Рабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка icon

Рабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка



НазваниеРабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка
Дата конвертации28.11.2012
Размер116.22 Kb.
ТипРабочая программа
1. /планирование 4 класс/Литературное чтение 4 кл.docx
2. /планирование 4 класс/Программа р.я.4 кл.(4ч).doc
3. /планирование 4 класс/Тематическое планирование учебного материала по физической культуре.doc
4. /планирование 4 класс/Технология. Ступеньки к мастерству. Планирование 4 кл.rtf
5. /планирование 4 класс/календарно-тем. планирование (обложка).doc
6. /планирование 4 класс/математика.doc
7. /планирование 4 класс/окружающий мир.doc
8. /планирование 4 класс/тем планирование русский язык 4 кл (4ч)docx.doc
9. /планирование 4 класс/физ-ра 4 класс.doc
Программа начальных классов общеобразовательных учреждений. Учебник: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Родная речь», 4кл
Рабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка
Тематическое планирование учебного материала по физической культуре. 4 класс (2 часа в неделю). Всего 65 часов. Дата № Тема урока
Технология. Ступеньки к мастерству” 4 класс
Н. П. Лазарева Е. Н. Протокол №1 г г. г. Календарно тематическое планирование
Тематическое планирование. Математика. 4 класс. Программа начальных классов общеобразовательных учреждений М. «Просвещение», 2000г
Тематическое планирование. Окружающий мир. 4 класс Программа начальных классов общеобразовательных учреждений М. «Просвещение», 1998г. Автор: А. А. Плешаков
Тематическое планирование. Русский язык. 4 класс. Программа начальных классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение»,2000 год. 132часа (4 часа в неделю). Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова
Программа по физической культуре 4 класс Пояснительная записка



Рабочая программа по русскому языку для начальной школы.

4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю.


Авторы: Л. М. Зеленина, Т.Е.
Хохлова


Пояснительная записка


Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя.

Цель – открывать родной язык как предмет изучения, воспитывать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе. Это предполагает:

  1. освоение учащимися знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

  2. знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи – устной и письменной.

Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:

осознание (различение) детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;

поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;

дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;

развитие способности моделировать факты языка;

овладение ведущими методами лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); 
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

познавательная цель предполагает формирование у уча­щихся представлений о языке как составляющей целостной на­учной картины мира, ознакомление учащихся с основными по­ложениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - раз­витие устной и письменной речи, монологической и диалоги­ческой речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, за­дачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участво­вать в диалоге, составлять несложные монологические выска­зывания и письменные тексты-описания и повествования не­большого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно­шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного ин­тереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников, при этом значение и функции предмета «Рус­ский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют качество подготовки ребенка по другим школьным пред­метам.

Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т.д.), способность к самооценке и самоконтролю.

Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.

Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.

Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике, графике, слову, предложению.

Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.

Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

Основные раздела программы:

«Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика» (состав слова), «Морфология» (части речи), «Синтаксис и пунктуация», «Орфография», «Речевое развитие», «Чистописание».

Раздел «Фонетика и графика» представлен следующим содержанием:

  • Звуки речи.

  • Словесное ударение.

  • Графика.

  • Алфавит.

  • Небуквенные графические средства.

  • Лексика.

  • Морфемика.


4 класс ( 136 ч)


Предложение. Синтаксис и пунктуация. (26 ч)

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения.

Связь слов в предложении. Словосочетания. Второстепенный член предложения - обстоятельство. Второстепенный член предложения - определение. Второстепенный член предложения - дополнение.

Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления; знаки препинания.

Предложения с однородными второстепенными членами предложения.

Простые и сложные предложения.

Прямая речь. Обращение.


Имя существительное ( 29 ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.

Склонения имен существительных 1, 2, 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами, кроме существительных на –мя, -ий, -ие, -ия.

Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.

Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных.


Имя прилагательное ( 18 ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам.

Склонение имен прилагательных.

Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.

Склонение прилагательных множественного числа женского рода с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. Способы проверки.

Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. Способы проверки.

Прилагательное как член предложения.

Употребление имен прилагательных в речи.


Личные местоимения ( 8 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное.

Личные местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.

Личные местоимения как члены предложения.

Употребление имен прилагательных в речи.

Глагол ( 36 ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? Что сделать? Время глагола. Лицо глагола. Число глагола. Изменение глагола по временам, лицам и числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределенной формы – стеречь, беречь и др. Различие правописания глаголов на -тся, -ться.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.


Наречие ( 3 ч)

Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Наречия, называющие признак, время, место и направление действия.

Правописание суффиксов –о, -а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.


Повторение (обобщение) пройденного

в начальных классах ( 16 ч.)


Чистописание.

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.


Морфология.

Слово, его номинативные и коммуникативные функции.

Лексическое значение слова; грамматическое значение, грамматические категории, характеризующие слово; слово как часть речи. классификация частей речи и их лексико - грамматические признаки.

Имя существительное. Лексико - грамматические признаки: значение, род, число, падеж. Различение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных; существительных мужского, женского и среднего рода; изменение существительных по числам и падежам; различение существительных 1, 2 и 3-го склонения. Имя существительное как член предложения.

Имя прилагательное. Лексико - грамматические признаки: значение, род, число, падеж; согласование с именем существительным. Склонение имён прилагательных. Имя прилагательное как член предложения.

Личные местоимения. Значение и употребление; склонение личных местоимений. Личные местоимения как член предложения.

Глагол, его лексико - грамматические признаки: значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени.1 и 2 спряжение глаголов. Глагол как член предложения.

Наречие. Лексико - грамматические признаки, употребление в речи. Наречие как член предложения.

Предлог, союз. Роль в предложении.


Синтаксис и пунктуация.

Предложение как единица языка и речи. Предложение - словосочетание- слово: их сходство и различия.

Текст. Признаки текста. Типы текстов. Предложение и текст.

Порядок слов в предложении. Предложения. различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза, логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания - сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Предложения восклицательные и невосклицательные по интонации. Интонация и её значение для выражения законченности высказывания.

Простое и сложное предложения. Распространённое и нераспространённое предложения. Главные члены предложения, грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения.

Связь слов в предложении. Однородные члены предложения.

Прямая речь, обращение.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в сложных предложениях.


Орфография.

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова; правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Раздельное написание предлогов со словами; гласные и согласные в приставках; правописание суффиксов -ик-, -ек-; непроизносимые согласные, двойные согласные; разделительные мягкий и твердый знаки.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных; правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами.

Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.


Чистописание.

Целью работы по чистописанию является формирование чёткого, достаточно красивого и быстрого письма. На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в 4 классе по 8- 10 минут от урока. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию письма проводится в индивидуальном порядке.

Содержание графических упражнений составляет письмо трудных по формебукв, букв, поддающихся при ускорении письма деформации. типичныхсоединений букв. письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно.

Проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочётов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, Соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности.


Речевое развитие.

Обогащение активного и пассивного словаря, развитие мотивов и средств речевой деятельности, её содержательности, правильности, точности, выразительности, благозвучности, развитие логической стороны речи;

способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально - смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное, но и логическое, эмоциональное; развитие двух планов речи - внутреннего и внешнего.

Воспроизведение или самостоятельное создание небольшого текста, несложных лингвистических текстов.

Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты, тесты, обучающие изложения и сочинения.

Примерное количество слов для словарных диктантов в 4 классе - 12-15. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов - 65-70 (в конце первого полугодия), 75-85 (в конце года). Тексты по содержанию подбираются с учётом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.


Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс.

В результате изучения русского языка учащиеся должны знать(понимать):

-изученные части речи, их лексические и грамматические признаки;

-значение и назначение корня, приставки, суффикса, окончания для образования

однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;

-типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

-признаки простого и сложного, распространённого и нераспространённого предложений, главных и второстепенных членов;

уметь:

различать буквы и звуки;

анализировать - кратко характеризовать, различать и сравнивать:

* звуки речи и буквы, их обозначающие;

* состав слова изученных частей речи;

*однокоренные слова и формы слов;

*предлоги и приставки;

* лексико - грамматические признаки изученных частей речи;

* словосочетание и предложение; простое и сложное, распространённое и нераспространённое предложения; сложное предложение и предложение с однородными членами; виды предложений по цели высказывания и интонации;

* различать произношение и написание слов, находить способы проверки написания слов;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

* адекватного восприятия звучащей речи;

*работы со словарями;

* соблюдения орфоэпических норм;

*создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике в форме повествования и описания;

* овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

* воспроизведения и создания несложных лингвистических текстов;

* разборчивого и аккуратного списывания и письма под диктовку текстов с изученными орфограммами и пунктограммами.




Похожие:

Рабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку. 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта...
Рабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка iconРабочая программа по предмету «технология. Технический труд» для 5 класса (V класс 2 часа в неделю, 68 часов в год)
Рабочая программа по технологии составлена на основе сборника «Программы начального и основного общего образования. Технология»;...
Рабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного
Рабочая программа предназначена для обучения русскому языку обучающихся 8 класса общеобразовательной школы. Программа рассчитана...
Рабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа рассчитана на 102 часа
Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку, Программы по русскому...
Рабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа рассчитана на 68 часов
Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку, Программы по русскому...
Рабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта 2004 года. Рабочая программа ориентирована на 102 учебных часов из расчета 3 часа в неделю
Рабочая программа ориентирована на 102 учебных часов из расчета 3 часа в неделю
Рабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта, Примерной...
Рабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 10 класса
Л. М. Рыбченкова. К данному варианту программы прилагается методическое пособие И. В. Золотарёвой, Л. П. Дмитриевой «Поурочные разработки...
Рабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка iconРабочая программа учебной дисциплины «Информатика»
Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение...
Рабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку 10-11 классы Учитель русского языка и литературы: Клинкова Ирина Викторовна
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того,...
Рабочая программа по русскому языку для начальной школы. 4 класс. 136 часов. 4 часа в неделю. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Пояснительная записка iconПрограмма для нач классов «Школа России»,М. Просвещение 2011 Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Школа России. Концепция и программы для нач кл. Ч. 1/ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова и др. М.: Просвещение. 2009
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов