взлет Ю.А. Гагарина на корабле «Восток»).

Учитель: Сказку сделал былью смоленский парень, гражданин нашего Отечества. Вся планета восхищалась его подвигом. Имя Гагарина сразу стало известным всему миру. Но он остался самим собой – скромным и добрым, улыбчивым и обаятельным. (Отрывки стихотворения Р. Рождественского «Пятнадцать минут до старта».)

Ученик 1:

Ведь дело не в том,

Что для нас уже мало земли.

Что воздух не сладок!

Что свищут не так соловьи! –

Нет!

Слышишь Земля! –

Неудачи и муки стерпя,

На дальних планетах

Узнаем мы тайны твои…

Земля, я люблю тебя очень!

Ты жди.

Я вернусь,

Но в эти минуты прощальные

Вот что скажу:

Все тайны Вселенной откроем мы скоро.

Клянусь!

Я верю в науку и правду,

Которым служу…

Чем встретишь,

Когда я вернусь к материнской груди?

Разгулом весенней грозы?

А может не этим?

А может,

пока я в пути,

Судьба человечества ляжет плашмя на весы?!

Расколется атом,

Живое испепеляя!

Все прошлое все настоящее канет во тьму!

И я возвращусь в тишине.

Возвращусь ни к кому…

Учитель: Он вернулся. Вернулся назло всему, хотя первые космические корабли были далеки от совершенства. Хотя всегда был риск, не вернуться… Он вернулся! Он никогда не считал себя особенным и лучшим.

Ученик:

Нет,

Я не лучше других.

Я самый обычный…

До старта не месяц, не день…

Турбины взревут –

Я умчусь в непроглядную тьму.

С собой заберу я огромную мудрость людей.

Тепло их сердец, их силу с собой я возьму.

И все это правда,

Как-то, что секунды спешат,

Как-то, что завтра опять заалеет восток…

В атаке всегда кто-то делает первый шаг.

И это не подвиг, а просто-напросто долг.

Ну, я не шагну, так рядом другой шагнет.

Я встану за ним, и армия встанет за мной!

Трубач затрубит

Над бескрайнею ширью земной,

И ясное знамя отчаянно полыхнет…

Так вышло, Земля:

Я первым в космос шагну.

Шагну, как в атаку, –

Счастливый и молодой.

Итак, начнись, закипи над планетой,

Высокая песня!

Победная песня космических первых атак!

Все будет в порядке.

Учитель: Постой, ну а если…

Ученик:

Что «если»?

Давай договаривай!

Хочешь сказать, что, увы,

Бывают случайности?

Первый полет – не пустяк.

Что я не привык еще быть на таких скоростях?

Что холод – суров?

Что межзвездные дали – мертвы?

Могу оступиться?

Могу не вернуться?

Могу навеки остаться

В могильной космической мгле?

Я все это знаю.

Но слышишь, Земля, я не лгу!

Я верю в науку и разум людской на Земле.

Я все это знаю.

Я все это взвесил уже.

Надежны штурвалы космического корабля…

Я все это знаю.

И страха – ни капли в душе.

Крылатое время уже наступило,

Земля!

А если случится, а если так выйдет, что я

Прощанье скупое в глухой микрофон прокричу,

И сердце взорвется,

И жизнь оборвется моя, –

Ты думаешь, это людей остановит?!

Ничуть!

Они будут вновь коротать

Недели и месяцы, ватманы расстеля.

И нянчить детей.

И о звездных полетах мечтать…

Учитель: Он стал героем космоса благодаря своей воле, настойчивости верности мечте. Она зародилась еще в детстве.

К полету в космос готовился не один Юрий Гагарин. Готовился целый отряд дублеров.

^ Ученик: Ю. Друнина «Дублеры».

Последние шутки, объятья –

У нового старта опять

Прощаются звездные братья.

Не просто им руки разнять.

- Счастливо! Мы встретимся скоро!

Венере и Марсу привет! –

И чуть грустновато дублеры

Глядят улетающим вслед.

И снова им жить в ожиданье,

Им снова не вышел черед…

Но время придет, на заданье

Дублеров Россия пошлет.

И новые звездные братья

У новой ракеты опять

Почувствуют вдруг, что объятья

У старта не просто разнять.

Притихнут родные просторы,

Ударит немыслимый свет,

И будут другие дублеры

Глядеть улетающим вслед…

Учитель: Может возникнуть вопрос: почему именно Гагарин? Ведь в отряде космонавтов были не менее достойные. Ответ в данном случае до смешного прост: Гагарин был невысоким, а космический корабль «Восток-1» и был рассчитан на человека невысокого. Удача улыбнулась Гагарину. Совершив по орбите полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, корабль Гагарина благополучно приземлился. Космическая эра началась!

^ Стих «Песня о Ю.Гагарине» В. Радионов.

Ходил по Саратову парень,

Каких на Руси не один,

По имени Юрий Гагарин,

Студент, человек, гражданин.

И – вот оно: В Космос!

Впервые! Гремит над сияющим днем.

Сквозь дали небес голубые

Летит наш «Восток» над Землей.

Весь мир с затаенным дыханьем

Следил за полетом твоим.

Отчизну навеки прославил

Ты подвигом славным своим.

Отныне чудесные двери

Вселенной открыты для нас.

Готов долететь до Венеры,

Коль Родины будет приказ.

И вот уж по площади Красной

Тебе рукоплещет народ,

За подвиг большой и прекрасный,

Невиданный в мире полет.

Тот подвиг Отчизне подарен,

Гордится народ-исполин

Тобою, товарищ Гагарин,

Советской страны гражданин!

Учитель: За Гагариным в космос полетели другие. Первый космонавт радовался успеху своих друзей, мечтал о новых полетах. Однако трагическая гибель оборвала его короткую, но яркую жизнь. Он прожил всего 34 года! След от этой жизни остался навсегда – и на Земле, и в космосе.

Учитель: При полете в космос человек попадает в непривычные для него условия. При взлете, пока не преодолено земное притяжение, космонавт испытывает сильную вибрацию – весь корабль дрожит. Космонавта оглушает рев могучих моторов. Его вес увеличивается в несколько раз. Но вот корабль вышел на околоземную орбиту. Вместо шума моторов – необычная тишина. Кончились перегрузки – и тело вдруг потеряло свой вес.

Видеофрагмент. CD «Физика. Библиотека наглядных пособий» (Невесомость).

^ Учащиеся исполняют космические частушки:

Что такое? Невесомость

Мне покоя не дает.

Сесть хочу на табуретку –

К потолку меня несет!

^ Припев (после каждого куплета)

Ух, ты, ах, ты, все мы космонавты!

Не садитесь на диету,

Не старайтесь похудеть,

Чтоб избавиться от веса,

Надо в космос полететь!

Невесомость – это класс!

Подружись хотя бы раз.

Тренируйся не ленись,

Космонавтом становись.

Невесомость – это диво!

Это чудо из чудес.

В космосе взлетишь красиво,

Потеряв при этом вес.

Учитель:

Космонавту нужно привыкать к невесомости. В космосе обстановка непривычна не только для организма, но и для психики. Сможете ли вы, например, в течение месяца жить в отрыве от всего земного, в одиночестве? Не испортится ли настроение от того, что в течение долгого времени нельзя сменить отсек космического корабля на шумную улицу или зеленый прохладный лес, полный звуков и запахов?

Многие из вас даже 45 минут урока с трудом высиживают, так и хочется почувствовать свободу. Чтобы выдержать космонавту необходимы: идеальное здоровье, огромная физическая выносливость.

Будущие космонавты готовятся к полетам долгие годы. Они постоянно занимаются различными видами спорта, прыгают с парашютами.

Учитель:

Тысячи космических аппаратов послали советские исследователи в космос. Автоматические разведчики рассказали нам много нового о Луне, Солнце и планетах.

Но есть и неприятные стороны у освоения космического пространства. Земля наш общий дом, а около земли сейчас очень много космического мусора.

Ученик:

За 40 лет, прошедших со дня запуска первого искусственного спутника Земли, люди запустили в космос тысячи объектов. Сегодня их отслеживается около 8 500, причем 95% – это самый настоящий мусор, металлический лом: отработавшие свой век спутники и различные детали последних ступеней ракетоносителей. Нередко они взрываются. (См. рис.)

Примерно каждую неделю какой-нибудь отработавший свой срок спутник, постепенно тормозя в верхних слоях атмосферы, виток за витком зарывается в нее и сгорает без какого-либо вреда для обитателей планеты. В этом смысле образцово ведут себя спутники-шпионы – они летают на низких орбитах, поэтому тормозят быстро и редко живут на орбите больше двух недель. Не столь опасны и те остатки, которые не успевают сгореть и долетают до поверхности. Во всяком случае, за 40 лет рукотворные железки, упавшие с космической выси, никому вреда не принесли.

Но вся беда в том, что сгорает и падает, увы, не все. Те объекты, которые кружат вокруг Земли на высоте примерно 600 км, существуют 25-30 лет, на высотах около 1000 км – уже два тысячелетия, а еще выше – практически вечно. Сегодня наиболее засоренным считается пояс от 200 до 2000 км, где летает около 2-3 тыс. космического мусора.

Перечислить все, что летает в космосе невозможно: крышечка от объектива Алексея Леонова, теплоизоляционная перчатка Эдварда Уайта, отвертка и десяток винтиков с «Челленджера».

Сравнивать засорение Земли и космоса можно только до определенных пределов. Есть мусор, который как бы самоуничтожается: пищевые отходы на Земле и низколетящие спутники в космосе. Есть и долгоживущий мусор: некоторые синтетические материалы на Земле и геостационарные объекты в космосе. Но проблема становится зловещей, когда узнаешь, что космический мусор в отличие от земного может «размножаться».

Поскольку все эти пылинки, частицы, кусочки и мертвые спутники летят с сумасшедшими скоростями, то при ударе они способны натворить много бед. При скорости 10 км/с частица диаметром 0,5 мм пробивает многослойный скафандр. На такой скорости осколки прошивают алюминиевые листы в 10 раз толще их диаметра. Но самое главное – почти невидимый рукотворный метеорит выбивает из мишени буквально облако частиц, в 200-1000 раз превосходящее его по массе. Таким образом, происходит нечто, напоминающее цепную реакцию: мусор лавинообразно размножается! (см. рис.)

Конструкторам надо подумать, как предотвратить саморазрушения и взрывы на наиболее «густонаселенных» орбитах. Вполне возможно, что в недалеком будущем придется стартовать «космическим дворникам», которые будут либо спускать весь этот мусор на более низкие орбиты, либо, наоборот, отправлять их на более высокие для «захоронения» на многие годы. Последний вариант не нравится, поскольку мы просто перекладываем решение проблем на потомков. Кроме того, чтобы перевести спутник на 100 м повыше, надо затратить столько энергии, сколько требуется орбитальной станции на месяц работы. (Рис. 1)

Ученик: Пока нас спасает то, что соударения не столь часты и скорости не столь велики, потому что все космические корабли во всех странах запускаются с запада на восток. Таким образом, вся эта круговерть идет в одном направлении, и встречных соударений нет. Однако есть реальная угроза, что процесс загрязнения космоса станет лавинообразным и уже необратимым. Специалисты утверждают, что в этом случае человечеству будет закрыт путь в космос на несколько сотен лет. (Рис.2)

В Техническом университете в г. Дельфте (Нидерланды) считают, что надо принять специальное международное законодательство, ограничивающее загрязнение космоса. Конструкторам надо подумать, как предотвратить саморазрушения и взрывы на наиболее «густонаселенных» орбитах. Для предотвращения засорения космического пространства необходима программа, предусматривающая разработку правовых основ регулирования количества объектов искусственного происхождения в околоземном пространстве.

Учитель: Подумайте, как можно предотвратить загрязнения в космосе? Возможно ли это? На следующем классном часе вы выскажите свои идеи.

Сейчас проведем викторину.

«Что знаем мы о космосе?»

  1. Кто самым первым долетел до Солнца? (Икар)

  2. На каком корабле летал Гагарин? («Восток»)

  3. Как звали собак, впервые полетевших в космос? (Белка, Стрелка)

  4. Как называлась космическая станция, просуществовавшая 15 лет и затопленная 23 марта 2005 года? («Мир»)

  5. Назовите первую женщину-космонавта. (Валентина Терешкова)

  6. Сколько советских женщин побывало в космосе? (Две: Валентина Терешкова, Светлана Савицкая. Летчик-космонавт РФ, герой России дважды побывала в космосе: в 1994-1995 году на корабле «Союз-ТМ-17» и в 1997году – на корабле «Спейс Шаттл» Елена Кондакова)

  7. Кто первым вышел в открытый космос? (А. Леонов)

  8. Как на западе называют космонавтов? (Астронавты)

  9. Как называется американский корабль многоразового использования? («Шаттл» – челнок)

  10. Какой город России, по словам Гагарина, дал ему путевку в небо? (Саратов. В 1954году Гагарин одновременно с учебой в Саратовском индустриальном техникуме стал курсантом Саратовского аэроклуба.)

Учитель: Обратите внимание на нашу стенную газету, на ней вы можете прочитать о космосе «вчера, сегодня, завтра».

Так же я представляю выставку книг, посвященная космосу. Если вы заинтересуетесь, то эти книги можно взять в библиотеке.

А закончить наше мероприятие хочется словами «космического марша»:

«На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы».








Похожие:

Открытое мероприятие: «Дорога во Вселенную». Цели iconВнеклассное мероприятие по теме: «Путешествие по стране Читалии» Время: 45 мин. Открытое мероприятие для 7
Приглашены гости: администрация, классный руководитель Борякова С. Н., учителя кафедры русского языка и литературы
Открытое мероприятие: «Дорога во Вселенную». Цели iconОткрытое внеклассное мероприятие сценарий праздника «Золотая пора»
Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
Открытое мероприятие: «Дорога во Вселенную». Цели iconОткрытое мероприятие. Масленица
Не случайно в годину военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку, ответы...
Открытое мероприятие: «Дорога во Вселенную». Цели iconТл с. Твардица Открытое внеклассное мероприятие
Цель: пропаганда здорового образа жизни и активизация внимания учащихся к проблеме употребления пав, осознание свободы выбора в формировании...
Открытое мероприятие: «Дорога во Вселенную». Цели icon29. 10. 2010 Воспитание духовно – нравственной личности учащихся
Вот и сегодня (29. 10. 11) мы провели открытое мероприятие, посвященное Дню единства народов России и итоговое занятие по курсу «Основы...
Открытое мероприятие: «Дорога во Вселенную». Цели iconМ. А. учитель информатики моусош с. Булунгу Пояснительная записка
Аннотация: открытое мероприятие по информатике для 10- 11 классов для систематизации знаний по базовому курсу информатики
Открытое мероприятие: «Дорога во Вселенную». Цели iconВнеклассное мероприятие по немецкому языку. Сценарий праздника "Великие сказочники Германии" Цели
Воспитательная цель – совершенствование нравственного и эстетического воспитания
Открытое мероприятие: «Дорога во Вселенную». Цели iconВнеклассное мероприятие по математике в 5-х классах "Брейн-ринг"
Цели: развивать смекалку, сообразительность и творческую активность учащихся; воспитывать интерес к предмету
Открытое мероприятие: «Дорога во Вселенную». Цели iconПоложение о проведении «Дня туризма» Цели и задачи
Мероприятие проводится 28 сентября 2012 года, в березовой роще, в окрестностях села Пойлово
Открытое мероприятие: «Дорога во Вселенную». Цели iconПлан работы библиотеки сош №2 г. Сосенского на 2012-2013 учебный год
Библиотечные уроки в 4-х классах «Где хранят Вселенную?» по справочной литературе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы