Жиленкова Екатерина Васильевна. Павлово. 2009г. Введение. В литературоведении есть много загадок. И вот одна из них: почему совершенно закон icon

Жиленкова Екатерина Васильевна. Павлово. 2009г. Введение. В литературоведении есть много загадок. И вот одна из них: почему совершенно закон



НазваниеЖиленкова Екатерина Васильевна. Павлово. 2009г. Введение. В литературоведении есть много загадок. И вот одна из них: почему совершенно закон
Дата конвертации09.12.2012
Размер96.02 Kb.
ТипЗакон

Павловская средняя общеобразовательная школа


Реферат-размышление на тему:

«Почему Николай Васильевич Гоголь сжёг II-ой том поэмы «Мёртвые души»? (мнения пользователей сети Internet)»


Работа ученицы 9 класса

Минхаировой Валерии

Руководитель: учитель литературы

Жиленкова Екатерина Васильевна.


Павлово.

2009г.




:


Введение.


В литературоведении есть много загадок. И вот одна из них: почему совершенно законченный и одобренный современниками второй том поэмы «Мёртвые души» Николай Васильевич Гоголь сжёг незадолго до смерти. До нас дошли только крохотные отрывки, а жаль… Попробуем найти ответ на старый вопрос XIX века с помощью новых технологий века XXI. Какой материал на эту тему нам предоставляет всемогущий Internet?

Оказывается, не только меня заинтересовала эта литературоведческая проблема. Множество сайтов предоставили материалы и мнения разных пользователей по данной проблеме.

Рассмотрим самое интересное и содержательное, попытаемся как-то систематизировать полученную информацию и, может быть, найдётся ответ на этот волнующий вопрос.


^ Обсуждение проблемы на сайтах.


Общеизвестно, что «Мертвые души» задумывались Гоголем как трилогия, сюжетная линия которой, как утверждают литературоведы, вполне вероятно, строилась писателем в направлении: «ад – чистилище – рай». В соответствии с этим, первый том можно соотнести с «адом», где властвуют изобличительный смех, неприкрытая сатира, откровенное выставление пороков общества перед этим самым обществом. Вкупе с двумя остальными эта часть должна была привести общество, можно предположить, к своеобразному катарсису. Утопизм? Бесспорно. Но как иначе мог поспособствовать вытягиванию России из болота писатель – человек, вся сила (или большая ее часть) которого сосредоточивалась на кончике пера?

Дело читателя – не сугубо восприятие. Общение писателя и читателя, будучи двусторонним процессом, пусть и с креном в сторону одностороннего трафика мыслей, чувств, переживаний, должен рассматриваться исключительно с позиции предполагаемой обратной связи. Написать можно все, что угодно. А написать для того, чтобы тебя читали – это значит быть готовым к ответной реакции людей, кормимых плодом твоей духовной жаждою томимой души. И тогда приходит черед говорить для читателя, автоматически превращая писательский монолог в диалог, от которого жди или очень плохого, или возможности почувствовать себя хотя бы на мгновение несправедливо не признанным доселе гением своей эпохи. У нас чаще случается первое, а немного погодя – неприкрытое второе.
Николай Васильевич Гоголь, пребывая в угнетенно-депрессивном состоянии в последние дни своей жизни предсказывал такую судьбу и для своих произведений, и для репутации себя как автора. И кто теперь будет вникать, за исключением людей, вовлеченных в литературу профессионально или в силу безвозмездного интереса к этой неотъемлемой части культуры как гармоничного целого, в перипетии поры, именуемой XIX веком, для того, чтобы ответить на вопрос, вынесенный в заголовок данной статьи.

Если исходить из двусторонней природы процесса общения тех, кто творит, и тех, для кого творят, то можно ввязаться в нешуточную дискуссию относительно права автора уничтожать свои произведения. С одной стороны, он (не ограничивая общности, можем написать и «она») сотворил, ему и распоряжаться судьбой плодов своего таланта. С другой стороны, есть строка, однажды возникшая и ни разу не представшая пред очами человека, быть может, не могущего отдаться власти сна в ожидании великого Рождения, призрак которого будет преследовать впоследствии все поколения в лице тех их представителей, кому не безразлично хоть что-то в этой жизни, не связанное с собственным благосостоянием. Строка, открывшаяся миру и тут же из этого мира изгнанная. Строка, которая (кто знает?) отсрочила решение какой-то проблемы на несколько столетий – что теперь эта строка?.. Иллюзия, разбитая надежда, оставленная на теле истории пустота.

^ Гоголя критиковали безжалостно. Если не рассматривать утверждаемую (преимущественно – голословно повторяемую) истину, часто просто принимаемую за таковую, о том, что к концу жизни классик потерял рассудок на религиозной почве (которую мы так же голословно опровергнуть не можем) и в то же время сделать допущение в пользу особой ранимости души творческих людей, особенно в отношении творимого ими, очевидно, произрастающей из того же зерна, что и инстинктивное стремление матери оберегать всегда и всюду свое дитя, то объяснить с учетом этих допущений поступок Гоголя в отношении второго тома «Мертвых душ» (по разным сведениям, им содеянный не то дважды, не то трижды) не представляется возможным. Все так или иначе норовит упереться в стену, ограждающую индивидуальность, таящуюся в личности писателя, от общепринятых образцов поведения, составленных по принципу «как поступило бы большинство». Да, критиковали, и что? Если бы на критику реагировал каждый писатель, композитор или режиссер утренника в детском саду, то что бы представляло к сему моменту творческое наследие человеческой культуры, и стал ли бы кто-нибудь браться за новое, нестандартное, ранее не встречавшееся? Значит, здесь было примешано еще что-то.

^ Непонятость? Возможно. Опять же: сколько гениев оценили по достоинству их современники, не говоря о «простых смертных» создателях? Здесь очень бы подошло объяснение, сделанное через призму все той же частичной потери здравого рассудка, тиражируемое и здесь и там. Но не логичнее было бы в таких условиях Гоголю вообще не браться после первого, второго, на крайний случай третьего случая недопонимания с читающей общественностью императорской России за перо и бумагу? Наоборот, Николай Васильевич садился и писал заново, с чистого листа. Здесь впору выразить желание согласиться с тем, что наверняка в писателе природой была заложена тяга к постоянному совершенствованию и себя, и своего литературного мастерства. Может, это было движущей силой для исписывавшего горы бумаги и впоследствии многое из созданного отдававшего на растерзание языкам пламени литератора?

Даже если помешательство Гоголя – миф, то это никак не ограждает нас от возможности выдвинуть предположение о способности его к иррациональным выпадам. Ведь кто из нас может сказать, что каждое наше действие всегда несло на себе отпечаток исключительно здравого смысла и заблаговременной продуманности? Во власти внезапно возникающего импульса человек способен сотворить то, о чем впоследствии вспоминать будет просто невыносимым испытанием.

…А после окажется, что он хотел нас просветить, но в последний момент решил… пожалеть. И дать докопаться до истины самим, без потрясений и духовных взрывов, превосходящих по разрушающей силе ядерный. Пройдут годы, десятилетия, века – и мы докопаемся. Выйдем на землю, чтобы увидеть солнце озарения, снизошедшего на нас. Озарения, которое – как он боялся – ослепит нас, если привыкшие к непроглядной тьме глаза открыть мгновенно ему навстречу. Не готовы мы, не готовы.

Говорят, он плакал над пеплом того, что дал миру. И забрал…


^ Версия Анны Старобинец, автор «Эксперт», «Русский репортер»:


Николай Васильевич Гоголь 1809–1852 русский писатель

Диагноз. Шизофрения, периодический психоз.


Симптомы. Зрительные и слуховые галлюцинации; периоды апатии и заторможенности (вплоть до полной неподвижности и неспособности реагировать на внешние раздражители), сменяющиеся приступами возбуждения; депрессивные состояния; ипохондрия в острой форме (великий писатель был убежден, что все органы в его теле несколько смещены, а желудок располагается «вверх дном»); клаустрофобия.


^ История болезни. Те или иные проявления шизофрении сопровождали Гоголя на протяжении всей его жизни, однако в последний год болезнь заметно прогрессировала. 26 января 1852 года от брюшного тифа умерла сестра его близкого друга (Екатерина Михайловна Хомякова), и эта смерть вызвала у писателя сильнейший приступ ипохондрии («На меня нашел страх смерти», — жаловался он). Гоголь погрузился в непрестанные молитвы, практически отказался от пищи, жаловался на слабость и недомогание и утверждал, что смертельно болен, хотя врачи никакой болезни, кроме небольшого желудочно-кишечного расстройства, у него не диагностировали. В ночь с 11 на 12 февраля писатель сжег свои рукописи (на следующее утро он объяснил этот поступок происками лукавого), далее состояние его постоянно ухудшалось. Лечение (не слишком, впрочем, профессиональное: пиявки в ноздрях, обертывание холодными простынями и окунание головы в ледяную воду) положительных результатов не дало. 21 февраля 1852 года писатель скончался. Истинные причины его смерти так и остались неясны, существуют различные гипотезы — от отравления ртутью до выполнения контрактных обязательств по отношению к врагу рода человеческого. Однако же, вероятнее всего, Гоголь попросту довел себя до полного нервного и физического истощения — не исключено, что своевременная помощь психиатра могла бы спасти ему жизнь.


^ А теперь ознакомимся с мнением посетителей и гостей сайта:


Известно, что Булгаков ценил Гоголя, у него даже есть пьеса по мотивам "Мертвых душ" Эпизод из романа Мастер и Маргарита": Почему Мастер сжег свой роман о Понтии Пилате? Он считал, что тот приносит ему одни несчастья. Почему? Потому что далеко не каждый готов психологически к откровению и познанию Бога и потому что, когда труд, вещь, благо становятся самоцелью, а не средством они несут собой несчастье и печали. Например, Гоголь, человек набожный, посчитал, что это продолжение - есть стремление тешить писательскую гордыню и захотел освободиться. Не человек для книги, а книга для человека, перефразировав слова Христа.


Все достаточно просто: В первом томе он описывал помещиков ужасными, уродливыми злыми и т. д. И это у него хорошо получилось. Тогда во втором томе он пытался создать "хорошего" помещика, наделить его всеми лучшими качествами. Но не смог. Точнее, смог, но получилось настолько неправдоподобно (не было хороших помещиков, и представить их трудно), что он в порыве гнева сжег их в камине.


Написание второго тома совпало с личной трагедией писателя, думаю, переосмысление ценностей заставила его сжечь «МД» и практически покончить с собой; по сведениям современников писателя, вторая поэма (судя по прочитанным им среди друзей отрывкам) была ни чуть не хуже первой; к тому же второй том не первое его произведение преданное огню, была в свое время сожжена его ранняя поэма "Ганц Кюхельгартен"...


^ Ещё вопрос: сжигал или не сжигал. Единственным свидетельством сожжения рукописи является рассказ слуги Гоголя - Семена, бывшего в то время ребенком. Довольно сомнительное свидетельство.

К тому же, не горят они.


На этот вопрос никто не может точно ответить...Но ходят слухи, что именно во второй части началась вся бесовщина.....что Гоголь был связан с потусторонними силами, и пользовался техникой автописьма, Ад его убил.


Мое мнение: совесть, нежелание выводить в свет рукопись, за которую ему было бы (по его мнению) совестно.


По-моему, он понял, что всё и так есть в первом томе.

Часто главной ошибкой авторов является именно попытка продолжить, что уже закончено.


Я, например, не представляю, о чём там ещё писать. Для меня «Мертвые души» кончились.





Выводы.


Мы с вами ознакомились с множеством предположений и мнений различных людей, но этот материал не даёт нам возможность дать определённый ответ на поставленный вопрос. Широко известно, что Н.В. Гоголь страдал психическими расстройствами, но очень хочется верить, что здесь скрыта большая загадка, что у писателя были определённые причины совершить такой поступок, узнать о которых нам уже не дано.

Мне кажется плодотворной версия, в которой ставится вопрос: «А сжигал ли он вообще рукопись второго тома?». Следует попытаться провести научные изыскания в этом направлении. И, как знать, может быть, отыщутся какие-то рукописи. Тем не менее, следует учитывать, что гений имеет право принять неожиданное для нас решение, повлиять на которое никому не дано. И если Гоголь сжёг второй том, значит, на то была причина, значит, так надо было, значит, не было рядом людей, способных повлиять на гениальный разум писателя.

Но всё это лишь догадки и предположения. Ничего определённого.

Тайну Н.В. Гоголь унёс с собой в могилу. Наверное, мы не заслужили право её знать.


Источники информации:


Сайты:


http://www.otvety.google.ru – На этом сайте можно задать интересующий вопрос и узнать мнение посетителей сети Internet.

http://www.shkolazhizni.ru – Ежедневный Интернет-журнал вопросов и ответов.

http://www.google.ru – Поисковая система.

http://yandex.ru – Поисковая система.




Похожие:

Жиленкова Екатерина Васильевна. Павлово. 2009г. Введение. В литературоведении есть много загадок. И вот одна из них: почему совершенно закон iconДавление твердых тел. Способы увеличения и уменьшения давления Кессова Екатерина Васильевна

Жиленкова Екатерина Васильевна. Павлово. 2009г. Введение. В литературоведении есть много загадок. И вот одна из них: почему совершенно закон iconУчебно-методическое пособие для школьников Учитель-репетитор Екатерина Васильевна Карпенко Определение процента (стр. 2)

Жиленкова Екатерина Васильевна. Павлово. 2009г. Введение. В литературоведении есть много загадок. И вот одна из них: почему совершенно закон iconФорма плана работы на год педагога дополнительного образования
Выполнение программы (Проанализируйте цель и задачи, которые вы поставили в начале учебного года по каждой группе: какие из них удалось...
Жиленкова Екатерина Васильевна. Павлово. 2009г. Введение. В литературоведении есть много загадок. И вот одна из них: почему совершенно закон iconГорелова Полина, 1 а кл
Знания – главное богатство нашей семьи. Я стремлюсь к новым знаниям и понесу их людям. Вот почему на моём гербе так много желтого...
Жиленкова Екатерина Васильевна. Павлово. 2009г. Введение. В литературоведении есть много загадок. И вот одна из них: почему совершенно закон iconЖенские образы в повестях Распутина Женские образы в повести «Дочь Ивана, мать Ивана»
И уже легче за Россию, несмотря на весь рынок и мрак: Мы Живы! Пока есть в России такие Дочери и Матери. А они есть. И их не единицы,...
Жиленкова Екатерина Васильевна. Павлово. 2009г. Введение. В литературоведении есть много загадок. И вот одна из них: почему совершенно закон iconРазличные виды задач на проценты Учитель-репетитор Екатерина Васильевна Карпенко
Что произойдет с ценой товара, если сначала ее повысить на 25%, а потом понизить на 25%?
Жиленкова Екатерина Васильевна. Павлово. 2009г. Введение. В литературоведении есть много загадок. И вот одна из них: почему совершенно закон iconСодержание Введение Что есть наука? Понятие философии Развитие представлений об отношении философии и науки Заключение Библиографический список литературы Введение
Что есть наука?
Жиленкова Екатерина Васильевна. Павлово. 2009г. Введение. В литературоведении есть много загадок. И вот одна из них: почему совершенно закон iconСуществует много любимых праздников, но один из них Пасха, светлый и добрый, несущий веру, надежду и любовь. К светлому Христову Воскресению все готовятся с особенным трепетным чувством
Существует много любимых праздников, но один из них – Пасха, светлый и добрый, несущий веру, надежду и любовь. К светлому Христову...
Жиленкова Екатерина Васильевна. Павлово. 2009г. Введение. В литературоведении есть много загадок. И вот одна из них: почему совершенно закон iconВоЛшЕбНые тоЧкИ (точечный массаж – профилактика орз)
Существует много невидимых бактерий и вирусов и среди них те, которые вызывают кашель,насморк, боль в горле, ушах, то есть острые...
Жиленкова Екатерина Васильевна. Павлово. 2009г. Введение. В литературоведении есть много загадок. И вот одна из них: почему совершенно закон iconФ. К. Величко о принципах медицинской астрологии
Организм человека подобен большому симфоническому оркестру. Величественную симфонию жизни может испортить одна единственная фальшивящая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов