Исследовательские методы анализа текста через тркм крупко А. И., учитель русского языка и литературы гимназии №6 г. Мурманска icon

Исследовательские методы анализа текста через тркм крупко А. И., учитель русского языка и литературы гимназии №6 г. Мурманска



НазваниеИсследовательские методы анализа текста через тркм крупко А. И., учитель русского языка и литературы гимназии №6 г. Мурманска
Дата конвертации10.11.2012
Размер72.71 Kb.
ТипДокументы

Исследовательские методы анализа текста через ТРКМ

Крупко А.И., учитель русского языка и

литературы гимназии №6 г. Мурманска

Технология развития критического мышления посредством чтения и письма является личностно-ориентированной технологией. Основное противоречие современной системы образования - это противоречие между достаточно быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения. Это противоречие заставляет перейти к новому образовательному идеалу: максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

Технология развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП) –представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. ТРКМЧП дает возможность личного роста подростка, приобщает учащегося к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.

Данная технология известна в России с 1997 г. Ее авторы – американские педагоги. С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд); использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата, отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью ( Д. Халперн).

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Исходя из этого критическое мышление, по мнению авторов, может развивать следующие качества ученика:

1. готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании);

2. гибкость (восприятие идей других);

3. настойчивость (достижение цели);

4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения); 5.осознание (отслеживание хода рассуждений);

6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).

Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа:

I . Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта;

II . Осмысление содержания - получение новой информации;

III . Рефлексия - осмысление, рождение нового знания.

Приемы технологии развития критического мышления:

  1. Кластер (гроздь) (по Гудлат): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди – графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть расположены в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: это наша тема; вокруг нее планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты – свои спутники, у спутников - свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

  2. Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

  3. «Дерево предсказаний» Ствол дерева: 1.Что будет дальше? 2.Чем закончится рассказ?3.Что может произойти в рассказе с таким названием?

На стрелочках – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

  1. Инсерт (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил)- маркировка текста значками по мере его чтения.

I – interactive

N – noting самоактивизирующая «V» - уже знал

S – system системная разметка «+» - новое

Е – effective для эффективного «-» - думал иначе

R – reading and чтения и

Т – thinking размышления «?» - не понял, есть вопросы

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

  1. Сводные таблицы:

Плюс-минус-интересно (ПМИ)(по Э.де Боно);

Знаю - Хочу узнать – Узнал;

Наблюдаю - Спрашиваю – Отвечаю.

  1. Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

  1. Методы активного чтения: «Чтение с остановками». В работе с вопросами использую классификацию американского психолога Бенджамина Блума. Выделяется шесть типов вопросов:

  1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

  2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.

  3. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.

  4. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

  5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

  6. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»

  1. Синквейн

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

  1. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. А сама таблица «тонких» и «толстых» вопросов» выглядит так: в левой части таблицы – простые «тонкие» вопросы, в правой части – «толстые» вопросы, т.е. сложные, которые требуют от учащихся полных ответов.

  2. Эмоциональная оценка интересующих ученика фактов и мыслей: «Что в этом интересного ?».

  3. Верные/ неверные утверждения.

  4. Корзина понятий, идей (прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

  5. Прием «Выглядит, как... Звучит, как ...» Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием. Например, понятие «технология» выглядит как... Звучит как...

– Часы – Конвейер – Ступеньки лестницы – Яркая картинка;

– «Это ново!» – «Это интересно!» – песня: куплет, припев.

  1. Рассказ по ключевым словам, по заголовку.

  2. Прием «РАФТ» (по К.Санте).

Название представляет собой сокращение: Р(оль)- А(удитория)- Ф(орма)- Т(ема). Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.

  1. Перепутанные логические цепочки.

  2. Упражнение «От обратного» -- детям предлагается выполнить следующее задание: «Что было бы, если…».

  3. Составление словаря по тексту произведения.

  4. Написание сочинений.

  5. Исследование по отдельным вопросам.

  6. Рассматривание иллюстраций.


Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Использование технологии развития критического мышления позволило достичь следующих результатов:

  • повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);

  • развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;

  • изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);

  • мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);

  • создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.



Список литературы

  1. Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя. - СПб: Альянс «Дельта», 2003;

  2. Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. Учим детей мыслить критически: Пособие для учителя. – СПб: Альянс «Дельта», 2003;

  3. Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004;

  4. Кирилова, Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации. – М.: Педагогика, 2005.

  5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.









Похожие:

Исследовательские методы анализа текста через тркм крупко А. И., учитель русского языка и литературы гимназии №6 г. Мурманска iconМетод проектов на уроках русского языка и литературы Крупко А. И., учитель русского языка и литературы, гимназия №6 г. Мурманска в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
Использование метода проектов один из наиболее адекватных способов решения этих задач
Исследовательские методы анализа текста через тркм крупко А. И., учитель русского языка и литературы гимназии №6 г. Мурманска iconКрупко Анна Ивановна (учитель русского языка и литературы ) Табарчак Елена Валерьевна (учитель английского языка)
Актуализировать знания учащихся по теме «Формы обращения в русском и английском языке»
Исследовательские методы анализа текста через тркм крупко А. И., учитель русского языка и литературы гимназии №6 г. Мурманска iconИсследовательские методы анализа текста через Технологию Развития Критического Мышления посредством Чтения и Письма (тркмчп)

Исследовательские методы анализа текста через тркм крупко А. И., учитель русского языка и литературы гимназии №6 г. Мурманска iconГоряинова Н. В., учитель русского языка и литературы гимназии №1 г. Брянска
Методические рекомендации к комплексному анализу художественного текста на олимпиаде по литературе
Исследовательские методы анализа текста через тркм крупко А. И., учитель русского языка и литературы гимназии №6 г. Мурманска iconАвтор: Шестакова Ирина Александровна, 7 б класс, гимназии №6 г. Мурманска
Б класс, гимназии №6 г. Мурманска Руководители: Гардалоева Т. А., учитель технологии
Исследовательские методы анализа текста через тркм крупко А. И., учитель русского языка и литературы гимназии №6 г. Мурманска icon2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы]
В отчёте анализируется, как учитель применяет новые компьютерные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы....
Исследовательские методы анализа текста через тркм крупко А. И., учитель русского языка и литературы гимназии №6 г. Мурманска iconДоклад на тему: «Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы»
Место работы и должность: моу сош №5 г. Миллерово, учитель русского языка и литературы
Исследовательские методы анализа текста через тркм крупко А. И., учитель русского языка и литературы гимназии №6 г. Мурманска iconУрок русского языка в 6 классе по теме: «Морфологические признаки причастия, комплексный анализ текста» Учитель русского языка и литературы Сигарёва О. И. 2007г Тема
Содействовать развитию у учащихся умений работать в группах, осуществлять самооценку результатов своей работы на уроке, способствовать...
Исследовательские методы анализа текста через тркм крупко А. И., учитель русского языка и литературы гимназии №6 г. Мурманска iconАпакова Зинаида Леонидовна, 1965 года рождения, работает в должности учителя русского языка и литературы, родного языка и литературы 20 лет. Общий педагогический стаж составляет 20 лет. Образование высшее, закон
Апакова Зинаида Леонидовна учитель русского языка и литературы, родного языка и литературы моу первой квалификационной категории...
Исследовательские методы анализа текста через тркм крупко А. И., учитель русского языка и литературы гимназии №6 г. Мурманска iconКомпетентностный подход на уроках русского языка и литературы Мастер – класс подготовила учитель русского языка и литературы моу сош
Мастер класс подготовила учитель русского языка и литературы моу «сош с. Ездочное» Сигарёва О. И
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы