Тема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе icon

Тема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе



НазваниеТема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе
Иванова Н.В
Дата конвертации16.11.2012
Размер77.51 Kb.
ТипДокументы



Из опыта работы


Тема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе.


Выполнила: Иванова Н.В.,

учитель начальных классов

МОУ Эммаусской СОШ

Калининского района

Тверской области



  1. Введение



Исходная ситуация.


Правописание слов с непроверяемыми орфограммами в традиционной системе обучения вызывает у многих детей трудности. Методика их изучения для многих преподавателей сводится лишь к тому, чтобы ребенок выполнил графический образ слова и воспроизвел его в памяти.


Как сделать процесс запоминания «словарных слов» более интересным и непроизвольным? Как добиться повышения грамотности при их написании? На эти вопросы мне помогут дать ответ мой педагогический опыт работы и анализ изученной научной и методической литературы по данному вопросу.


Проблемы.


Руководствуясь требованиями традиционной «программы для начальной школы» мы знаем, что учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами. Но, работая над этой темой, я столкнулась с определенными проблемами:


  • Отсутствие целенаправленных методик и рекомендаций по обучению работе над словарными словами.

  • Неупорядоченность разработанных норм контроля по проверке слов с непроверяемыми орфограммами.

  • Слабая мотивация у учащихся при работе над этой темой.



Причины.


Нужно отметить и причины трудного усвоения «словарных слов»:

  • Работа над «словарными словами» ведется изолированно, в отрыве от другой орфографической работы на уроке.

  • При знакомстве с этими словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем.

  • Часто во время учебного процесса не стимулируется интерес ребенка в изучении правописания трудных слов.

Последствия этого:

  • Слабое и поверхностное знание учащихся «словарных слов», основанное лишь на механическом запоминании.

  • Неумение преподавателей организовать изучение темы «правописание слов с непроверяемыми орфограммами» интересно, целенаправленно, эффективно.



^ Ключевая проблема.


Итак, ключевая проблема – систематизация методов и форм работы над словами с непроверяемым написанием в начальной школе.

На основе перечисленных трудностей я стараюсь решить ключевую проблему, дать такие ориентиры учителю, чтобы он смог повысить орфографическую грамотность учащихся.



^ Опыт решения сходных проблем я нашла в научных трудах и рекомендациях ученых, методистов и преподавателей: Выгодского Л.С., Немова Р.С., Ереминой О.А., Лайло В.В., Жуковской Н.В., Узоровой О.В., Нефедовой Е.А.


^ Актуальность проблемы.


Систематическое накопление словарного запаса, выработка у детей умений и навыков правильно произносить и писать слова, использование их в устной и письменной речи составляет основное содержание словарной работы. Но такие актуальные проблемы, встречающиеся при этой работе, как:

  • недостаточность разработок методик;

  • неупорядоченность и традиционность дидактического материала;

  • отсутствие научно-обоснованных рекомендаций

заставляют еще раз обратиться к теме «правописание слов с непроверяемыми орфограммами» .


^ Методы и формы, способствующие усвоению словарных слов.


Особую важность приобретает использование разнообразных методов и форм работы по усвоению слов с непроверяемым написанием.


Так, на первых этапах обучения опираюсь на графические приемы. Эти способы усвоения слов с трудным написанием основаны на зрительных образах, двигательных анализаторах. Прием заключается в том, что букву, которую надо запомнить, выделяем и «превращаем» в предмет, связанный со смыслом запоминаемого слова (ассоциации по смыслу), или предмет, имеющий подобную форму запоминаемой буквы (ассоциации по сходству, смежности). Например, играем в «чудесные превращения букв»





Во втором классе для усвоения словарных слов можно использовать игры-шифровки. Эти игры – прием, заключающийся в том, что написание трудных слов происходит через разгадывание ребусов (ассоциаций по смежности).


Для усвоения словарных слов можно использовать фонематические приемы. Этот прием заключается в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, учим проводить анализ звуковой формы слова. Это способствует формированию фонематического слуха. Ведь именно на втором году обучения заложен программными требованиями весь фонематический материал для изучения младшими школьниками. Так, часто провожу прием «слова-помощники». Он заключается в том, что дети находят «слова-помощники» (неродственные), помогающие запомнить написание трудных слов. Для лучшего запоминания нужно придумать предложение с двумя словами: словарным и помощником. Таким образом создается ассоциация по смежности.


Например:

Пальто-папа – «папа купил пальто»;

Платок-плачу – «беру платок, когда плачу»;

Посуда-полка – «посуду ставим на полку»;

Ягода-год – «ягоды мы едим каждый год».


Смысл этой работы заключается в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, умели произвести анализ звуковой формы слова при внутреннем его проговаривании. Это способствует формированию фонематического слуха, необходимого для развития орфографической зоркости.


^ Методы и способы, способствующие закреплению и отработке знаний словарных слов.


В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников написанию словарных слов целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову. Работая над закреплением знаний о словарных словах, можно выполнять ряд фонетических упражнений.


Например:

1. выпиши слова, в которых есть мягкие согласные: ученик,

сирень, капуста.

  1. запиши слова, начинающиеся на букву: «К», «М», «П».

  2. приведи примеры словарных слов, имеющих ударение на

первом, втором, третьем слоге.

  1. собери слова: пус, ка, та; роз, мо.

5. расшифруй слова: 2 1О 13 6 20 (билет).

6. найди пару: о, яц, за, рех.

7. найди в словах слоги, указанные цифрой, образуй слово: репа(1) кулебяка (3) нота (2) - ребята.

8. в каких словах заблудились буквы: каязы - язык, хгоор - горох.

В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается навык точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами .


Ряд упражнений.

  1. от слов рябина, яблоко образуй родственные слова, укажи, при помощи чего они образовались.

  2. от слов картина, осина образуй слова с суффиксом «к».

  3. составь словосочетание, вставляя в имена прилагательные нужные окончания: береза кудряв ...

  4. составьте словосочетания, запишите их. Укажите, как в связи с изменением меняется падеж имени существительного:


подарил люблю

говорил девочка думаю собака

дружил горжусь


5. подбери слова к данным схемам: ∩; ∩^; ¬∩.


6.какие словарные слова зашифрованы ∩ник; лис^.


^ Методы и формы, обеспечивающие контроль и учет знаний словарных слов.


Одной из форм контроля сформированности умения писать словарные слова являются диктанты. Обобщили и систематизировали материалы, составили схему-классификацию диктантов ещё в 1995 г. Гордеев Э.В. и Дмитрюк М.В. Эта схема полезна учителям, так как позволит им творчески подойти к контролю знаний учащихся о словарных словах, разнообразит работу над их написанием, сделает процесс проверки более эффективным. В своей практической работе постоянно использую различные виды словарных диктантов, сделала подбор этих видов. Думаю, что этот материал будет интересен и полезен для многих учителей, которые творчески подходят к изучению темы «словарные слова».


Помимо диктантов можно использовать и другие формы контроля:

  1. продиктуй товарищу: бассейн, вокзал, библиотека, инженер.

  2. вставь букву: ж…вотное, завтр…, с…лома, ст…лица, лаг…рь, лес…ница (на карточках или перфокартах).

  3. исправь ошибку в словосочетаниях: гарячий абед, руский изык, шырокая улеца, интиресный расказ и др.

  4. выбери правильный ответ

л/лл м/мм е/и

ко…ектив зе…ляника инж…нер

ка…ендарь телегра…а д…ректор

ко…екция килогра… р…сунок

а…ея тра…вай б…лет

  1. составь цепочки из слов так, чтобы последняя буква становилась бы первой в следующем слове. Чья цепочка длиннее?

хорошо→овес→сахар→рисунок→картина→автобус

  1. сделай выбор. Предъявляются рисунки с «лишними» предметами (не словарными). Запиши только словарные слова.

  2. узнай предмет. По фрагментам изображенных предметов узнай весь предмет, запиши слово.

  3. чья тень? По силуэту на карточке назвать предмет, записать слово, обозначающее его.

  4. отыщи слово. По сюжетным картинкам запиши знакомые тебе словарные слова. Составь с ними рассказ.

  5. карточки-тренажеры, которые развивают внимание, расширяют словарный запас в игровой форме.



Выводы.

На основе личного опыта я пришла к выводу, что использование разнообразных приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами:

  • активизирует деятельность детей,

  • повышается интерес к овладению родным языком,

  • воспитывается внимание к слову,

  • обогащается словарный запас.

Использование всех вышеперечисленных приемов способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым, важно добиться, чтобы знания закрепились, ученик мог «переносить» их на другие встречающиеся ему явления языка.

Данная работа, «Систематизация методов и форм работы над словарными словами», по моему мнению, даст возможность учителям начальных классов продуктивно использовать представленный материал на уроках русского языка. А это – залог повышения орфографической грамотности учащихся.




Похожие:

Тема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе iconСтатья Тема: Методика работы над коллективными проектами в начальной школе
Автор: Фоминых Татьяна Алексеевна-учитель начальных классов гбоу прогимназии №1893
Тема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе iconРеферат «Особенности работы над многозначными словами» учитель школы-интерната для неслышащих детей Новакова Е. И
Расширение и уточнение словарного запаса тесно связаны со словарно-семантической работой над многозначными словами
Тема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе iconПлан работы мо классных руководителей На 2011 2012 учебный год
Цель: Совершенствование форм и методов воспитания в школе через повышение мастерства классного руководителя
Тема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе iconКруглый стол учителей математики «Разнообразие форм и методов подготовки выпускников школы к гиа и егэ»
Определить эффективность различных форм и методов подготовки выпускников к экзамену, применяемых учителями на уроках и во внеурочной...
Тема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе iconПлан работы методического центра на 2010-2011 учебный год
Использование новых форм и методов работы, современных педагогических технологий в целях формирования и становления личности
Тема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе iconПлан работы методического центра на 2011-2012 учебный год
Использование новых форм и методов работы, современных педагогических технологий в целях формирования и становления личности
Тема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе iconЗадачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению фгос
Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер...
Тема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе icon«Основные аспекты инновационных методов работы в начальной школе»
А это требует организации обучения соответственно способностям к обучению и таланту ребенка. Необходима переориентация на то, чтоб...
Тема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе iconТема основы налогообложения
Налоговая система это совокупность налогов и сборов предусмотренных законодательством а так же принципов форм и методов их установления...
Тема: Систематизация методов и форм работы над словарными словами в начальной школе iconТема основы налогообложения
Налоговая система это совокупность налогов и сборов предусмотренных законодательством а так же принципов форм и методов их установления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов