Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц» icon

Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц»



НазваниеУчитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц»
Дата конвертации10.09.2012
Размер82.99 Kb.
ТипУрок

Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан

Архипова Зоя Павловна


Урок биологии в 7 классе

по теме «Размножение и развитие птиц»


Цели урока:

  • продолжить формирование понятия о воспроизводстве, основой которого является размножение;

  • познакомить учащихся с размножением и развитием птиц, установить биологическую роль размножения в жизни птиц;

  • познакомить учащихся со строением яиц птиц;

  • воспитывать чувства любви к природе, понимание ее хрупкости, необходимости защиты.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый,

объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекции яиц.

Средства наглядности:

натуральные: коллекции яиц, свежие куриные яйца;

изобразительные: таблицы «Класс Птицы», рисунки, фотографии.

Оборудование: чашки Петри, препаровальные иглы, салфетки, чучела птиц, пластинки «Голоса птиц»; видеофрагмент.


I. Организационная часть урока.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

^ II. Проверка знаний, умений и навыков.

Тестирование учащихся по пройденному материалу.

Выполнение заданий состоит из выборки понятий, соответствующих признакам каждого класса. Общие признаки вписываются в обе колонки и выделяются размером цифр или обводятся.



Тест по теме «Размножение пресмыкающихся и птиц»

  1. Эмбрион развивается в яйце

  2. Яйца могут имеет кожистую и известковую оболочки

  3. Яйца покрыты известковой скорлупой

  4. Яйцеклетки созревают в яичниках у самки

  5. Сперматозоиды созревают в семенниках у самцов

  6. Источник питательных веществ для зародыша – желток яйца

  7. Развитие зародыша в яйце длится 2-3 недели

  8. Наблюдается яйцеживорождение и живорождение

  9. Для развития зародыша необходима постоянная температура 38°С, поэтому длительное насиживание яиц

  10. Яйца откладываются в песок, гниющие листья, мусор

  11. Оплодотворение внутреннее

  12. Развитие прямое

  13. Потомство вскармливается насекомыми, выделениями зобных желез, полупереваренной пищей

  14. Потомство сразу питается самостоятельно

  15. Зародыш дышит кислородом, поступающим через поры в оболочке яйца

  16. Животное долго ухаживают за потомством, обучают их

  17. Некоторые представители класса непродолжительно охраняют кладку яиц и детенышей

  18. Большинство представителей леса нее заботится о кладке яиц и о потомстве

  19. Животное появляются на свет с голой кожей или перьевым покровом

  20. У детенышей тело покрыто роговыми чешуйками и щитками



О т в е т ы к т е с т у :

Пресмыкающиеся

Птицы

1,2,4,5,6,8,10,11,12,14-17,18,20

1,3,4,5,6,7,9,11,12,13,15,16,19




  1. ^ Изучение новой темы по плану:

Учитель зачитывает стихотворение на фоне звучащей пластинки «Птичьи голоса»:

Громким криком встречает скворчиха
Материнское счастье свое:
Из скворечницы выбрался тихо
Ненаглядный питомец ее.

Вот он пискнул, храбрец желторотый,
Словно с вышки нырнул в пустоту,
И, наверно, от чувства полета
У него пересохло во рту.

Пусть мелькнет быстротечное лето,
Вспыхнет осень, придут холода,
Пусть придется увидеть полсвета, - вернешься сюда!

Мы начинаем урок по теме «Изучение размножения и развития птиц».

Учащиеся записывают тему урока.

На доске размещается эпиграф к теме - изречение Уильяма Гарвея

“Все – из яйца!”.



1

Гнездо лесной завирушки










  1. Рассказ учителя о жизнедеятельности птиц на основе опорных знаний, полученных на предыдущих уроках:

На предыдущем уроке мы узнали о том, что нервная система птиц по сравнению с ранее изученными нами классами позвоночных животных (рыбами, земноводными, пресмыкающимися) высоко развита. Этим мы объяснили большую сложность поведения птиц - выработка условных рефлексов. Но многие действия птиц являются врождёнными, инстинктивными. Таковы, например, особенности поведения, связанные с размножением: образование пары, постройка гнезда, насиживание яиц. Мелкие птицы становятся половозрелыми через несколько месяцев после вылупления из яйца, крупные – через несколько лет. Размножение происходит циклически под влиянием сезонных факторов: кормовых условий, длины светового дня. Для поддержания численности зимой птиц подкармливают, а весной вывешивают искусственные гнездовья.

Большинство птиц строят гнёзда самой разной формы. Образованию пар обычно предшествует длительный период ухаживания; самцы привлекают самок яркой окраской перьев и мелодичными трелями. Самцы многих птиц поют, устраивают турниры, Всё это называется токованием. Оно служит для привлечения самок, которые осуществляют, сидя в стороне, весьма непростой выбор. Размножению птиц предшествует сложная процедура образования пар (они обычно образуются на один сезон, лишь у крупных птиц пары образуются на много лет). В неволе птицы живут до 70 лет (филины); в естественных условиях продолжительность их жизни намного короче. Для сохранения редких птиц создаются заповедники, заказники, охраняемые территории. В нашей республике охраняются законом территории, где находятся на пролете редкие птицы – это Сараловский участок Волжско-Камского заповедника, расположенный в Лаишевском районе.

В наших умеренных широтах размножение птиц происходит весной, хотя и в разные сроки. Число яиц в кладке – от 1 до 20. Многие птицы насиживают отложенные яйца; у одних видов это делают самки, у других – самцы. Сохранению температуры яиц помогают и гнёзда, особенно если они сооружены над источниками вулканического тепла или в гниющей подстилке.

2. Демонстрация видеофрагмента с использованием видемагнитофона и учебного электронного издания «Биология 6-11 класс». После просмотра видеофрагмента учитель задает вопросы по содержанию темы.

Задание: дать характеристику выводковых и гнездовых птиц, привести примеры из просмотренного фрагмента.

Предполагаемые ответы учащихся - у одних – выводковых – птиц птенцы вылупляются из яйца зрячими, с оперением и быстро становятся самостоятельными, способными прокормить себя. У других – гнездовых – птенцы вылупляются слепыми, без оперения, они долго остаются в гнезде, нуждаясь в обогреве, корме и заботе родителей, часто остается лишь один самый крупный птенец. Примеры: выводковых - домашняя птица, гнездовых - кукушка.

Комментарии учителя к ответам учеников: У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Таких птиц называют выводковыми. Несмотря на самостоятельность, эти птенцы первые дни жизни всё же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери, так как не сразу их температура тела становится постоянной.

У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьёв, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птенцы называются гнездовыми. Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево. Когда птенцы станут лётными, кормление прекращается.

Кроме насиживания, кормления птенцов и их обогрева родители проявляют ещё разнообразные заботы о потомстве – чистка гнезда от экскрементов, совместная активная защита родительскими парами птиц своих гнёзд от врагов, часто даже превосходящих их силой.

3. Физкультминутка

4. Рассказ учителя о строении яйца птиц.

Оплодотворение у птиц внутреннее. Половая система самцов представлена парой семенников. У краёв семенников находятся придатки, от которых отходят длинные семяпроводы, открывающиеся порознь в клоаку. Половая система самок представлена хорошо развитым яичником и яйцеводом, открывающимся в клоаку. При спаривании половой продукт самца (сперма) впрыскивается в клоаку самки. В широкой воронке яйцевода происходит оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом. Образуется зигота, совершающая долгий путь по яйцеводу. За сутки зигота покрывается яйцевыми оболочками, претерпевает дробление с образованием зародыша. Зародышевый диск располагается на верхнем полюсе желтка, а на нижнем полюсе сосредоточен запас питательных веществ для развития зародыша. Белок выделяется особыми железами и медленно, слой за слоем он накладывается на желток. В узком отделе яйцевода яйцо покрывается двумя подскорлуповыми оболочками и тонкой плёнкой. На выходе из узкого отдела яйцевода яйцо делает длительную остановку около 5 часов. Яйцо увеличивается в размерах, набухает. Проходя через последний отдел яйцеводаскорлуповую железу, очень медленно формируется твёрдая скорлуповая оболочка. Скорлупа здесь приобретает характерную для каждого вида птиц окраску. Снаружи яйцо покрывается вдобавок ещё бактерицидной кутикулой. В таком виде через клоаку яйцо откладывается в гнездо.

^ IV. Лабораторная работа: «Изучение видовых особенностей и внутреннего строения яйца»

Цель работы: изучить строение куриного яйца.

Материалы и оборудование: Коллекция яиц (куриные, утиные, гусиные, перепелиные), свежее куриное яйцо (одно на стол), чашки Петри, пинцет, препаровальные иглы.

^ Ход работы:

На каждый стол раздается

  • Инструктивная карточка о ходе лабораторной работы с выполнением заданий;

  • коллекция яиц, которые принадлежат к разным видам птиц (куриные, утиные, гусиные, перепелиные).

Инструктивная карточка

1.Распределите яйца на группы и определите, к какому виду птиц они относятся. Запишите характерные признаки яиц в тетрадь.

2. Рассмотрите яйцо. Оно имеет правильную яйцевидную форму. Яйцо имеет два конца: тупой и заострённый. Снаружи оно одето прочной скорлупой (подумайте, зачем?). Вдобавок свежеснесённое яйцо покрыто бактерицидной кутикулой, препятствующей проникновению чужеродных микроорганизмов через скорлуповые поры внутрь яйца.

3. Осторожно расколите скорлупу яйца и вылейте его содержимое в чашку Петри. В центре яйца находится шарообразный желток, окружённый белком. Желток подвешен на особых эластичных канатиках – халазах. На верхнем полюсе желтка находится зародышевый диск (он всегда принимает данное положение за счёт поворачиваний желтка канатиками). Таким образом, зародыш всегда находится наверху, ближе к телу птицы.

4. Рассмотрите внутреннюю поверхность скорлупы. Найдите воздушную камеру. О чём свидетельствует размер воздушной камеры? При помощи препаровальной иглы отделите подскорлуповые оболочки от скорлупы и убедитесь в их наличии.

5. Зарисуйте все части яйца, подпишите названия структур.


^ V. Закрепление изученного материала.

Итак, начало размножения птиц – весна. Спариванию и откладке яиц предшествует сложный процесс образования пар. Яйцо птицы – сложная полуавтономная система, которая при свободном поступлении кислорода, удалении углекислого газа, бережном и равномерном испарении воды и обогревании наседкой обеспечивает успешное развитие эмбриона. Многие птицы проявляют разнообразные заботы о потомстве.

VI. Домашнее задание.

§ 45,46 прочитать и занести в словарь новые понятия; оформить ход лабораторной работы по схеме инструктивной карточки.


Литература

  1. Учебник для 7 класса авт. В.В.Латюшин

  2. Красная книга РТ

  3. Статья «Размножение птиц», журнал «Биология в школе», №5, 1989г.

  4. Учебное электронное издание «Биология 6-11 класс».

  5. «Открытые уроки по биологии 7-9 классы» Авторы-составители В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Издательство «Учитель», 2001г.




Похожие:

Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц» iconУрок биологии в 7-м классе по теме "Размножение, развитие и миграция рыб" Учитель биологии: Кривошеева Т. И
Цель урока: рассмотреть особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление...
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц» iconКвалификационной категории Немчина А. Н., учитель биологии высшей квалификационной категории Хлобыстова Н. З. Моу «Заволжская сош»
Способствовать выбору направления дальнейшего профильного обучения и профессиональной карьеры
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц» iconУчитель химии высшей квалификационной категории Савинова И. В., учитель биологии высшей квалификационной категории Хлобыстова Н. З. Моу «Заволжская сош»
Цель урока: показать взаимосвязь естественных наук, их значимость для наиболее полного изучения апк
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц» iconАвторы: учитель химии высшей квалификационной категории Савинова И. В. учитель биологии высшей квалификационной категории Хлобыстова Н. З. Моу «Заволжская сош»
...
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц» iconУрок по английскому языку в рамках конкурса «Учитель года-2011»
Учитель: Устюжанина Ольга Юрьевна учитель английского языка первой квалификационной категории, мбоу тогучинского района Горновской...
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц» iconРазработка урока по географии в 6-м классе по теме "Озера"
Составитель урока: учитель географии моу сош п. Учебный Ершовского района Саратовской области Молочко Наталья Ивановна, Почетный...
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц» iconУрок математики в 6-м классе
Н. С. Ковалева, учитель математики первой квалификационной категории, моу сош №32, г. Таганрог
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц» iconУрок биологии в 8 классе учитель моу «сош №12» Иноземцева М. В. 2009 год
Рефлекторная теория поведения Урок биологии в 8 классе учитель моу «сош №12» Иноземцева М. В. 2009 год
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нурминская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского района Республики Татарстан
Хабибрахманов Айрат Зиннатуллович – учитель информатики и математики I квалификационной категории
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц» iconУрок по биологии в 10 классе моу «Гимназия №6» Учитель биологии Танченко Татьяна Сергеевна
Закрепить умение готовить микропрепараты и обнаруживать особенности строения клеток растений, животных, грибов, выявлять черты их...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов