Контрольная работа по теме: «Индивидуальная работа на уроке утопия или реальность». Подготовила учитель icon

Контрольная работа по теме: «Индивидуальная работа на уроке утопия или реальность». Подготовила учитель



НазваниеКонтрольная работа по теме: «Индивидуальная работа на уроке утопия или реальность». Подготовила учитель
Дата конвертации28.11.2012
Размер65.17 Kb.
ТипКонтрольная работа



Контрольная работа по теме:


«Индивидуальная работа на уроке –

утопия или реальность».


Подготовила учитель

начальных классов

МОУ СОШ №4

г. о. Орехово-Зуево

Чурсиной Анны Евгеньевны.


Сентябрь, 2011г.

Индивидуальная работа на уроке –

утопия или реальность.


Сам принцип индивидуализации обучения не нов. Еще Песталоцци предостерегал педагогов от попытки «стричь всех детей под одну гребенку», и педагогика всегда декларировала необходимость индивидуального подхода к детям, учета индивидуальных особенностей развития, склонностей и т.п. Однако, не отрицая необходимости индивидуализации, педагогика предлагает два крайних варианта: первый – каждый ребенок индивидуален и уникален, а значит, неповторимо его воспитание, и каждому ребенку нужен свой особый вариант похода к воспитанию и обучению. Реализовать этот вариант на практике в конкретных условиях школы чрезвычайно сложно или невозможно, а значит, остается доступным второй вариант – всеобщего равенства, единообразия в подходе к разным детям и дифференциации только для отдельных групп детей, имеющих выраженные особенности развития (нарушения, одаренность и т. п.)

В прямой зависимости от принимаемого подхода к индивидуализации находится организация учебного процесса и главная ее форма – урок.

В начальной школе урок – практически единственная форма занятий вне зависимости от программ и подходов. Содержание и методы работы на уроке могут быть разными и даже разнообразными, но по форме это традиционный урок, когда все ученики в одно и то же время выполняют одинаковые виды работ.

Традиционный урок, когда учитель работает для всех, со всеми, спрашивает у всех (редкое исключение – самостоятельные работы, работы по карточкам, но все равно с жесткой регламентацией времени для всех), все больше сковывает педагога. Каждый педагог осознает и испытывает на практике трудность работы со всеми как «с одним», понимает, что дети имеют разный темп деятельности, по-разному «включаются» в работу, по-разному переключаются на новый вид деятельности. Кроме того, одному нужно повторить объяснение, другому – дать подумать, прежде, чем он начнет что-то делать и т.п., не говоря уже о том, что есть индивидуальные особенности функционального и психологического развития, которые нужно иметь в виду.

Однако, осознавая эти проблемы, многие считают, что изменить систему работы в классе, индивидуализировать ее при 25-30 учащихся невозможно.


Так ли это? Возможно индивидуализация не кажется столь уж необходимой, но тогда возникают другие вопросы – можно ли без индивидуализации, эффективно ли такое фронтальное обучение? В начальных классах от 60 до 80% детей имеют школьные проблемы, около 30% детей за начальную школу не осваивают в необходимом объеме грамоту, чтение, математику и приходят с этими проблемами в среднюю школу. Приходится признать, что эффективность обучения не очень высока.

Индивидуализация – это не построение особой, исключительной для каждого ребенка системы работы, а умение применять общие закономерности возрастного развития и организации деятельности в конкретных условиях отдельной ситуации. Например, часто болеющий ребенок , как правило, отличается низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями организации деятельности и т. п., кроме этого ему приходится «догонять одноклассников» после болезни. И если на чтении или труде это не вызовет особых проблем, то «догонять», одновременно осваивая новый материал по математике или грамоте, невозможно, значит стоит выключить ребенка из системы общей работы и поработать с ним на уроке. В то же время нетрудно найти еще двух-трех учеников, которым также необходимо разобрать тот же материал.

Может быть такой случай: педагог хорошо знает, что темп работы и темп усвоения материала у детей в классе сильно различается. Ситуация ограничения времени – это сильнейшая стрессовая ситуация, которая не только резко ухудшается качество работы ребенка, но при длительном воздействии способна вызвать нарушение адаптации и даже срыв состояния здоровья. И тогда к проблемам этой ситуации добавляются проблемы, связанные со здоровьем. Эту цепочку можно продолжать … или нужно искать варианты, при которых существует возможность работы разных детей в разном темпе, с разной скоростью.

Речь идет не об особых, исключительных методах, программах, а о разном темпе прохождения учебного материала, разной скорости учебной работы, разных требованиях к учащимся. Известно, что программа начальной школы доступна для всех детей (без выраженных отклонений). Однако эффективное обучение возможно лишь тогда, когда «оно предъявляет достаточно высокие требования к более способным и не нарушает доверия и установки на учение у менее способных».

Следует заметить, что необходимость индивидуализации работы наиболее остра в период адаптации ребенка к школе и первые два-три года обучения.

Если школа не создает новых проблем, то дети с разным исходным уровнем функционального и психического развития выравниваются к 3-4 классу, осваивают базовые навыки письма, чтения, счета, их деятельность становится действительно произвольной, и тогда при индивидуальной работе можно будет решать другие, более сложные задачи. Отсутствие возможности индивидуальной работы заставляет школу отбирать детей сначала при приеме в школу, потом «отсеивать» в процессе начального обучения, потом вновь «отбирать» при приеме в 5-й класс и т.д. Причем школа вынуждена активно искать любые варианты отсева, иначе не получили бы столь широкого распространения различные варианты сегрегации обычных детей – классы «коррекции», «выравнивания», «здоровья» и т.п. (В настоящее время ситуация начала меняться). Но при таком сите остается очень мало тех, кто получает полноценные знания, кто в будущем сможет стать квалифицированными специалистами. Это большая социальная проблема.

Итак, необходимость индивидуализации обучения несомненна, но тогда требуется найти приемлемые в условиях современной школы варианты организации работы на уроке.

Одним из вариантов может быть децентрализация класса и создание трех зон.

В 1-й зоне – стол учителя и 4-6 столов для занятий малой группы. Во 2-й зоне – 12-14 столов (парт). В 3-й зоне – ковер, где дети могут полежать, выполнить серию дыхательных упражнений и упражнений на расслабление. Там же могут быть полки с книгами, игры и т.п.

Работа на уроке ведется преимущественно в малых группах по 4-6 человек. Каждая из 4-5 групп работает на любом уроке с учителем 7-10 минут (это оптимальная продолжительность эффективной интенсивной работы). Таким образом, каждая группа, а значит и каждый ребенок, имеет шанс работы с учителем.

Преимущество этого варианта и в том, что педагог получает возможность более равномерно распределить свое внимание между учениками каждой малой группы. В тот момент, когда учитель работает с очередной группой, остальные либо самостоятельно готовятся к работе с учителем, либо также самостоятельно выполняют задания. При наличии индивидуальной программы работы с каждым ребенком такой вариант не создает дополнительных трудностей и позволяет варьировать характер подачи нового материала, темп изучения материала, количество заданий, скорость работы и т.п.

Большую помощь учителю в организации занятий могут оказать родители-волонтеры (добровольцы). Родитель может выполнять функцию помощника учителя, организуя самостоятельную работу в тех группах, которые в данный момент не занимаются с учителем. Аналогичную функцию могут выполнять и студенты-практиканты.

Такой вариант позволяет учесть функциональное состояние ребенка, его работоспособность, утомляемость и при необходимости дать возможность даже в процессе уроков передохнуть, сменить позу, эффективно провести физкультминутки и снять напряжение. Практически у каждого ребенка (как, впрочем, у любого взрослого человека) бывают не только часы, но и дни, когда он не может интенсивно работать. При фронтальном варианте работы такой день – невосполнимая утрата сил, энергии, старания, подкрепленного осознанием собственной неумелости, неспособности (на которую указывают и в школе, и дома). Предлагаемый вариант позволяет «исключить» ребенка из учебного процесса и сделать все с новыми силами на следующем уроке или завтра. Этот вариант предусматривает (при необходимости) и работу с одним ребенком.

Разумеется, необходим определенный период адаптации детей к этой форме организации урока, но, как только учащиеся освоят правило: «Учитель работает с тобой только в твоей группе»- и научатся самостоятельно выполнять задания или отдыхать, педагог сможет не отвлекаясь работать с очередной группой. Преимущество такой организации занятий – развитие навыков самостоятельной работы и широкие возможности для оказания помощи тем детям, которым необходимо дополнительное внимание. Практика показывает, что дети высоко ценят возможность поработать с учителем «глаза в глаза», задать свои вопросы, получить разъяснения, и еще больше им нравится выполнять письменные работы, не торопясь; если их не подгонять, они привыкают к такой системе работы через 2-3 недели. Если же в классе есть родитель-волонтер или помощник учителя, который «контролирует» 2-ю зону, проблем не возникает.

Можно присвоить каждой группе определенный символ, цвет, сделать колесо занятий с группой и повесить его на видном месте. Стрелка может показывать, какая группа работает с учителем.

Важно заметить, что состав группы может и должен изменяться, он будет разным на разных занятиях, так как критерии подбора детей в группы могут варьироваться. Непременным условием успешной работы в малых группах является хорошее знание учителем особенностей каждого ребенка, умение выстроить индивидуальную программу обучения.

Безусловно, разработка таких программ, технология работы с каждым ребенком, способы динамического наблюдения – достаточно сложные задачи. Учителям необходимо дать готовые, научно обоснованные принципы и технологии такой работы. А пока можно попробовать этот вариант работы на отдельных уроках.




Похожие:

Контрольная работа по теме: «Индивидуальная работа на уроке утопия или реальность». Подготовила учитель iconУтопия или реальность?
Личностно – ориентированная школа: утопия или реальность? – зам директора по увр тюкова Н. М
Контрольная работа по теме: «Индивидуальная работа на уроке утопия или реальность». Подготовила учитель iconДокументи
1. /Контрольная работа/6 класс Контрольная работа.docx
2. /Контрольная...

Контрольная работа по теме: «Индивидуальная работа на уроке утопия или реальность». Подготовила учитель iconСамостоятельная работа по теме «Единицы массы» 18. 11. 10 Контрольная работа №3 по теме «Величины»
Самостоятельная работа по теме «Письменный приём сложения и вычитания многозначных чисел»
Контрольная работа по теме: «Индивидуальная работа на уроке утопия или реальность». Подготовила учитель iconМетодические рекомендации для работы с материалами диска Рубрика Название материала Материалы к уроку Контрольная работа по теме «Лексика»
Контрольная работа дана в двух вариантах. И каждый вариант содержит по три уровня сложности. Помимо заданий ученики должны получить...
Контрольная работа по теме: «Индивидуальная работа на уроке утопия или реальность». Подготовила учитель iconКонтрольная работа по теме «Причастие» Автор: Зверева Тамара Германовна, учитель русского языка и литературы гимназии №148 г. Санкт-Петербург

Контрольная работа по теме: «Индивидуальная работа на уроке утопия или реальность». Подготовила учитель iconКонтрольная работа по теме «Односоставные предложения»
В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из подлежащего или сказуемого
Контрольная работа по теме: «Индивидуальная работа на уроке утопия или реальность». Подготовила учитель iconКонтрольная работа за курс физики 11 класса Базовый уровень Учитель физики Маркова Т. Н. школа №76 Ярославль
Контрольная работа составлена с использованием материалов демоверсии егэ 2005-2007 годов, которая предполагает проверку знаний учащихся...
Контрольная работа по теме: «Индивидуальная работа на уроке утопия или реальность». Подготовила учитель iconДокументи
1. /контрольная работа/Контрольная работ1.docx
2. /контрольная...

Контрольная работа по теме: «Индивидуальная работа на уроке утопия или реальность». Подготовила учитель iconУрока Тема: Средства выбора информации. Типы каталогов
Беседа, работа в группах, опрос, работа с каталогом, дидактическая игра «Кто хочет стать библиотекарем», инсценировка, управляемая...
Контрольная работа по теме: «Индивидуальная работа на уроке утопия или реальность». Подготовила учитель iconКонтрольная работа (тест) по русскому языку в 11 классе по теме «Пунктуация в простом и сложном предложении»
Составитель Левахина Ирина Александровна, мбоу сош №29, г. Владимира, учитель русского языка и литературы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов