I. критерии и показатели оценки качества воспитания II. Инструментарий оценки качества воспитания icon

I. критерии и показатели оценки качества воспитания II. Инструментарий оценки качества воспитания



НазваниеI. критерии и показатели оценки качества воспитания II. Инструментарий оценки качества воспитания
страница1/9
Дата конвертации09.05.2013
Размер0.97 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ГОРОДА МОСКВЫ


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

I. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ

II. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ

2.1. Инструментарий оценки качества воспитания школьников (их личностного роста)

2.2. Инструментарий оценки качества реализации воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности школьников

2.3. Инструментарий оценки качества реализации воспитательного потенциала взаимодействия с семьями школьников

2.4. Инструментарий оценки качества ресурсного обеспечения воспитательного процесса в образовательном учреждении

2.5. Инструментарий оценки качества организации работы с педагогами, осуществляющими процесс воспитания в образовательном учреждении

2.6. Инструментарий оценки качества организации общешкольных событий воспитательной направленности

^ III. РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОЦЕНКУ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ

3.1. Рекомендации экспертам по оценке качества воспитания школьников (их личностного роста)

3.2. Рекомендации экспертам по оценке качества реализации воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности

3.3. Рекомендации экспертам по оценке качества реализации воспитательного потенциала взаимодействия с семьями школьников

3.4. Рекомендации экспертам по оценке качества ресурсного обеспечения воспитательного процесса в образовательном учреждении

3.5. Рекомендации экспертам по оценке качества организации работы с педагогами, осуществляющими процесс воспитания в образовательном учреждении

3.6. Рекомендации экспертам по оценке качества организации общешкольных событий воспитательной направленности

^ IV. ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЭКСПЕРТА


ВВЕДЕНИЕ


Качество воспитания представляет собой соотношение поставленных в этой области целей и реально полученных результатов, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества. Качество воспитания оценивается по трем основным направлениям:

1) качество воспитания школьника (как школьник воспитан),

2) качество организации педагогом воспитательного процесса (как педагог организует воспитательный процесс),

3) качество созданных в образовательном учреждении условий для организации воспитательного процесса (какие условия для воспитательного процесса созданы в образовательном учреждении).


О качестве созданных в образовательном учреждении условий для воспитания можно судить по степени достижения следующих целей:

- обеспечить воспитательный процесс в образовательном учреждении необходимыми ресурсами,

- организовать работу с педагогами, осуществляющими процесс воспитания в образовательном учреждении,

- организовать общешкольные события воспитательной направленности и поддерживать традиции их проведения в образовательном учреждении.

О качестве организации педагогами воспитательного процесса можно судить по степени достижения следующих целей:

- реализовать воспитательный потенциал учебной и внеучебной деятельности школьников,

- реализовать воспитательный потенциал взаимодействия с семьями школьников.

О качестве воспитания школьника можно судить по степени достижения основной цели его воспитания, поставленной в зоне ближайшего развития воспитанника, - личностного роста, который проявляется:

- в накоплении им основных социальных знаний,

- в развитии его позитивных отношений к базовым общественным ценностям,

- в приобретении им опыта самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия.

Такая структура личностного роста отражает классическое психологическое представление о знаниевом (когнитивном), отношенческом (аксиологическом) и деятельном (праксеологическом) компонентах человеческого сознания.

^ Социальное знание – это знание об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п. К сожалению, в современном учебном процессе социальное знание часто оказывается вытесненным предметным знанием, а повседневное социальное знание ряда учителей носит не столько гражданский, сколько утилитарно-обыденный характер. Это приводит к дефициту гражданского социального знания у школьников и ставит педагогов перед необходимостью восполнить этот дефицит. Полнота социального знания школьника, переход с утилитарно-обыденного на гражданский уровень социального знания – не только признаки личностного роста школьника, но и важнейшие задачи воспитательной деятельности педагога.

Однако знание человеком общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни, то есть ценит их. Поэтому личностный рост – это еще и развитие позитивных отношений к базовым общественным ценностям (Человек, Отечество, Природа, Мир, Знания, Труд, Культура).

Но готовность, намерения – это еще не вся личность; свою целостность личность обретает только в поступке. Поступок как самостоятельное ценностно-ориентированное социальное действие является важнейшим признаком личностного роста человека. Только в самостоятельном социальном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать, или обретает намерение стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для личностного роста школьника важна не только возможность социального действия в школьной среде (по определению, защищенной и дружественной), но и возможность действия в открытой общественной среде, где в нем как субъекте не обязательно заинтересованы, где ему придется доказывать свою самостоятельность и независимость перед лицом других социальных субъектов.

Оценка качества воспитания школьника должна производиться с учетом следующих принципиальных его особенностей:

- неочевидность и разделенный характер авторства результатов воспитания школьника (невозможно достоверно утверждать, в какой мере сформировавшиеся у школьника те или иные личностные качества стали результатом влияния того или иного субъекта его воспитания или социализации, а в какой – результатом его собственных усилий, его саморазвития), требующие рассматривать эти результаты не как результаты деятельности одной лишь школы, а как результаты социального воспитания в целом;

- незавершенность результатов воспитания школьника (как и сам процесс воспитания, его результаты никогда не будут конечными), требующая рассматривать эти результаты как промежуточные;

- отсроченный характер результатов воспитания школьника (их нельзя определить сиюминутно, так как не всегда известно, через какой промежуток времени те или иные оказываемые на ребенка влияния отразятся на нем), требующий рассматривать эти результаты как неполные;

- заданная обществом гуманистическая направленность воспитания (она налагает на процесс выявления результатов воспитания школьника определенные этические ограничения, связанные с недопустимостью сравнения воспитанников друг с другом или с неким стандартом, эталоном воспитанности), требующая рассматривать результаты воспитания школьника в динамике и производить их лонгитюдное изучение.

Итак, на основе данного представления о качестве воспитания были разработаны следующие компоненты оценки качества воспитания в образовательных учреждениях города Москвы:

1) критерии и показатели оценки качества воспитания;

2) инструментарий оценки качества воспитания, представляющий собой пакет тестов и анкет для школьников, педагогов и администрации образовательных учреждений;

3) рекомендации экспертам, осуществляющим оценку качества воспитания;

4) образец оценочного листа, необходимого для работы эксперта.

Все эти компоненты представлены ниже в соответствующих разделах.


^ I. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ



КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА


Критерии

Показатели

Инструментарий

1. Личностный рост школьников

- накопление школьниками основных социальных знаний;

- развитие позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям;

- приобретение школьниками опыта самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия.

Опросник «Личностный рост»



^ КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГАМИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Критерии

Показатели

Инструментарий

2. Реализация воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности школьников

- грамотность постановки воспитательных целей и их соответствие используемым формам и реализуемому содержанию учебной и внеучебной деятельности;

- адекватность используемых форм учебной и внеучебной деятельности специфике целей и объекта воспитания;

- актуальность и разнообразие реализуемого содержания учебной и внеучебной деятельности, его четкая ориентация на конкретные результаты воспитания.

Анкета для педагогов ОУ

3. Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с семьями школьников

- ориентированность практических действий педагога на поддержку воспитательных усилий родителей (лиц, их заменяющих) школьников;

- привлечение педагогом к решению вопросов воспитания школьников их родителей (лиц, их заменяющих);

- адекватность используемых педагогом форм взаимодействия с семьей задаче повышения эффективности воспитательного влияния на школьника.

Анкета для педагогов ОУ


^ КАЧЕСТВО СОЗДАННЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Критерии

Показатели

Инструментарий

4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательном учреждении

- разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении;

- использование в воспитательном процессе материально-технических ресурсов образовательного учреждения;

- использование в воспитательном процессе информационных ресурсов образовательного учреждения.

Анкета для администрации ОУ

5. Организация работы с педагогами, осуществляющими процесс воспитания в образовательном учреждении

- наличие и состояние внутришкольной системы повышения квалификации педагогов сфере воспитания;

- наличие и состояние внутришкольной системы стимулов и поощрений для педагогов, осуществляющих процесс воспитания в образовательном учреждении.

Анкета для администрации ОУ

6. Организация общешкольных событий воспитательной направленности

- традиционность общешкольных событий воспитательной направленности;

- совместность подготовки субъектами образовательного процесса общешкольных событий воспитательной направленности;

- совместность рефлексии субъектами образовательного процесса общешкольных событий воспитательной направленности.

Анкета для администрации ОУ



^ II. ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ


2.1. Инструментарий оценки качества воспитания школьников (их личностного роста)


Новые стандарты общего образования указывают, что предметом итоговой оценки освоения школьниками основной образовательной программы не могут являться результаты их воспитания: ценностные ориентации, индивидуальные личностные характеристики и т.п. Их предлагается осуществлять в рамках других мониторинговых исследований, которые должны быть направлены, в первую очередь, на выявление проблем воспитанности школьников, с которыми предстоит работать педагогам. То есть оценка качества воспитания школьников – это внутренняя оценка, производимая самим педагогическим коллективом в своих профессиональных целях.

Новые стандарты указывают также, что такого рода исследования должны быть неперсонифицированными, то есть дающими общую картину результатов воспитания по школе, классу и т.п., но не указывающими на результаты воспитания конкретного ребенка (подобные исследования недопустимы). То есть оценка качества воспитания школьников – это неперсонифицированная оценка.

Итак, оценка качества воспитания школьников:

  1. не является оценкой конкретного ребенка;

  2. производится на основе неперсонифицированных диагностических методик;

  3. осуществляется самим педагогическим коллективом образовательного учреждения;

  4. используется для выявления проблемного поля школьного воспитания и совершенствования воспитательной деятельности педагогов.

Основанием для оценки качества воспитания школьников являются результаты педагогических наблюдений и применения иных методик изучения личностного роста школьников.

В начальной школе в качестве главной методики рекомендуется использовать педагогическое наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в их повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений; в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам. В качестве вспомогательной методики могут быть использованы проективные рисуночные тесты.

В основной и старшей школе рекомендуется использовать специально разработанные опросники, обязательно сверяя их результаты с результатами педагогических наблюдений. Выбор конкретного опросника всегда остается за педагогическим коллективом образовательного учреждения. В качестве возможного варианта такого опросника педагогам может быть рекомендован опросник «Личностный рост». Его особенностью является то, что он предполагает не сравнение детей с неким универсальным стандартом воспитанности (например, с заданными уровнями воспитанности), а отслеживание динамики личностных изменений школьников (какими они были – какими стали), что позволяет отслеживать продвижение педагогов в решении тех или иных проблем школьного воспитания.

Рекомендуемый опросник представлен в двух модификациях: для учащихся 5–8-х классов и для учащихся 9–11-х классов. Структура этих опросников, способы их обработки и интерпретации результатов принципиально не отличаются друг от друга – разнятся только некоторые формулировки вопросов.

Опросник состоит из двух частей.

Первая часть – это перечень утверждений, к которым школьникам предлагается выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько они согласны (или не согласны) с данными утверждениями, и оценить степень своего согласия (или несогласия) в баллах: от «+4» до «–4». Содержащиеся в первой части опросника утверждения формулируются так, чтобы та или иная их оценка не выглядела в глазах школьника заведомо общественно одобряемой. Это позволяет избежать возможного в таких случаях конформного поведения участников опроса, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису – что, безусловно, может снизить объективность диагностики. По окончании опроса оценки, которые школьники дали содержащимся в опроснике утверждениям, распределяются по нескольким шкалам, соответствующим различным аспектам их личностного роста. На этой основе делается вывод об имеющихся у ребенка социальных знаниях и его отношениях к базовым общественным ценностям.

Вторая часть – это перечень возможных социально-ориентированных акций, общественно-полезных дел, контактов ребенка с представителями общества, которые могли быть организованы в образовательном учреждении. Школьнику предлагается указать те из них, в которых он был задействован, а также отметить, в каком статусе он был задействован в этих делах: участника или организатора. На этой основе делается вывод о том, какой опыт самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия школьники приобретают в образовательном учреждении.

Поскольку личностный рост – явление динамическое, то и опросник необходимо задействовать несколько раз. При этом не следует предлагать один и тот же опросник одним и тем же детям более двух раз – у них может сформироваться привыкание к нему, снижающее достоверность результатов. Можно использовать данные опросники следующим способом:

- первый раз – среди пятиклассников,

- второй раз – среди семиклассников (в этих двух случаях используется опросник для 5–8-х классов),

- третий раз – среди девятиклассников,

- четвертый раз – среди тех же школьников, но уже учащихся 11-го класса (в последних двух случаях уже используется опросник для 9–11-х классов).

Таким образом, каждые два года отслеживается, насколько школа преуспевает в достижении тех целей, которые ставили перед собой педагоги.


^ ОПРОСНИК «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Похожие:

I. критерии и показатели оценки качества воспитания II. Инструментарий оценки качества воспитания iconПоложение о системе оценки качества образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Ямская средняя общеобразовательная школа»
Домодедово, утвержденном приказом управления образования от 09. 01. 2008 г. №35, определяет основные цели, задачи и принципы функционирования...
I. критерии и показатели оценки качества воспитания II. Инструментарий оценки качества воспитания iconПоложение №69 о школьной системе оценки качества образования
Парамоновской школы (далее Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования школьной системы оценки качества образования,...
I. критерии и показатели оценки качества воспитания II. Инструментарий оценки качества воспитания iconМуниципальная система оценки качества образования
Мкоу осуществляется по информационным стандартам, разработанным и принятым Муниципальной комиссией по оценке качества образования,...
I. критерии и показатели оценки качества воспитания II. Инструментарий оценки качества воспитания iconПоложение о системе оценки качества образования моу витимская средняя общеобразовательная школа общие положения
Настоящее Положение о системе оценки качества образования моу витимская сош (далее Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования...
I. критерии и показатели оценки качества воспитания II. Инструментарий оценки качества воспитания iconПоложение о системе оценки качества образования в моу сош №6 с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края
Положение о системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет структуру системы оценки качества образования (далее...
I. критерии и показатели оценки качества воспитания II. Инструментарий оценки качества воспитания iconПоказатели оценки качества и результативности деятельности педагогических сотрудников дол «сокол»

I. критерии и показатели оценки качества воспитания II. Инструментарий оценки качества воспитания iconПоложение о школьной системе оценки качества образования мбоу тогучинского района Горновской сош
Ии, Положением о системе оценки качества образования в Новосибирской области (Постановление администрация Новосибирской области от...
I. критерии и показатели оценки качества воспитания II. Инструментарий оценки качества воспитания iconКраевое государственное бюджетное учреждение «региональный центр оценки качества образования»
Кгбу «Региональный центр оценки качества образования» в целях подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов...
I. критерии и показатели оценки качества воспитания II. Инструментарий оценки качества воспитания iconКомплекс показателей и индикаторов системы оценки качества образования и методика их расчёта пояснительная записка
В основе муниципальной системы оценки качества образования (далее – мсоко) лежит кластерная модель, применение которой позволяет...
I. критерии и показатели оценки качества воспитания II. Инструментарий оценки качества воспитания iconПротокол №6 А. Н. Соколов «06»
Положение о школьной системе оценки качества образования (далее Положение) устанавливает единые требования при реализации школьной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов