«Проблемы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе» icon

«Проблемы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе»



Название«Проблемы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе»
Дата конвертации14.03.2013
Размер38.26 Kb.
ТипДокументы

«страничка психолога»

(для педагогов)


«Проблемы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе»


  • Ребята гордятся тем, что они пятиклассники! Они с удовольствием и с гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Это - хорошо!




  • Обратите внимание! Во время перехода в среднюю школу возникают большие трудности и проблемы!!

  • Резко меняются условия обучения: появляются новые сложные предметы, возрастает сложность заданий Появляются несколько учителей, у каждого из них – свои требования. Меняется позиция в отношениях с другими ребятами: школьник был «старшим» в начальной школе, а теперь - стал «самым маленьким» в средней Вывод: возрастает нагрузка на психику ребенка! Часто она бывает непосильной!




  • Школьники переживают период привыкания, адаптации к новым условиям, во многом похожий на тот, который был в начале обучения в первом классе!




  • К чему надо приспособиться пятикласснику? Новый классный руководитель. Новые дети в классе. Много разных учителей (требований). Много новых предметов. Новые, непривычные требования к оформлению работ. Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, отстают на уроке. Возросший объем работы на уроке и дома. Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней. 5-классники - младшие в школе. Проблемы со старшеклассниками (в столовой, в туалете).




  • Как многие родители понимают свою роль в адаптации своего ребенка к средней школе? Вообще не видят проблем адаптации, не понимают, что переход в среднюю школу, это очень часто – настоящая драма для многих детей! Считают своих детей уже «взрослыми» и требуют от них ответственности, строгой дисциплины, трудолюбия, не понимая, что ребенок находится в состоянии стресса. Конечно, родители должны предъявлять определенные требования к ребенку. Однако есть гораздо более важные вещи, чем требовательность родителей! Ребенок ждет от вас , в первую очередь, понимания! А также – поддержки, помощи, любви! Опыт показал: дети, от которых родители только требуют, не давая достаточно любви, тепла, понимания, поддержки, ласки – вырастают холодными, эгоистичными, обидчивыми людьми, с болезненным самолюбием! Если совсем ничего не требовать от ребенка и только баловать его – из него вырастет капризный, самовлюбленный и эгоистичный человек! Однако во всем должна быть мера! !




  • Особенности периода адаптации: Снижение успеваемости. Повышенная тревожность, страхи. Проблемы в общении с ребятами .Частая заболеваемость. Эмоциональные проблемы (капризы, слезы, агрессивность, нежелание идти в школу, апатия).




  • Что часто происходит в этот период: Дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. Часто появляются различные заболевания детей – они вызываются перенапряжением психики ребенка.




  • Продолжительность адаптации У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений (дезадаптации) необходимо обратиться к школьному психологу.




  • Что же может затруднить адаптацию пятиклассников к обучению средней школе?




  • Рассогласованность требований учителей Например: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п. Трудности может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника!




  • Проблема выполнения домашних заданий На первых порах школьникам нередко нужна помощь родителей и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно). Обратите внимание на то, что ухудшение успеваемости часто связано с проблемами адаптации, привыканием к новым условиям .




  • Проблема: повышенная тревожность Адаптация вызывает у многих 5-класников повышенную тревожность Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих (родителей, учителей, одноклассников) Этот страх приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Родители часто перегружают детей дополнительными занятиями, лишая их свободного времени и отдыха. А это приводит к стрессам и тревожности, ведет к неврозам!




  • Проблема: повышенная тревожность Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа 5-классников. В свою очередь, родители, которые принуждают своего ребенка работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи.




  • Отношение к ошибкам «Боязнь ошибки» - одна из основных форм школьной тревожности. Часто она подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам за которыми следует наказание. Дети испытывают неуверенность в своих силах, тревогу по поводу плохих оценок или их ожидания. Следует научить ребенка правильно относиться к ошибкам, т.е. не делать из них трагедию, а просто стараться не допускать в будущем.



Педагог-психолог М.В.Симоненкова



Похожие:

«Проблемы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе» iconПланирование работы по преемственности на 2011-2012 учебный год
Административные к/р по русскому языку, математике (5-х,10-х) выявление уровня подготовленности пятиклассников к обучению в средней...
«Проблемы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе» iconТема: «Проблемы адаптации учащихся 1-х классов»
Психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах адаптации ребенка к школе
«Проблемы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе» iconВнеклассное мероприятие по теме: "Посвящение в пятиклассники" Цели мероприятия
Содействовать успешному протеканию процесса адаптации учащихся к обучению в средней школе, фрпмирования у них уваженияк нормам и...
«Проблемы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе» iconМониторинг адаптации пятиклассников в средней школе Встреча (Методика получения обратной связи) Учитель
Они будут касаться вашей учебы. Причем мы будем сравнивать, как это было, когда вы учились в начальной школе, и теперь, в 5 классе....
«Проблемы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе» iconПервый раз в первый класс или проблемы адаптации к школе
Однако ощущение праздника вскоре исчезает. Ведь в школе малыш сталкивается с трудностями, к которым он оказывается не очень готов....
«Проблемы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе» icon1. Родительское собрание в 1 классе – «клуб полезных советов и рекомендаций» по теме: «проблемы адаптации первоклассников в школе»
Родительское собрание в 1 классе – «клуб полезных советов и рекомендаций» по теме: «проблемы адаптации первоклассников в школе»
«Проблемы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе» iconГ. Мичуринска «Изучение интеллектуальной одаренности» Цель исследования
Цель исследования – получение информации об уровне готовности детей к обучению в школе и прогнозирование особенностей адаптации к...
«Проблемы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе» iconС. В. Гуленина предлагает разработки стартовых возможностей готовности ребенка к обучению в школе: разработку критериев уровней степени готовности к дальнейшему школьному обучению
Региональной научно-практической конференции «Реализация стандарта нового поколения в образовательном пространстве современной начальной...
«Проблемы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе» iconО ходе адаптации учащихся 1 класса Кожильской средней школы к школьному обучению (2005-06 учебный год)
Для реализации личностно ориентированного обучения и для предупреждения школьной дезадаптации первоклассников с первых учебных дней...
«Проблемы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе» iconГотовимся к обучению в школе
Педагоги нашего детского сада, как, впрочем, и других детских садов, уделяют большое внимание подготовке детей к обучению в школе....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы