Пояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования icon

Пояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования



НазваниеПояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования
Дата конвертации29.10.2012
Размер101.02 Kb.
ТипПояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логике учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный подбор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по два часа в неделю в 7-9 классах, авторской программой Н.К Марытов, Н.Н Иванова, Москва; «Просвещение» 2008г, и в соответствии с выбранным учебником: В. В. Белага; И. А. Ломаченков; Ю. А. Панебратцев. Физика 7 кл; М., «Просвящение» 2009г

^ Структура документа

Программа по физике включает в себя четырех разделов: пояснительную записку; основное содержание, примерное тематическое планирование, требования к уровню подготовки выпускников, рекомендации по оснащению учебного процесса.

^ Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики. Основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их решению.


^ Цели изучения физики:

  • Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которыми они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • Воспитание убеждённости в познавательности окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

На основе требований Государственного общеобразовательного стандарта в содержании календарно – тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

^ Ценностные ориентиры содержания предмета

Познавательная деятельность:

  • Использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • Овладения адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • Приобретения опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно- коммуникативная деятельность:

  • Владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • Владения навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

  • Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

  • Знание физических законов необходимых для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

^ Выработка компетенций:

      общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, обосновывать суждения, давать определения, пытаться приводить доказательства;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

      предметно-ориентированных:

- понимать роль науки, усиление взаимного влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;

- овладевать умениями безопасного использования  и  применения полученных знаний в быту при решении практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности. Учитывая неоднородность класса, индивидуальные особенности и состояние здоровья  детей, учитель, организуя дифференцированную работу учащихся на уроке физики, может использовать уровневый подход при отборе содержания учебного материала.

^ ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Методы обучения

Формы обучения

Информационно – развивающий, проблемно- поисковый, творчески – репродуктивный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, групповой, частично – поисковый.

Лекции, беседы, эвристическая беседа, индивидуальная работа по карточкам, решение задач, лабораторные работы, самостоятельная работа с литературой, исследовательская работа, коллективная мыследеятельность в малых группах, проектные уроки.

Методы и формы обучения выбираются в зависимости от выдвигаемых целей и задач.


^ Виды контроля знаний: самостоятельные работы, фронтальные устные опросы, физические диктанты, контрольные работы, зачетные, исследовательские домашние работы.


^ Место предмета в учебном плане: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. Тепловые явления 22

Тепловое движение. Внутренняя энергия. Два спо­соба изменения внутренней энергии: работа и тепло­передача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость веще­ства. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний ве­щества на основе молекулярно-кинетических пред­ставлений. Превращения энергии в механических и тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турби­на. Влажность.

^ 2. Электрические явления 27

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодейст­вие заряженных тел. Электрическое поле. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соедине­ний проводников. Работа и мощность тома. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электри­ческой энергия. Лампа накаливания. Электронагре­вательные приборы. Расчет электроэнергии, потреб­ляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

^ 3. Электромагнитные явления 7

Магнитное поле тока. Электромагниты и их приме­нение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

4. Основы механики 15

Система отсчета. Перемещение. Графическое представление прямолинейного равномерного движения. Скорость при неравномерном движении. Ускорение и скорость при равнопеременном движении. Перемещение при равнопеременном движении. Законы Ньютона. Импульс тела и силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы:

  1. Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

  2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

  3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

  4. Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

  5. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

  6. Определение ускорения при равноускоренном движении


Результаты освоения курса физики за 8 класс

^ ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

 1. Учащиеся должны знать/понимать:

        смысл понятий:  физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро;

       смысл физических величин:  работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока,

        смысл законов: закона сохранения энергии в тепловых процессах, закона Ома для участка электрической цепи, закона Джоуля-Ленца, прямолинейного распро­странения света и  отражения света;

^ 2. Учащиеся должны уметь:

       описывать и объяснять физические явления:  диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов,   взаимодействие магнитов,  действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, ;

        использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

        представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего те­ла от времени, силы тока от напряжения на участке цепи.

        выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

        приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

        решать задачи на применение изученных физических законов;

         пытаться осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:  для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробы­товых приборов, электронной техники.


^ Оснащение учебного процесса:

В кабинете имеется:

  • Противопожарный инвентарь, аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов,

  • Инструкции по правилам безопасности, журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

  • На фронтальной стене размещены таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ, периодическая таблица Менделеева.

  • Комплекты технических средств обучения

    Фильмоскоп

    Радуга 7

    Эпидиаскоп

    ^ ЛЭТИ- 60М

    Эпипроектор

    ЛЭТИ- 60М

    Диапроектор

    Свитязь М

    Эпископ




    Графопроектор

    ППЛ 1М

  • наборы для демонстрации опытов и проведении лабораторных работ с учетом учебной программы,

Учебно-научной и справочной литературой

Литература для учителя:

  1. Белага В.В Физика 8 кл.- М.: Просвещение, 2010г.

  2. Бурова В.А., Никифорова Г.Г. фронтальные лабораторные занятия по физике, 7-11 кл.- М.: Просвещение, 1996г

  3. Жумаев В.В Тетрадь- тренажер, тетрадь-практикум, тетрадь- экзаменатор- М.: Просвещение, 2010г.

  4. Лукашик В.И. Сборник задач по физике.- М.: Просвещение, 1994г.

  5. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал. Физика 7,8,9,кл- М.: Дрофа, 2002г.

  6. Перышкин А.В., Разумовский В.Г., Фабрикант В.А. Основы методики преподавания физики в средней школе.- М.: Просвещение, 1984г.

  7. Поляковский С.Е. Открытые уроки по физике 7-9 кл. М.: ООО «ВАКО»

Литература для учащихся:

  1. Белага В.В Физика 8 кл.- М.: Просвещение, 2010г

  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике.- М.: Просвещение, 1994г.

  3. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал. Физика 7,8,9,кл- М.: Дрофа, 2002г.

    • Комплект тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики,

    • Портреты выдающихся физиков;

    • Папки с разработками для выполнения самостоятельных и контрольных работ, тестов и зачетов.

Презентации к урокам: Агрегатные состояния вещества, применение теплообмена, внутренняя энергия, построение в линзах, последовательное и параллельное соединение, количество теплоты (тест)

Электронные приложения: электронный учебник Физика 8 класс(авторы: В.В Белага, И.А Ломанченкова, Ю.А Панебратцева; DVD «физика для детей»; Виртуальные Лабораторные работы; Экспериментальные задачи ч 1-2 Фишмана; Физические диктанты, тесты, кроссворды; Тематические тесты 7-9




Похожие:

Пояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Статус документа Рабочая программа по математике в 8 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования iconРабочая программа математ. 11 класс Пояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа по математике (алгебра и начала математического анализа; геометрия) составлена на основе федерального компонента...
Пояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Статус документа
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования iconПо информатике и информационным технологиям пояснительная записка статус документа
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования
И рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логике учебного процесса,...
Пояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования
И рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логике учебного процесса,...
Пояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования
И рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логике учебного процесса,...
Пояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования
И рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логике учебного процесса,...
Пояснительная записка статус документа Программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования iconПримерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов