Вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования icon

Вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования



НазваниеВопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования
Дата конвертации30.10.2012
Размер92.17 Kb.
ТипВопросы к экзамену

Вопросы к экзамену

по дисциплине «Физиология поведения»

для студентов 1 курса заочной формы получения образования


Преподаватель:

кандидат психологических наук,

доцент Василец Т.В.



  1. Этапы развития центральной нервной системы.

  2. Общие принципы координации деятельности центральной нервной системы.

  3. Основные механизмы работы мозга с позиций теории высшей нервной деятельности.

  4. Интегративная деятельность мозга и поведение в высшей нервной деятельности.

  5. Функциональная структура поведенческого акта (П.К. Анохин).

  6. Основные достижения физиологии поведения XVII, XVIII, XIX веков (от Рене Декарта до Чарльза Дарвина).

  7. Методы психофизиологии, нейропсихологии.

  8. Поддержание постоянства внутренней среды.

  9. Философские решения вопроса об отношении сознания к мозгу, идеального к материальному.

  10. Историческая динамика решений психофизиологического вопроса в естественных науках.

  11. Перспективы анализа психофизиологической проблемы постнеклассической наукой.

  12. Общее строение нервной системы человека.

  13. Морфология головного и спинного мозга.

  14. Вегетативная нервная система и другие образования периферической нервной системы.

  15. Асимметрия как принцип организации нервной системы.

  16. Развитие нервной системы в процессах эволюции и онтогенеза.

  17. Нервная ткань и ее основные элементы.

  18. Взаимосвязь между строением нейрона и его функциями.

  19. Типы нейронов, локализация нейронов в структуре мозга и теле человека.

  20. Глиальные клетки, миэлиновые оболочки.

  21. Строение и функции синапсов.

  22. Нейронные сети.

  23. Рецепторные клетки, их типы.

  24. Развитие рефлекторной концепции функционирования нервной системы И.М. Сеченовым, И.П. Павловым.

  25. Методологические и теоретические инновации XX века в понимании механизмов функционирования нервной системы.

  26. Принцип доминанты, принцип воронки, принцип параллельного пути.

  27. Общая характеристика функциональных состояний. Виды функциональных состояний.

  28. Центральная нервная система – «дирижер» оркестра функциональных состояний сна – бодрствования.

  29. Роль вегетативной нервной системы в регуляции функциональных состояний.

  30. Роль эндокринной системы в повышении эффективности функциональных состояний и поддержания гомеостаза.

  31. Нейрофизиологические механизмы внимания.

  32. Эмоциональные состояния и их регуляция.

  33. Регуляция функциональных состояний как нейроэндокринная функция.

  34. Сенсорные модальности. Сенсорные сети.


  35. Анализаторы и их общая характеристика.

  36. Зрительный анализатор.

  37. Мозг и мышление.

  38. Общие принципы организации управляющих систем.

  39. Энергетическое и мотивационное обеспечение функционирования головного мозга – первый блок мозга.

  40. Информационное обеспечение функционирования головного мозга – второй блок мозга.

  41. Принятие решений и их исполнения – третий блок мозга.

  42. Роль функциональной асимметрии мозга в организации поведения человека.

  43. Синергетическая интерпретация функционирования мозга и управления поведением.

  44. Память, ее нейрофизиологические механизмы и роль в научении.

  45. Нейрофизиологические механизмы управления движениями и возможности их совершенствования.

  46. Мозговые механизмы когнитивного научения.

  47. Роль нервных сетей в реализации научения.

  48. Эндокринная система: строение и функции.

  49. Гормоны и характер их действия.

  50. Регуляция функций эндокринной системы.

  51. Мозг как рецептор и эндокринная железа.

  52. Роль гипоталамо-гипофизарной системы в создании синергизма управляющих команд.

  53. Кора больших полушарий и круговая причинность.

  54. Пример регуляции потребления энергии и полового поведения человека.

^ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ


Основная литература


  1. Андреева, Н.Г. Структурно-функциональная организация нервной системы: учеб. пособие / Н.Г. Андреева; под общ. ред. А.С. Батуева.  СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.  262 с.

  2. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1978. – 304 с.

  3. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 72 с.

  4. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для вузов / А.С. Батуев. – 3-е изд.  СПб.: Питер, 2008. – 317 с.

  5. Данилова, Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с.

  6. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.  374 с.

  7. Марютина, Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2004. – 400 с.

  8. Николаева, Е.И. Психофизиология: Психологическая физиология с основами физиологической психологии: учебник для вузов / Е.И. Николаева. – М.: ПЕРСЭ, 2003.

  9. Основы психофизиологии: учебник / отв.ред. Ю.И.Александров. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.

  10. Пономарев, Я.А. Психологическое и физиологическое в системе комплексного исследования / Я.А. Пономарев // Системный подход к психофизиологической проблеме / отв. ред. В.Б. Швырков.  М.: Наука, 1982  С. 510.

  11. Физиология поведения. Нейробиологические закономерности: руководство по физиологии / ред. А.С. Батуев. – Л.: Наука, 1987. – 721с.

  12. Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности: Руководство по физиологии / ред. А.С. Батуев. – Л.: Наука, 1986. – 767с.

  13. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 351с.

  14. Харди, Р. Гомеостаз / Р. Харди. – М.: Мир, 1986. – 80 с.

  15. Швырков, В.Б. Изучение активности нейронов как метод психофизиологического исследования поведения / В.Б. Швырков // Нейроны в поведении. Системные аспекты / отв. ред. В.Б. Швырков. – М.: Наука, 1986. – С. 623.

  16. Швырков, В.Б. Нейрофизиологическое изучение структуры психики / В.Б. Швырков // Мозг и психическая деятельность: советско-финский симпозиум, СССР, Москва, 14-16 апреля 1981 г. / отв. ред. В.Б. Швырков и др.. – М.: Наука, 1984. – С. 4-23.

  17. Швырков, В.Б. О системных основах психофизиологии / В.Б. Швырков // Системный подход к психофизиологической проблеме / отв. ред. В.Б. Швырков.  М.: Наука, 1982  С. 1023.



^

Дополнительная литература





  1. Андреева, Н.Г. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных: учеб. пособие / Н.Г. Андреева, Д.К. Обухов.  СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991.  296 с.

  2. Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1968. – 557 с.

  3. Анохин, П.К. Системный анализ интегративной деятельности нейрона и понятие о его степенях свободы / П.К. Анохин // Системный анализ интегративной деятельности нейрона / под ред. П.К. Анохина. – М.: Наука, 1974. – С. 310.

  4. Батуев, А.С. Ассоциативные системы и программирующая деятельность мозга / А.С. Батуев // Ассоциативные системы мозга / под ред. А.С. Батуева. – Л: Наука, 1985. – С 513.

  5. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 1966. – 349 с.

  6. Бехтерева, Н.П. Здоровый и больной мозг человека / Бехтерева Н.П. – Л.: Наука, 1988. – 262 с.

  7. Бехтерева, Н.П. Нейрофизиологическая организация психической деятельности человека / Н.П. Бехтерева, П.В.Бундзен // Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека: труды Международного симпозиума, СССР, Ленинград, 2-5 июля 1972 г. / общ. ред. Н.П. Бехтерева. – Л.: Наука, 1974. – 248 с.

  8. Блум, Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. – М.: Мир, 1988. – 344 с.

  9. Богданов, А.А. Физиология центральной нервной системы и основных простых форм адаптивного поведения: учеб. пособие / А.А. Богданов. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. – 544 с.

  10. Греченко, Т.Н. Психофизиология: учеб. пособие для вузов / Т.Н. Греченко.  М.: УИЦ «Гардарики», 1999. 356 с.

  11. Дельгадо, Х. Мозг и сознание / Х. Дельгадо.  М.: Мир, 1971.  264 с.

  12. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 144 с.

  13. Дубровский, Д.И. Психика и мозг. Результаты и перспективы исследований / Д.И. Дубровский // Мозг и разум / сб. ст. под ред. Д.И. Дубровского. – М.: Наука, 1994. – С. 318.

  14. Иваницкий, А.М. Информационные процессы мозга и психическая деятельность / А.М. Иваницкий, В.Б. Стрелец, И.А. Корсаков.  М.: Наука, 1984. – 315 с.

  15. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин.  СПб.: Питер, 2001.  464 с.

  16. Катц, Б. Нерв, мышца и синапс / Б. Катц.  М.: Мир, 1968.  211 с.

  17. Ковалько, Г.Н. Системный подход к изучению сложных биологических объектов и психофизиологических явлений: учебное пособие / Г.Н. Ковалько, Н.А. Фомин.  Челябинск: Чел. гос. пед. ин-т, 1991.  80 с.

  18. Корж, Н.Н. Психофизические аспекты памяти / Н.Н. Корж // Мозг и психическая деятельность: советско-финский симпозиум, СССР, Москва, 14-16 апреля 1981 г. / отв. ред. В.Б. Швырков и др.. – М.: Наука, 1984. – 280 с.

  19. Корсакова, Н.К. Подкорковые структуры мозга и психические процессы / Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте.  М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.  118 с.

  20. Костандов, Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного / Э.А. Костандов. – СПб.: Питер, 2004. – 167 с.

  21. Костандов, Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие / Э.А. Костандов. – М.: Наука, 1983. – 170 с.

  22. Котляр, Б.И. Нейробиологические основы обучения / Б.И. Котляр. – М.: Наука, 1989. – 240 с.

  23. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия; под ред. Е.Д. Хомской.  Ростов на/Д.: Феникс, 1998.  416 с.

  24. Мэгун, Г. Бодрствующий мозг / Г. Мэгун.  М.: Мир, 1965.  211 с.

  25. Наатанен, Р. Внимание и функции мозга: учеб. пособие для вузов / Р. Наатанен.  М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.  559 с.

  26. Нейропсихология индивидуальных различий: учеб. пособие / Е.Д. Хомская [и др.].  М.: Рос. пед. агенство, 1997.  281 с.

  27. Нейрофизиологические механизмы мышления / Н.П. Бехтерева [и др.]  Л.: Наука, 1985. – 255 с.

  28. Нейрофизиологические механизмы поведения / ред. кол. Б. Ф. Ломов [и др.].  М.: Наука, 1982.  533 с.

  29. Общий курс физиологии человека и животных: учеб. для биол. и медиц. спец. вузов: в 2 кн. / под ред. А.Д. Ноздрачева.  М.: Высш. шк., 1991.  Кн. 1: Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем / А.Д. Ноздрачев [и др.].  1991.  512 с.

  30. Общий курс физиологии человека и животных: учеб. для биол. и медиц. спец. вузов: в 2 кн. / под ред. А.Д. Ноздрачева.  М.: Высш. шк., 1991.  Кн. 1: Физиология висцеральных систем / А.Д. Ноздрачев [и др.].  1991.  528 с.

  31. Павлов, И.П. Избранные произведения / И.П. Павлов.  М.: Изд-во АН СССР, 1949.  607 с.

  32. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.  М.: ИНФРА-М, 1998.  528 с.

  33. Подачин, В.П. Пластические свойства афферентных систем / В.П. Подачин.  М.: Наука, 1974.  239 с.

  34. Пространственная синхронизация биопотенциалов головного мозга / под ред. Н.М. Ливанова. – М.: Наука, 1973.  231 с.

  35. Русалов, В.М. Индивидуальные особенности произвольной регуляции уровня синхронизации и когерентности ЭЭГ-процессов / В.М. Русалов // ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях / отв. ред. В.Б. Швырков [и др.].  М.: Наука, 1987.  221 с.

  36. Сапин, М.Р. Анатомия человека: учеб. для студ. биол. спец. вузов / М.Р. Сапин, Г.Л. Билич.  М.: Высш. шк., 1989.  544 с.

  37. Свидерская, Н.Е. Синхронная электрическая активность мозга и психические процессы / Н.Е. Свидерская. – М.: Наука, 1987. – 155 с.

  38. Сентаготан, Я. Концептуальные модели нервной системы / Я. Сентаготан, М. Арбиб.  М.: Мир, 1976.  198 с.

  39. Сеченов, И.М. Избранные произведения: в 2-х т. / И.М Сеченов; под ред. Х.С. Коштоянца.  М.: Наука, 1952-1956.  Т. 1  772 с.  Т.2  597 с.

  40. Симонов, П.В. Мотивированный мозг / П.В. Симонов.  М.: Наука, 1987.  237 с.

  41. Симонов, П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества / П.В. Симонов.  М.: Наука, 1993.  111 с.

  42. Симонов, П.В. Сознание и мозг / П.В. Симонов // Высшая нервная деятельность.  1993.  Т. 43.  № 1.  С. 211.

  43. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов.  М.: Наука, 1981.  154 с.

  44. Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Смирнов, С.М. Будылина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.

  45. Соколова, Л.В. Развитие учения о мозге и поведении / Л.В. Соколова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. – 175 с.

  46. Судаков, К.В. Анализ механизмов системной организации пищевой мотивации на уровне нейронов коры головного мозга / К.В. Судаков // Системный анализ интегративной деятельности нейрона / под ред. П.К. Анохина. – М.: Наука, 1974. – С. 5370.

  47. Судаков, К.В. Теория функциональных систем / К.В. Судаков.  М.: РАН, 1996.  с.

  48. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский.  М.: Наука, 1966. 273 с.

  49. Ухтомский, А.А. Избранные труды / А.А. Ухтомский.  Л.: Наука, 1978.  273 с.

  50. Фейгенберг, И.М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям / И.И. Фейгенберг, В.А. Иванников.  М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.  112 с.

  51. Хомская, Е.Д. К проблеме нейрофизиологических основ системной организации высших психических функций человека / Е.Д. Хомская // Системный подход к психофизиологической проблеме / отв. ред. В.Б. Швырков.  М.: Наука, 1982  С. 2334.

  52. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: учебник / Е.Д. Хомская.  4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 496с.

  53. Хризман, Т.П. Движения ребенка и электрическая активность мозга / Т.П. Хризман.  М.: Педагогика, 1973.  172 с.

  54. Хэссет, Дж. Введение в психофизиологию / Дж. Хэссет. – М.: Мир, 1981. – 356 с.

  55. Чуприкова, Н.И. Психика и сознание как функции мозга / Н.И Чуприкова. – М.: Наука, 1985. – 200 с.

  56. Шалвен, М.-Ж. Мозги, которые нами правят / М.-Ж. Шалвен.  М.: РИПОЛ классик, 2004.  432 с.

  57. Швырков, В.Б. Корковые нейроны в функциональной системе поведенческого акта / В.Б. Швырков // Системный анализ интегративной деятельности нейрона / под ред. П.К. Анохина. – М.: Наука, 1974. – С. 93109.

  58. Экклс, Дж. Физиология нервных клеток / Дж. Экклс.  М.: Изд-во ин. лит-ры, 1959.  298 с.




Похожие:

Вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования iconВопросы к зачету по дисциплине «Физиология поведения» для студентов заочной формы получения образования Преподаватель
Общие принципы координации деятельности центральной нервной системы [7 с. 166-172]
Вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования iconВопросы к экзамену по дисциплине «Менеджмент» для студентов 2 курса очной формы обучения
Особенности российской практики управления. Зарубежный опыт и возможности и условия его применения
Вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования iconВопросы к экзамену по дисциплине «Анализ финансово — хозяйственной деятельности» для студентов 3 курса специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»
Установить на сколько изменилась выручка от реализации молока за счет изменения его составного состава
Вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования iconВопросы к экзамену по дисциплине «Маркетинг» для студентов экономического факультета

Вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования iconВопросы к экзамену по дисциплине «Арбитражный процесс» для студентов 3 курса очного отделения специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Дела, рассматриваемые в порядке надзора. Лица, имеющие право принесения протеста
Вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования iconВопросы к экзамену по дисциплине «Информационные системы в бухгалтерском учете и аудите» для студентов 4 курса специальности «информатика» 8 семестр, 2011 год
Метаданные как способ описания бизнес приложения в 1С, построение приложения на основе единой модели
Вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования iconОбщие вопросы
Вопросы к курсовому экзамену по гигиене для студентов 4 курса специальности «Лечебное дело» (2008/2009 уч год)
Вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «статистика»
Методические указания по дисциплине «Статистика» для студентов всех специальностей заочной формы обучения / Академия труда и социальных...
Вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования iconВопросы к экзамену по дисциплине «Трудовое право» для студентов 3 курса очного отделения специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Определите понятие источников трудового права. Перечислите основанные источники трудового права
Вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология поведения» для студентов 1 курса заочной формы получения образования iconВопросы к зачету по дисциплине «Экологическое право» для студентов 3 курса очного отделения специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Право собственности на природные ресурсы. Правовые формы использования природных ресурсов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов