6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» icon

6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»



Название6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
страница1/4
Дата конвертации16.11.2012
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

 Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: домом культуры п. Павлово, поселковой библиотекой, предприятиями, расположенными на территории поселка, Павловского совета ветеранов, центра дополнительного образования г.Отрадное.

  ^ Программа содержит разделы:

1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

 2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

 3.Основные направления и содержание духовно- нравственного развития.

 4.Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

 6. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

 7. Перечень рекомендуемых воспитательных форм и мероприятий

 8. Диагностика обучающихся начальной школы

   1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

   Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

  Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.


^ Основная педагогическая цель — воспитание, со­циально-педагогическая поддержка становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творчес­кий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответ­ственность за настоящее и будущее своей страны, уко­ренённый в духовных и культурных традициях многона­ционального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают

в области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

•  укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней уста­новке личности школьника поступать согласно своей со­вести;

•  формирование основ нравственного самосознания лич­ности (совести) — способности младшего школьника форму­лировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

•   формирование нравственного смысла учения;

•    формирование основ морали — осознанной обучающим­ся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж­ном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти­мизма;

•  принятие обучающимся базовых национальных ценнос­тей, национальных и этнических духовных традиций;

•  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаи­вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри­тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступ­кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо­ра, к принятию ответственности за их результаты;

•  развитие трудолюбия, способности к преодолению труд­ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

•  осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих воз­можностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

 ^ В области формирования социальной культуры:

•  формирование основ российской гражданской идентичности;

•  пробуждение веры в Россию, чувства личной ответствен­ности за Отечество;

•    воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре;

•  формирование патриотизма и гражданской солидарности;

•  развитие навыков организации и осуществления сотруд­ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

•  укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания и сопереживания другим людям;

• становление гуманистических и демократических ценно­стных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга­низациям, к вере и религиозным убеждениям;

•  формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

 ^ В области формирования семейной культуры:

•   формирование отношения к семье как основе россий­ского общества;

•  формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

•   формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

•   знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

   ^ 2.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

•  патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

•  социальная солидарность — свобода личная и нацио­нальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, за­бота о благосостоянии общества;

• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

•  труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

•  наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

•   традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

•  искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетичес­кое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

•  человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.


 ^ 3.Основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.



Направления, ценности

Содержание

Формы работы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек

Ценности: любовь к России, к своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

 

Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

-представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Ленинградской области, гербе Кировского района Лен.обл.;

-элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

-элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

-интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

-уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

-ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

-начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

-элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

-интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Ленинградской области, Кировского района, п. Павлово;

-стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего поселка.

-любовь к образовательному учреждению, своему поселку, народу, России;

-уважение к защитникам Родины;

-умение отвечать за свои поступки;

-негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

-Беседы, чтение книг, изучение предметов, преду­смотренных базисным учебным планом, на плакатах, картинах;


-в процессе экскурсий, путешествий по историческим и па­мятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных учебных предметов;


-сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, праздники;


-посильное участие в социальных проек­тах,


-проведение бесед о подвигах Рос­сийской армии, защитниках Отечества, подготовке и прове­дении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;


-встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

 

-Первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

-различение хороших и плохих поступков;

-представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

-элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

-уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

-установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

-бережное, гуманное отношение ко всему живому;

-знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

-стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

-представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

-отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. 

 

-Изучение учебных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, выставки;

-проведение экс­курсий в места богослужения, встреч с ре­лигиозными деятелями;

-проведение внеурочных меро­приятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения,

-беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в пе­дагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей;

 

-обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совмест­ной деятельности;

-посильное участие в делах благотворительности, мило­сердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о живот­ных, других живых существах, природе;

-беседы о семье, о родителях и прародителях;

-проведение открытых семейных праздников, вы­полнение презентации совместно с родителями (законны­ми представителями) и творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемствен­ность между поколениями).



Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие

 

-Первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

-уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

-элементарные представления об основных профессиях;

-ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

-элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

-первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

-умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

-умение соблюдать порядок на рабочем месте;

-бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

 

-Экскурсии по поселку, во вре­мя которых знакомятся с различными видами труда, различ­ными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий;


-беседы о профессиях своих родителей (законных пред­ставителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций

«Труд наших родных»;

-проведение сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения вне­урочных мероприятий - праздники труда, конкурсы, города мастеров, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

-презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей твор­ческой инициативы в учебном труде;

-изучение предмета «Технология», участие в разработке и реализации различ­ных проектов;

-занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность в учебное, и в каникулярное время;

-встречи и беседы с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческо­го отношения к труду и жизни.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

 

-Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

-элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

-элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

-интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

-первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

-первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

-отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

 

-На уроках фи­зической культуры, беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий;

-     беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

-в спор­тивных секциях школы и внешкольных учреждений, при под­готовке и проведении подвижных игр, туристических похо­дов, спортивных соревнований;

 

-составление здоровьесберегающего режима дня и конт­роль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в по­мещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

 

-просмотра учебных фильмов, работа кружка «Расту здоровым».

 

-беседы с педагогами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями);


 

 

 

 

 
 

  ^ 4.Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства ду­ховно-нравственного развития обучающегося, его эффектив­ной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, вне­школьную, семейную, общественно полезную, трудовую, эс­тетическую, социально коммуникативную и др. на основе ба­зовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

  • в личном примере ученикам.

  Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего об­разования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.

  ^ Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ори­ентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Вос­питательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, со­держательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

 

^ Аксиологический принцип. Ценности определяют основ­ное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огром­ного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.


  ^ Принцип следования нравственному примеру. Следова­ние примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценно­стного выбора, совершённого значимым другим.

Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нрав­ственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диало­гу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реаль­ную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным со­держанием национальный воспитательный идеал. Особое зна­чение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

 

^ Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное вос­приятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яр­кие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе че­ловека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

 

^ Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимы­ми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогичес ­кой основе. Диалог исходит из признания и безусловного ува­жения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусмат­ривает его организацию средствами равноправного межсубъ­ектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогичес­кого общения ребёнка со значимым другим. Содержанием того педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

 

^ Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, ин­формационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые цен­ности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жиз­ни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возмож­ности согласована.


  ^ Принцип системно-деятельностной организации вос­питания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, ипешкольной, в том числе общественно полезной, деятель­ности младших школьников. Интеграция содержания различ­ных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вмеете с педагогами, родителями, иными субъектами культур­ной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

•                 общеобразовательных дисциплин;

•                  произведений искусства;

•                 периодической литературы, публикаций, радио- и теле­передач, отражающих современную жизнь;

•                   духовной культуры и фольклора народов России;

•                     истории, традиций и современной жизни своей Родины, моего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

 •                    общественно полезной и личностно значимой деятель­ности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

•                     других источников информации и научного знания.

 

  Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.


^ УМК «Школа России»

  Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий.

Принципами построения УМК «Школа России» являются: приоритет воспитания в образовательном процессе, личностноориентированный и деятельностный характер обучения.

Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться.

 Важное положение Стандарта — ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.

 Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье. Условно его можно назвать «Познаем мир вместе». Этот проект включает в себя следующую совместную деятельность: чтение познавательной литературы, наблюдения, экологические действия, прогулки и путешествия и множество других ситуаций.

^ Средовое проектирование.

 Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:

  • изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

  • осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами: стенд «Школьная жизнь», тематические газеты;

  • демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов: актовый зал, кабинет ТСО.).

 

^ Календарь традиционных школьных дел и праздников


Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

1 сентября – День знаний

Октябрь

Праздник Осени (Праздник урожая);

концерт ко Дню учителя,

Ноябрь

Неделя, посвященная Дню Матери,

День народного единства,

День здоровья,

поездки на экскурсии

Декабрь

Новогодний праздник.

День правовых знаний

Январь

Экскурсии, поездки в театр.

Неделя памяти, посвященная снятию блокады г. Ленинграда

Февраль

День защитника Отечества;

Масленица

День здоровья

Март

Экскурсии, поездки

Праздник 8 Марта

Праздник детской книги, совместно с библиотекой п.Павлово

Апрель

День смеха;

Прощание с Букварем;

День открытых дверей для родителей

Традиционные субботники по уборке школьного двора, территории поселка

Май

День Победы

Встречи с ветеранами п. Павлово, минерами отдельного отряда разминирования,

Возложение цветов к памятнику минерам в п. Дачное

Праздник «До свидания, школа!»,

День здоровья

 

^ 5.Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся


 Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения общешкольных и классных родительских собраний, выпуска информационных материалов в печати и публичных докладов школы по итогам работы за год, анкетирование родителей с целью выявления удовлетворенностью деятельностью школы

Система работы образовательного учреждения по повыше­нию педагогической культуры родителей (законных предста­вителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:

 •                     совместная педагогическая деятельность семьи и образо­вательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образо­вательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реали­зации программ духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся, оценке эффективности этих программ;

•                     сочетание педагогического просвещения с педагогичес­ким самообразованием родителей (законных представителей);

 •                     педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

 •                     поддержка и индивидуальное сопровождение становле­ния и развития педагогической культуры каждого из родите­лей (законных представителей);

 •                     содействие родителям (законным представителям) в ре­шении индивидуальных проблем воспитания детей;

 •                     опора на положительный опыт семейного воспитания.

 Знания, получаемые родителями (законными представите­лями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифи­цированного, ответственного, свободного участия в воспита­тельных программах и мероприятиях.

  • Совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный день открытых дверей, спортивный праздник «Мама, папа, я- спортивная семья!» праздник Букваря, концерты ко Дню учителя и Дню матери, и т.п.).

  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности классных родительских комитетов, совместных школьных акций в микрорайоне школы.

  1   2   3   4




Похожие:

6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» icon6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Бщего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции умк «Школа...
6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Оответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...
6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени ноо
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени ноо являются...
6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Хся на ступени начального общего образования (далее Программа воспитания) направлена на обеспечение духовно-нравственного развития...
6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования Аннотация Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования
Муниципального казенного образовательного учреждения Поповской начальной общеобразовательной школы Урюпинского района Волгоградской...
6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования мобу сош №32 Содержание программы: Пояснительная записка
«Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
О общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических...
6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания...
6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconОжидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов